Логопедическая программа по исправлению недостатков чтения и письма
рабочая программа по логопедии
Развитие фонематического слуха, различение сходных по начертанию букв, употребление предлогов и союзов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_programma_po_ispravleniyu_nedostatkov_chteniya_i_pisma.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая программа по исправлению недостатков чтения и письма
- Пояснительная записка:
Цель программы: научить обучающихся анализу и синтезу, что составляет основу чтения и письма, обогатить словарь, развить мышление и приучить к самостоятельной творческой работе.
Данная программа направлена на:
1. Развитие фонематического слуха.
2. Различение сходных по начертанию букв.
3. Употребление предлогов, союза и, рода и числа.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
Программа ориентирована на:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем – логопедом;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:
- Выполнять языковой анализ и синтез на уровне предложений, слов, слогов.
- Производить звуковой анализ в чтении.
- Писать диктанты с предварительным звуковым анализом, а далее с переходом к сознательному письму и самопроверке.
- Записывать устный и письменный рассказ по картинке.
- Не путать графический образ букв, сходных по написанию.
- Устранение следующих видов ошибок:
- выпадение из предложения союзов и предлогов;
- отсутствие согласования слов в предложении;
- ошибки в роде и числе существительных, местоимений, глаголов при их употреблении.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
- Содержание программы
Коррекционно–логопедическая работа проводится по разделам.
I) Развитие фонематического слуха.
1. Устный анализ предложений по словам.
Для анализа предложений по словам дается легкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предложений в два слова и заканчивая предложениями в четыре слова. Методика работы сводится к следующему:
- составить предложение по картинке;
- сосчитать, сколько слов в предложении;
- указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения;
- закончить начатое предложение по данному образцу;
- придумать самостоятельно предложения из двух, трех, четырех слов.
2. Слоговой анализ и синтез.
Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения.
Перед чтением предлагаются задания на разделение слов на слоги и звуки на слух (анализ), на выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами, на дописывание второго слога в слове и письмо по слуху, на придумывание слов в два слога.
Затем даются задания делить на слоги двусложные слова, имеющие в своем составе три звука. Работа с этими словами проводится так же, как и предыдущая с двумя открытыми слогами.
Упражнения со словами, состоящими из одного слога, дают детям понятие о том, что не все слова можно делить на слоги. Закрепление этого понятия дается при помощи картинок. Ученик называет картинку и говорит, можно ли разделить это слово-название на слоги.
От анализа двусложных слов переходим к чтению двусложных слов по схемам, которое облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется. Одновременно с этим проводится работа по составлению слов из карточек – слогов.
От чтения слов по схемам переходим к чтению предложений и рассказов по слогам. Тексты подбираются с соблюдением методического принципа от легкого к трудному.
После совместной работы с логопедом по слоговому анализу и синтезу оказывается помощь приобретения навыка самостоятельного деления слов на слоги.
Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги вводятся письменные упражнения – дописывание слога в слове после предварительного слогового анализа, выписывание из текста слов в один, два, три и четыре слога. Звуковой анализ сочетается одновременно со слоговым анализом.
3. Звуковой анализ.
Работа начинается с самых легких упражнений:
- первого звука в слове по картинке;
- гласных звуков а, о, у, ы, и;
- дифференциация согласных;
- любого звука из слога и слова;
- согласных в словах с их стечением.
После упражнений на выделение первого звука для развития слухового внимания и памяти предлагаются задания на повторение рядов звуков.
Выделение гласных звуков проводится в следующем порядке:
- выделение звука из слова;
- анализ слова по звукам и составление его из букв разрезной азбуки с последующим чтением;
- запись слова после звукового анализа;
- придумывание слов с требуемым гласным звуком;
- выделение и дифференциация согласных.
После упражнений на выделение согласных из слов можно приступить к выделению любого звука из слога и из слова.
Соблюдение последовательности ряда звуков при письме со стечением согласных является наиболее затруднительным, вследствие этого методически разработан в следующем порядке:
- слова со стечением двух согласных в начале слова;
- слова со стечением двух согласных в конце слова;
- слова со стечением двух согласных в начале и в конце слова;
- слова со стечением трех согласных.
4. Выделение в словах гласных Я, Ё, Ю, Е и обозначение ими мягкости согласных.
Звуковой анализ с этими гласными не проводятся, а предлагаются только упражнения для выделения их как гласных букв, так как они обозначают два звука.
Для различения твердого и мягкого произношения согласных в конце и середине слова используется прием сопоставления.
Следующий этап после выделения гласных – дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед йотированными гласными. Методические приемы по дифференциации а – я, о – ё, у – ю, э – е следующие:
- найти в предложении слова с буквами а-я, о-ё, у-ю, э-е и выписать эти слова в отдельные столбики;
- списать предложения и подчеркнуть указанные буквы одной или двумя черточками;
- подобрать слова с указанными буквами и записать их.
Для закрепления пройденного материала по дифференциации а-я, о-ё, у-ю, э-е вводятся упражнения в чтении и письме на деформированном тексте. Даются следующие задания:
- вставить одну из указанных в задании букв (а-я, о-ё, у-ю, э-е) устно;
- списать и вставить одну из этих букв;
- составить из разрезной азбуки слова, добавляя пропущенную букву, с последующей записью.
Такая же работа проводится на материале предложений. Далее предлагается материл с пропущенным слогом в слове и с пропущенным словом в предложении.
С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных коротких заданий, как-то:
- дописывание слов;
- списывание слов по определенному заданию;
- выписывание слов с определенным заданием;
- списывание слов с делением на слоги;
- письмо готовыми буквами (разрезная азбука);
-списывание с подчеркиванием букв или слов;
- списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов;
- письмо по слуху;
- письмо по картинке.
5. Диктанты с анализом.
На начальном этапе диктанты проводятся с предварительным звуковым анализом, затем без звукового анализа.
Прежде чем перейти к диктантам, следует провести работу по схеме следующим образом:
- сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек;
- разделить слова на слоги и поставить столько же черточек;
- сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.
Работа по схеме приводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими диктанта.
6. Устный и письменный рассказ по картинке.
После диктантов вводится самостоятельное письмо по картинкам с предварительным составлением рассказа устно.
II) Различение сходных по начертанию букв.
Раздел предназначен для работы с учащимися с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написания. Для преодоления затруднений такого порядка предлагаются следующие виды работ:
- вырезывание из бумаги смешиваемых письменных букв и сравнение их начертания;
- списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами;
- выписывание из текста слов со смешиваемыми буквами в разные столбики;
- списывание и подчеркивание смешиваемых букв разными цветными карандашами;
- записывание названий картинок, в которых имеются смешиваемые буквы;
- вписывание этих букв в деформированный текст;
- письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.
III) Употребление предлогов, союза и, рода и числа.
Предлагаются следующие задания:
- списывание и подчеркивание слов с предлогами;
- дописывание предложений словами с предлогами;
- составление предложений с указанным предлогом;
- употребление нужного предлога в деформированном тексте;
- составление предложений с предлогом по картинкам;
- чтение и пересказ небольших рассказов, выписывание из текста этих рассказов слов с предлогами.
III. Тематическое планирование
В представленном тематическом планировании дан примерный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону, в зависимости от степени тяжести нарушения.
№ п/п | Тема логопедического занятия | Кол-во часов |
Устный анализ предложений по словам | ||
1 | Анализ предложений в два слова. | 1 |
2 | Анализ предложений в три слова. | 1 |
3 | Анализ предложений в четыре слова. | 1 |
Слоговой анализ и синтез | ||
4 | Слова в один слог. | |
5 | Составление слов из слогов. | |
6 | Складывание слов из слогов-карточек. | |
7 | Чтение предложений со словами в два слога. | |
8 | Чтение рассказов по слогам. | |
9 | Слова в три слога. | |
10 | Чтение предложений со словами в три слога. | |
11 | Слова в четыре слога. | |
12 | Чтение предложений со словами в четыре слога. | |
13 | Чтение стихотворений и рассказов по слогам. | |
14 | Самостоятельное деление слов на слоги. | |
15 | Чтение предложений с самостоятельным делением на слоги. | |
16 | Чтение стихотворений и самостоятельное деление их на слоги. | |
17 | Чтение рассказов с самостоятельным делением слоги. | |
18 | Дописывание слов по картинке. | |
Звуковой анализ | ||
19 | Нахождение первого звука в слове по картинке. | |
20 | Запоминание и повторение рядов звуков и слогов. | |
21 | Выделение в словах гласных звуков а, о, у, ы, и. Выделение звука а. | |
22 | Выделение звука о. | |
23 | Выделение звука у. | |
24 | Выделение звука ы. | |
25 | Выделение звука и. | |
26 | Выделение согласных по картинкам. | |
27 | Выделение и дифференциация звуков с-ш. | |
28 | Выделение и дифференциация звуков з-ж. | |
29 | Выделение и дифференциация звуков с-з. | |
30 | Выделение и дифференциация звуков ш-ж. | |
31 | Выделение и дифференциация звуков ц-ч. | |
32 | Выделение и дифференциация звуков к-г. | |
33 | Выделение и дифференциация звуков п-б. | |
34 | Выделение и дифференциация звуков т-д. | |
35 | Выделение и дифференциация звуков р-л. | |
36 | Анализ слога по звукам. | |
37 | Анализ слова по звукам. | |
38 | Нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова. | |
39 | Нахождение звука в словах со стечением согласных в конце слова. | |
40 | Нахождение звука в словах со стечением согласных в начале и в конце слова. | |
41 42 | Преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими. Преобразование слов путем наращивания и отнимания звуков и букв. | |
43 | Преобразование слов путем наращивания согласных. | |
44 | Звук и буква Й. | |
Выделение в словах гласных Я, Ё, Ю, Е и обозначение ими мягкости согласных | ||
45 | Выделение буквы Я. | |
46 | Выделение буквы Ё. | |
47 | Выделение буквы Ю. | |
48 | Выделение буквы Е. | |
49 | Обозначение мягкости согласного последующим гласным. | |
50 | Дифференциация а-я, о-ё, у-ю, ы-и. | |
51 | Выделение гласных в рассказах. | |
52 | Упражнения в чтении и письме на деформированном тексте. | |
53 | Деформированный текст с пропущенной буквой. | |
54 | Обозначение мягкости в конце слова при помощи мягкого знака. | |
55 | Обозначение мягкости в конце и середине слова при помощи мягкого знака. | |
56 | Мягкий знак как разделительный знак. | |
57 | Деформированный текст с пропущенным слогом. | |
58 | Деформированный текст с пропущенным словом. | |
59 | Письмо с применением схемы. | |
60 | Диктанты с предварительным звуковым анализом. | 3 |
61 | Устный и письменный рассказ по картинке. | 4 |
Различение сходных по начертанию букв. | ||
62 | Буквы б-д. | |
63 | Буквы п-т. | |
64 | Буквы л-м. | |
65 | Буквы н-п. | |
66 | Буквы с-е. | |
Употребление предлогов, союза и, рода и числа. | ||
67 | Предложения с союзом и. | |
68 | Предлог на. | |
69 | Предлог у. | |
70 | Предлог в. | |
71 | Предлог к. | |
72 | Предлог по. | |
73 | Предлог под. | |
74 | Предлог от. | |
75 | Предлог из. | |
76 | Предлоги с и со. | |
77 | Предлог за. | |
78 | Разные предлоги. | |
79 | Чтение предложений с предлогами. | |
80 | Чтение и пересказ рассказов с предлогами. | |
81 | Правильное употребление слов он, она, оно. | |
82 | Правильное употребление единственного и множественного числа в предложении. | |
83 | Диктанты с употреблением разных предлогов (с предварительным звуковым анализом). |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения.- СПб.:КАРО, ДЕЛЬТА, 2005.
- Чистякова О. В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
- Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
- Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3-4 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
- Костылева Н. Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками. –М.: «Астрель», 2005
- Николаева Л. П., Иванова И. В. Тренировочные задания по русскому языку 2 класс.- М.: «Экзамен», 2014.
- Кузнецова М. И. Тренировочные примеры по русскому языку 2 класс. –М.: «Экзамен», 2015.
- Кузнецова М. И. Тренировочные примеры по русскому языку 3 класс. –М.: «Экзамен», 2015.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Справочное пособие по русскому языку 4 класс.- М.: «Астрель», 2016.
- Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2012.
- Плешакова Е. П. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, 3-4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2009
- Фомина И. В., Щербакова И. В. Русский язык .- Волгоград: «Учитель», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя по исправлению недостатков графического характера письма
Здесь подобраны упражнения, которые могут использованы учителями начальных классов для профилактики и коррекции оптической дисграфии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...
Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"
Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....
Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...
Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР
КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...
Рабочая программа по профилактике нарушений чтения и письма
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поступление реб...