«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
статья по логопедии

 Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ  С ТНР»

Юрченко Ю.Ю.

Чистая правильная речь - одно из важнейших условий нормального развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, может выразить свои желания, мысли. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

         Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры  слов, фонематического слуха и восприятия,  понимание обращенной речи также не достаточно.

Как показывает практика, неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических  процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; при относительной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Так же обращает на себя внимание то, что у детей с ТНР при условии регулярного коррекционно-логопедического воздействия успешно формируются произносительные навыки (правильная артикуляции звуков; слоговая структура слов), но нарушения лексико-грамматического строя при этом остаются устойчивыми и трудно поддаются коррекции.

          Исходя из этого всё более актуальным становится поиск междисциплинарных методик изучения и коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, включающих в себя приёмы для исследования и устранения сопутствующих нарушений в двигательной, перцептивной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребёнка. Обучая детей со сложным дефектом необходимы особые вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс коррекционно-логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи. Такими вспомогательными средством являются нейропсихологические игры.

     Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия.

    Неоспоримые достоинства использования нейропсихологических игр  в работе по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников с ТНР состоит в том, что:

- нейропсихологические игры способствуют преодолению имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих, недостаточности ВПФ;

-включение нейропсихологических методик не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, способствуя эффективному формированию грамматического строя речи и успешному преодолению ТНР;

-нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе.

Приведу описание некоторых игровых приемов и способов, применяемых в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи:

1.        Д/и «Картинки-половинки»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

-        формировать умение образовывать форму сущ. Р.п. ед.ч.

-        развивать зрительное внимание и восприятие;

-        развивать графомоторные навыки.

Описание        игры: На листе бумаги изображены фрагменты предметов (половинки). Ребёнок соединяет половинки и проговаривает: это половина дома, это половина банана, это половина дома; это половина банана; это половина лимона; это половина мячика и т.д.

2.        Д/и «Тени»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

-  развивать зрительное внимание и восприятие.

- снять психологической нагрузки.

Описание игры: На листе бумаги нарисованы предметы и их силуэтные изображения. Ребёнок соединяет предмет с его тенью, проговаривает: это тень собаки: это тень петуха; это тень мухи и т.д. Предварительно ребёнку необходимо объяснить значение слова тень. Игру можно усложнить, показав ребёнку только силуэтные изображения и предложив догадаться, тени каких предметов он видит.

3. Д/и «Найди отличия»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

- развить фонематическое восприятие и слуховое внимание, мышление.

-        формировать навык употребления сущ. Р.п. ед.ч. с отрицанием «нет»;

-        совершенствовать навык образования сущ. И.п. мн.ч.;

-        развивать зрительное внимание.

Описание игры: Ребёнку предлагают сравнить 2 сюжетных картины, найти отличия. Проговаривать: Тут птичка. Тут нет птички. Тут дом. Тут нет дома. Тут пуговка. Тут нет пуговки.

4. Д/и         «Разрезные картинки».

Цель: Формирование умения образовывать форму сущ. В.п. ед.ч. с нулевым окончанием, с окончаниями –у; -а;

Задачи:

- развить межполушарные связи;

- развивать зрительное восприятие, зрительную память;

Ход: Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации. (посмотри, что ты видишь? Я вижу майку, булку и тд.)

В завершении следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологических играх , положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости,  памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное  развитие ре...

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...

«Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для обучающихся 2-4х классов с СНР (УО)

В последние время увеличилось количество поступивших воспитанников, имеющих нарушения речевого развития, обусловленные легкой степенью умственной отсталости. Данное недоразвитие речи принято относить ...

Использование игр с предметами по развитию лексико-грамматического строя речи с младшими школьниками с ОВЗ

Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционныхобразовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы сдошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми...

Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи

Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...