Дополнительная образовательная программа по логопедии "Речевичок"
рабочая программа по логопедии по теме
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент для успешной адаптации младшего школьника в его учебной жизни, его социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа по логопедии для начальной школы | 85.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образование Администрации
Южноуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МС Директор МОУ СОШ № 3 Протокол №1 _О.В.Зацепилин____________
от «___»_________2012г. «___»____________2012г.
Дополнительная образовательная программа
по логопедии
«Речевичок»
Возрастной диапазон : 7-9 лет
Срок реализации программы : 3 года
Автор: Петрова Ю.К.
учитель начальный классов высшей
квалификационной категории, педагог
дополнительного образования
Южноуральск
2012 год
Информационная карта к
дополнительной образовательной программе «Речевичок»
Ф.И.О. педагога Петрова Ю.К.,
По типу создания: типовая, адаптированная, авторская
По образовательной области профильная, многопрофильная
(естествознание, искусство, духовная антропология, социальная практика, словесность, технология, физическая культура)
По направлению деятельности: ориентационная, фундаментальная,
информационная, прикладная,
художественно-эстетическая
По способам реализации: эвристическая, алгоритмическая,
исследовательская, творческая
По уровням усвоения: общекультурный, углубленный,
профессионально-ориентированный
По направлениям деятельности: 1)техническое, 2)спортивно-техническое,
3)Физкультурно-оздоровительное,
4)туристко-краеведческое, 5)эколого-
биологическое, 6) культурологическое,
7)художественно-эстетическое,
8)социально-педагогическая
профориентация, 9) военно-патриоти-
ческое, 10)естественно-научное.
По формам реализации: групповые, индивидуальные,
индивидуально-групповые
По продолжительности
реализации: двухгодичная
По полу смешанное, для мальчиков, для девочек
По возрасту: для учащихся начальной школы
Пояснительная записка
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания образования с момента перехода школы на ФГОС, создалась ситуация, позволяющая по новому оценить и выстроить логопедическую работу в общеобразовательной школе.
Роль родного языка в воспитании детей младшего школьного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договорённости между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми относится формирование связной речи. Это и произношение, и грамматический строй, и словарный запас. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки школьников к формированию полноценной учебной деятельности, комфортного ощущения ребенка в общении с детьми и взрослыми. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. В последнее время наблюдается рост количества детей-первоклассников с общим недоразвитием речи средней степени, для которого характерно:
- Нарушение звукопроизношения;
- Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- Аграмматизмы, проявляющиеся с сложных формах словоизменеия;
- Нарушение сложных форм словообразования;
- Недостаточная сформированность связной речи;
- Дислексия;
- Дисграфия.
Поэтому данная программа является актуальной на сегодняшний момент для успешной адаптации младшего школьника в его учебной жизни, его социализации.
Научная обоснованность заключается в том, что данная Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка. Проблемой изучения развития связной речи, как важнейший показатель связности рассматривается умение ребенком структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Ворошина Л.В., Кудрина Г.Я., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.). Программа опирается на следующие принципы общей и специальной педагогики:
- Системности;
- Комплектности;
- Деятельностный;
- Онтогенетический;
- Обходного пути;
- Общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.
Ценностные ориентиры содержания
дополнительной образовательной программы.
Ведущее место дополнительных занятий по логопедии в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языков Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
В ходе обучения формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств необходимых для успешного и результативного обучения в общеобразовательной школе. Поэтому,
целью программы является: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Задачи программы:
- Развитие фонематического восприятия;
- Расширение словарного запаса;
- Систематизация знаний по фонетике;
- Создание базы для успешного овладения орфографическими навыками;
- Развитие внимания, памяти, речевой моторики;
- Формирования навыков речевого общения в коллективе.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы – 7-9 лет.
Срок реализации образовательной программы – 3 года ( 1, 2, 3 класс)
Формы и режим занятий.
Форма занятий – индивидуально-групповая. Занятия проводятся раз в неделю. Продолжительность одного занятия, включая динамическую паузу составляет 35 (в первом классе) и 45 минут (во втором и третьем классах).
В итоге логопедической работы у детей развивается языковое чутье и постепенно ребенок овладевает необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых в дальнейшем становится возможным составление монологического высказывания. Поэтому планируемые результаты дополнительной образовательной программы следующие:
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматического строя языка;
- Обогащение и активизация словарного запаса детей. Развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего развития учащихся.
Этапы работы по коррекции речи
дополнительной образовательной программы
Вся работа по коррекции речи состоит из 4-х этапов:
1-й: Диагностический – проводится обследование состояния устной и письменной речи учащихся на момент зачисления в группу;
2-й: Подготовительный – проводится работа по развитию внимания. Памяти, речевой моторики;
3-й: Коррекционный – проводится
- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;
- Развитие фонематический дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных;
- Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи;
- Работа с словом, словосочетанием и предложением;
- Работа по составлении. Рассказов;
- Чтение и пересказ текста.
4-й: Оценочный – проводится оценка результативности коррекционной работы, подведение итоговых срезов, проверочных работ, оценка динамики работы с учащимися.
Содержание обучения.
На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, целью которых является развитие связной речи у школьников. Основными и наиболее действенными являются:
- Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
-Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
-Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
-Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах. Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у младшего школьника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
-Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.
Виды занятий по развитию речи:
- составление и распространение простых предложений по предметным и сюжетным картинкам;
- обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам;
- составление линейного пересказа текста по опорным картинкам;
- составление пересказа текста по опорным картинкам;
- составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин;
- составление рассказа по опорным картинкам;
- составление рассказа по сюжетной картине;
- составление рассказа по схематичному рисуночному плану;
- составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуночный план.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы.
1. Обогащение и активизация словаря.
2.Работа над смысловой стороной речи.
3.Формирование грамматического строя речи.
4.Воспитание звуковой структуры речи.
5.Развитие элементарного осознания языковых явлений.
6.Развитие связной монологической речи.
7.Развитие общей и мелкой моторики.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.
Структура занятия включает три базовые части:
I. Оргмомент. Активизация словарного запаса.
II. Основная часть занятия. Введение в тему занятия. Знакомство с текстом рассказа или с содержанием сюжетных картин. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста. Физкультминутка / пальчиковая гимнастика. Составление пересказа текста или рассказа по опорным картинкам или рисункам.
III. Подведение итогов занятия. Описанные методы позволяют быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, а также развить речь у ребенка, что значительно облегчит его общение со сверстниками, а также старшими людьми. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, и ему легче дается школьное обучение.
Учебно - тематическое планирование
Разделы | № занятия | Тема | Теория (ч) | Практика(ч) | Всего часов |
1 класс | |||||
1 | Вводное занятие. Речевая диагностика младших школьников. ТБ на логопедических занятиях. | 1 | 1 | ||
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза | 2-5 | Свистящие и шипящие. | 1,2 | 2,8 | 4 |
6-8 | Звуки л и р. | 0,9 | 2,1 | 3 | |
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи | 9 | Управление. Винительный падеж. Родительный падеж. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Дательный падеж. Творительный падеж. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
11 | Распространение предложений. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
12 | Предлоги | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза | 13 | Речь. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные. | 0,3 | 0,7 | 1 |
14 | Гласные первого ряда. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
15 | Гласные второго ряда. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
16 | Слоговой состав слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
17 | Ударение . | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких | 18 | Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости гласными второго ряда. | 0,3 | 0,7 | 1 |
19 | Обозначение мягкости буквой мягкий знак. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
20 | Дифференциация согласных б-п. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
21 | Дифференциация согласных б-д | 0,3 | 0,7 | ||
22 | Дифференциация согласных д-т | 0,3 | 0,7 | ||
23 | Дифференциация согласных т-п | 0,3 | 0,7 | 1 | |
24 | Дифференциация согласных р-л | 0,3 | 0,7 | 1 | |
25 | Дифференциация согласных с-з | 0,3 | 0,7 | 1 | |
26 | Дифференциация согласных ж-ш | 0,3 | 0,7 | 1 | |
27-32 | Звуко-буквенный анализ слова | 1,8 | 4,2 | 6 | |
33 | Обследование состояния устной и письменной речи учащихся. | 1 | 1 | ||
Итого: | 33 | 9.7 | 23.3 | 33 | |
2 класс | |||||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Обследование состояния устной речи учащихся. | 1 | 1 | ||
2 | Обследование состояния письменной речи учащихся. | 1 | 1 | ||
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза | 3 | Дифференциация звуков речи и звуков окружающей среды. | 0,3 | 0,7 | 1 |
4 | Выделение гласных звуков. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
5 | Выделение согласных звуков. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
6 | Звуковой анализ слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
7 | Звуковой синтез слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
8 | Слог. Определение количества слогов в слове. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
9 | Слогообразующая роль гласных. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
10 | Слоговой анализ слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
11 | Звуковой анализ слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
12 | Звуко-слоговой анализ слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза | 13 | Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. | 0,3 | 0,7 | 1 |
14 | Звуки буквы П-Б | 0,3 | 0,7 | 1 | |
15 | Звуки буквы д-т | 0,3 | 0,7 | 1 | |
16 | Звуки буквы к-г | 0,3 | 0,7 | 1 | |
17 | Звуки буквы ф-в | 0,3 | 0,7 | 1 | |
18 | Звуки буквы с-з | 0,3 | 0,7 | 1 | |
19 | Звуки буквы ш-ж | 0,3 | 0,7 | 1 | |
20 | Твѐрдые мягкие согласные. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
21 | Гласные II ряда. Твѐрдые и мягкие согласные. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи | 22 | Смягчение согласных при помощи Ь знака. | 0,3 | 0,7 | 1 |
Слово. Словосочетание. Предложение | 23 | Слова, называющие предметы. | 0,3 | 0,7 | 1 |
24 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
25 | Слова, обозначающие действие предмета. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
26 | Согласование глагола с существительным в числе. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
27 | Слова, обозначающие признаки предмета. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
28 | Согласование прилагательных с существительными в числе. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
29 | Корень слова. Однокоренные слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
30 | Предлоги. Написание наиболее употребляемых предлогов со словами. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
31 | Предложение. Деление текста на предложения. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
32-34 | Деление предложения на слова. | 0,9 | 2,1 | 3 | |
35 | Составление предложений с определѐнным количеством слов. | 0,3 | 0,7 | 3 | |
36 | Обследование состояния устной и письменной речи учащихся. | 1 | 1 | ||
Итого: | 36 | 9.9 | 26.1 | 36 | |
3 класс | |||||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Обследование состояния устной речи учащихся. | 1 | |||
2 | Обследование состояния письменной речи учащихся. | 1 | 1 | ||
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза | 3 | Выделение гласных и согласных звуков. | 1 | ||
4 | Звуковой анализ и синтез слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
5 | Звуко-слоговой анализ слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких | 6 | Твѐрдые мягкие согласные. | 0,3 | 0,7 | 1 |
7 | Гласные II ряда. Твѐрдые и мягкие согласные. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
8 | Смягчение согласных при помощи Ь знака. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи | 9 | Имя существительное. | 0,3 | 0,7 | 1 |
10 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
11 | Практическое употребление существительных разного рода. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
12 | Имя прилагательное. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
13 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
14 | Согласование прилагательных с существительными в падеже. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
15 | Употребление личных местоимений. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
16 | Глагол. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
17 | Согласование глагола с существительным в числе. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
18 | Согласование глагола с существительным во времени. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Слово. Словосочетание. Предложение. | 19 | Корень слова. Однокоренные слова. | 0,3 | 0,7 | 1 |
20 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
21 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
22 | Морфемный состав слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
23 | Предлоги. Значение предлогов в предложении. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
24 | Написание наиболее употребимых предлогов со словами. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
25 | Дифференциация предлогов и приставок, имеющих разное написание. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
26 | Дифференциация предлогов и приставок, имеющих одинаковое написание. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
27 | Предложение. Виды предложений по интонации. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
28 | Деление текста на предложения. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
29 | Деление предложения на слова. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Составление рассказов | 30 | Составление рассказа по картинкам. | 0,3 | 0,7 | 1 |
31 | Составление рассказа по серии картинок. | 0,3 | 0,7 | 1 | |
Чтение и пересказ текста | 32-33 | Чтение и пересказ текста с опорой на серию картинок. | 0,6 | 1,4 | 2 |
34-35 | Чтение и пересказ текста с опорой на одну картинку. | 0,3 | 0,7 | 2 | |
36 | Обследование состояния устной и письменной речи учащихся. | 1 | 1 | ||
Итого: | 36 | 9 | 27 | 36 | |
Всего: | 105 | 28 | 77 | 105 |
Список используемой литературы
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 352 с.
2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 144 с.
3. Горская А.Б. Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл. /Сост. А.Б.Горская, Н.А. Капитонова и др.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд»», 2002.- 352 с.
4. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 439-483с.
5. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 128 с.
6. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. 48 с.
7. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на Дону,: Изд-во Феникс, 2001. 448 с.
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: просвещение, 2011.-400 с.
9. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: Речевой материл для дошкольного и младшего школьного возраста.- Волгоград: Учитель, 2003. – 91 с
10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 256 с.
11. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2002. 72 с.
12. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. 2-й т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 283- 511 с.
Приложение
Речевая диагностика младших школьников
Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.
Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
- полноценность владения речевыми звуками. В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
- достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.
- сформированность грамматических систем.К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.
- владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
- речевая коммуникация. К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется его речевой готовностью. Насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или
отсутствие, а так же приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступивший в школу ребенок не владеет названными
умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.
Диагностика звукопроизношения.
До начала обучения грамоте ребенок обязательно должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Недопустимы в речи полные звуковые замены (типа сыпленок вместо цыпленок или калтина вместо картина), такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме. Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребенка самостоятельно назвать все приведенные ниже картинки. Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие ( С, СЬ, З, ЗЬ, Ц ), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ ), а также звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й. каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове – в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Все надписи к картинкам при обследовании нужно закрывать, чтобы ребенок их не видел
Если в процессе обследования будут выявлены звуковые замены, то их необходимо обязательно устранить до начала обучения ребенка грамоте. (Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к 5-6 годам.)
Далее необходимо выяснить, все ли речевые звуки различаются на слух. Эта необходимость связана с тем, что запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то во время письма он неизбежно будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном. Взрослому не следует смотреть на называемую картинку.
Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. На выявление умения выделять отдельные звуки в слове. Можно предложить ребенку следующие задания.
Задание № 1 .
Выделение звука на фоне слова. Ребенку предлагается узнать, есть ли в предъявляемых ему словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р в слове РОЗА?» далее предлагается определить наличие этого звука в следующих словах:
КАРТИНА, СЫР, СУШКА, ВОРОНА.
САНКИ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР, СТРУНА.
ШКАТУЛКА, РАНЕЦ, КАРАНДАШ.
ЛУНА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, ТОПОР.
ГОРА, СУГРОБ, ОБЛАКО.
Ребенок должен уловить лишь само наличие звука в слове, без определения места этого звука.
Задание № 2.
Выделение первого звука из слова. Ребенок должен ответить на вопрос о том, какой первый звук в слове АСТРА. Затем он называет первый звук в таких словах:
УЛИЦА, УТКА, АЗБУКА, УЛЕЙ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, ИВА, АИСТ, УЛИЦА, КРАН, КРЫША, ТРАВА.
Задание № 3.
Выделение последнего звука из слова. Ребенок должен назвать последние звуки в следующих словах:
СУП, ТОРТ, КРОТ, МАК, ПАЛЕЦ,
ОБРУЧ, ДОМ, СТОЛ, СЛОН, ОКНО,
ВЕСНА, КЕНГУРУ.
Задание № 4.
Определение места звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала надо убедиться, что ребенок понимает значение самих этих слов, для чего надо попросить его показать начало, середину и конец строки, веревки, линейки и т. п. затем предложить ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш.
ШТОРМ, ШИЛО, ТИШЬ, ШАЛАШ,
ШИШКА, МАШИНА, ШАЛУН, МЫШЬ,
КРЫШКА, РОМАШКА, ШУТКА, ШАР,
ПОДУШКА, КОШКА, ЛЯГУШКА, ЁРШ,
ШАКАЛ, ШАРФ, БРОШКА, КРЫША, ШУБА.
Если ребенок справился с этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов. Например: назвать первый, второй,
третий и т. д. звуки в словах СТОЛ, СУМКА, КАРТИНА; определить, какой звук слышится после (перед) О в слове ВОЗДУХ и т. п.
Диагностика словарного запаса ребенка.
Далее следует диагностировать достаточен ли словарный запас ребенка. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2 000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи – существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. д.)
Для выяснения имеющихся в словаре ребенка имен существительных можно предложить выполнить ему следующие задания.
Задание № 1.
Попросить ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам.
- Каких ты знаешь животных (домашних и диких) ?
- Каких ты знаешь рыб, птиц, насекомых?
- Какие ты знаешь деревья, цветы?
- Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
- Какую ты знаешь мебель?
- Какую ты знаешь посуду?
- Какую ты знаешь одежду, обувь?
Результаты выполнения уже одного этого задания позволят составить общее представление о богатстве или бедности словарного запаса ребенка: одни дети назовут, например, множество разных животных, включая и экзотических, а другие ограничатся только кошкой и собакой. В таком случае нужно немедленно приступить к обогащению словарного запаса ребенка.
Задание № 2 .
Предложите ребенку сначала перечислить все изображенные на картинках предметы, а потом назвать их одним словом.
Апельсин, виноград, груша, лимон, яблоко – фрукты
Кровать, стол, стул, тумбочка, шкаф – мебель
Шуба, носки, жилет, плащ, платок, юбка, шапка – одежда.
Задание № 3 .
Вы перечисляете отдельные предметы каждой логической группы. А ребенок называет их одним словом.
Предлагаются следующие группы предметов:
а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака;
б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна, жираф, бегемот, носорог;
в) курица, петух, утка, гусь, индюк;
г) чайка, орел, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, попугай, цапля, страус;
д) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса;
е) щука, лещ, окунь, судак, сиг, камбала, треска, сом, корюшка, салака;
ж) сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, рябина, лиственница, тополь, черемуха, каштан, липа, ива;
з) картофель, капуста, огурец, помидор, свекла, морковь, редиска, репа, редька, тыква, кабачок;
и) яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград;
к) вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика;
л) тарелка, вилка, нож, чашка, блюдце, стакан, кружка, фужер, чайник, кофейник, самовар, графин, кувшин, солонка, масленка, сковорода, кастрюля;
м) стол, стул, кресло. Табуретка, кровать, диван, шкаф, сервант. Буфет, тумбочка;
н) пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, жакет, юбка, брюки, жилет, майка, трусы, сарафан, халат;
о) сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки;
п) кукла, юла, пирамидка, мишка, зайчик, мячик;
р) пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвертка, дрель;
с) трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро.
Для проверки наличия в словаре ребенка достаточного количества глаголов предложите ему ответить на такие вопросы:
а) Кто как передвигается?
Человек ходит, птица…., рыба …., змея …, кузнечик … .
б) Кто как подает голос?
Корова мычит, лошадь…, коза…., свинья…, собака…., кошка…., волк…, медведь…., тигр…., змея…., ворона…., кукушка….., голубь…., соловей…., утка…, гусь…., курица…., лягушка…, комар…., жук….. .
в) Кто что ест?
Собака кость грызет, кошка молоко …., курица зерно….., корова траву…. .
г) Кто чем занимается?
Повар варит, врач…, учитель…., ученик…, строитель…, художник…., пианист…, писатель…., портниха…., прачка…., уборщица…., фотограф…., продавец…., покупатель…. .
д) Что может делать это животное?
Собака лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка…..; волк…..; медведь…..; заяц…..; змея….; лягушка…. .
Для выяснения запаса у ребенка имен прилагательных предложите ему следующие задания, рассчитанные на название признаков предметов.
Задание № 1.
а) Какого вкуса эти продукты?
Сахар сладкий, соль…., лук…., лимон…. .
б) Какого цвета эти продукты?
Огурец зеленый, помидор…., арбуз…., слива…., лимон…., апельсин…., перец…., сахар…., орехи….. .
Задание № 2.
Какая основная черта характера у всех этих животных?
Волк злой, лиса…., собака….. .
Задание № 3.
Назвать как можно больше признаков каждого из перечисленных ниже предметов (величина, цвет, вес, форма, вкус, запах, температура, материал, принадлежность)
Яблоко – большое, тяжелое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное…
Платье – длинное, шерстяное, теплое, мягкое, серое, вязанное, мамино…
Стол –
Лента –
Куртка –
Арбуз –
Лимон –
Собака –
Заяц –
Задание № 4.
Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. Например: Что бывает ДЛИННЫМ? ( нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы…)
Что бывает КРУГЛЫМ (КВАДРАТНЫМ, ОВАЛЬНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ)?
Что бывает ВЫСОКИМ (НИЗКИМ)?
Что бывает ЗЕЛЕНЫМ (КРАСНЫМ, СИНИМ…)?
Что бывает ХОЛОДНЫМ ( ГОРЯЧИМ, ТЕПЛЫМ, ПРОХЛАДНЫМ)?
Что бывает СЛАДКИМ (ГОРЬКИМ, КИСЛЫМ, СОЛЕНЫМ)?
Что бывает ШЕРСТЯНЫМ (ШЕЛКОВЫМ, БУМАЖНЫМ, ДЕРЕВЯННЫМ, ЖЕЛЕЗНЫМ)?
Что бывает ТЯЖЕЛЫМ (ЛЕГКИМ)?
что бывает ГЛУБОКИМ (МЕЛКИМ)?
Что бывает КОЛЮЧИМ (ОСТРЫМ, ХРУПКИМ)?
Задание № 5.
Назвать противоположные признаки предметов.
Добрый – злой, старый - …., черный -…., светлый - …., большой - …., длинный - …., высокий - ….. широкий - …., толстый - …., острый - ….., веселый - …., смелый - …., быстрый - …., горячий - …., густой - …., больной - …. .
Задачи № 6 .
Назвать похожие признаки предметов.
Хороший – добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный, заботливый.
Теплый –
Медленный –
Высокий –
Веселый –
Задание № 7.
Попросите ребенка объяснить, что значат выражения:
Золотые руки
Железное сердце
Светлая голова
Тонкий ум
Летящая походка
Теплая встреча
Шелковые волосы
Короткая память
Горькая правда
Сладкая ложь
Для выяснения имеющегося запаса наречий надо побеседовать с ребенком о повадках различных животных, о временах года и суток, об особенностях погоды, о расположении предметов в пространстве и т. п., задавая при этом вопросы: КАК? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? Например: «Как бежит мальчик? Где лежит книга? Когда прилетают птицы? Куда они улетают осенью? Откуда выпал птенец?
Диагностика сформированности грамматических систем.
Так же при диагностике речевой готовности дошкольника необходимо выяснить, усвоены ли грамматические нормы языка. Это важно потому, что даже большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.
Для проверки сформированности у ребенка грамматической системы словоизменения предложите ему выполнить следующие задания.
Задание № 1.
Образование множественного числа имен существительных.
- Назови один предмет и несколько.
Задание № 2.
- Образуй множественное число от следующих слов.
Слон, журавль, глаз, окно, стул, дерево, день, лоб, ухо, медвежонок, бельчонок.
Задание № 3.
Согласование прилагательных с существительными.
1) – Добавь к данному слову слова ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЕНЫЙ.
Куст какой? –
Трава какая? –
Дерево какое? –
Деревья какие? –
2) – К данным словам добавь слова СПЕЛЫЙ и СОЧНЫЙ.
Виноград какой? –
Груша какая? –
Яблоко какое? –
Фрукты какие? –
3) – Расскажи о предмете какой он.
Снег какой? –
Река какая? –
Море какое? –
Леса какие? –
Задание № 4.
Согласование существительных с числительными.
1) – Закончи мои высказывания.
Один шар, а пять …..
Одна ложка, а семь….
Один медведь, а пять….
Одна пуговица, а десять….
Одна капля, а десять….
Одно ухо, а шесть….
Один лоб, а пять…
Одна шея, а пять….
Одно зеркало, а семь…..
Одна люстра, а десять….
2) – Закончи мои высказывания.
Одна рысь, а две….
Одна ворона, а четыре….
Один верблюд, а четыре…..
Один дятел, а два….
Один гусь, а три….
Один воробей, а четыре….
Один теленок, а два….
Задание № 5.
Употребление предлогов.
- Расскажи, где находятся предметы.
- Закончи следующие предложения.
Яблоки растут ……(на яблоне)
Яблоко упало…..
Упавшие яблоки лежат ……
Птица пролетела высоко …..
Мальчик подошел ……
Девочка отошла …..
- Ответь на вопросы.
Откуда мы возьмем ручку, если она В ПЕНАЛЕ?
Откуда мы возьмем ручку, если она НА СТОЛЕ?
Откуда мы достанем ручку, если она упала ПОД СТОЛ?
Откуда мы достанем мяч, если он закатился ПОД ШКАФ?
Откуда мы возьмем тапки, если они ПОД СТУЛОМ?
Откуда выйдет мальчик, если он стоит ЗА КРЕСЛОМ?
Откуда выедет машина, если она остановилась ЗА УГЛОМ?
Для проверки сформированности у ребенка системы словообразования предложите ему выполнить следующие задания.
Задание № 1.
Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.
- образуй от данных слов новые. Например: большой стакан, а маленький….(стаканчик).
Большой ключ, а маленький ….
Большой графин, а маленький…
Большая сковорода, а маленькая…
Большая кровать, а маленькая ….
Большая банка, а маленькая….
Большой жук, а маленький …
Большой лес, а маленький ….
Большой ручей, а маленький….
Большое зеркало, а маленькое….
Большая кукла, а маленькая….
Большое перо, а маленькое….
Большие часы, а маленькие….
Большие туфли, а маленькие ….
Большое лицо, а маленькое ….
Большое кресло, а маленькое ….
Большая вишня, а маленькая ….
Большая кастрюля, а маленькая…
Большие сапоги, а маленькие…
Большая змея, а маленькая…
Большое яйцо, а маленькое…
Задание № 2.
Образование глаголов при помощи приставок.
- Закончи начатые мной предложения:
Весной птицы прилетают, а осень…
На дерево залезают, а с дерева…
По дороге ходят, а через дорогу…
В дом входят, а из дома…
К дому подходят, а от дома …
Воду в стакан наливают, а из стакана …
Через канаву перепрыгивают, а через реку…
Воду в банку доливают, а песок…
Воду нечаянно разлили, а крупу…
Глазами все рассмотрели, а ушами все…
Задание № 3.
Образование имен прилагательных.
- Каждый предмет из чего-то сделан. Расскажи какой он? Например: стул из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ.
Дом из камня -…..
Дом из кирпича –
Шляпа из соломы –
Платье из шёлка –
Шарф из шерсти –
Монета из меди –
Ложка из олова –
Кольцо из золота –
Платок из пуха –
Сумка из кожи –
Ваза из хрусталя –
Миска из глины –
Кораблик из бумаги –
Коробка из картона –
Шуба из меха –
Медвежонок из плюша –
Диагностика умения владеть связной речью.
Речевая готовность к школе предполагает, и умение ребенком владеть связной речью. Для проверки состояния у ребенка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на картинке «Зимние забавы».
Дети хорошо владеющие связной речью, смогут составить по этой картинке большой и связный рассказ, нередко дополненный событиями из собственной жизни.
При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию у ребенка речи.
К сожалению, не у всех детей названные речевые умения бывают сформированы к началу школьного обучения. Однако, нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставания в речевом развитии детей и обязательно преодолеть его до начала учебного года. Данный дидактический материал помогает выявить недостатки в речевом развитии дошкольников и помочь родителям подготовить ребенка к школе.
Создавая проект, я поняла, что для успешного овладения навыками чтения и письма, а соответственно и успешного обучения в целом большое значение имеет речевая готовность ребенка в дошкольном возрасте.
Если поступивший в школу ребенок не владеет названными в проекте умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.
Речевые нарушения необходимо выявить до того, как ребенок пойдет в школу, иначе обучение его будет осложнено многочисленными трудностями, основа которых лежит в речевой неготовности дошкольника
Из опыта работы по этому проекту в дальнейшем мне пригодятся знания об уровне речевой готовности дошкольника, причинах неготовности, чтобы профессионально помочь ему преодолеть возникающие трудности при овладении грамотой.
Методика диагностики развития речи
Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)
Задание Б. (Окончание слов).
Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Задание В. (Образование предложений с данными словами).
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Задание Г. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".
Задание Д. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?
мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...
Задание Е. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....
Задание Ж. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).
Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Общий словарный запас средний и высокий у 70% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 30% испытуемых.
Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении
Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:
1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…
2. Если зимой будет сильный мороз, то…
3. Если взлететь высоко как птица, то…
4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…
5. Если наступит день рождения, то…
6. Девочка стояла около окна, хотя…
7. Если снег растает, то…
8. В комнате погас свет, несмотря на то, что…
9. Если пойдет сильный дождь, то..
10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что…
Проведение исследования.
Проводятся 3 серии эксперимента.
Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».
Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.
Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать».
Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.
Обработка данных
Детей распределяют на группы в зависимости от развития умения устанавливать причинно-следственные связи.
1 уровень - дети часто затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью.
2 уровень - дети, как правило, отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.
3 уровень - дети отвечают на все вопросы, дают ответы только с правильной причинностью и верной заменой.
Методика раннего выявления дислексии (по А.Н.Корневу, 1982г.)
“Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения” - Р.И. Лалаева.
Цель: выявить детей, предрасположенных к дислексии. Описание методики и правила оценки выполнения заданий.
I.“Рядоговорение”. Инструкция ребенку: “Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели” (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла; 3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
II. “Ритмы”. Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же”. После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами: простые ритмы – II I, I II, II I I, I I II, I III, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают; сложные ритмы – III I I, I II II, I III I, II III I.
Критерий выполнения такой же как в простых ритмах. Оценки: 1) выполнены оба задания – 0 баллов; 2) выполнены только простые ритмы – 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания – 3 балла.
Ш. Тест Озерецкого “Кулак – ребро – ладонь”. Инструкция: “Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”. Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.
Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после первой демонстрации – 0 баллов; 2) правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки – 2 балла; 3)правильное воспроизведение после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй и более попыток – 3 балла.
IV. Субтест “Повторение цифр”. Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие- нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!”. После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходит к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.
После этого дается новая инструкция: “Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу1-2, то ты должен сказать 2-1”. При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.
Цифровые ряды.
Прямой счет:
№ 3 3-8-6 6-1-2
№ 4 3-4-1-7 6-1-5-8
№ 5 8-4-2-3- 9 5-2-1-8- 6
Обратный счет:
№ 2 2-5 6-3
№ 3 5-7-4 2-5-9
№ 4 7-2-9-6 8-4-9-3
Оценка: 1) итоговый результат больше 6 – 0 баллов, 2) итоговый результат равен 6 – 2 балла; 3) итоговый результат меньше шести – 3 балла.
Составление окончательного заключения: При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр” и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
Диагностика нарушений письменной речи у младших школьников школьников
Почти все российские и зарубежные исследователи проблемы дисграфии и дислексии сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор отмечается трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Профессор Ананьев Б.Г. также указывает на связь ошибок в чтении и письме у части младших школьников с трудностями пространственного различения.
Та или иная степень нарушения письма и чтения предопределяется уровнем сформированности устной речи.
Если дефект устной речи ограничен несформированностью её звуковой стороны, то нарушения чтения и письма обусловлены фонетико-фонематической или только фонематической недостаточностью. В этих случаях наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционныхгрупп.
Что касается нарушения чтения и письма у детей с ОНР, то у них наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка.
Существует целый ряд методик диагностики письменной речи. Перед тем, как перечислить основные задания, хочу напомнить, что во время обследования логопед должен обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребёнок предъявляемое слово сразу или проговаривает его несколько раз, подбирает нужный звук и соответствующую букву, какие испытывает при этом трудности и т.п.
Обследование письма может проводиться как коллективно, так и индивидуально. По ходу чтения не следует делать исправлений и замечаний.
Итак, обследование письма включает в себя:
1. Списывание:
а) с рукописного текста;
б) с печатного текста;
в) осложнённое заданиями логического или грамматического характера
(например: в предложении рассказывающем о птицах, подчеркни слово,
состоящее из 3-х слогов).
2. Слуховой диктант.
Кроме обычного проведения диктанта со зрительным самоконтролем (предложен Садовниковой) такой вид диктанта отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма.
Проводится он так: после написания учениками диктанта на несколько минут открывается записанный на доске текст диктанта, и детям предлагается найти свои ошибки и исправить их цветными карандашами. Карандаши используются для того, чтобы отличить ошибки, исправленные в ходе зрительной самопроверки, от
поправок, сделанных в ходе написания диктанта, и от последующих исправлении логопеда. При оценивании работы логопед обязательно учитывает и общее количество сделанных ошибок и количество ошибок, исправленных самостоятельно.
3. Самостоятельное письмо.
Сюда относятся задания типа:
- дать подписи к предметным картинкам (слова);
- дать подписи к сюжетным картинкам (предложения);
- написание изложения либо сочинения.
Учащимся 1-го класса предлагается запись строчных и прописных букв под диктовку, позднее - запись слогов (различной структуры) и слов (также различной структуры).
Хочу поделиться с коллегами специально составленными текстами диктантов для обследования письменной речи младших школьников. Кроме чисто логопедических задач, т.е. проверки, нет ли пропусков и смешений букв, нарушений слоговой структуры и аграмматизмов, они позволяют оценить, насколько хорошо усвоен изученный в классе грамматический материал.
2 класс.
Осуществлена связь с программным материалом. Учтено, что в 1-м классе изучены следующие темы: предложение, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, -ь- для обозначения мягкости согласных.
Логопедические задачи: проверить, как дифференцируются парные согласные, оптически и кинетически сходные буквы.
Роща.
Дети любят гулять в роще. Тут дубы и клёны. По веткам скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит ствол. В траве шуршит ёжик. Синицы сели на верхушку дуба и громко щебечут. Яркие солнечные пятна скользят по листве.
3 класс.
Добавлены и распространены предложения, т.к. уже были изучены темы: «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Парные звонкие и глухие согласные», «Разделительный -ь- знак», «Сложные слова».
В роще.
Мои друзья любят гулять в роще. Тут берёзы, дубы и клёны. По ветвям скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит твёрдую кору острым клювом. В траве шуршит ёжик. Синицы дружной стайкой сели на верхушку дуба и громко щебечут.
У старого клёна муравейник. Интересно наблюдать за его трудолюбивыми жильцами. Лёгкий ветерок шелестит листвой. Яркие солнечные пятна лежат на траве.
4 класс.
Весёлые скороговорки.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько корку.
У пенька опять пять опят.
У Вари на бульваре варежки пропали.
Бросили бананы забавной обезьяне.
У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Ежу на ужин мышонок нужен.
Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой.
В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
Маленькую Люсю напугали гуси.
По огороду мудрый крот ведёт к норе водопровод.
У доброй бабушки Марины компот из яблок и малины.
Диагностика нарушения чтения начинается с исследования, проводимого по альбому оптических проб, разработанных сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена и включающего в себя:
- знание букв (печатных и рукописных);
- узнавание букв в усложнённых условиях: недописанных, изображённых пунктиром, неправильно размещённых в пространстве, написанных разными
шрифтами, изображённых зеркально, «зашумлённых» и т.п.;
- узнавание букв, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера);
- узнавание сходных по начертанию букв, данных попарно или в буквенном
ряду;
- конструирование букв из отдельных элементов.
Методика А.Н Корнева основана на всестороннем подходе к диагностике нарушения чтения и включает в себя клинико-динамическое. энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследования. Автор методики исходит из того, что важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. Эта методика включает в себя следующие задания:
- рядоговорение (например, перечисление по порядку времён года или дней недели);
- воспроизведение ритма (удары карандашом по столу);
- тест «Кулак - ребро - ладонь»;
- тест «Повторение цифр» (сначала нужно воспроизвести названный ряд цифр,
например 4-4-4-7- начинать с 2-х и доводить до 5) затем названные цифры
предлагается назвать в обратном порядке. Например: 5 - 7 - 4, а ребёнок должен
сказать 4-7-5).
1-я часть этого теста характеризует слухоречевую память, 2-я часть -оперативную память)
- для проверки зрительного восприятия и зрительно - моторной координации можно
использовать задания на дорисовывание фигур, букв, изографы (таблица).
При обследовании состояния чтения полезно использовать следующие задания:
- поиск заданного слова (таблица);
- чтение ряда сходных по структуре слов, сходных по звучанию (таблица);
- чтение слов с необходимостью их восстановления:
ФЛ...Г... (я, а) | К...Б...Н... (а, и, а); |
- чтение текста с пропущенной одной или несколькими буквами («Сломалась
пишущая машинка»);
- наконец, чтение обычного текста (желательно, повествовательного характера).
Выполнение оценивается по трём критериям:
- для первоклассников - способ, скорость, правильность чтения;
- для учащихся 2, 3 классов - скорость, правильность и понимание смысла
прочитанного.
В заключение хочу напомнить о том, что выявленные недостатки чтения сопоставляются с данными обследования письма и устной речи. Это позволит определить в каждом конкретном случае, что именно является превалирующим в картине речевого дефекта: преобладает ли у ребёнка недостаточность лексико-грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде всего, фонематических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год
Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...