Дополнительная образовательная программа по речевой направленностии "Болтунишка"
рабочая программа по логопедии
Дополнительная образовательная программа по речевой направленности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принято Утверждено________________
Педагогическим советом №____________от_________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Болтунишка»
(Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий)
Возраст детей 3-4 года
Срок реализации 1 год
(2017– 2018 учебный год)
Разработчик: Барановская О.А.
Комсомольск-на-Амуре
Год разработки: 2017
Содержание программы
Раздел № 1« Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
- Цель, задачи, принципы и направления коррекционной работы с неговорящими детьми
- Содержание программы
- Планируемы результаты
- Работа с родителями
Раздел № 2«Комплекс организационно-педагогических условий»
- Условия реализации программы
- Формы отчетности, образовательных результатов
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- Оценочные материалы
- Методические материалы
- Библиографический список
Раздел №1 « Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Направленность программы: данная рабочая программа имеет речевую направленность.
Актуальность программы: в последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Группа этих детей неоднородна. Общим для всех этих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Эти дети обладают общей моторной неловкостью, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной расторможенностью или заторможенностью. Всё это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребёнка с окружающим миром.
Данная рабочая программа ссылается на пособие «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий», автором которого является Марианна Ильинична Лынская.
Отличительные особенности программы: комплексная система работы при задержке речевого развития на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, её мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровня.
В данной рабочей программе будут представлены инновационные технологии, используемые в работе с детьми, имеющих задержку речевого развития; апробированные сенсорные игры и игровые упражнения, позволяющие через близкие для ребёнка виды деятельности (игровую, конструктивную, предметно-практическую), через необычные для ребёнка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности, сформировав её основу.
Запрос родителей и педагогов показывает значительную частоту встречаемости безречевых, неговорящих детей в возрасте от 3лет. Что характерно для всех этих детей, так это отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений (концептов) о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.
Адресат программы: неговорящие или малоговорящие дети 3-4 лет.
Особенности организации образовательного процесса: в данную коррекционную работу, проводимую с безречевыми детьми, включены элементы сенсорного воспитания (привлечение сохранных анализаторов). Сенсорное воспитание представляется как основа лексической работы и личностного развития. В работу включаются все сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные. Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребёнка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма.
Объём и срок освоения программы: основное содержание работы строится с учётом задач речевого развития, предложенных М.И.Лынской.
Программой предусматривается годовая нагрузка 56 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, начиная октября. Продолжительность одного занятия составляет 15 минут. Срок освоения программы 1 год.
Режим работы кружка «Болтунишка» на 2017-2018 учебный год
№ | Мероприятия | Количество дней в неделю | Время проведения | Ответственный |
1 | Кружок «Болтунишка-2» | 2 раза в неделю | Вт, Чт - 11.00-11.15 | Барановская О.А. |
Задачи, принципы и направления коррекционной работы с неговорящими детьми.
Цель:
- развитие речевой инициативы
- создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона;
- формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы выказывания.
Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.
Основные задачи коррекционной работы с детьми, имеющими 1-й уровень речевого развития (по Левиной Р.Е.):
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию (эхолалии).
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания , артикуляционных навыков.
5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого общения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Поставленные цель и задачи достигаются на основе целевого ряда общедидактических и специальных принципов логопедии.
Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми.
Основными принципами логопедической работы, определёнными ещё Левиной Р.Е. , являются принципы системности и комплексности.
Систематичность проведения занятий. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю. Усвоение материала происходит при этом постепенно: от совместных развёрнутых игровых и речевых действий педагога и ребёнка к самостоятельным свёрнутым действиям ребёнка.
Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) – полимодальный подход, с целью формирования большего количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге.
Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком. Она способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство. Ребёнок всегда обратит внимание на неожиданные действия педагога, ели они будут для него яркими, необычными. Необычность действий взрослого для ребёнка помогает поддерживать интерес к занятию.
Эмоциональный фон совместной деятельности ребёнка и педагога. Любое упражнение должно быть привлекательно для ребёнка – это обеспечит познавательный интерес к занятиям. То, что интересно, эмоционально окрашено легче запоминается, дольше хранится в памяти у ребёнка и полнее им воспроизводится.
Опора на разные виды деятельности ребёнка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия. Важно, чтобы ребёнок самостоятельно (либо с помощью педагога: педагог помогает ребёнку выполнить и ощутить действие) выполнял все действия в процессе занятия.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Развитие речи происходит в процессе практической деятельности ребёнка, режимных моментов, при организации семейного воспитания: режима дня, питания, коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Используются и объёмные, и плоскостные предметы; различный вид изображений предметов и явлений (фотографии, картинки, стилизованные изображения, контурные, точечные); картинки разного размера; деревянные, пластмассовые, металлические, вязанные и т.п. игрушки.Использование бытовых предметов и природных материалов повышает интерес детей к занятиям, способствует преодолению негативизма.
Повышение требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребёнка. Инструкция для ребёнка: ориентировочная основа его действий на занятиях, должны быть чёткими, доступными, поэтапными, сопровождаемые показом образца выполнения. Артикуляция чёткой, зачатую утрированной; громкость голоса средней. Необходимо не допускать включения в инструкцию вводных слов.
Использование визуализированной системы поощрения ребёнка («живая» пятёрка, стикер, мелкие призы…). Положительная оценка достижений ребёнка на занятии является для него важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации.
Активное привлечение внимания ребёнка к артикуляции и жестикуляции педагога. Возможно, половины успехов коррекционной работы удастся достичь лишь при условии, что в момент произнесения педагогом звука, слова для подражания, взгляд ребёнка будет направлен на артикуляцию взрослого.
Принцип стимуляции процесса естественного развития ребёнка. Стимуляции не только интеллектуального, но и эмоционального, двигательного развития ребёнка.
Логопедическая работа с безречевыми детьми также основывается на ряде общепринятых принципов: наглядности, индивидуализации, постепенного повышения требований, доступности и др.
К основным направлениям логопедической работы по формированию речевой деятельности относятся формирование:
- коммуникативной и обобщающей функций речи;
- планирующей и регулирующей функций речи;
- артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;
- звукослоговой структуры слова;
- внутреннего и внешнего лексикона;
- начальных навыков грамматического оформления высказывания;
- внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).
К дополнительным направлениям коррекционной работы, необходимым для преодоления или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок, были отнесены совершенствования:
- моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;
- перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия;
- пространтвенно-временных представлений;
- разных видов и операций мышления;
- развитие всех видов внимания;коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы;
- нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей;
- воспитание активности ребёнка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.
Содержание:
Обследование детей (сентябрь)
Задачи периода:
-создание положительного микроклимата в группе;
-знакомство с детьми и установление с ними эмоционального контакта;
-обследование детей;
-проведение бесед с родителями и сбор анамнеза.
Учебный план:
Название раздела (лексическая тема) | Кол-во часов |
«Осень» | 4 |
«Фрукты-ягоды» | 2 |
«Опыты» | 2 |
«Чаепитие» | 4 |
«День радуги» | 4 |
«Кулинарные изыски» | 2 |
« Зима» | 4 |
«Среда обитания» | 4 |
«Феи и пираты» | 7 |
«Цветы» | 4 |
«Весна» | 4 |
« Ароматный мир» | 4 |
«Путешествие на море» | 4 |
«Скоро лето!» | 4 |
«Праздник речи» | 4 |
Итого: 56 ч. |
Тематический план:
Октябрь | ||||||||||||||||
Лексическая тема: «Осень» | ||||||||||||||||
Игровые упражнения | Задачи | |||||||||||||||
1 неделя | 1 занятие: «Сортируем урожай» | -обогащение словаря по теме «овощи», развитие зрительного восприятия, хромотерапия, активизация произнесения слов простой слоговой структуры. Оборудование: цветные деревянные стаканчики-вкладыши, овощи и фрукты : мини-морковки, мини-баклажаны, капуста, жёлтые и красные помидоры (М.И.Лынская, стр.17) | ||||||||||||||
2 занятие: « Осенний лес» | -развитие представлений о денотативном компоненте лексем, развитие грамматических обобщений, дифференциация единственного и множественного числа существительных, развитие тактильного восприятия Оборудование: сенсорная коробка с красной фасолью, несколько белок, ежей, шишки, орехи, маленькие корзиночки, жёлуди настоящие, игрушечные, свалянные из шерсти (М.И.Лынская,стр.18) | |||||||||||||||
2 неделя | 1 занятие: «Покорми белочек» | -развитие подражательной деятельности, дифференциация единственного и множественного числа существительных Оборудование: текстурная шкатулка, резинопластиковые белки, шишки, орехи (М.И.Лынская,стр.17) | ||||||||||||||
2 занятие: «По грибы, по ягоды» | -развитие тактильного восприятия, предметности восприятия лексикона, развитие понимания инструкций, грамматического показателя множественного числа существительных в именительном падеже Оборудование: разные грибы (муляжи, деревянные, резиновые и пр.), фактурные коврики зелёного цвета, корзина, разные ягоды (настоящие, деревянные, из глины и пр.), зелёная мишура (М.И.Лынская, стр.16) | |||||||||||||||
Лексическая тема: «Фрукты-ягоды» | ||||||||||||||||
Игровые упражнения | Задачи | |||||||||||||||
3 неделя | 1 занятие: «Фруктовая радуга» | -хромотерапия, развитие зрительного, вкусового и обонятельного восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, развитие операции классификации, закрепление названий цветов в пассивном словаре Оборудование: бумажные или пластиковые формочки, соответствующие цветам радуги, кроме синего; ягоды клубники, голубики, кусочки киви и сливы; кукла-ведьма, герой Муся (М.И.Лынская, стр.22) | ||||||||||||||
2 занятие: «Фруктовые башенки» | -развитие тактильного, обонятельного, вкусового восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, знакомство с предлогами «на», «под» Оборудование6 кусочки банана одинакового размера, толстые кружки лимона (М.И.Лынская, стр.24) | |||||||||||||||
Лексическая тема: «Опыты» | ||||||||||||||||
4 неделя | 1 занятие: «Что пахнет?» | -развитие операции классификации, обонятельного восприятия, вербально-обонятельных ассоциаций Оборудование: графическая карта с реалистичными изображениями (фотографиями) различных веществ и предметов, имеющих яркий и нейтральный запах. Рядом с каждым изображением есть пустой квадрат. К карте подбираются реальные предметы – аналоги изображений. Например: духи, лимон, вода, ягода, вата,бусы и пр. (М.И.Лынская, стр.29) | ||||||||||||||
2 занятие: «Радужная вода» | -хромотерапия, закрепление антонимов, названий цветов, активизация простых слов Оборудование: жидкие пищевые красители, налитые в одинаковые непрозрачные бутылочки, пластиковые и стеклянные стаканы, пластиковые бутылки, картина с радугой (М.И.Лынская, стр.30) | |||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||
Лексическая тема: «Чаепитие» | ||||||||||||||||
Игровые упражнения | Задачи | |||||||||||||||
1 неделя | 1 занятие: «Чаепитие для друзей» | -игротерапия, формирование грамматического показателя – окончания существительных в дательном падеже, активизация простой фразы Оборудование: игрушечная кукла, мягкий мишка и зайка, детская посуда для чая, игрушечные: киви, дыня, ягоды, безе, торты и др. сладости; чашки с ложками и блюдцами; большой красивый сундук; игровая палатка (М.И.Лынская, стр.34) | ||||||||||||||
2 занятие: «Смешные рожицы» | -развитие обонятельного восприятия, мелкой моторики, эмоционально-оценочной лексики Оборудование: крупныемаршмеллоу, красный кондитерский карандаш, пряная гвоздика (М.И.Лынская, стр.35) | |||||||||||||||
2 неделя | 1 занятие: «Магазин сладостей» | -формирование навыка употребления винительного падежа, активизация простой фразы, игротерпая Оборудование: корзина для покупок (сумка), марблс или игрушечные монеты, натуральные сладости: безе, суфле, халва, пастила, желе (М.И.Лынская, стр.36) | ||||||||||||||
2 занятие: «Готовим чай» | -активизация обонятельного восприятия, произнесение простых слов, подражательной активности и сюжетной игры Оборудование: чай разного типа, кардамон, корица, анис, мята, лимон, красивый чайный сервиз с чайником, сахар (М.И.Лынская, стр.33) | |||||||||||||||
Лексическая тема: «День радуги» | ||||||||||||||||
3 неделя | 1 занятие: «Салют» | -развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения Оборудование: разнофактурная бумага цветов радуги: гофро-картон, бумага тишью, бархатная бумага и т.п. (М.И.Лынская, стр.37) | ||||||||||||||
2 занятие: «Башня» | -формирование визуального ритма, слоговой структуры Оборудование: плотно набитые фетровые мешочки, сшитые из фетра цветов радуги (М.И.Лынская, стр.40) | |||||||||||||||
4 неделя | Игровые упражнения | Задачи | ||||||||||||||
1 занятие: «Цветное желе» | -развитие тактильного восприятия, активизация простых слов Оборудование: формированное желе разных цветов, цветные миски (М.И.Лынская, стр.41) | |||||||||||||||
2 занятие: «Говорящие ленточки» | -развитие тактильного восприятия, мелкой моторики , представлений о длине, активизация речевого подражания Оборудование: ленты разной длины цветов радуги (М.И.Лынская, стр.38) | |||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||
Лексическая тема: «Кулинарные изыски» | ||||||||||||||||
1 неделя | 1 занятие: «Жарим-варим-печём» | -развитие понимания глаголов со сходным значением, активизация простых слов; развитие произвольной деятельности, понимания инструкций Оборудование: игровая кухня, игрушечная посуда, цветные счётные палочки, пуговицы, марблс; настоящие кастрюля, сковорода, форма для выпечки; продукты: мясо, лук, бекон, кекс, кисель, яйцо, пицца (М.И.Лынская, стр.43) | ||||||||||||||
2 занятие: «Солёный-сладкий» | -развитие вкусового восприятия, внимания и словаря прилагательных, активизация произнесения простых слов, операции классификации Оборудование: финик, банан, дыня, мёд, солёный помидор,соль(М.И,Лынская, стр.46) | |||||||||||||||
Лексическая тема: « Зима» | ||||||||||||||||
2 неделя | 1 занятие: «Северные домики» | -развитие голоса, закрепление форм единственного и множественного числа существительных Оборудование: домики-подсвечники, сенсорная коробка с искусственным снегом, полярные животные (М.И.Лынская, стр.48) | ||||||||||||||
2 занятие: «Снежки» | -развитие тактильного восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, снятие психоэмоционального напряжения Оборудование: крупные шарики из фольги и бранч-шары (М.И.Лынская, стр.47) | |||||||||||||||
3 неделя | 1 занятие: «Снежная ванна» | -развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, активизация произнесения первых слов Оборудование: детская ванна с овсянкой, внутри не1: раные шапки, игрушечные сани, лыжи, коньки, искусственный лёд, бусы для ёлки, сапоги (М.И.Лынская, стр.47) | ||||||||||||||
2 занятие: «Новогодний огонёк» | -развитие произвольного внимания, физиологического дыхания (по возможности речевого- если дуть в сочетании с произнесением звуков ), развитие зрительного и обонятельного восприятия Оборудование: формированные свечи с зимней тематикой, белые и серебряные свечи разных форм, спички (М.И.Лынская, стр.47) | |||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||
Лексическая тема «Среда обитания» | ||||||||||||||||
1 неделя | 1 занятие: «На ферме» | -развитие обонятельного и тактильного восприятия, игротерапия, развитие глагольного словаря Оборудование: сенсорный поднос с сеном, пшеном, чёрным пластилином, синей шерстью, игрушечная мельница, лопата, топор, ведёрко, различные домики.Резиновые игрушки: коза, петух, гуси, собака, фермер, пугало (М.И.Лынская, стр. 51) | ||||||||||||||
2 занятие: «В пустыне» | -развитие тактильного восприятия, игротерапия, развитие глагольного словаря, навыка употребления предложного падежа, развитие познавательной деятельности Оборудование: жёлтый подогретый песок, игрушечные : змея, игуана, суслик, жук, пальмы (М.И.Лынская, стр.52) | |||||||||||||||
2 неделя | 1 занятие: «В тайге» | -развитие тактильного восприятия, игротерапия, развитие глагольного словаря, навыка употребления предложного падежа, развитие познавательной деятельности, вырабатывается навык употребления простой фразы Оборудование: сенсорный поднос с искусственной травой, зелёной мишурой, муляжами грибов и ягод, деревьев и кутов, кора деревьев, синие марблс; игрушечные животные: куница, лиса, мишка, белка, волк, бизон (М.И.Лынская, стр.52) | ||||||||||||||
2 занятие: «В доме» | -развитие познавательной деятельности, вырабатывается навык употребления простой фразы Оборудование: маленький кусочек ковролина, деревянная мебель, игрушечные животные: собака, киска, хомяк, попугай; игрушечная косточка, рыбка, капуста (М.И.Лынская, стр.53) | |||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||
Лексическая тема: «Феи и пираты» | ||||||||||||||||
«Игровые упражнения» | Задачи | |||||||||||||||
1 неделя | 1 занятие: «Добрый-злой» | -развитие операции классификации, эмотивной лексики Оборудование: два домика, один в виде башни; фигурки ведь и фей; сенсорная коробка с розовыми лепестками и чёрными бобами (М.И.Лынская, стр.65) | ||||||||||||||
2 занятие: «Сокровища пиратов» | -развитие тактильного восприятия, развитие силы голоса, внимания, активизация произнесения простых слов Оборудование: поднос с кинетическим песком, игрушечные монеты, бусы, фигурки пиратов, золотые украшения, сундук (М.И.Лынская, стр.65) | |||||||||||||||
2 неделя | 1 занятие: «Пиратские песни» | -развитие тактильного восприятия, голоса, интонации, способности к речевому подражанию Оборудование: ноты, вырезанные из различной по фактуре бумаги, коробка с нотной бумагой порезанной (М.И.Лынская, стр.66) | ||||||||||||||
2 занятие: «Делим добычу» | -развитие операции классификации, активизация простых слов, игротерапия, активизация простой фразы Оборудование: фигурки пиратов, сундук с сокровищами и игрушечным оружием: меч, сабля, бысы, монеты, золото, ваза (М.И.Лынская, стр.66) | |||||||||||||||
3 неделя | 1 занятие: «Сказочный лес» | -развитие тактильного восприятия, атрибутивного словаря, мелкой моторики, активизация простых слов Оборудование: поднос со мхом и камнями, фигурки фей и пиратов (М.И.Лынская, стр.64) | ||||||||||||||
2 занятие: «Пони для фей» | -развитие тактильного восприятия, активизация простой фразы Оборудование: сенсорная коробка с цветными помпонами разных размеров и фактуры, цветной рис (пастельные тона), игрушечные пони разных размеров и цветов (М.И.Лынская, стр.64) | |||||||||||||||
4 неделя | 1 занятие: «Колдовство» | -развитие операции классификации, хромотерапии, мотивации к деятельности, активизация произнесения простых слов Оборудование: разноцветные хризантемы, тех же цветов: помада, часы, туфля, бусы, тени; иргушечная волшебная палочка (М.И.Лынская, стр.65) | ||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||
Лексическая тема: «Цветы» | ||||||||||||||||
1 неделя | 1 занятие: «Букашки» | -развитие тактильных и проприорецептиных ощущений, обонятельного восприятия, дифференциация звуков речи, дифференциация форм единственного и множественного числа Оборудование: детская ванна, наполненная соцветиями настоящих цветов; резиновые модели жуков и мух; жуки и мухи, свалянные из шерсти (М.И.Лынская, стр.54) | ||||||||||||||
2 занятие: «Маковое поле» | -развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, дифференциация форм единственного и множественного числа Оборудование: чёрный пластилин, искусственные маки (связанные, свалянные из шерсти и пр.) (М.И.Лынская, стр.54) | |||||||||||||||
2 неделя | 1 занятие: «Необычное рисование» | -развитие мелкой моторики, творческой активности, обонятельного восприятия Оборудование: белые листы, свежие лепестки красной розы (М.ИЛынская, стр.57) | ||||||||||||||
2 занятие: «Посадка цветов» | -развитие тактильных и обонятельных ощущений, мелкой моторики Оборудование: небольшие горшки для цветов, марблс, земля для комнатных цветов, маленькая лейка, срезанные настоящие цветы с простыми названиями (М.И.Лынкая,стр.55) |
Март | ||||||
Лексическая тема: «Весна» | ||||||
Игровые упражнения | Задачи | |||||
3 неделя | 1 занятие: «Весна пришла» | -развитие тактильного и обонятельного восприятия, мелкой моторики, активизация произнесения простых слов Оборудование: сенсорная коробка с сиреневым рисом, смешанным с лавандой, внутри: сапоги, лужа, сосулька, почки, птица, синица, гнездо, яйца разноцветные (М.И.Лынская, стр.59) | ||||
2 занятие: «Легче-тяжелее» | -развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, активизация произнесения простых слов, познавательной активности Оборудование: весы с двумя платформами, природный материал: ветки, камни, шишки и пр. (М,И.Лынская, стр.58) | |||||
4 неделя | 1 занятие: «Гладкий-колючий» | -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, атрибутивного словаря Оборудование: коробка с шишками и гладкими камнями (М.И.Лынская, стр.61) | ||||
2 занятие: «Ароматные находки» | -развитие тактильного и обонятельного восприятия, проприорецептивных ощущений, атрибутивного словаря Оборудование: небольшие крафт-пакеты с наполнителями: кофе, лимон, ваниль; изображения этих ароматов (М.И.Лынская, стр.60) | |||||
Апрель | ||||||
Лексическая тема:« Ароматный мир» | ||||||
Игровые упражнения | Задачи | |||||
1 неделя | 1 занятие: «Салют из мяты» | -развитие тактильного и обонятельного восприятия, поднятие эмоционального тонуса, способности к подражаниям действия взрослого Оборудование: коробка с листьями мяты, свежие кружки лимона (М.И.Лынская, стр.67) | ||||
2 занятие: «Одинаковые запахи» | -развитие обонятельного восприятия, произвольного внимания, понимания речи Оборудование: парные стеклянные пузырьки с ароматным наполнением: гвоздикой, лавандой, цедрой, кофе и пр. (М.И.Лынская, стр.69) | |||||
2 неделя | 1 занятие: «Угадай по запаху» | -развитие обонятельного восприятия, произвольного внимания, понимания речи, развитие обонятельно-вербальных ассоциаций Оборудование: можжевеловая ложка, резиновая игрушка, духи, крем для обуви, хозяйственное мыло (М.И.Лынская, стр.70) | ||||
2 занятие: «Пряные травы» | -развитие обонятельного восприятия, мелкой моторики Оборудование: тимьян, мята, розмарин, укроп, кинза, базилик, деткие ножницы (М.И.Лынская, стр.70) | |||||
Лексическая тема: «Путешествие на море» | ||||||
3 неделя | 1 занятие: «Собираем вещи» | -развитие предметно-практической деятельности, активизация произнесения простых слов Оборудование: детский чемодан, бутылка воды, банка кофе, пена для бритья, наручные часы, песочные часы, мыло, помада, тапки, вата, туалетная бумага, духи (М.И.Лынская, стр.71) | ||||
2 занятие: «Кто в море живёт?» | -развитие тактильного восприятия, закрепление предложных форм Оборудование: большая миска с синим аквагрунтом, резинопластиковые игрушки: медуза, морской конёк, разные рыбы, акула, морской ёж, кит (М.И.Лынская, тр.71) | |||||
4 неделя | 1 занятие: «Найди такую же» | -развитие тактильного восприятия, произвольного внимания, операции сравнения Оборудование: парные разного вида ракушки (М.И.Лынская, тр.71) | ||||
2 занятие: «Мокрый- сухой» | -развитие тактильного восприятия, произвольного внимания, операции сравнения, активизация простой фразы и развитие атрибутивного словаря Оборудование: желе с ракушками, песок с ракушками (М.И.Лынская, стр.73) |
Май | |||
Лексическая тема: «Скоро лето!» | |||
Игровые упражнения | Задачи | ||
1 неделя | 1 занятие: «У бабушки в деревне» | -активизация предметно-практической, подражательной деятельности, расширение глагольного словаря, развитие тактильного восприятия и мелкой моторики Оборудование : перчатка с водой, привязанная к изображению коровы; шерсть для валяния, ножницы; набор из парных , вырезанных из фактурной бумаги боди, разноцветные прищепки, верёвка; ягоды, спрятанные в мяте (М.И.Лынская, тр.76) | |
2 занятие: «Необычные ракушки» | -развитие тактильного и обонятельного восприятия, знакомство с буквами Оборудование : жёлтый ароматизированный песок, белые ракушки, на части и них написаны буквы «А» чёрным маркером, часть- пустые, сундук (М.И.Лынская, стр.75) | ||
2 неделя | 1 занятие: «Жёлтая коробка» | -развитие тактильного и зрительного восприятия, активизация произнесения простых слов Оборудование: коробка с жёлтой уткой, лимоном, бананом, мячом, жёлтыми помидорами, мёдом, жёлтой змеёй, жёлтыми тенями, лаком для ногтей, золотом (М.И.Лынская, стр.76) | |
2 занятие: «Отдых на пляже» | -развитие тактильного и обонятельного восприятия, снятие психоэмоционального напряжения, игротерапия Оборудование: ванная с синей водой, ароматизированная морская соль, морские камни, большое фактурное полотенце, солнечные очки, шлёпанцы, крем, гуашь, кисточки (М.И.Лынская, стр.77) | ||
Лексическая тема: «Праздник речи» | |||
3 неделя | 1 занятие: «Фото-сессия» | -развитие мотивации к деятельности, эмотивной лексики Оборудование: бутафория для фото-сессии: усы, губы, банты, очки, бусы и т.п.М.И.Лынская, стр.79) | |
2 занятие: «Танцы народов мира» | -кинезитерапия, развитие тактильного восприятия и моторных функций, слухового внимания, познавательной деятельности, активизация перцептивных прилагательных Оборудование: шёлк, яркая фактурная ткань, мех и др. ткани разных цветов и разные по весу; фотографии разных народов, большой глобус (М.И.Лынская, стр.80) | ||
4 неделя | 1 занятие: «Мыльные пузыри» | -развитие произвольной деятельности, слухового внимания, эмоционального тонуса, слоговой структуры слова Оборудование:мыльные пузыри (М.И.Лынская, стр.81) | |
2 занятие: «Украшаем комнату к празднику» | -развитие тактильного, зрительного восприятия, активизация эмоционального тонуса и называния Оборудование: шарики разных цветов, наполненные гелием; длинная лента, предметы, к каждому из которых привязана толстая нить (М.И.Лынская, стр.78) |
Планируемы результаты
Сформировать мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности;
- Сформировать внутренний и внешний лексикон детей (номинативный, предикативный и атрибутивный), обеспечивающий минимальное общение;
- Сформировать первоначальные навыки грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого общения;
- Совершенствовать способность к подражанию действиям взрослого, сверстников ( в том числе речевому подражанию – эхолалии);
- Развить и корректировать психофизиологические основы речевой деятельности: физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков, разных видов восприятия;
- Стимулировать речевую и психическую активность детей.
Работа с родителями.
Организация взаимодействия с родителями происходит с использованием следующих направлений и форм:
- Создание заинтересованности у родителей для их активного включения в коррекционно-развивающий процесс. Проводятся беседы с родителями, объясняя цели, задачи, направления и планируемые результаты коррекционной работы; в дальнейшем проводятся беседы с целью обсуждения возникших изменений в психическом и речевом развитии ребёнка. Совместно с родителями проводится сравнение и оценка представлений и умений ребёнка в начале коррекционной работы и на текущем этапе: с этой целью возможно изготавливать сравнительные видеоматериалы.
- Анкетирование и интервьюирование родителей, предполагающее выяснение их ожиданий от логопедической работы; форм и направлений семейного воспитания; уровня сформированности речевых и других навыков ребёнка.
- Инструктирование родителей по отработке каждой задачи занятия в домашних условиях; информирование родителей о достижениях и трудностях ребёнка на каждом занятии. С этой целью ведётся индивидуальный альбом, в котором фиксируется краткое содержание занятия, домашнее задание родителям, готовит печатный материал, рекомендуемую литературу.
- Присутствие родителей на занятиях, комментирование выполненных заданий
- Проведение « родительских чаепитий», на которых в непринуждённой обстановке обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе коррекционной работы; происходит совместный поиск удачных форм семейного воспитания речевых навыков.
- Стимуляция творческой активности родителей: составление сказок для детей; совместное с детьми изготовление наглядных пособий; ведение дневников достижений.
- Арттерапевтические совместные занятия с детьми и родителями
- Рекомендация специальной литературы по речевому воспитанию
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: Занятия могут проводиться в помещении для занятий по развитию сенсорной интеграции. В системе работы также предусмотрены интенсивные курсы занятий, проводящиеся на открытом воздухе с целью дополнительного насыщения кислородом во время занятий. Занятия проводятся в первой половине дня, причём значима ритмичность логопедических занятий. Нервной системе ребёнка будет проще адаптироваться к активной стимуляции, если последняя подчинена повторяющемуся ритму. Таким образом, занятия проводятся в одно и то же время, в одни и те же дни недели.
Выбор речевого и стимульного материала. Стимульный и речевой материал для занятий выбирается исходя из следующих положений:
- Каждое занятие включает в себя стимуляцию трёх (или более) видов восприятия: тактильного, обонятельного, вкусового.
- Для детей составляется перечень слов, вводимых в последовательности, зависящей от степени сложности слоговой структуры в порядке её онтогенетического развития. При этом в большинстве своём выбираются слова, не содержащие «сложных» (например, «р») звуков. При определении перечня мы исходим из двух задач: с одной стороны, -мы стараемся использовать частотную лексику, с другой – мы используем и менее частотные слова именно для активизации модели слоговой структуры на как можно более расширенном материале.
- Материал, подобранный по слоговой структуре, объединяется в тематические группы, что и становится основой занятия.
- На каждом занятии формируется тот или иной грамматический показатель по принципу грамматической генерализации (т.е. в качестве образца даётся один вариант грамматической формы).
- Подобранный перечень слов не должен быть слишком широким, из занятия в занятие одни и те же слова повторяются, но используются в разных ситуациях для формирования денотативного и сигнитивного компонентов каждой лексемы.
- На первом занятии дети знакомятся с неким героем всех последующих встреч, от лица которого и будет вестись беседа с детьми, что способствует развитию мотивации.
- Сенсорный материал варьируется.
Варианты сенсорных коробок и ванн для использования во время занятий:
Вода, ароматизированная маслом лаванды;
Цветной рис;
Ароматизированная соль для ванны;
Кинетический песок;
Настоящая трава, искусственная трава, бумажный наполнитель в виде травы, сено;
Молотый/зерновой кофе с анисом и корицей;
Кружки цитрусовых;
Ракушки разных форм;
клубки ниток;
разноцветная вата;
шерсть для валяния;
бусы для новогодних ёлок;
морская галька и камни;
цветной лёд;
соцветия одуванчиков и хризантем;
атласные ленты;
пуговицы;
зёрна для попкорна;
еловые ветки;
марблс;
силиконовые черви;
земля для комнатных растений со мхом и камнями;
сухоцветы;
фактурные мячи;
абрикосовые косточки с желудями и шишками;
конфетти;
цветные перья;
разные орехи в скорлупе: фундук, грецкие, кедровые, миндаль;
аквагрунт;
пряные травы: мята, базилик, тимьян и пр.;
вода с порезанной цветной бумагой;
пена для бритья;
розовые лепестки: настоящие и искусственные;
различные крупы: гречка, горох и пр.
овсянка с палочками корицы;
чай разных форм;
помпоны из ниток;
цветная вода;
коробка с белой фасолью, душистым перцем и анисом
Кадровое обеспечение:____________________________________
Формы отчетности
Отчётные материалы предоставляются в виде фотоматериалов, оформленных в презентации.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Демонстрация образовательных результатов предъявляются путём показа открытого занятия 1 раз в месяц.
Оценочные материалы
В качестве оценочных материалов представлены диагностические карты на каждого ребёнка, содержащих диагностическую методику, а также ведётся табель посещаемости, где указан учёт освоения детьми содержания каждого занятия (см. приложения).
Методические материалы
Метод обучения: игровой (проводятся сенсорные игры, в которых задействованы различные ощущения: тактильные, вкусовые, обонятельные, зрительные, вестибулярные) .
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Категории обучающихся: в группе детей, состоящей из 5 человек, 2 ребёнка-инвалида и 3 состоят на учёте у невролога в связи с задержкой речевого развития.
Формы организации занятий: занятия проводятся в виде:
- игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребёнка;
- игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;
- самостоятельной игровой деятельности;
- игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех её уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);
Алгоритм занятий: Реализация программы проходит в три этапа: первичная диагностика, коррекционная работа и вторичная диагностика.
Структура занятия
- Ритуал начала занятия;
- Игровое задание на развитие речевых предпосылок;
- Арт-терапевтическое упражнение, с привлечением сохранных анализаторов;
- Ритуал окончания занятия.
Библиографический список:
Айрес Э.Д. «Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития», Москва, 2009г.;
Бабина Г.В, Шарипова Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование, формирование у детей с недоразвитием речи».
Битова И.А. «Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы», Москва, 1999г.;
Кислинг У.«Сенсорная интеграция в диалоге», Москва, 2014г.;
Лалаева Р., Серебрякова Н. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР», Москва,2001г.;
Лынская М.И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей», Москва, 2015г.;
Лынская М.И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий», Москва, 2015г.;
Млодик И.«Книга для неидеальных родителей», Москва, 2013г.;
Приложение №1
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- понимание речи;
- сформированность фонематического слуха;
- предметный и глагольный словарь;
- слоговая структура слов;
- уровень развития активной речи;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, мишка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за
Оборудование: машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.
- НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
- ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».
Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.
- ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»
Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.
Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»
Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.
- СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.
Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.
Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. После того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.
Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.
СЕРИЯ 4
Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).
Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.
Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.
Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слова различной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.
Оборудование: игрушки – зайка, мишка.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»
Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.
СЕРИЯ 6
Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.
И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:
движение оскаливания (улыбнись Петрушке);
надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);
наморщивание (удивись, увидев Петрушку);
нахмуривание (рассердись на Петрушку).
Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.
С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);
зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);
прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);
язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);
уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);
твердое и мягкое небо (аномалии строения).
Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
уточнение возможности движений губами:
- раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
- выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
- округлить губки («баранка»);
уточнение возможности движений языком:
- высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);
- высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
- пощелкай язычком (лошадка поскакала);
- «часики»;
упражнение для выявления подвижности мягкого неба:
произнести звук а при широко открытом рте.
При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:
«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поцелуй его);
«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыбнись ему);
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – потяни его к носику);
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – покажи его Петрушке).
Выясняется возможность удержания определенной позы:
«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотографировать);
«покажи язычок киске».
При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:
гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё;
мягкие согласные: сь, зь, ль.
Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как плачет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)» и т. д.
Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса.
В случае затруднений прибегают к отраженному произнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.
СХЕМА ПРОТОКОЛА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ
Покажи, где зайчик _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми матрешку ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми машинку _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________
Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________
Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ
Спрячь машинку в коробку______________________________________________________
Поставь машинку на коробку______________________________________________________
Спрячь машинку под коробку____________________________________________________
Поставь машинку за коробку _____________________________________________________
- НАЙДИ КАРТИНКУ
Покажи, где шар и шары ________________________________________________________
Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________
Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________
Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________
Покажи, где стул и стулья________________________________________________________
СЕРИЯ 2
- ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ
Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________
Скажи, как мычит корова _______________________________________________________
Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________
Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________
- ДАЙ КАРТИНКУ
Покажи, где коса и коза __________________________________________________________
Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________
Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________
Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________
Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________
СЕРИЯ 3
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ
Игрушки _____________________________________________________________________
Предметы_____________________________________________________________________
Части тела______________________________________________________________________
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ
Что делает мальчик? ____________________________________________________________
Что делает девочка? ____________________________________________________________
Что делает мама? _______________________________________________________________
Что делают дети?_______________________________________________________________
- СКАЖИ КАКОЙ
Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________
Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________
СЕРИЯ 4
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
Пила, рыба, часы_______________________________________________________________
Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________
Мяч, лук, нож _________________________________________________________________
Диван, лимон, батон ____________________________________________________________
Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________
СЕРИЯ 5
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ
Назови, что делает зайка ________________________________________________________
Назови, что делает мишка _______________________________________________________
- РАССКАЖИ СТИШОК
«Зайка» ______________________________________________________________________
«Мишка косолапый» ___________________________________________________________
- РАССКАЖИ
Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________
Девочка рисует________________________________________________________________
Девочка поливает цветы _________________________________________________________
Мама купает малыша ___________________________________________________________
Мальчик кормит голубей ________________________________________________________
Девочка танцует________________________________________________________________
Мальчик катается на коньках ______________________________________________________
СЕРИЯ 6
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания __________________________________________________________
надувание щек _________________________________________________________________
наморщивание_________________________________________________________________
нахмуривание _________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы _________________________________________________________________________
зубы _________________________________________________________________________
прикус _______________________________________________________________________
язык _________________________________________________________________________
уздечка _______________________________________________________________________
твердое и мягкое небо_____________________________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________________________
округлить губы________________________________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________
пощелкать язычком_____________________________________________________________
«часики» ______________________________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте________________________________________
«улыбка» – «трубочка» _________________________________________________________
«трубочка» – «улыбка» _________________________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу______________
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу _____________
«улыбка» _____________________________________________________________________
«показать язычок киске» ________________________________________________________
Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________
Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________
Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________
Как гудит поезд? _______________________________________________________________
Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________
Как кричит лошадка? ___________________________________________________________
Заключение: ___________________________________________________________________
Рекомендации:
Источник:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Дополнительная образовательная программа по логопедии "Речевичок"
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент для успешной адаптации младшего школьника в его учебной жизни, его социализации....
Дополнительная образовательная программа по речевому развитию "Буквоешка"
Система занятий данной рабочей программы построена так, чтобы предупредить на раннем этапе трудности, которые могут возникнуть у ребёнка во время школьного обучения....