Логопедическое занятие "Звуки С и З" (3 класс)
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Материал содержит конспект и слайдовую презентацию занятия по дифференциации звуков С и З  в 3 классе коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zvuki_s_i_z_10._2020g.ppt2.82 МБ
Microsoft Office document icon zvuki_s_i_z_10._2020g.doc36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 1 2 3 4

Слайд 3

с з губы язык Воздушная струя голос З З Н Н

Слайд 4

с з + + + _ З З Н Н

Слайд 5

Картинку назови, букву подними

Слайд 6

Что за буква светится в небе ярким месяцем? З 3 Буква З и цифра 3 Как родные две сестры. Ты внимательно смотри – Пишем З как цифру 3.

Слайд 7

а о с з и е з с Составь и прочитай слоги и звукосочетания

Слайд 8

Графическая схема слова. Снегири сне – ги – ри с___ ___ ___

Слайд 9

Читаю слово Повторяю его по слогам Считаю слоги Рисую столько же чёрточек Определяю место звука Обозначаю буквой 1 – морозы, сани, синица, снежок , зима , заносы 2 – позёмка, снеговик, снежинки, зимовка, снегири, разрисовал

Слайд 10

Выбери из скобок нужный согласный ( З,с )акончилась ( з,с )олотая о( з,с )ень. Деревья о( з,с )тали( з,с )ь без ли( з,с )тьев. ( З,с )овсем ( з,с )коро на( з,с )тупит моро( з,с )ная ( з,с )има.



Предварительный просмотр:

10.2020г

Логопедическое занятие «Звуки С и З» (3 класс)

Цели:1) закреплять у учащихся знания о сходстве и различии звуков С и З, их графических образов,

учить дифференцировать С и З в словах и предложениях,

2)Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематические процессы, слоговой анализ, мышление, память,

Активизировать словарь по теме «Зима»,

3)Воспитывать собранность, позитивный настрой на результат учебной деятельности, интерес к природным явлениям,

 

Оборудование: слайдовая презентация, индивидуальный раздаточный материал, звуковые линейки

Ход занятия

  1. Организационный момент.

-проверка готовности к занятию

-рапорт дежурного

  1. Подготовительный этап.

а) ориентировка в текущем моменте.

-Как называется урок?

-Чем занимаются дети на уроках логопедии?

-психологический настрой на успешную работу (анализ параметров успешности – табличка «оценка 5»)

б) знакомство с планом  занятия

Речевая разминка

Найди четвёртый лишний

Слушаем стихотворение

Анализируем и сравниваем звуки

Работаем с буквами

Читаем слоги

Различаем звуки в словах

Работаем с предложениями

в) речевая разминка (чистоговорки)

-Помочь чисто и выразительно говорить на уроке нам помогут чистоговорки. Каждую новую рифмовку первый раз произношу я, вы внимательно слушаете, а второй раз произносим вместе.

          Ок – ок – ок – начинается урок

          Ать – ать – ать – не будем время мы терять

          Аш – аш – аш – проверим ручку, карандаш

          Ик – ик – ик – и, конечно же, дневник.

г) задание «Четвёртый лишний»

- Напомните, какое время года завершается на календаре?

- На какое время года с каждым днём становится похожа осень?

Зиме не терпится вступить в свои права, и не только в природе, но и на нашем уроке. И сегодня вам предстоит выполнить интересные «зимние» задания.

Сегодня вы разделитесь на две группы, и для каждой группы задания будут свои (логопед распределяет детей по степени самостоятельности в работе по группам – более и менее сильные).

- А сейчас определите на картинках, какой предмет лишний.(1 группа – варианты уборки улиц зимой и осенью, 2 группа – виды осадков зимой и осенью)

(Учащиеся объясняют свой выбор)

  1. Сообщение темы.

Логопед обращает внимание детей на отсутствие записанной на доске темы. Затем предлагает прослушать стихотворение.

 На стекло Оксана дышит и в своей тетрадке пишет:

«Зайка по снежку скакал, для лисы следы петлял.

Перепутались они, ну, попробуй, догони!»

- Ответьте, про кого пишет Оксана?

- Что запутывал, петлял зайка, чтобы не попасться в лапы лисе?

Назовите первые звуки в словах «зайка», «следы».

- Сегодня мы продолжим учиться различать звуки С и З в устной речи и на письме, чтобы не путать их. (На доске записывается тема «Звуки С и З».)

Логопед знакомит с целями учащихся на занятии:

Вспомним: сходство и различие звуков С и З

Будем учиться: различать звуки С и З, буквы С и З в слогах, словах и предложениях

  1. Работа по теме.

1) анализ и сравнение артикуляции звуков С и З.

Учащиеся получают индивидуальные карточки со «звуковыми домиками». В этих карточках дети дифференцированно вносят сведения о сходстве и различиях сравниваемых фонем условными обозначениями:

- 1 группа – самостоятельно заполняют все окошки,

- 2 группа – варианты для разных детей: только строку с отличием,  строки со сходствами.

После  завершения работы с индивидуальными карточками логопед предлагает выполнить взаимопроверку в парах, опираясь на демонстрационный слайд.

- Что вы выполняли сейчас?

- А теперь сравните эти звуки, определите, чем они похожи и чем отличаются. Дополните свои звуковые домики плюсами и минусами.

(Для выполнения самопроверки дети сравнивают свои записи с демонстрационным слайдом.)

- Чего больше – сходства или различий?

- Произнесите звуки по очереди – С-З. Вспомните, что образуют эти звуки между собой.

-«Поселите» эти звуки на звуковой линейке.

Почему они согласные?

Твёрдые или мягкие? Есть ли пары?

Звонкие или глухие?

2) Развитие фонематического слуха (дифференциация С и З в словах с сигнальными карточками).

У детей  4 сигнальных карточки (синие С, З; зелёные С ,З)

На демонстрационном слайде изображения различных предметов, в названиях которых есть С или З.

Логопед курсором указывает на картинку, дети,  в соответствии с порядковым расположением за партами, называют картинку и поднимают сигнальную карточку с нужным обозначением фонемы.

Картинки:

снег, санки, звезда, снегирь, носки, заяц, зима.

3) Соотнесение с буквами.

Логопед раздаёт учащимся индивидуальные карточки с вариантами заданий на выделение графем С и З.

1 группа – найти и подчеркнуть буквы С (двумя чертами) и З (одной чертой) среди других букв,

2 группа – обвести простым карандашом правильно написанные буквы С, ручкой – буквы З.

                                           Физминутка  (логоритмическое упражнение)

Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было её.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали,

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером,

На первый он уселся смело.

А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.

Лицо украсили морковкой

И угольками вместо глаз,

Прорисовали ротик ловко

Смотрели в профиль и анфас.

4) Чтение буквосочетаний и слогов

- Вы вспомнили буквы, которыми обозначаются на письме звуки С и З. А сейчас составим и прочитаем с этими буквами различные слоги и звуковые сочетания. (На слайде демонстрируются слоговые схемы с «лучиками». Логопед перемещает указку по ним в различных направлениях, а дети следят за движениями указки и прочитывают получившиеся слоги и буквосочетания.) Дети читают по группам.

- Как звучат согласные в слогах первой схемы?

- А в слогах второй схемы?

         5) Работа в тетради.

- Мы продолжим учиться различать С и З в словах. Приготовьте тетради. Откройте их.

- Выполним разминку для пальцев.  Вспомним  любимое зимнее развлечение  - игру в снежки. Набираем руками снег (имитация действий), плотно сжимаем его (энергичные сжимающие движения пальцев), скатываем его (движения кистей сцепленными пальцами), размахиваемся и бросаем свой снежок!

- Запишите сегодняшнее число, под ним – тему занятия.

- Зашифруйте слова со звуками С и З в виде графических схем.

Вспомним, как мы составляем графические схемы слов. Вам поможет самостоятельно выполнить это  алгоритм, или, порядок выполнения действий. Прочитаем его по пунктам. Слова для анализа так же будут разными для обеих  групп. (самостоятельное выполнение)

- Назовите слова, в которых встретились оба звука.

- Молодцы. А теперь ответьте, что мы можем составлять из слов? Правильно, предложения. Внимательно посмотрите на доску. Что необычного вы видите в предложениях? Верно, нужно выбрать из скобок пропущенный согласный С или З. (Каждому учащемуся предлагается прочитать по одному предложению, выбирая подходящий звук.)

1.(З,с)акончилась (з,с)олотая  о(з,с)ень.                                             -для детей 1 гр

   

2. Деревья  о(з,с)тали(з,с)ь без ли(з,с)тьев.

3. (З,с)овсем  (з,с)коро на(з,с)тупит моро(з,с)ная  (з,с)има.

Логопед даёт учащимся индивидуальные карточки с предложениями, где нужно дополнить слова пропущенными согласными С и З, вставить пропущенные слова, подчеркнуть С и З.

Варианты заданий:

  1. Спиши предложения. Выбирай из справок пропущенные слова. Вставляй пропущенные С или З.

Пришла суровая __________ и засыпала всё __________.

Зимой стоят сильные _________.

Сегодня будет десять ___________ мороза.

(Слова для справок:  градуов,  има, негом,  мороы)

  1. Спиши предложения. Вставляй пропущенные С или З.

Натупила  мороная   има.  

амёрли  пруды и реки.

ина  и вета  вяли  анки и пошли на горку.

Не   трашны  им  мороы.

  1. Спиши предложения. Подчеркни одной чертой З, двумя чертами З.

Наступили сильные морозы. Землю засыпало снегом. Застывший лес словно уснул. Звери и птицы спрятались от мороза.

  1. Спиши предложения. Вставляй пропущенные С или З.

На улице   …тало  холодно.   …нег покрыл  …емлю,  деревья и ку…ты.   Моро…ы разри…овали  у…орами   …тёкла.  В…е рады  …име!

После выполнения учащиеся читают полученные записи.

  1. Подведение итогов занятия.

- По какому признаку согласные С и З образуют пару?

- Чего больше у этих звуков – сходств или различий?

- Какими буквами обозначаются эти звуки?

Анализируется работа каждого учащегося  по степени его активности, и выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ

Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1-4 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С ОНР И ЗПР

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психическ...

Методическая разработка индивидуально- подгруппового логопедического занятия для 2-го коррекционного класса «Дифференциация звуков Р-Л»

Логопедическое занятие по теме: « Дифференциация звуков Р-Л»Цели занятия:- обогащать и систематизировать словарный запас;- упражнять в согласовании числительных с существительными;- формировать умение...

конспект открытого логопедического занятия по теме СИНОНИМЫ 2 класс

конспект логопедического занятия по теме СИНОНИМЫ, проведенного с обучающимися 2класса...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР) " Домашние животные"

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР)Тема «Домашние животные».Составление предложений и словосочетаний.Цель: развитие связной речи через составлени...