«Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников»
статья по логопедии (2 класс) на тему
Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников
В последнее время резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении. Часто встречающиеся проблемы школьников - это нарушений чтения и письма, сочетающиеся с эмоциональными и поведенческими расстройствами. В настоящее время большинство детей имеют логопедическое заключение – дислекия и дисграфия. Как показывает опыт, это смешенные формы нарушений. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Её механизмы связаны с образованием динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинестетических составляющих. Письмо – самый сложный вид деятельности; это полиморфная интегрированная деятельность головного мозга, т.е. системное взаимодействие всех мозговых структур, которые должны быть достаточно зрелыми для обеспечения данного процесса[3].
При смешенных формах нарушений чтения и письма наиболее эффективна комплексная коррекция речевых расстройств. Подбор упражнений основан на двух основных подходах: преодоление нейродинамических проблем через «насыщение ребенка активностью» и использование внешних опор для опосредования регуляторных функций. Задания направлены на активизацию энергетического потенциала ребенка, повышение нейродинамических показателей и стимуляцию межполушарного взаимодействия, как средств профилактики и коррекции нарушений речи [8].
Процесс нормализации речи стоит строить с учетом общедедактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Связь речи с другими сторонами психического развития, раскрывающими зависимость формирования отдельных речевых компонентов от состояния других психологических процессах, лежит в основе воздействия на психологические особенности детей с дисграфией, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности . (Р.Е. Левина)
Одна из задач, которая встаёт перед логопедами - это поиск новых, более эффективных способов коррекции. Одним из таких методов является использование световых планшетов, так как он является доступной формой воздействия и имеет в руках специалиста особое развивающее влияние на ребёнка.
На своих занятиях я использую световой планшет, как один из методов коррекции письменной речи. Письмо (рисование) на световом планшете я начитаю с обводки трафаретов. Трафареты я подбираю по тематическому планированию (фрукты, овощи, животные и т.д.). Затем, мы прописываем простые слова или имена знакомые ребёнку. И только потом мы переходим к прописыванию слов, которые содержат буквы и звуки, вызывающие сложность в восприятии конкретного ребёнка.
Планшет накапливает свет от искусственного или естественного источника освещения и затем некоторое время светится при приглушенном свете, постепенно затухая. Яркость свечения можно регулировать за счет длительности свечения, а толщину линии можно регулировать удалением светового маркера от планшета.
Занятия могут проводиться как индивидуально, так и группой. Приглушенный свет успокаивает гиперактивных детей, которые устали под конец урока. Само рисование и прописывание на световом планшете очень завораживает детей, они более включены в работу и восприятие материала идёт на высоком уровне. Все эти увлекательнейшие процессы поглощают внимание ребенка и стимулируют творческий интерес.
Помимо логопедической коррекции, рисование светом помогает решать такие задачи, как:
· ребята развивают образное и логическое мышление, воображение и интеллект, раскрывают свои творческие способности.
· занятия развивают личностные качества: усердие и внимательность, умение доводить начатое до конца, ответственность, упорство и силу воли.
· уроки формируют эстетический вкус и культуру зрительного восприятия, развивают внимательность, наблюдательность, навыки общения.
· занятия дают глубокий терапевтический эффект: воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, его способность выражать свои эмоции и мысли, развивают самоконтроль, внутренний баланс, уравновешенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melnikova_a.l._statya.docx | 254.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников»
Подготовила: учитель-логопед Мельникова Анастасия Львовна, г. Пермь, Пермский край
Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников
В последнее время резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении. Часто встречающиеся проблемы школьников - это нарушений чтения и письма, сочетающиеся с эмоциональными и поведенческими расстройствами. В настоящее время большинство детей имеют логопедическое заключение – дислекия и дисграфия. Как показывает опыт, это смешенные формы нарушений. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Её механизмы связаны с образованием динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинестетических составляющих. Письмо – самый сложный вид деятельности; это полиморфная интегрированная деятельность головного мозга, т.е. системное взаимодействие всех мозговых структур, которые должны быть достаточно зрелыми для обеспечения данного процесса[3].
При смешенных формах нарушений чтения и письма наиболее эффективна комплексная коррекция речевых расстройств. Подбор упражнений основан на двух основных подходах: преодоление нейродинамических проблем через «насыщение ребенка активностью» и использование внешних опор для опосредования регуляторных функций. Задания направлены на активизацию энергетического потенциала ребенка, повышение нейродинамических показателей и стимуляцию межполушарного взаимодействия, как средств профилактики и коррекции нарушений речи [8].
Процесс нормализации речи стоит строить с учетом общедедактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Связь речи с другими сторонами психического развития, раскрывающими зависимость формирования отдельных речевых компонентов от состояния других психологических процессах, лежит в основе воздействия на психологические особенности детей с дисграфией, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности . (Р.Е. Левина)
Одна из задач, которая встаёт перед логопедами - это поиск новых, более эффективных способов коррекции. Одним из таких методов является использование световых планшетов, так как он является доступной формой воздействия и имеет в руках специалиста особое развивающее влияние на ребёнка.
На своих занятиях я использую световой планшет, как один из методов коррекции письменной речи. Письмо (рисование) на световом планшете я начитаю с обводки трафаретов. Трафареты я подбираю по тематическому планированию (фрукты, овощи, животные и т.д.). Затем, мы прописываем простые слова или имена знакомые ребёнку. И только потом мы переходим к прописыванию слов, которые содержат буквы и звуки, вызывающие сложность в восприятии конкретного ребёнка.
Планшет накапливает свет от искусственного или естественного источника освещения и затем некоторое время светится при приглушенном свете, постепенно затухая. Яркость свечения можно регулировать за счет длительности свечения, а толщину линии можно регулировать удалением светового маркера от планшета.
Занятия могут проводиться как индивидуально, так и группой. Приглушенный свет успокаивает гиперактивных детей, которые устали под конец урока. Само рисование и прописывание на световом планшете очень завораживает детей, они более включены в работу и восприятие материала идёт на высоком уровне. Все эти увлекательнейшие процессы поглощают внимание ребенка и стимулируют творческий интерес.
Помимо логопедической коррекции, рисование светом помогает решать такие задачи, как:
- ребята развивают образное и логическое мышление, воображение и интеллект, раскрывают свои творческие способности.
- занятия развивают личностные качества: усердие и внимательность, умение доводить начатое до конца, ответственность, упорство и силу воли.
- уроки формируют эстетический вкус и культуру зрительного восприятия, развивают внимательность, наблюдательность, навыки общения.
- занятия дают глубокий терапевтический эффект: воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, его способность выражать свои эмоции и мысли, развивают самоконтроль, внутренний баланс, уравновешенность.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2004. - с. 779 - 783.
2. Безруких М.М. Особенности развития познавательных функций у учащихся 9 - 10 лет, имеющих трудности письма / М.М. Безруких, С.П. Ефимов, С.К. Хромова // Школа здоровья. - М.: РОО «Образование и здоровье», 2001. № 4. - с. 39 - 44.
3. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. - М.: Астрель: Хранитель, 2007. – с. 127.
4. Выготский Л. С. В92 Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984. – с. 50.
5. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Нейропсихологические особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности // В. М. Бехтерев и современная психология. - Вып. 3. - Т. 2. - Казань, 2005.
6. Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б.Иншакова. Принципы и методы коррекции нарушений речи. - СПб., 1997. - с. 75 - 82.
7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, с. 2002 – 128.
8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. - М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений
В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...
Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...
Представление собственного инновационного педагогического опыта.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...
Упражнения на закрепление оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников «Расшифруй словарное слово».
Представленные дидактические материалы могут быть использованы логопедами на занятиях по устранению конкретных оптико-кинетических ошибок, учителями начальных классов на уроках русского языка в качест...
Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.
Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях....
Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников...