Логопедическое коррекционно-развивающее занятие в 1 классе "Дифференциация звуков /ч-щ/".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Чибисова Наталья Викторовна

Занятие предназначено для  учащихся 1 класса.  Задания все проводятся в игровой форме и направлены на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; слухового и зрительного внимания, памяти,  развитие речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков /ч-щ/40.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  Таловская СОШ

   

                                                                 

                                                                                   

                                                          РАЗРАБОТАЛА   И   ПРОВЕЛА

                        УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

                                   I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ   КАТЕГОРИИ

                                                     ЧИБИСОВА  НАТАЛЬЯ  ВИКТОРОВНА

2016

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ

ЗАНЯТИЕ    

(1 класс)

ТЕМА:  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ЗВУКОВ (Ч-Щ).

ЦЕЛИ:  учить детей различать  звуки (ч-щ) на слух, а буквы  ч и щ на письме; учить характеризовать звуки (ч-щ); познакомить с  артикуляцией этих звуков; учить  определять место звуков  (ч-щ) в словах; учить составлять предложения  из слов и по картинкам; учить обобщать; продолжить работу над словами-предметами, словами-действиями,

словами-признаками;

развивать слуховое внимание, память; зрительное внимание, память; логическое мышление; звукобуквенный анализ и синтез слов; расширять словарный запас детей; развивать устную и письменную речь; развивать общую и мелкую моторику;

воспитывать навыки контроля и самоконтроля; уважительное отношение друг к другу, умение слушать и слышать.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: домики ( с буквами и местоимениями  он,она,оно); наборное полотно;  предметные картинки  (овощи, животные, фрукты), кораблики со слогами; рисунок реки; сказочный  цветок; карточки с индивидуальными заданиями; сказочные герои ( Винни-пух, Пятачок, Буквоедик, Львёнок), солнышко, паровозик,  шнурки, фасоль, кофейные зёрна.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

Учитель-логопед:  

 Сядет тот, кто назовет мне любое  слово-действие.

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

     

Учитель-логопед: 

Посмотрите на доску и на  наборное полотно ( на доске-домики, на наборном полотне – картинки). Расселите жильцов  по домикам (помидор, огурец, лук, лиса, белка, яблоко).  Про каких жильцов    можно спросить «Кот это ?, («Что это?») и почему.

Учитель-логопед: 

Сейчас мы поиграем в игру: «Угадай предмет»

По описанию нужно   назвать предмет (например, коричневый, круглый, полезный, горький (лук)). Затем  один ученик описывает предмет, остальные угадывают его.  

Учитель-логопед: Назовите жильцов  домиков одним словом (фрукты, овощи, животные).

                         

b”      bˆ     

III. НОВАЯ ТЕМА.

Учитель-логопед: Ребята, чтобы узнать, с какими звуками мы сегодня будем работать, вы должны отгадать загадки:

  1. Она как змейка                    2.Два близнеца

В траве мелькнет                    Два братца

Хвост оборвет-                        На нос верхом садятся.

         Другой наживет.                      ( Очки).

         ( Ящерица).

Вывешиваются картинки

- Назовите 2-ые звуки в словах-отгадках. ( (щ-ч) ).

Характеристика звуков.

-Произнесите звуки ( щ, ч ). Они гласные или согласные? (Почему?) Звонкие или глухие? (Почему?) Твердые или мягкие?

Артикуляция звуков ( щ,ч ).

Дети работают с зеркалами.

При произнесении (Щ):

- губы – выдвинуты вперед, зубы видны и сближены;

- Язык  к   поднят к альвеолам, образуя с ним щель;

- воздушная струя идет посередине;

- мягкое  нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость;

- голосовые связки не напряжены, голос не образуется.

При произнесении (Ч):

- губы – округлены и выдвинуты вперед;

- зубы – не смыкаются;

- кончик языка  вместе со спинкой образуют смычку с верхними зубами или альвеолами; смычка  незаметно переходит в щель;

- воздушная струя идет посередине языка (струя короткая, как толчок);

- мягкое нёбо – поднято, прижато к  задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

- голосовые связки  не напряжены, голос не образуется.

Учитель-логопед: На письме эти звуки обозначаются буквами  Щ,Ч. 

- У вас на столах шнурки, фасоль, кофейные зёрна. Попробуйте   из шнурка сделать букву Ч.  Из фасоли или кофейных зёрен сделайте   букву Щ. (Задание выполняется под музыку).

- Давайте вспомним правила написания  ча-ща,  чу –щу.

(Слоги вывешиваются на доску).

IV. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  Щ-Ч.

Учитель-логопед: 

На доске паровозик.  На наборном полотне картинки. Поиграем  в игру: «Рассади  «пассажиров»  в нужные вагончики» (на одном вагончике – Ч, на другом – Щ). Укажите  место нахождения звуков (ч-щ) в словах

(врач, ученик, черепаха, ящик, щетка, плащ).

- Ребята, посмотрите на «пассажиров» Что вы заметили? Как

можно спросить про «пассажиров»  вагончика  Ч, Щ? (Кто это? Что это?)

- С любым из слов составьте предложение (дети составляют предложения).

Учитель-логопед:

 Ребята, угадайте, кто пришел к нам в гости? (звучит музыка из мультфильма «Львёнок и Черепаха»). У нас в гостях Львёнок. Он как и в песне на солнышке лежит. Давайте покажем ему, как мы хорошо справляемся на занятии с заданиями.

На доске волшебный цветок, солнышко, Львенок.

Учитель-логопед: 

Ребята, вы должны у солнышка взять по лучику ( на  лучиках  цифры), найти на кубике (кубик у учителя-логопеда)  такую же цифру, как на лучике.  Рядом с цифрой  - схема слова ( например,  _щ_     __  (щука)).

К схеме нужно подобрать картинку. Картинки на лепестках волшебного цветка. Их можно посмотреть тогда, когда вы угадаете загадки.

                             

ЗАГАДКИ.

1.Опасней всех в реке она              2.Из горячего колодца

Хитра, прожорлива, сильна.          Через нос водица льётся.

Притом такая злюка,                         (Чайник)

Конечно это ……..(щука)

 3.Двумя губами гвозди вынимает. ( Клещи)

4.На большой цветной ковер

Села эскадрилья.                        5.Вроде ёжика на вид,

То закроет, то раскроет             Но не просит пищи

Расписные крылья.                    По одежде пробежит

(бабочки)                                   И одежда  станет чище.  (Щётка)

6. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

V. ФИЗМИНУТКА.

Раз, два, три, четыре –

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре –

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку. ( Один ученик проводит разминку и проговаривает слова).

VI. СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ.

  1. Слуховой диктант.

Учитель-логопед:

- Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы должны записать только буквы (ч, щ).

Слова: качели, лещ, чеснок, крючок, площадь, тащу, точу

( ч, щ, ч, ч, щ, щ, ч.).

Учитель-логопед вывешивает на доску эти буквы. Дети должны придумать слова, в которых есть данные буквы, но не повторять тех, которые диктовал учитель-логопед.

  1. Игра: «Назови слово с другим звуком»                                                       

Плач – плащ, чёлка – щёлка, мчу –мщу.

(Разбираются значения слов. Дети дополняют предложения, начатые учителем-логопедом).

На вешалке висит бабушкин …………………(плащ)

В кабинете врача раздался громкий …… (плач)

На голове - ….  (чёлка), а в заборе - …….. (щёлка)

На самокате быстро …… (мчу), а врагам своим  -  не ………мщу.

3. Задания по карточкам (карточки индивидуальные).

Учитель-логопед:  Вы только посмотрите, дети, Буквоедик съел буквы в некоторых словах. Нужно списать предложения и вставить буквы ( ч, щ) в слова .

 

Физминутка « Птичка» ( под музыку).

Птичка крылышки сложила,

Птичка пёрышки промыла,

Птичка зёрнышки нашла

Птичка зёрнышки поела.

Птичка песенку попела,

Птичка крылышки раскрыла

Полетела, полетела.

VII. ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКОВ  ЧТЕНИЯ.

Звучит музыка. Дети должны угадать, кому они будут сейчас помогать (Винни-Пуху и Пятачку).

Учитель-логопед:

На улице весна. Герои сделали кораблики. Сейчас мы будем пускать их в море. Только пускать надо их парами, составляя из слогов слова. Один кораблик брать у Пуха, другой  -  у Пятачка

(вол-чок, ще-гол, шкаф –чик, да – ча, ро – ща, чу – лок).

(Дети выходят по одному к доске, составляют слова и запускают кораблики в море).  

   

11. ИТОГИ.

Учитель-логопед:

- Какие звуки мы сегодня изучали на занятии?

- Дайте характеристику этим звукам, где могут находиться в словах эти звуки?

Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Сегодня все хорошо работали. Занятие окончено, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

Интегрированное логопедическое коррекционно-развивающее занятие для детей с сложной структурой дефекта

ТЕМА: ВЕСНАЦЕЛЬ: актуализация словаря по теме «Признаки весны»ЗАДАЧИ: развитие слухового восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторикиОборудование: демонстрационный мате...

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процес...

Технологическая карта занятия (логопедическое коррекционно-развивающее занятие) в 1 классе

Тема занятия: Обозначение мягкости с помощью буквы «Ё».Лексическая тема: Домашние животные.Форма занятия: подгрупповое.Цель:  Формирование умения правильно обозначать на письме мягкие...

Программа логопедических коррекционно-развивающих занятий

Программа логопедических коррекционно-развивающих занятий  для 1-4 классов...

коррекционно-развивающие игры для автоматизации звуков у дошкольников

Представлены коррекционно-развивающие игры для автоматизации звуков у дошкольников...