конспект открытого логопедического занятия по теме СИНОНИМЫ 2 класс
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Гусева Ольга Николаевна

конспект логопедического занятия по теме СИНОНИМЫ, проведенного с обучающимися 2класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию речи (2 класс)

Учитель-логопед: Гусева Ольга Николаевна

Тема занятия: Синонимы

Тип занятия: комбинированный

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе диалога;

- подбирать слова-синонимы к тексту;

- осуществлять самоконтроль при списывании слов посредством орфографического чтения.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

   Коммуникативные    УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной речи;

слушать и понимать речь других.

    Познавательные УУД:

уметь анализировать объекты;

выделять общие признаки;

формулировать понятие;

сравнивать объекты (находить общее и отличия);

обобщать;

контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

   Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Цели и задачи:

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать эмоциональное восприятие нового материала, слухоречевую  память, слуховое и зрительное внимание;
  2. Учить видеть оттенки значений слов и дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков;
  3. Обогащать словарный запас в рамках  лексической темы «Зима»;
  4. Формировать навык самостоятельного построения связного высказывания;

Образовательные:

  1. Активизировать знания учащихся в области лексикологии, уточнить и обобщить знания детей о синонимах;
  2. Формировать умения работать с  синонимами в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;
  3. Закрепить знания о частях речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к обучению, любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к изучению русского языка;
  2. Формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
  3. Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
  4. Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь.

Основные понятия: синонимы

Методы, приемы:

Ресурсы:

  • Интерактивная доска
  • Презентация на компьютере учителя
  • Карточки с текстом
  • Приглашение в путешествие
  • Снежинки с домашним заданием
  • Цветные карандаши

Этапы работы

Содержание этапа

Ответы детей

1.

Организационный момент.

Цель данного этапа:создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы занятия и создать условия для успешной реализации намеченных целей.

Наконец-то, наступила зима.

Слайд 1

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Слайд 2

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Слайд 3

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.        

2.

Актуализация знаний, выход на тему.

Цель данного этапа для учеников: повторить изученные понятия.

Цель данного этапа для учителя: создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся по теме "Синонимы»

- Ребята, что это? Такое красивое! Это, наверное, нам с вами! Прочитай, Дима, пожалуйста.

- Давай я прочитаю загадку, чтобы все услышали.

Белые кони мчат по земле.

Белые кони расскажут мне:

Что в серебристой карете — царица,

Она белокожа и белолица.

Взмахом руки посылает метели,

Чтобы всю землю снегом одели...

- Как же зовут эту волшебницу? А еще? Слайд 4

- А нас пригласила Волшебница-Зима!

- Принимаем приглашение? Собираемся в путешествие?

- А какими должны быть путешественники?

- Вот с этим багажом мы и отправляемся с вами в путь!

Слайд 5

- По узкой тропинке идти трудно. А ёлочки растут прямо на дороге. Чтобы пропустили нас колючие стражницы, надо выполнить задание. (Клик)

- Прочитайте слова. (Клик)

- Разделите слова на 3 группы.

- Назовите группы слов, которые вы выделили.

- Прочитайте слова 1 группы.

- Кто может объяснить значение слов пурга, вьюга?

- Что вы можете сказать о данных словах?

- Прочитайте слова 2 группы.

- Кто может объяснить значение слов студёная, морозная?

- Что вы можете сказать о данных словах?

- Прочитайте слова 3 группы.

- Кто может объяснить значение слов сыплется, летит?

- Что вы можете сказать об этих словах?

Приглашение в зимнее путешествие.

Снежная королева. Зима.

Должны быть дружными, умными, внимательными.

Дети работают самостоятельно.

- сильная низовая метель;

- сильная метель, снежная буря;

- очень холодный, пробирающий холодом;

- очень холодный, студёный, бывающий при морозе;

- разлетаться в разные стороны;падать, рассыпаясь;

- передвигаться по воздуху.

3.

Сообщение темы занятия. Целеполагание.

- Кто знает, как называются такие слова?

Слайд 6

- Кто догадался, какова тема нашего занятия?

- Итак, синонимы – это слова… (клик)

- Сегодня мы уточним и обобщим наши знания по этой теме.

- Кто из вас знает, из какого языка пришло слово «синонимы» и что оно обозначает?

Слайд 7

- Тогда я вам скажу. Слово «синонимы» пришло из греческого языка и означает «одно имя, название».

- Открыли тетради, записали число и тему нашего занятия.

Слайд 7

- Мы справились с 1 заданием нашего путешествия, елочки расступились и пропустили нас дальше.

Синонимы

Синонимы

… близкие по значению

ВЫКЛЮЧИТЬ ИНТЕРАКТИВ!

На доске  и в тетрадях записываем число, тему «Синонимы»

4.

Изучение учебного материала по теме

Цель данного этапа для учеников: найти признаки синонимов.

Задачи:

анализировать объекты; выделять общие признаки;

сравнивать объекты (находить общее и отличия);

обобщать.

Цель данного этапа для учителя: подвести обучающихся к нахождению синонимов.

Формы работы: фронтальная,

групповая.

Слайд 8

- Вернемся к нашей таблице.

- На какой вопрос отвечают слова в 1 столбике?

- Что обозначают эти слова?(Клик)

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какой вопрос отвечают слова во 2 столбике?

- Что обозначают эти слова?(Клик)

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какой вопрос отвечают слова в 3 столбике?

- Что обозначают эти слова?(Клик)

- К какой части речи относятся эти слова?

Что?

Предмет

Имена существительные

Какой?

Признак предмета

Имена прилагательные

Что делает?

Действие

Глагол

5.

Закрепление учебного материала.

Цель данного этапа для учеников: подбор синонимов, работа с текстом,

Формы: фронтальная

- А теперь дополните каждую группу новыми словами-синонимами.

- Какое слово вы подобрали в 1 столбик?

- Во 2?

- В 3?

- Следующее задание! Запишите слова в тетрадь, дополнив синонимом:

1ряд записывает слова из 1 столбика; 2 ряд – из 2 столбика; 3 ряд – слова из 3 столбика.

- Записывать будете цветными карандашами, в строчку, с заглавной буквы, через запятую, в конце поставите точку.

- Приступайте к работе! Я посмотрю, как вы справляетесь с заданием!

- Я прошла, посмотрела и убедилась, что вы справились с этим заданием.

- У меня получилась такая запись. (клик)

- Еще раз посмотрите на таблицу и давайте обобщим. Слайд 9

Метель, метелица, буран, буря, позёмка.

Лютая, холодная.

Падает, кружИтся, валИт, порошИт.

Синонимы отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной части речи

6.

Ф/м

Цель данного этапа для учеников: снятие мышечного напряжения с глаз

Слайд 10

- А сейчас отдохнем! Проследите взглядом за летящей снежинкой!

Голова неподвижна.

Слайд 11

- Смотрите, какой крутой подъём впереди. Это отличная горка! Но чтобы с нее скатиться, надо забраться на самую вершину. А это не так-то просто! Волшебница-Зима предлагает нам следующее задание: прочитайте текст и скажите, что не так!

Слайд 12

С самого утра на улице слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сгребают снег в кучу и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

- А почему?

- Что нужно сделать, чтобы текст получился правильным, точным?

- На какой вопрос отвечает слово «ребята»?

- Какая это часть речи?

- Подбираем слова-синонимы: каждое слово – новая ступенька!

                         детвора

        малыши

дети

ребята

Слайд 13

Слайд 14

- Мы оказались на самой вершине. Чтобы скатиться с горки, надо выполнить задание. У вас на столе лежат карточки с текстом. Возьмите их. Впишите слова-синонимы туда, куда они подходят по смыслу. Слайд 15

Слайд 16

- Поднимите руку, кто готов. Прочитай свой текст. Молодец! Скатывайся с горы!

- У кого получился другой текст? Прочитай! И ты поехал с горки! (Клик)

Слайд 17

- А у меня получился такой текст! У кого такой же, поднимите руку. Прочитай, пожалуйста, текст. Отлично!

- Каким стал текст?

- Так зачем же нам нужны синонимы, где мы можем применить эти знания? Верно! Слайд 18. И ты прокатишься с горки! Слайд 19

- Я прошла, посмотрела, все справились с этим заданием! Съезжаем все вместе с горы! (Клик)

- С этим заданием мы тоже справились!

Кто?

Имя существительное

На какой вопрос отвечает слово ОНИ? Оно не называет  предмет, а лишь указывает на него. Они – не существительное! Это слово относится к другой части речи! Это важное, нужное слово, мы его используем в сочинениях, изложениях, но задание - подобрать синоним!

Работа в карточке

С самого утра во дворе слышны весёлые крики________. строят ледяную горку.__________

 сгребают снег в кучу и заливают его водой. Весело будет _________ кататься с горки.

Точным, правильным.

Синонимы делают нашу речь более точной, образной, красивой.

7.

Подведение итогов занятия.

Цель данного этапа для учеников:

обобщить знания по теме «Синонимы»

Слайд 20

-  Так что же мы вспомнили о синонимах на занятии? (4 клика)

Синонимы

Слова, близкие по значению

Отвечают на один вопрос

Относятся к одной части речи

Делают нашу речь точной, красивой, образной

8.

Задания на дом

Цель работы для учащихся: научиться самостоятельно или с помощью взрослого подбирать синонимы.

Цель данного этапа для учителя: закрепить способ

Слайд 21

- Наше путешествие подходит к концу. Вот и место, где можно отдохнуть – избушка, что прячется за ёлками. Здесь живёт Волшебница-Зима.

Она попросила подарить вам за активную, слаженную работу на занятии волшебные снежинки. Они необычные, с интересным заданием. Посмотрите, прочитайте, кому что-то не понятно?

9.

Организация рефлексивной деятельности учащихся.  

- Во время путешествия вы много трудились, а сейчас пришло время оценить нашу работу.

- Прочитайте эти слова. Что это за слова?

- Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

Шествовать - торжественно идти, двигаться, принимая участие в шествии;

Шагать - идти (обычно размеренным шагом, в хорошем темпе);

Брести – идти медленно или с трудом.

Слайд 22

- Кто считает, что на занятии ему было трудно, сложно и он еле «добрел» до конца занятия - поставит снежинку рядом с этим словом.

- Кто «шагал»  с хорошим настроением, но, может, не все понял - поставит свою снежинку рядом с этим словом.

- Ну а кто во время путешествия с хорошим настроением, с удовольствием без труда «шествовал» в гости к Волшебнице-Зиме, тот оставит свою снежинку здесь!

- Мне было очень приятно с вами путешествовать, вы создали удивительное настроение на занятии, поэтому я оставляю свою снежинку рядом с этим словом! Спасибо вам за занятие!

Слайд 23

БРЕСТИ

ШАГАТЬ

ШЕСТВОВАТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель:   привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для  2-3 классов о...

Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок».

Данный конспект урока предназначен для учащихся 2 класса коррекционной школы V вида. Подгрупповое занятие....

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 2 класса на тему: «Дифференциация звуков [ В ], [Ф]»

Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 2 классана тему: «Дифференциация звуков [ В ], [Ф]»...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р\'], [Л]-[Л\']. Буквы Р, Л»

Конспект открытого логопедического занятияу учащихся 1 классана тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Р'], [Л]-[Л']. Буквы Р, Л»...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Звук и буква Лл" 1 класс

Открытое логопедическое занятие по теме "Звук и буква Лл" для логопедической группы 1-ого общеобразовательного класса....