Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Лексика: ветер, гром, гроза, радуга.

Оборудование:

Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Р]»

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Лексика: ветер, гром, гроза, радуга.

Оборудование:

Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р].

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сядь ровно, плечи расправь.

- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.

- Смотри на себя в зеркало.

- Делаем упражнения:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и  нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»  - Молодец, отдохни.

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:

1. «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).

2. «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).

3 «Грибочек»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).

  1. «Гармошка»: делаем все также, как и при выполнении упражнения «Грибочек», но открываем и закрываем рот (под счет до 10).

3) Мимическая гимнастика:

«Антошка в огороде»

 Между грядок я шагаю,

Ноги выше поднимаю.

Вот растѐт огурец:

 - Я сегодня молодец! подмигнуть 

Это капуста:

- Вот надела сто рубах, удивление

Захрустела на зубах.

 Мне кричит помидор:

- Я- красный И очень важный! гордость

Говорит картошка:

- Антошка, прячь-ка свою ложку.

Ты не стал меня копать,

Не буду тебя угощать. злость 

Устала эта репка И заснула крепко, крепко. закрыть глаза

III. Сообщение темы занятия.

- Отгадай загадки:

1. Пыль поднимает, деревья качает.

    Воет – завывает,

    С деревьев листья срывает,

    Тучи разгоняет, волны поднимает.    (Ветер)

2. Вот по небу мчится конь –

    Из-под ног летит огонь.

    Конь копытом бьет могучим

    И раскалывает тучи.

     Так он тяжело бежит,

     Что в низу земля дрожит.          (Гром)

3. Нашумела, нагремела,

    Все промыла и ушла,

    И сады и огороды

    Всей округе полила.           (Гроза)

4. Что за чудо – красота!

    Расписные ворота

    Показались на пути!..

    В них ни въехать, ни войти.     (Радуга)

- Что такое ветер, гром, гроза, радуга? (Природные явления)

- Когда эти природные явления бывают? (Весной, летом, осенью)

- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])

- Назови слова, в которых звук [Р] стоит:

    - в начале слова;

    - в середине слова;

    - в конце слова.

IV. Автоматизация изолированного звука.

- Посмотри на картинку и произнеси звук [Р], как будто бы рычит рысь (по-разному).

 По картинке ведет пальцем и произносит звук [Р] (плавно, прерывисто, медленно и т.д.)

V.  Характеристика звука.(пиктограмма)

- Когда мы произносим звук [Р]:

- в каком положении находятся губы? (в улыбке);

- а зубы? (их видно);

- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);

- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).

- Дай характеристику (акустическую) звука [Р]:

- звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый.

VI. Задание на развитие  фонематического слуха.

- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:

  • А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.

- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:

  • Ро, ры, су, ур, фо, до, па, Ра, ад, Ир, ил, ор, ол.

VII. Автоматизация звука [Р] в слогах.

- произнеси столько слогов со звуком [Р], сколько я прохлопаю (4 раза)

- Повтори цепочку слогов:

Ро-Ру-Ро                 ИР-уР-иР                Кро – гро                                                            

Ра- Ра-Ры                оР-яР-оР                Трэ - дрэ

- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):

         О              Я                                    Э

Р       А              И          Р            Р         Ы

              У              Ы                                    О

VIII. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях:

- Посмотри на картинки, назови их.

- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение. 

IX. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])

- Дай характеристику звука [Р].

- Вспомни и назови слова с этим звуком.

Отмечается работа ребенка на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ш] в предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 2-3 классов...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука С в слогах".

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Л в слогах"

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Л в слогах"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Р]"

Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук [Р] в речи. Задачи:Коррекционно-образовательные: продолжать выраб...