«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
статья по логопедии
Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
Юрченко Ю.Ю.
Чистая правильная речь - одно из важнейших условий нормального развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, может выразить свои желания, мысли. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия, понимание обращенной речи также не достаточно.
Как показывает практика, неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; при относительной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Так же обращает на себя внимание то, что у детей с ТНР при условии регулярного коррекционно-логопедического воздействия успешно формируются произносительные навыки (правильная артикуляции звуков; слоговая структура слов), но нарушения лексико-грамматического строя при этом остаются устойчивыми и трудно поддаются коррекции.
Исходя из этого всё более актуальным становится поиск междисциплинарных методик изучения и коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, включающих в себя приёмы для исследования и устранения сопутствующих нарушений в двигательной, перцептивной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребёнка. Обучая детей со сложным дефектом необходимы особые вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс коррекционно-логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи. Такими вспомогательными средством являются нейропсихологические игры.
Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия.
Неоспоримые достоинства использования нейропсихологических игр в работе по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников с ТНР состоит в том, что:
- нейропсихологические игры способствуют преодолению имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих, недостаточности ВПФ;
-включение нейропсихологических методик не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, способствуя эффективному формированию грамматического строя речи и успешному преодолению ТНР;
-нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе.
Приведу описание некоторых игровых приемов и способов, применяемых в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи:
1. Д/и «Картинки-половинки»
Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;
Задачи:
- формировать умение образовывать форму сущ. Р.п. ед.ч.
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать графомоторные навыки.
Описание игры: На листе бумаги изображены фрагменты предметов (половинки). Ребёнок соединяет половинки и проговаривает: это половина дома, это половина банана, это половина дома; это половина банана; это половина лимона; это половина мячика и т.д.
2. Д/и «Тени»
Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;
Задачи:
- развивать зрительное внимание и восприятие.
- снять психологической нагрузки.
Описание игры: На листе бумаги нарисованы предметы и их силуэтные изображения. Ребёнок соединяет предмет с его тенью, проговаривает: это тень собаки: это тень петуха; это тень мухи и т.д. Предварительно ребёнку необходимо объяснить значение слова тень. Игру можно усложнить, показав ребёнку только силуэтные изображения и предложив догадаться, тени каких предметов он видит.
3. Д/и «Найди отличия»
Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;
Задачи:
- развить фонематическое восприятие и слуховое внимание, мышление.
- формировать навык употребления сущ. Р.п. ед.ч. с отрицанием «нет»;
- совершенствовать навык образования сущ. И.п. мн.ч.;
- развивать зрительное внимание.
Описание игры: Ребёнку предлагают сравнить 2 сюжетных картины, найти отличия. Проговаривать: Тут птичка. Тут нет птички. Тут дом. Тут нет дома. Тут пуговка. Тут нет пуговки.
4. Д/и «Разрезные картинки».
Цель: Формирование умения образовывать форму сущ. В.п. ед.ч. с нулевым окончанием, с окончаниями –у; -а;
Задачи:
- развить межполушарные связи;
- развивать зрительное восприятие, зрительную память;
Ход: Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации. (посмотри, что ты видишь? Я вижу майку, булку и тд.)
В завершении следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологических играх , положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости, памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.
В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие ре...
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ
Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...
«Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для обучающихся 2-4х классов с СНР (УО)
В последние время увеличилось количество поступивших воспитанников, имеющих нарушения речевого развития, обусловленные легкой степенью умственной отсталости. Данное недоразвитие речи принято относить ...
Использование игр с предметами по развитию лексико-грамматического строя речи с младшими школьниками с ОВЗ
Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционныхобразовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы сдошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми...
Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи
Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...