Логопедическая программа по исправлению недостатков чтения и письма
рабочая программа по логопедии

Папст Татьяна Геннадьевна

Развитие фонематического слуха,  различение сходных по начертанию букв, употребление предлогов и союзов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                               

Логопедическая программа по исправлению недостатков чтения и письма

  1. Пояснительная записка:

Цель программы:  научить обучающихся анализу и синтезу, что составляет основу чтения и письма, обогатить словарь, развить мышление и приучить к самостоятельной творческой работе.

Данная программа направлена на:

1. Развитие фонематического слуха.

2. Различение сходных по начертанию букв.

3. Употребление предлогов, союза и, рода и числа.

Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.

Планируемые результаты освоения программы:

    Личностные результаты:

Программа ориентирована на:

1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем – логопедом;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

Предметные результаты:

    Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:

  1. Выполнять языковой анализ и синтез на уровне предложений, слов, слогов.
  2. Производить звуковой анализ  в чтении.
  3. Писать диктанты с предварительным звуковым анализом, а далее с переходом  к сознательному письму и самопроверке.
  4. Записывать устный и письменный  рассказ по картинке.
  5. Не путать графический образ букв, сходных по написанию.
  6. Устранение следующих видов ошибок:

- выпадение из предложения союзов и предлогов;

- отсутствие согласования слов в предложении;

- ошибки в роде и числе существительных, местоимений, глаголов при их употреблении.

    Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

-   входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

-   итоговая диагностика (15-30 мая).

    Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

  1. Содержание программы

Коррекционно–логопедическая работа проводится по разделам.

I)  Развитие фонематического слуха.

1. Устный анализ предложений по словам.

Для анализа предложений  по словам дается легкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предложений в два слова и заканчивая предложениями в четыре слова.  Методика работы сводится к следующему:

- составить предложение по картинке;

- сосчитать, сколько слов в предложении;

- указать, на каком месте стоит каждое из слов  предложения;

- закончить начатое предложение по данному образцу;

- придумать самостоятельно предложения из двух, трех, четырех слов.

2. Слоговой анализ и синтез.

Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения.

Перед чтением предлагаются задания на разделение слов на слоги и звуки на слух (анализ), на выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами, на дописывание второго слога в слове и письмо по слуху, на придумывание слов в два слога.

 Затем даются задания делить на слоги двусложные слова, имеющие в своем составе три звука. Работа с этими словами проводится так же, как и предыдущая с двумя открытыми слогами.

Упражнения со словами, состоящими из одного слога, дают детям понятие о том, что не все слова можно делить на слоги. Закрепление этого понятия дается при помощи картинок. Ученик называет картинку и говорит, можно ли разделить это слово-название на слоги.

От анализа двусложных слов переходим к чтению двусложных слов по схемам, которое облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется. Одновременно с этим проводится работа по составлению слов из карточек – слогов.

От чтения слов по схемам переходим к чтению предложений и рассказов по слогам. Тексты подбираются с соблюдением методического принципа от легкого к трудному.

После совместной работы  с логопедом по слоговому анализу и синтезу оказывается помощь приобретения  навыка самостоятельного деления слов на слоги.

Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги вводятся письменные упражнения – дописывание слога в слове после предварительного слогового анализа, выписывание из текста слов в один, два, три и четыре слога. Звуковой анализ сочетается одновременно со слоговым анализом.

3. Звуковой анализ.

        Работа начинается с самых легких упражнений:

- первого звука в слове по картинке;

- гласных звуков а, о, у, ы, и;

- дифференциация согласных;

- любого звука из слога и слова;

- согласных в словах с их стечением.

        После упражнений на выделение первого звука для развития слухового внимания и памяти предлагаются задания на повторение рядов звуков.

        Выделение гласных звуков проводится в следующем порядке:

      - выделение звука из слова;

      - анализ слова по звукам и составление его из букв разрезной азбуки с последующим чтением;

      - запись слова после звукового анализа;

      - придумывание слов с требуемым гласным звуком;

      - выделение и дифференциация согласных.

После упражнений на выделение согласных из слов можно приступить к выделению любого звука из слога и из слова.

           Соблюдение последовательности ряда звуков при письме со стечением согласных является наиболее затруднительным, вследствие этого методически разработан в следующем порядке:

- слова со стечением двух согласных в начале слова;

- слова со стечением двух согласных в конце слова;

- слова со стечением двух согласных в начале и в  конце слова;

- слова со стечением трех согласных.

4. Выделение в словах гласных Я, Ё, Ю, Е и обозначение ими мягкости согласных.

        Звуковой анализ с этими гласными не проводятся, а предлагаются только упражнения для выделения их как гласных букв, так как они обозначают два звука.

        Для различения твердого и мягкого произношения согласных в конце и середине слова используется прием сопоставления.

        Следующий этап после выделения гласных – дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед йотированными гласными. Методические приемы по дифференциации а – я, о – ё, у – ю, э – е следующие:

- найти в предложении слова с буквами а-я, о-ё, у-ю, э-е и выписать эти слова в отдельные столбики;

- списать предложения и подчеркнуть указанные буквы одной или двумя черточками;

- подобрать слова с указанными буквами и записать их.

        Для закрепления пройденного материала по дифференциации а-я, о-ё, у-ю, э-е вводятся упражнения в чтении и письме на деформированном тексте. Даются следующие задания:

- вставить одну из указанных в задании букв (а-я, о-ё, у-ю, э-е) устно;

- списать и вставить одну из этих букв;

- составить из разрезной азбуки слова, добавляя пропущенную букву, с последующей записью.

        Такая же работа проводится на материале предложений. Далее предлагается материл с пропущенным слогом в слове и с пропущенным словом в предложении.

        С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных коротких заданий, как-то:

- дописывание слов;

- списывание слов по определенному заданию;

- выписывание слов с определенным заданием;

- списывание слов с делением на слоги;

- письмо готовыми буквами (разрезная азбука);

-списывание с подчеркиванием букв или слов;

- списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов;

- письмо по слуху;

- письмо по картинке.

5. Диктанты с анализом.

        На начальном этапе диктанты проводятся с предварительным звуковым анализом, затем без звукового анализа.

        Прежде чем перейти к диктантам, следует провести работу по схеме следующим образом:

- сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек;

- разделить слова на слоги и поставить столько же черточек;

- сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

        Работа по схеме приводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими диктанта.

6. Устный и письменный рассказ по картинке.

        После диктантов вводится самостоятельное письмо по картинкам с предварительным составлением рассказа устно.

II) Различение сходных по начертанию букв.

 Раздел предназначен для работы с учащимися с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написания. Для преодоления затруднений такого порядка предлагаются следующие виды работ:

- вырезывание из бумаги смешиваемых письменных букв и сравнение их начертания;

- списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами;

- выписывание из текста слов со смешиваемыми буквами в разные столбики;

- списывание и подчеркивание смешиваемых букв разными цветными карандашами;

- записывание названий картинок, в которых имеются смешиваемые буквы;

- вписывание этих букв в деформированный текст;

- письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.

III) Употребление предлогов, союза и, рода и числа.

        Предлагаются следующие задания:

        - списывание и подчеркивание слов с предлогами;

        - дописывание предложений словами с предлогами;

        - составление предложений с указанным предлогом;

        - употребление нужного предлога в деформированном тексте;

        - составление предложений с предлогом по картинкам;

        - чтение и пересказ небольших рассказов, выписывание из текста этих рассказов слов с предлогами.

      III.  Тематическое  планирование

В представленном тематическом планировании дан примерный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону, в зависимости от степени тяжести нарушения.

п/п

Тема логопедического занятия

Кол-во часов

Устный анализ предложений по словам

1

Анализ предложений в два слова.

1

2

Анализ предложений в три слова.

1

3

Анализ предложений в четыре слова.

1

Слоговой анализ и синтез

4

Слова в один слог.

5

Составление слов из слогов.

6

Складывание слов из слогов-карточек.

7

Чтение предложений со словами в два слога.

8

Чтение рассказов по слогам.

9

Слова в три слога.

10

Чтение предложений со словами в три слога.

11

Слова в четыре слога.

12

Чтение предложений со словами в четыре слога.

13

Чтение стихотворений и рассказов по слогам.

14

Самостоятельное деление слов на слоги.

15

Чтение предложений с самостоятельным делением на слоги.

16

Чтение стихотворений и самостоятельное деление их на слоги.

17

Чтение рассказов с самостоятельным делением  слоги.

18

Дописывание слов по картинке.

Звуковой анализ

19

Нахождение первого звука в слове по картинке.

20

Запоминание и повторение рядов звуков и слогов.

21

Выделение в словах гласных звуков а, о, у, ы, и. Выделение звука а.

22

Выделение звука о.

23

Выделение звука у.

24

Выделение звука ы.

25

Выделение звука и.

26

Выделение согласных по картинкам.

27

Выделение и дифференциация звуков с-ш.

28

Выделение и дифференциация звуков з-ж.

29

Выделение и дифференциация звуков с-з.

30

Выделение и дифференциация звуков ш-ж.

31

Выделение и дифференциация звуков ц-ч.

32

Выделение и дифференциация звуков к-г.

33

Выделение и дифференциация звуков п-б.

34

Выделение и дифференциация звуков т-д.

35

Выделение и дифференциация звуков р-л.

36

Анализ слога по звукам.

37

Анализ слова по звукам.

38

Нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова.

39

Нахождение звука в словах со стечением согласных в конце слова.

40

Нахождение звука в словах со стечением согласных в начале и в конце слова.

41

42

Преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими.

Преобразование слов путем наращивания и отнимания звуков и букв.

43

Преобразование слов путем наращивания согласных.

44

Звук и буква Й.

Выделение в словах гласных Я, Ё, Ю, Е и обозначение ими мягкости согласных

45

Выделение буквы Я.

46

Выделение буквы Ё.

47

 Выделение буквы Ю.

48

Выделение буквы Е.

49

Обозначение мягкости согласного последующим гласным.

50

Дифференциация а-я, о-ё, у-ю, ы-и.

51

Выделение гласных в рассказах.

52

Упражнения в чтении и письме на деформированном тексте.

53

Деформированный текст с пропущенной буквой.

54

Обозначение мягкости в конце слова при помощи мягкого знака.

55

Обозначение мягкости в конце и середине слова при помощи мягкого знака.

56

Мягкий знак как разделительный знак.

57

Деформированный текст с пропущенным слогом.

58

Деформированный текст с пропущенным словом.

59

Письмо с применением схемы.

60

Диктанты с предварительным звуковым анализом.

3

61

Устный и письменный  рассказ по картинке.

4

Различение сходных по начертанию букв.

62

Буквы б-д.

63

Буквы п-т.

64

Буквы л-м.

65

Буквы н-п.

66

Буквы с-е.

Употребление предлогов, союза и, рода и числа.

67

Предложения с союзом и.

68

Предлог на.

69

Предлог у.

70

Предлог в.

71

Предлог к.

72

Предлог по.

73

Предлог под.

74

Предлог от.

75

Предлог из.

76

Предлоги с и со.

77

Предлог за.

78

Разные предлоги.

79

Чтение предложений с предлогами.

80

Чтение и пересказ рассказов с предлогами.

81

Правильное употребление слов он, она, оно.

82

Правильное употребление единственного и множественного числа в предложении.

83

Диктанты с употреблением разных предлогов (с предварительным звуковым анализом).

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  1. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения.- СПб.:КАРО, ДЕЛЬТА, 2005.
  2. Чистякова О. В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
  3. Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
  4.  Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3-4 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
  5. Костылева Н. Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками. –М.: «Астрель», 2005
  6. Николаева Л. П., Иванова И. В. Тренировочные задания по русскому языку 2 класс.- М.: «Экзамен», 2014.
  7.  Кузнецова М. И. Тренировочные примеры по русскому языку 2 класс. –М.: «Экзамен», 2015.
  8.  Кузнецова М. И. Тренировочные примеры по русскому языку 3 класс. –М.: «Экзамен», 2015.
  9.  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Справочное пособие по русскому языку 4 класс.- М.: «Астрель», 2016.
  10.  Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2012.
  11.  Плешакова Е. П. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, 3-4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2009
  12. Фомина И. В., Щербакова И. В.  Русский язык .- Волгоград: «Учитель», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя по исправлению недостатков графического характера письма

Здесь подобраны упражнения, которые могут использованы учителями начальных классов для профилактики и коррекции оптической дисграфии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"

Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия  Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Рабочая программа по профилактике нарушений чтения и письма

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поступление реб...