Использование игр с предметами по развитию лексико-грамматического строя речи с младшими школьниками с ОВЗ
статья (4 класс)

Нови Светлана Лазаревна

Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных
образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с
дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с ОВЗ.

Усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения
детей, имеющих общее недоразвитие речи. Поскольку лексико-грамматические
конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их
формированию следует уделить особое внимание в коррекционной работе.

Предлагаем вам познакомиться с одними из популярных игр по развитию лексико-
грамматического строя речи дошкольников с ОВЗ, большинство из которых не требуют
финансовых затрат. Но в тоже время являются очень интересными, яркими и позволяют
действовать с предметами детям в возрасте от 6 до 11 лет. Постепенно, в зависимости от
успехов и возраста детей игры можно усложнять. Например, увеличить количество
предметов, задавая более сложные вопросы и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:


Использование игр с предметами по развитию
лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОВЗ
Практический опыт работы педагогов школьных коррекционных
образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с
школьниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с ОВЗ.
Усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения
детей, имеющих общее недоразвитие речи. Поскольку лексико-грамматические
конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их
формированию следует уделить особое внимание в коррекционной работе.
Предлагаем вам познакомиться с одними из популярных игр по развитию лексико-
грамматического строя речи школьников с ОВЗ, большинство из которых не требуют
финансовых затрат. Но в тоже время являются очень интересными, яркими и позволяют
действовать с предметами детям в возрасте от 6 до 11 лет. Постепенно, в зависимости от
успехов и возраста детей игры можно усложнять. Например, увеличить количество
предметов, задавая более сложные вопросы и т.д.
Домик с окошечками
- Учим названия объемных геометрических фигур.
- Закрепляем знание цветов, соотносим силуэт.
- Описываем фигуру (легкая, мягкая, синяя, пищащая пирамида)
- Считаем (все пирамиды, все прозрачные или тканевые фигуры и т.п.)- Развиваем мелкую
моторику.
- Развиваем слуховое восприятие (мягкие и прозрачные фигуры имеют свое звучание)
«Толстый-тонкий»
Цель: Различие наглядно предъявленных
предметов по противоположным признакам с
использованием антонимов.
Образец: Карандаш тонкий, а трубка толстая,
верѐвка длинная, а шнурок короткий.
Ребенку дают несколько предметов и предлагают
разложить на две группы по противоположным
признакам, например, в одну группу – толстые (веревка, палка, свеча и т. п., а в другую –
тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.). Ребенок называет антонимические признаки
вслух, может также изобразить их жестами
Автор-
составитель:
Учитель-логопед Канцер
Анастасия Евгеньевна, учитель-
логопед МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида No 62
«Аленький цветочек» г. Котлас

8
«Зопарк»
Назови животных, которые потерялись. Рассели их по
клеткам, проговаривая:
- Медведь живет на третьем этаже.
- Кто живет в центре зоопарка? (Обезьянки) Посчитай их
(одна обезьяна,... пять обезьян), А кто поселился в правом верхнем
углу?
- Кто детеныш у льва?
- Послушай и угадай чей это голос? (ответь полным
предложением)
-Отгадай загадку или Кого я загадала? (Ползает и шипит)
«Береза»
Позволяет наглядно и тактильно следить за явлениями природы. С детьми
проводятся беседы о том:
- Как называется дерево?
- Какая береза?
- Назови, что есть у березы?
- Что с ней происходит зимой, весной? (
-Посмотри, на нашу березу прилетели птицы? Каких ты
знаешь птиц?
- Давай их посчитаем (Один голубь, два голубя,... пять
голубей)
- Назови части тела у сороки.
- Как голос подает ворона?
Упражнения:
- на дыхание «Сдуй снежинку, листочек»
- на ориентировку в пространстве «Дотянись правой рукой до верхней веточки»
- на развитие памяти «Посмотри и запомни, Что изменилось?»
«Что в мешочке»
Каждый мешочек выполнен в разном цвете, мешочки отличаются по фактуре и
подвешены на разной ширины ленточках. Так чтобы ребенок мог свободно подойти и
потрогать любой из мешочков, сравнить их: на вес, цвет, угадать что внутри, услышать
определенный звук и тд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие грамматического строя речи у младших школьников

курсовая работа по методике преподавания русского языка...

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР

Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....

Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.

Рекомендации по формированию грамматического строя речи у младших школьников...