Дополнительная образовательная программа по речевому развитию "Буквоешка"
рабочая программа по логопедии
Система занятий данной рабочей программы построена так, чтобы предупредить на раннем этапе трудности, которые могут возникнуть у ребёнка во время школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буквоешка | 67.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждено
Педагогическим советом №____________от_________________ _______________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
«Буквоешка»
(Развитие фонетико-фонематической стороны речи )
Возраст детей 4,5 - 5,5 лет
Срок реализации 1 год
(2018– 2019 учебный год)
Составитель: Барановская О.А.
Комсомольск-на-Амуре
Год разработки: 2018
Содержание программы
Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….. 2
- Задачи, принципы и направления коррекционной работы по речевому развитию у дошкольников………………………………………………………………………………………………………… 2
- Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………….. 4
- Планируемы результаты……………………………………………………………………………………….. 19
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
- Организация занятий…………………………………………………………………………………………….. 20
- Материально-техническое обеспечение……………………………………………………………… 20
- Кадровое обеспечение…………………………………………………………………………………………. 21
- Библиографический список…………………………………………………………………………………... 22
- Приложения……………………………………………………………………………………………………………. 23
Раздел №1. « Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Актуальность программы.
В основу программы положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.
Ни для кого не секрет, что за последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения речи влекут за собой грубые ошибки на письме.
Система занятий построена так, чтобы предупредить на раннем этапе трудности, которые могут возникнуть у ребёнка во время школьного обучения. С помощью данной программы мы сможем подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.
Данная программа разработана в целях оказания помощи дошкольникам по подготовке к обучению грамоте.
Адресат программы: дети среднего дошкольного возраста
Особенности организации образовательного процесса: данный кружок посещают дети одного возраста ( 4-5 лет) , в количестве 10 человек.
Программой предусматривается годовая нагрузка 64 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 20 минут. Срок освоения программы 1 год
График работы кружка «Буквоешка» на 2018-2019 учебный год
№ | Мероприятия | Количество дней в неделю | Время проведения | Ответственный |
1 | Кружок «Буквоешка» | 2 раза в неделю Ср Пт | 16.30-16.50 16.30-16.50 | Барановская О.А. |
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены методические рекомендации к проведению занятий, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы данной работы на занятии.
Цель программы: Основной целью занятий является развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей.
Задачи программы:
- Развитие мимических мышц;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие дыхания и голоса;
- Развитие слухового внимания;
- Развитие графомоторных навыков
Во время развития фонематического восприятия ведётся работа по:
- активизации слухового внимания;
- выделении звука на фоне других звуков;
- выделении звука на фоне слога;
- выделении звука на фоне слова;
- вычленении звука;
- определению места звука в слове;
- определению положения звука по отношению к другим звукам;
- определению последовательности звуков в слове;
- определению количества звуков в слове;
- составлению слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);
- операции фонематических представлений.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь | |||||||||||||||||
1 неделя | Тема | Задачи | Оборудование | ||||||||||||||
Занятие № 1 Звук [у]. Буква У | -закрепить навыки четкого произношения звука [у]; формировать умение выделять звук из ряда гласных; формировать умение образовывать множественное число имен существительных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой у. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); счётные палочки | |||||||||||||||
Занятие № 2 Звук [а]. Буква А | -закрепить навык четкого произношения звука [а]; формировать умение выделять звук [а] из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой а. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); счётные палочки | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 3 Звуки [а], [у]. Буквы А, У | -закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [у]; формировать умение дифференцировать эти звуки; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения; развивать память и внимание. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); счётные палочки | ||||||||||||||
Занятие № 4 Звук [и]. БукВа И | -закрепить навыки различения и правильного произношения звука [и]; формировать умение выделять ударный гласный звук; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, внимание, логическое мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); счётные палочки | |||||||||||||||
3 неделя | Занятие № 5 Звуки [п], [п']. Буква П | -закрепить навыки различения и четкого произношения шуков [п], [п']; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие); счётные палочки | ||||||||||||||
Занятие № 6 Звуки [а], [у], [и], [п], [п']. Буквы А, И, У, П | -закрепить навыки различения и правильного произношения звуков; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; формировать умение согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными; развивать память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); счётные палочки | |||||||||||||||
4 неделя | Занятие № 7 Звук [э]. Буква Э | -закрепить навыки различения и правильного произношения звука [э]; развивать фонематический слух; способствовать умению образовывать форму родительного падежа единственного числа имен существительных; согласованию притяжательных местоимений с существительными; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения; развивать память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); пластилин | ||||||||||||||
Занятие № 8 Звук [т] | -закрепить навыки четкого произношения звука [т] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух образовывать существительные множественного числа родительного падежа, учить пересказывать рассказ; развивать внимание, память. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие); счётные палочки | |||||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||||||
1 неделя | Тема | Задачи | Оборудование | ||||||||||||||
Занятие № 9 Звуки [т], [т']. Буква Т | -закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [т], [т'] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; формировать умение образовывать форму родительного падежа имен существительных; учить пересказывать текст; развивать внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); счётные палочки | |||||||||||||||
Занятие № 10 Звуки [п], |п'|, [т], [т'] | -закрепить навык чёткого произношения звуков [п], [п'], |т], [т'] в слогах, словах, фразах; формировать умение дифференцировать эти звуки; развивать эти звуки; развивать фонематический слух; способствовать умению образовывать и употреблять притяжательные прилагательные суффиксом -ин; знакомить с предложением; формировать умение работать со схемами; развивать внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); счётные палочки | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 11 Звуки [к], [к']. Буква К | -закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; формировать навыки работы над предложением; упражнять в пересказывании текста; познакомить с буквой к; развивать внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); счётные палочки | ||||||||||||||
Занятие № 12 Звуки [п], [п'], [т], [т'|, [к],[к']. Буквы П, Т, К | -закрепить навык четкого произношения звуков [п], [т], [к] в слогах, словах, фразах; формировать умения дифференцировать звуки, выделять первый и последний звуки в слове; развивать фонематический слух; способствовать умению образовывать формы единственного и множественного числа, родительного падежей имен существительных, притяжательных местоимений с существительными, анализу и синтезу слогов; развивать память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); счётные палочки | |||||||||||||||
3 неделя | Занятие № 13 Звуки [м], [м']. Буква М Занятие № 14 Звук [о]. Буква О | -закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [м], [м'] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов; формировать умение понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой м; развивать память, внимание, мышление. - закрепить навыки четкого различения и произношения звука [о] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух, формировать умение выделять звук в начале, середине и конце слова; познакомить с понятием «предлог»; познакомить с буквой О; развивать , внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); счётные палочки Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); пластилин | ||||||||||||||
4 неделя | Занятие № 15 Звуки [х], [х']. Буква Х | -закрепить навык различения и правильного произношения звука [х], [х'] в слогах, словах, фразах; развивать фонемати ческий слух; формировать умение выделять звук [х] в начале и в конце слова; работать над предложением; познакомить с буквой Х; развивать память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); счётные палочки | ||||||||||||||
Занятие № 16 Звуки [к], [х] | -закреплять навыки различения и произношения этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в употреблении количественных числительных в косвенных падежах с существительными; упражнять в составлении предложений по опорным картинкам; работать по схемам; способствовать анализу и синтезу слогов; развивать внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие); счётные палочки | |||||||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||||||
1 неделя | Тема | Задачи | Оборудование | ||||||||||||||
Занятие № 17 Звук [ы]. Буква Ы | -закрепить навык четкого произношения звука [ы] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить различать окончания существительных в единственном и множествен ном числе, выделять последний гласный звук в словах; работа над предложением; познакомить с понятием «предлог»; познакомить с буквой Ы; развивать память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); пластилин | |||||||||||||||
Занятие № 18 Звуки [ы], [и] | - закрепить навыки четкого различения и произношения пи [ы], [и]; развивать фонематический слух; формировать умение выделять звук в середине и в конце слова; работать над предложением; закрепить навык пересказывания небольшого текста; развивать внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); пластилин | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 19 Звук [с] | - закрепить навык четкого произношения звука [с] в словах, фразах; учить согласованию притяжательных местоимений с существительными; познакомить с предлогом; формировать умение образовывать сложные слова, слова-антонимы; выделять звук в начале, середине, конце слова; развивать фонематический слух, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие); пластилин | ||||||||||||||
Занятие № 20 Звук [с'] | закрепить навык четкого произношения звука [с'] в словах, фразах; способность к согласованию прилагательных с существительными в роде, образованию форм единственного и множественного числа существительных; работа со схемой предложения; познакомить со звукослоговой схемой слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (зелёные); пластилин | |||||||||||||||
3 неделя | Занятие № 21 Звуки [с], [с']. Буква С | -закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [с], [с'] в слогах, словах, фразах; формировать умение выделять звуки с, [с'] в начале, середине, конце слова; способствовать словообразованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными; упражнять в составлении предложений с предлогами; закрепить навык пересказывания; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); пластилин, бисер | ||||||||||||||
Занятие № 22 Звуки [з], [з']. Буква З | -закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах; формировать умение образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в употреблении предлогов за, из-за; познакомить с буквой з; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); пластилин, бисер | |||||||||||||||
4 неделя | Занятие № 23 Звуки [с], [с'], [з], [з'] | закрепить навыки четкого произношения и различении туков [с], [с'], [з], [з'] в слогах, словах, фразах; закрепить правильное употребление предлогов; работать над предложением; закрепить навык пересказывания; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); пластилин | ||||||||||||||
Занятие № 24 Звуки [н], [н']. Буква Н | -закрепить навык произношения звука [н] в слогах, словах, фразах; способствовать умению подбирать слова, противоположные по смыслу; познакомить с буквой Н; развивать память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие, зелёные); счётные палочки | |||||||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||||
1 неделя | Тема | Задачи | Оборудование | ||||||||||||||
Занятие № 25 Звук [й]. Буква Й | -закрепить навык произношения звука [й] в слогах, словах, фразах; формировать умение определять позицию звука в словах; работать над предложением; способствовать умению преобразовывать слова, познакомить с буквой И; развивать фонематический слух, память, внимание. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (зелёные); пластилин | |||||||||||||||
Занятие № 26 Звук [й]. Буква Й | -закрепить навык произношения звука [й] в слогах, словах, фразах; формировать умение определять слог в словах, образовывать форма родительного падежа существительных; упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки; работать над предложением; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (зелёные); пластилин, бисер | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 27 Буква Я | -познакомить с буквой я. Закрепить звукослоговой ана лиз слов; Развивать мышление и внимание. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); | ||||||||||||||
Занятие № 28 Буква Я | -продолжать знакомить детей с буквой я, учить образованию относительных прилагательных, звукослоговому анализу слов, преобразованию слов; познакомить с правилом написания буквы; Развивать память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); пластилин | |||||||||||||||
3 неделя | Занятие № 29 Звуки [б], [б']. Буква Б | -закрепить навыки различения и четкого произношению звуков [б], [б'] в слогах, словах, предложениях. Выделять первый и второй слог в словах. Работа над предложением. Закрепить навык преобразования слов. Развитие фонематического слуха. Развитие памяти, внимания, мышления. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); пластилин | ||||||||||||||
Занятие №30 Звуки [б], [6'], [п], [п'] | -закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [б], [б'], [п], [п'] в слогах, словах, фразах; формировать умение определять и называть второй слог в словах; формировать умение составлять; рассказ по серии сюжетных картинок; развивать фонематический! слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); пластилин | |||||||||||||||
4 неделя | Занятие №31 Звуки [в], [В']. Буква В | -закрепить навыки произношения и различения звуков [в], [в'] в слогах, словах, фразах; упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов); работать над предложением; способствовать звукослоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); пластилин | ||||||||||||||
Занятие №32 Закрепление пройденного материала | -уточнить понятие «звук»; учить звукослоговому анализу слов; формировать умение составлять предложения с предлогами , читать и печатать буквы и слоги; развивать память, мышление , внимание. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные) | |||||||||||||||
Январь | |||||||||||||||||
1 неделя | Тема | Задачи | Оборудование | ||||||||||||||
Занятие № 33 Звуки [в], [в']. Буква В | закрепить навыки произношения и различения звуков [в], [в'] в слогах, словах, фразах; упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов); работать над предложением; учить звукослоговому анализу слов, печатанию и чтению" слов, предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); пластилин | |||||||||||||||
Занятие № 34 Звуки [д], [д'] | закрепить навыки произношения звуков [д], [д'] в слогах, словах, фразах; научить называть первый и третий слоги в словах; научить образованию существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбору слов, обозначающих действия, а также родственных слов; научить работать над предложениями; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные) | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 35 Буква Д | познакомить с буквой д; учить звукослоговому анализу слов; печатанию слов и предложений, чтению предложений; развивать внимание, память. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); пластилин | ||||||||||||||
Занятие № 36 Звуки [д], [д'|, [т], [т']. Буквы Д, Т | закрепить навыки различения и произношения звуков [д], [д'], [т], [т'] в слогах, словах, фразах; познакомить с правилами правописания сомнительных согласных в конце слова, с образованием приставочных глаголов; закрепить навыки чтения и печатания предложений; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); пластилин, счётные палочки | |||||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||||
1 неделя | Тема | Задачи | Оборудование | ||||||||||||||
Занятие № 37 Дифференциация звуков [т], [т'] - [д], [д'] | закрепить навык различения звуков [т], [т'] — [д], [д'] в слогах, словах, фразах; учить делить слова на слоги, подбирать слова к схемам, работать над сложноподчиненными предложениями; закрепить навыки чтения и печатания слов и предложений; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); | |||||||||||||||
Занятие № 38 Звуки [к], [г]. Буквы К, Г | закрепить навык различения звуков [к], [г] в слогах, словах фразах; познакомить с правописанием сомнительных согласных конце слова; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложением; учить печатать и читать предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); счётные палочки | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 39 Звук [ш] | закрепить навыки различения и четкого произношении звука [ш] в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, изменению глаголов по лицам; работать над предложением, производить звукослоговой анализ слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); | ||||||||||||||
Занятие № 40 Звук [ш] | закрепить навыки различения и четкого произношения звука [ш] в слогах, словах и фразах; научить образовывать форму! родительного падежа множественного числа имен существительных, согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложением; заучивать чистоговорки; развить фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); | |||||||||||||||
3 неделя | Занятие № 41 | познакомить с буквой; учить преобразованию слов, под бору слов к схемам; познакомить с правилом правописания ши учить звукослоговому анализу слов, печатанию слов под диктовку, чтению предложений; развивать внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); счётные палочки | ||||||||||||||
Занятие № 42 Дифференциация звуков [с]- [ш] | формировать умение различать звуки [с] — [ш] в словах, словах и фразах; учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям; учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в пересказывании небольшого текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); | |||||||||||||||
4 неделя | Занятие № 43 Буква Е | познакомить с буквой е; упражняться в проведении звукослогового анализа слов, в чтении и печатании слов и предложений; развивать внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные); счётные палочки | ||||||||||||||
Занятие № 44 Буква Е | продолжить знакомство с буквой е; закрепить навык преобразования слов; научить детей образовывать прилагательные от имен существительных; учить чтению слоговой таблицы, подбору слов к звукослоговым схемам, чтению и печатанию предложений; развивать внимание и мышление | Гномик; Зеркала по количеству детей; цветные фишки для обозначения звука (красные); пластилин | |||||||||||||||
Март | |||||||||||||||||
1 неделя | Тема | Задачи | Оборудование | ||||||||||||||
Занятие № 46 Звук [ж] | закрепить навык произношения звука [ж] в слогах, словах, фразах; научить правильно употреблять названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; даты представление о спряжении глаголов в настоящем времени, упражнять в употреблении приставочных глаголов, в пересказывании текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (синие); | |||||||||||||||
Занятие № 47 Звук [ж]. Буква Ж | закрепить навык произношения звука [ж] в слогах, словах, фразах; учить образованию форм множественного числа! существительных родительного падежа, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, образовывать действительные причастия настоящего времени; образовывать сложные слова, составлять сюжетный рассказ по серии, картинок; познакомить с правилом правописания жи, ши; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); счётные палочки | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 48 Дифференциация звуков [з] — [ж] | закрепить навык различения звуков [з] — [ж] в слогах, словах и фразах; продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить составлению предложения по опорным схемам; знакомить с правилами ударения в словах; учить составлять сюжетный рассказ по опорным картинкам; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие) | ||||||||||||||
Занятие № 49 Дифференциация звуков [ж] — [ш] | закрепить навык различения звуков [ж] — [ш] в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звуков в словах, образовывать' притяжательные прилагательные, продолжать знакомить с правописанием сомнительных согласных; учить подбирать к схемам слова, обозначающие предметы, действия, признаки; учить работать с интонацией; развивать навыки пересказа; закрепить правило написания жи -ши; учить преобразовывать слова, печатать предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); | |||||||||||||||
3 неделя | Занятие № 50 Звук [р] | закрепить навык произношения звука [р] в слогах, словах, фразах; учить определять слог по счету; учить согласованию числительных с существительными; упражнять в проведении звукослогового анализа слов; продолжать работать над предложением, формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие) | ||||||||||||||
Занятие № 51 Звуки [р], [р'] | закрепить навык произношения звуков [р], [р'] в слогах, словах, фразах; учить образованию относительных прилагательных, подбору родственных слов, подбору слов к схемам; работать над предложением; формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, внимание, память. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные) | |||||||||||||||
4 неделя | Занятие № 52 Буква Р | познакомить с буквой р; учить преобразовывать слова, определять ударный звук, отгадывать ребус, кроссворд, составлять слова по первому звуку, печатать слова и предложения; развивать внимание, память, логическое мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие); пластилин, карандаши | ||||||||||||||
Занятие № 53 Дифференциация звуков [р], [р']- [л], [л'] | закрепить навыки различения звуков [р], [р'] — [л], [л'] в слогах, словах и фразах; учить различать и называть твердые со согласные звуки в словах; образовывать сложные слова, подбирать родственные слова; учить работать с разноприставочными глаголами; работать над предложением; помочь в заучивании скороговорки; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные) | |||||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||||
1 неделя | Тема | Задачи | Оборудование | ||||||||||||||
Занятие № 54 Буква Ё | познакомить с буквой ё; закрепить навык преобразования слов; работать со словами, обозначающими действие; работать над предложением; упражнять в пересказе текста; учить читать и печатать слова и предложения; развивать память, внимание, логическое мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; пластилин, бисер | |||||||||||||||
Занятие № 55 Звук [ч]. Буква Ч | закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать навыки словообразования (отчества лиц мужского пола); работать над предложениями; учи составлять сюжетный рассказ по картинкам; познакомить с букв ч; учить преобразованию слов; познакомить с правилом правописания гласных а, у после ч; учить печатанию слов; развивать фонематический слух, память, внимание и мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); пластилин | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 56 Звук [ч]. Буква Ч | закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах, фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами, образовывать сравнительные наречия; подбирать родственные слова, слова к схемам; составлять слова; работать над предложением; закрепить навыки пересказывания текста; учить печатать предложения; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); карандаши | ||||||||||||||
Занятие № 57 Звуки [ф], [ф']. Буква Ф | закрепить навыки произношения и различения звуков [ф], [ф'] в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов, слов к схемам; работать над предложением; познакомить с буквой ф; упражнять в образовании новых слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); пластилин | |||||||||||||||
3 неделя | Занятие № 58 Дифференциация звуков [ч] — [т'] | закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч ] — [т'] в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов; учить составлять слова; подбирать их к схемам; работать над предложением; закрепить навыки пересказывания и чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные) | ||||||||||||||
Занятие № 59 Буква Ь | познакомить с буквой ь; учить звукослоговому анализу слов, преобразованию их, чтению таблиц, печатанию слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; пластилин, бисер | |||||||||||||||
4 неделя | Занятие № 60 Разделительный ь | познакомить с разделительным ь; учить преобразованию слов, чтению таблиц, печатанию слов и предложений; формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; пластилин, бисер | ||||||||||||||
Занятие № 61 Звук [ц]. Буква Ц | закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах; учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных; упражнять в подборе родственных слов; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; работать над предложением; учить звукослоговому анализу слов, их преобразованию, печатанию слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); пластилин | |||||||||||||||
Май | |||||||||||||||||
1 неделя | Занятие № 62 Дифференциация звуков [ц] — [с] | закрепить навыки различения и произношения звуков [ц ] — [с] в слогах, словах и фразах; учить подбирать родственные слова, выполнять звукослоговой анализ слов; работать над предложением; закрепить навыки пересказывания, печатания предложений, составления новых слов из заданного слова; развивать фонематический слух, память, внимание и логическое мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей;картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные) | ||||||||||||||
Занятие № 63 Звук [щ]. Буква Щ | закрепить навык произношения звука [щ] в слогах, словах и фразах; закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии; работать над предложением; познакомить с правилом правописания ща, щу; продолжить учить звуко-слоговому анализу слов, их печатанию; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. | Гномик; Зеркала по количеству детей; картинки; цветные фишки для обозначения звука (красные, синие, зелёные); пластилин | |||||||||||||||
2 неделя | Занятие № 64 «В сказочной стране» | Формировать умение детей составлять рассказы по картинкам; упражнять в составлении предложений по опорным схемам; закрепить употребление предлогов; учить понимать и правильно объяснять буквальное и переносное значение крылатых выражений; развивать фонематический слух, память, логическое мышление. | Гномики; картинки, схемы |
Планируемые результаты:
- дифференцировать все изученные звуки;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог»
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
- различать понятия «буква» , «звук».
Работа с родителями.
Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
Знакомство родителей с программой «Буквоешка» осуществляется на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, где необходимо отразить, чем ребёнок занимается в группе, предложить материал для домашних занятий.
Предложить список рекомендуемой литературы для дошкольников.
Целесообразно два раза в год проводить открытые занятия, с тем, чтобы родители могли увидеть своего ребёнка в коллективе сверстников, понять какие у него проблемы.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Материально-техническое обеспечение
- коробка- сюрприз
- зеркала (по количеству детей)
- плакат с изображением ротовой полости
- предметные картинки с изучаемыми звуками
- картинки для звукоподражания
- схема для характеристики звуков
- односюжетные картинки для составления предложений
- цветные фишки для обозначения звуков и составления схем
- счетные палочки
- Гномики
- буквы
Кадровое обеспечение:_________________________________________________________________
Формы отчетности
Отчётные материалы предоставляются в виде фотоматериалов, оформленных в презентации.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Демонстрация образовательных результатов предъявляются путём показа открытого занятия 1 раз в месяц.
Оценочные материалы
В качестве оценочных материалов представлены диагностические карты на каждого ребёнка, содержащих диагностическую методику, а также ведётся табель посещаемости, где указан учёт освоения детьми содержания каждого занятия.
Методические материалы
Метод обучения: игровой
Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваиваются, а позднее охотно и активно используются в самостоятельной деятельности. Дети играют в дидактические игры с буквами, со словами.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Категории обучающихся: в группе детей, состоящей из 10 человек (среди них 1ребёнок с овз, 2 состоят на учёте у невролога в связи с задержкой речевого развития).
Формы организации занятий: Помимо изучения букв и звуков посредством игровых упражнений большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
На занятиях детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления.
Каждую изученную букву дети лепят из пластилина, украшая различным декором. Таким образом дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.
Во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
Алгоритм занятий: Реализация программы проходит в три этапа: первичная диагностика, коррекционная работа и вторичная диагностика.
Структура занятия
- Ритуал начала занятия;
- Игровые упражнения, позволяющие лучше запомнить буквы;
- Игровые упражнения для закрепления звуко-буквенных связей;
- Чтение
- Развитие графомоторных навыков;
- Ритуал окончания занятия.
Список детей:
Библиографический список:
- Богомолова В. О. Логопедическое пособие для детей. СПб., 1994.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников» , М., 1995г;
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 4-5 лет», М., 1999г.;
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. Методическое пособие. М, 2005.
- Косинова Е. «Уникальная методика развития речи», М. 2018г.
- Кузнецова, Тихонова (конспекты занятий)
- Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.
- Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М., 2004г.;
- Соловьёва О.И. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду», М., 1966г.;
- Эльконин Д.Б. «Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению// Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников», М., 1962г.
Приложение 1
Диагностическая карта
Задачи диагностики:
- Выявить особенности фонематического восприятия у детей
- На основе полученных результатов разработать направления коррекционной работы с детьми и разработать систему заданий для развития, обучения и коррекции фонематического слуха у детей.
Методика проведения диагностики:
Задание 1. "Поймай звук" - выделение заданного звука из ряда звуков.
Инструкция:
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
Материал: ряд звуков
м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.
б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком "м" - выделение звука из ряда слогов
Материал: ряд слогов
ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком "м" - выделение звука из ряда слов.
Материал: ряд слов
мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.
Задание 2. "Покажи картинку" - различение слов, близких по звуковому составу, но разные по смыслу, направленные на изучение восприятия слов, похожих по звучанию
Материал: картинки с изображением пары предметов (коса – коза, ежата – мышата, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – мак, чёлка – щёлка).
Инструкция: посмотри, это бочка, это почка (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка. Покажи, где почка.
Задание 3. "Повтори, как я скажу" - запоминание слоговых рядов, состоящих из 3—4 элементов (с изменением гласного, с изменением согласного)
Инструкция: Послушай. Повтори так же.
аиу па – ба та – да – та пух – мех – мох
иоу да – та га – ка – га кот – год – ход
уои ва – вя ха – ка – ка дом – дам – дым
ауио га – ка на – ма - ма бак – бык – бок
оуиа ха – ка ма – мя – ма копка – кепка - папка
Задание 4. "Внимательные ушки" - выявления особенностей сформированности фонематического восприятия
Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.
Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.
Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.
Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.
Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.
Задание 5. "Найди ошибку" - различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.
Инструкция: Послушай. Правильно ли я сейчас сказала?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Дополнительная образовательная программа по логопедии "Речевичок"
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент для успешной адаптации младшего школьника в его учебной жизни, его социализации....
Дополнительная образовательная программа по речевой направленностии "Болтунишка"
Дополнительная образовательная программа по речевой направленности...