Особенности методики развития качества силы хоккеистов младшего, среднего и старшего школьного возраста
методическая разработка по физкультуре на тему

Северная Олимпия

Высокий уровень физической подготовки спортсмена — основа для роста мастерства. Во многих видах спорта (в том числе и в хоккее) особого внимания требует развитие силовых способностей занимающихся.

Повышение силового потенциала наших ведущих хоккеистов и умение эффективно реализовать его в игре в настоящее время стало проблемой большой значимости. Составная часть этой проблемы — вопросы объективной оценки и контроля уровня специальной силовой подготовленности хоккеистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._razrabotka_krapivin_n.v.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО «ДЮСШ «Северная Олимпия»

Республика Коми, г. Сыктывкар

Составитель: тренер-преподаватель по хоккею Крапивин Н.В.

Особенности методики развития качества силы хоккеистов младшего, среднего и старшего школьного возраста

Фундамент высоких и стабильных достижений закладывают в детстве и в юношеском возрасте, поэтому юношеский хоккей в нашей стране давно уже стал важнейшей базой подготовки резервов Большого хоккея. Высокие темпы повышения уровня мирового хоккея настоятельно требуют постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов подготовки надежного резерва.

В современном хоккее особое значение приобретает силовая подготовка — один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков.

Критерии силовых способностей - показатели максимального мышечного напряжения. Сила включается в категорию наиболее важных двигательных способностей и является биологической основой всех двигательных способностей. В структуре физических показателей хоккеиста она - один из элементов, определяющих результативность и гарантирующих всестороннюю деятельность игрока, скорость движения, достаточную выносливость, ловкость, а также успех в индивидуальных единоборствах.

ГЛАВА 1. Основные аспекты понятия силы

1.1. Сущность понятия силы

Сила - это способность человека противодействовать внешнему сопротивлению и преодолевать его.

Проявление мышечной силы в спортивной игре зависит от деятельности центральной нервной системы, от физиологического поперечника и от эластичности мышц, от биохимических процессов, происходящих в мышцах, и от уровня техники движения. Важную роль играет и фактор воли: максимальное напряжение мышц требует больших волевых усилий.

Физиологическая основа силы - напряжение, которое мышцы способны развить в момент сокращения. Определяющими факторами в этом направлении являются физиологический поперечник и морфологическая структура мышц. Мышца состоит из волокон, соединение которых дает двигательную единицу. Распределение и длина мышечных волокон влияют на процесс и интенсивность сокращения мышц и на объем движений. Короткие мышечные волокна, которые находятся под углом к продольной оси мышцы, способны развить кратковременное максимальное усилие. Длинные, наоборот, влияют на объем и скорость движения. Режимы мышечных напряжений:

  • изотонический   -   мышца   укорачивается   и   сокращается   или
    удлиняется и вытягивается;
  • изометрический - мышца не меняет длину.  Возникает только
    статическое напряжение внутри нее. Кровообращение в ней менее
    интенсивно [1].

Мышечный механизм основан на принципе совместной работы синергистов и антагонистов. При каждом движении одна мышца (или группа

мышц) выполняет функцию флексора, т.е. разгибателя, или внешнего ротатора. Одновременно, с другой стороны, работает сгибатель, внутренний ротатор. В зависимости от способа работы мышц в спортивной деятельности хоккеиста чаще всего различают две основные силы - статическую и динамическую.

Статическая сила - это изометрическое действие нервно-мышечной системы. Примером статической силы является длительное удержание поднятой тяжести или сохранение заданной позы в условиях внешнего отягощения [7].

Динамическая сила заключается в динамическом действии нервно-мышечной системы. Наиболее типично проявляется (в большей или меньшей степени) как органическая составная часть двигательного навыка в любой игровой деятельности. Особое значение имеет проявление силы, обеспечивающей скорость и ловкость (например, при быстром старте, скольжении, при бросках по воротам и т.д.).

В хоккее применяют разные комбинации приведенных способов работы мышц.

С точки зрения действия силы различаем силу вообще - комплексную, которую развиваем у хоккеистов статическими и динамическими упражнениями, и силу специальную - локальную, развиваемую динамическими упражнениями, которые воздействуют на мышцы, участвующие в данном специальном движении. В сущности, это относительная сила, т.е. сила, которую хоккеист развивает в зависимости от собственного веса. С увеличением массы тела она уменьшается. Хоккеист не должен искусственно уменьшать свой вес (это не касается лишнего веса, т.е. жировых отложений): сгонка веса приводит к снижению результативности. Основное средство увеличения относительной силы - целенаправленная тренировка.

Сила развивается двумя уже упомянутыми видами работы мышц -изотонической (она у хоккеистов преобладает), где мышцы преодолевают определенную нагрузку, возникающую при движении, и изометрической (здесь мышцы не преодолевают сопротивление, но максимально напряжены) [4].

1.2. Травмоопасность при занятиях, направленных на развитие силы

Как предотвратить травмы при воспитании силы? Типичные травмы, получаемые при неправильном воспитании силы, - растяжение (в некоторых случаях разрыв) мышц (или связок) и деформация межпозвоночных дисков.

К травматизму мышц ведут неравномерная нагрузка мышечных волокон какой-либо мышцы, плохое снабжение мышц кровью (при недостаточно интенсивной разминке или при ее отсутствии), либо перегрузка уже уставших мышц (при слишком малом интервале отдыха).

В каждом новом упражнении, направленном на воспитание силы, с самого начала необходима осторожность. Испытывать нагрузку должны лишь хорошо отдохнувшие мышцы.

Мышечные боли могут сигнализировать о надрыве мышц (мышечных волокон). Поэтому упражнение, вызвавшее боль, необходимо сразу прекратить [10].

Травматизм сухожилий, связок и мениска может стать результатом односторонней тренировки или резкого и сильного напряжения слабых суставов запястья, голеностопа и предплечья. Чаще всего у хоккеистов подвержены травмам коленный и бедренный суставы (при односторонности тренировок сгибателей нижних конечностей, в основном при помощи приседаний). Во избежание травм рекомендуется учитывать, что:

  • сгибатели  нижних  конечностей  нельзя  тренировать  лишь  при
    помощи приседаний;
  • росту силы нижних конечностей способствуют также упражнения
    в полуприседе и приседе (специфические, особенно для катания на
    каньках);
  • исходное положение для приседания - стойка, при которой ноги
    слегка разведены. Оно позволяет сохранить свободу движения в
    коленном суставе;

•        резкая боль в запястье и в предплечье сигнализирует о растяжении.
Особого    внимания    при    тренировке    силы    требует    возможность

деформации межпозвоночных дисков.  Все упражнения важно выполнять технически правильно и с соблюдением условий:

  • во   время   тренировок   необходимо   предупреждать   излишнюю
    нагрузку  на позвоночник.  Поэтому желательны  упражнения  в
    положениях "лежа", "сидя", "в упоре" и т.д.;
  • систематическая тренировка мышц спины способствует снятию
    нагрузки  с  позвоночника.   Вес  отягощений  и  объем  нагрузок
    увеличивать постепенно;
  • при всех упражнениях  с  отягощением  следить за тем, чтобы
    позвоночник был прямой (только в этом положении он наиболее
    стабилен);
  • выполнение силовых упражнений с большим отягощением требует
    технической правильности. Поэтому сначала необходимо освоить
    технику их с легким инвентарем и лишь после этого постепенно
    увеличивать вес отягощения [8].

ГЛАВА 2. Методика воспитания силы

2.1. Методы воспитания силы

Тренировка силы - база для роста результативности хоккеиста. Прежде всего она воздействует на функциональный рост нервно-мышечной системы (улучшает ее способность к изменению энергии и направляет обменные процессы). Это ведет к более интенсивной иннервации мышц, в результате чего организм способен развить большую силу в зависимости от структуры движений и скорости. К развитию силы хоккеиста подходят двумя способами:

  • при   организации   общей   (комплексной)   тренировки   силовых
    возможностей как статического, так и динамического характера,
    которая систематически усиливает отдельные группы мышц и
    таким      образом      обеспечивает      возможности      конкретных
    двигательных структур. В данном случае речь идет, в основном, о
    повышении потенциальных силовых возможностей больших групп
    мышц (мышц бедра, спины, брюшного пресса, плечевого пояса,
    предплечья) - основы для правильного выполнения специального
    движения;
  • при проведении специальной тренировки, развивающей мышцы,
    которые непосредственно участвуют в типичных двигательных
    структурах хоккеиста.  Тренируя силу спортсмена,  мы должны
    применять те упражнения, которые отвечают форме движения
    игрока:  только так можно  достичь  необходимых специальных
    морфологических и биохимических адаптации:

В обоих случаях (в ходе и обычной, и специальной тренировки) необходимо следить за оптимальным развитием силы. Это значит, что силу следует развивать до такой степени, чтобы она могла обеспечить максимальную скорость движения и в то же время не стала помехой для техничного исполнения типичных двигательных структур. Результативность игры - это итог идеального соединения силы и техники [1].

В практике подготовки хоккеистов чаще всего применяют четыре основных метода воспитания силы. Рассмотрим их.

1.        Метод максимальных усилий.

Используется для подготовки давно играющих спортсменов. Его высокая эффективность экспериментально доказана. При таком методе нагрузка субмаксимальна и даже максимальна (85-100% максимальной мощности), так что хоккеист может повторять упражнение 1-5 раз. Перерывы между сериями должны длиться 2-4 минуты. На основе возможного числа повторений в серии упражнений определяется целесообразный вес отягощения. Для юношей и для спортсменов высокого класса число упражнений при максимальной тренировке следует определять по-разному. Во время тренировки можно разделить игроков (в соответствии с их весом) на 3 - 4 группы и для каждой определить соответствующий вес отягощения. Начинать лучше с меньших отягощений (чтобы дать возможность игрокам выполнять упражнения технически правильно и предостеречь их от возможных травм) и постепенно переходить к максимальным нагрузкам. Обычные средства при максимальных нагрузках - штанга, гимнастические снаряды, станок для воспитания силы и напарник.

2.        Метод динамических нагрузок.

Используется для развития способности быстро проявлять силу. Необходимая силовая нагрузка достигается формой перемещения определенного отягощения в более быстром темпе, что обеспечивает улучшение нервно-мышечной координации. Динамические упражнения требуют точности всех компонентов внешней нагрузки. Интервалы отдыха между сериями -2-4 минуты. Обычные средства: средняя и малая штанга, набивные мячи, гриф штанги, гантели.

3.        Метод повторных нагрузок.

Состоит в повторении упражнения со средним (малым) отягощением до легкой усталости. Вес отягощения, легко поднимаемый при первых повторениях, постепенно приближается к максимуму и является физиологическим импульсом к применению большей силы. Этот метод особенно влияет на выносливость при развитии силы.

4.        Метод изометрических нагрузок.

Максимальную интенсивность изометрического напряжения можно постепенно использовать в тренировке хорошо подготовленных 17 - 18-летних и взрослых хоккеистов. Продолжительность изометрического напряжения, близкого к верхней границе интенсивности (максимально - 80 -90%), должна составлять 4 -5 сек., а при предельной интенсивности (100%) -1-2 сек. Изометрические упражнения влияют на выносливость мышц. Продолжительность мускульного напряжения средней интенсивности (максимально - 60 - 80%) должна составлять 10-12 сек., интервал для отдыха 2-4 минуты [1].

Ныне в теории и методике спортивной тренировки на основе экспериментальных данных разработаны и внедрены в практику новые методические подходы к построению силовой подготовки. Исследователям удалось установить, что высокую эффективность тренировочных воздействий обеспечивает применение так называемой сопряженно-последовательной системы использования средств специальной силовой подготовки. Основная идея этой системы состоит в последовательном введении в тренировку упражнений с более высоким тренирующим эффектом и в таком их сочетании (сопряжении) во времени, какое создает благоприятные условия для возникновения специфического кумулятивного эффекта нагрузки. А сам кумулятивный эффект выражается в высоком уровне развития, способности мышц к проявлению взрывных
усилий. Кроме того, в практике тренировки на современном этапе развития спорта все шире используют наиболее эффективные методы
сопряженного воздействия — ударный и вариативный, а также самые
разные   тренажерные        устройства   для   развития   силовых   качеств спортсмена. Особое значение приобретают в этих условиях принципы
динамического соответствия в подборе средств тренировки. Основная
суть этих методических положений сводится к тому, что для повышения
эффективности   силовой        подготовки      спортсмена      необходимо использовать средства методы, по структуре движения и нервно-мышечным   усилиям   адекватные    основным соревновательным [2].

2.2. Организация тренировки силы

Из всех видов организации тренировки силы наибольшее применение находят "упражнения на местах", круговая и игровая формы тренировки.

"Упражнения на местах" используются прежде всего для воспитания максимальной силы и имеют два варианта.

В первом каждое упражнение тренировочной программы выполняется перед началом следующего в заранее определенном объеме (отягощение, число повторений, интервал отдыха, число серий). Например, исходное положение одного из партнеров - лежа на бедрах поперек козла, ноги вытянуты, на лопатках удерживает руками диск. Прогнувшись, поворачивает туловище по переменно вправо и влево. Партнер придерживает его за голеностопные суставы. Упражнение выполняется в три серии по десять раз с интервалом отдыха 30 секунд [8].

Второй вариант - это комбинация из двух-трех упражнений, дающих нагрузку на отдельные мышцы или на группы мышц (например, выжимание штанги лежа на спине, приседания, отжимания на скамейке. Очень хорошая форма реализации этой возможности - тренировки при работе на станке для развития силы).

Между сериями в обоих вариантах обязательны перерывы для активного отдыха, во время которого выполняют упражнения на расслабление и напряжение мышц (исключая мышцы, на которые давалась непосредственная нагрузка) [1].

Круговая тренировка представляет собой несколько упражнений, выполняемых последовательно - "по кругу". Данная форма очень эффективна. Оптимальный объем серии - 50 - 75% максимально возможного числа повторений. Общее число повторений в цикле должно приблизительно соответствовать общей нагрузке в условиях одной смены составов на льду (т.е. продолжается 1 -2 мин.). Интервал для отдыха между циклами -2-4 минуты. При такой форме хорошо разделять игроков на пятерки: каждая выполняет свой цикл из пяти положений. Продолжительность отработки одного положения - 10 - 15 сек.

Игровая тренировка предполагает использование различных подвижных игр и соревнований (в частности, упражнений с партнером), которые способствуют развитию скоростных и силовых качеств. Хороша при подготовке как юношей, так и взрослых.

Средствами воспитания силы на суше являются: целенаправленная гимнастика (отдельных спортсменов и пар); лазание по канату; упражнения с набивными мячами (в одиночку и парами), а также с малыми, средними и большими гантелями, с грифом штанги; упражнения всех видов с партнером, с мешками с песком или в жилете с отягощением, с эспандером; упражнения на снарядах; прыжки; бег (по пересеченной местности, в воде, по песку);

круговая тренировка; изометрические упражнения у стены; упражнения на станке для воспитания силы.

Средствами воспитания силы на льду являются: целенаправленная гимнастика, различные способы катания, катание с отягощением (в жилете), катание с преодолением сопротивления партнера, изометрические упражнения у борта [10].

2.3. Тренажер для развития силовых качеств

В последние годы особое внимание специалистов обращено на использование в силовой подготовке спортсменов различных технических средств и тренажерных устройств. Установлено, что применение тренажеров в тренировочном процессе позволяет более эффективно развивать силовые качества и одновременно совершенствовать техническое мастерство хоккеистов. По мнению специалистов, одно из преимуществ тренажерных устройств заключается в повышении избирательного воздействия на нервно-мышечный аппарат путем использования различных сочетаний режимов работы соответствующих мышечных групп с сохранением структуры движений соревновательного упражнения и в четкой дозировке силовых нагрузок [3].

Однако, несмотря на высокую эффективность использования технических средств, применение их в практике тренировки юных хоккеистов еще не получило должного распространения, что во многом объясняется отсутствием специального оборудования и методических разработок по данному вопросу.

Одним из основных видов проявления силовых качеств в хоккее является бросок шайбы. В существующей методике силовой подготовки для развития "взрывной силы" мышц плечевого пояса и рук, проявляемой в ударах и бросках шайбы, в тренировочном процессе с хоккеистами как средство затруднения движений рекомендуется использовать резиновые амортизаторы, эспандеры и другие упругие предметы. В то же время ведущими специалистами отмечается, что характер проявления усилия, обусловленный упругими (эластичными) свойствами этих предметов, ограничивает область применения этих средств в движениях баллистического типа (к таким относится бросок шайбы), так как в данном случае максимум силы развивается в конце движения, что принципиально не соответствует условиям проявления «взрывной силы». Следовательно для развития силы броска шайбы использование этих средств нецелесообразно [3].

Для повышения эффективности силовой подготовки хоккеистов предлагается использовать разработанный специалистами тренажер, который можно изготовить собственными силами.

Устройство тренажера: в основу конструкции тренажера положен принцип преодоления дозированного отягощения с применением метода динамических усилий.

Тренажер состоит из металлической рамы, закрепленной вертикально на неподвижной платформе. Между стойками рамы на подшипниках установлена подвижная каретка, на которой смонтирована небольших размеров штанга. На штанге устанавливается отягощение в виде различных по весу (от 0,5 до 1 кг) металлических дисков, которые фиксируются на ней с помощью муфты с винтом. Подвижная каретка через систему блоков соединена гибким тросом с хоккейной клюшкой. Для снижения шумового эффекта на неподвижной платформе между стойками рамы установлена пружина, на которую опускается подвижная каретка с грузом после выполнения хоккеистом очередного движения. Высота тренажера составляет 2 м, что позволяет выполнять тренировочные упражнения при сохранении оптимальной амплитуды движения индивидуально каждым спортсменом [3].

С помощью тренажера можно целенаправленно воздействовать на развитие «взрывной силы» мышц плечевого пояса и рук хоккеистов, проявляемой в ударах и бросках шайбы, особенно в «кистевых» бросках.

Спортсмен, заняв исходное для броска шайбы положение, выполняет с предельным усилием серию модельных движений клюшкой, имитирующих бросок, с преодолением дозированного отягощения (метод динамических усилий). Дозировка нагрузки (вес отягощения, темп выполнения упражнений, количество повторений, серий и интервалов отдыха) должна быть такой, чтобы при выполнении упражнений не искажалась структура движений и не снижалась эффективность их тренирующих воздействий. Для одной тренировки рекомендуется примерно 4—6 серий по 7—8 движений в каждой из них в оптимальном темпе с интервалами активного отдыха между сериями 5-7 мин.

Вес отягощения устанавливается индивидуально с учетом подготовленности спортсмена. Наиболее эффективными являются упражнения с преодолением отягощений небольшого веса, порядка 20% от максимума. Для направленного воздействия на механизм включения мышц в деятельное состояние необходимо упражнения с небольшими весами сочетать с упражнениями с отягощением до 40% от максимума при концентрации рабочего усилия на начальном участке амплитуды движения. В одной тренировке выполнение кратковременной интенсивной работы со значительными отягощениями, а затем упражнений с небольшими весами имеет больший эффект для развития силовых качеств (использование срочного эффекта нагрузки), чем обратная последовательность выполнения упражнений.

Особое место в силовой подготовке упражнениям на тренажере должно быть отведено на этапе углубленной тренировки спортсменов 13— 15 лет.

Примерная дозировка веса отягощения в упражнениях на тренажере для развития силовых качеств мышц рук с учетом возрастных закономерностей и индивидуальных возможностей хоккеистов представлена в таблице 1.

Возраст, лет

    20% от максимума, кг

40% от максимума, кг

13

1,5 -2

3-5

14

1,5-3,5

3,5-5,5

15

2,0 - 4,0

4,0 -6,5

Основная работа с применением тренажера должна проводиться на общеподготовительном этапе подготовительного периода в занятиях с силовой направленностью не менее 2— 3 раз в недельном тренировочном цикле. При этом упражнения на тренажере целесообразно применять как самостоятельную тренировку, так и в круговой тренировке на одной из «станций». На этапе специальной подготовки и в соревновательном периоде в комплексную тренировку следует включать упражнения на тренажере в начале занятий до выхода на лед. В отдельном тренировочном занятии упражнения на тренажере необходимо выполнять на «свежем» функциональном фоне в первой половине занятия после специальной разминки.

Разработанный тренажер и предлагаемая методика тренировки на нем - это лишь начальный этап на пути поиска более эффективных средств повышения уровня физических качеств хоккеистов [3].

ГЛАВА 3. Особенности методики развития силы у хоккеистов

3.1. Особенности методики развития силы у хоккеистов младшего

школьного возраста

У хоккеистов подготовительной группы и у младших школьников тренировка силы не составляет специфическую составную часть тренировочного процесса, а обеспечивается формой динамичного и игрового характера. Не рекомендуется юным и занятие со штангой и отягощениями большого веса. Эффективны целенаправленная гимнастика, упражнения с набивными мячами и малыми гантелями, а также упражнения с партнером (один выполняет упражнение, другой оказывает ему сопротивление и наоборот) и различные прыжки. Упражнения должны быть динамичными, с элементами ловкости. Достаточным отягощением можно считать собственный вес ребенка. Максимальная нагрузка у младших школьников -не более 33% веса тела. При выполнении упражнений особое внимание необходимо обращать на правильное положение тела [9].

3.2. Особенности методики развития силы у хоккеистов среднего

школьного возраста

Средний школьный возраст - это переходный возраст от детского к зрелому. И поэтому большое внимание должно уделяться систематическому развитию силы как важной предпосылке двигательных способностей.

При подготовке средних школьников крайне осторожного подхода требуют типично тяжелоатлетические упражнения, т.к. к весу очень чувствительны позвоночник и суставный аппарат нижних конечностей.

Максимальная нагрузка у 15-летних ребят - 75% веса. Наибольшего эффекта в этом возрасте достигают при использовании отягощений, равных 50 - 60% веса тела тренирующегося.

Число повторений упражнений и серий в ходе тренировки ни в коем случае не должно быть стереотипным, а число повторений в одной серии не должно превышать 10.

Наиболее эффективный интервал для отдыха между сериями -2—4 минуты.

При тренировке силы обязательны упражнения на расслабление (между отдельными упражнениями и сериями). Эффективность воспитания силы зависит от рациональности выбора средств и методов тренировки, от нагрузки во время одного тренировочного занятия недельного и годового цикла [1].

Для развития силы отдельных мышечных групп можно применить следующий комплекс упражнений:

Упражнения для мышц нижних конечностей:

  1. Повторные   разгибания    ног   с   предельным усилием из положения
    полуприсед (положение подсадки хоккеиста в беге на коньках при угле
    100—110°) в коленном суставе с отягощениями, равными  последовательно
    20 и 40% от максимальных;
  2. Прыжковая     имитация     бега     на     коньках     с        отягощением (утяжеленными        поясами        и        с  максимальным     усилием     при
    отталкивании);
  3. Прыжки «в глубину» с высоты 60—80 см с активным отталкиванием вперед-вверх после приземления;

4.        Бег на коньках со скользящим по льду отягощением      (40% от максимального) в сочетании с обычным   бегом   на коньках на короткие
дистанции с предельно быстрым стартом;

5.        «Челночный бег» на коньках на короткие дистанции [2].
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

1.        Имитация    броска    с    использованием    тренажера    специальной
конструкции с отягощениями     (20 и   40%     от   максимальных)     и     с
концентрацией   рабочего   усилия   на   начальном   участке    амплитуды
движения;

2.        Чередование        бросков        утяжеленной (350-400 г) шайбы и
шайбы нормального веса с предельным усилием;

3.        Максимально    сильные    броски    шайбы    нормального    веса    с
использованием «силовой колодки» [2].

Для развития силы у хоккеистов среднего школьного возраста характерны такие методы как: метод максимальных усилий, метод динамической нагрузки и метод повторной нагрузки.

3.3. Особенности методики развития силы у хоккеистов старшего

школьного возраста

Самый благоприятный возраст для систематического и постоянного воспитания силы - после 16 лет. Способ - увеличение веса отягощений или повышение скорости движения. Весьма важно правильно выбирать упражнения, определять их число, а также вес инвентаря, темп выполнения упражнений и интервалы для отдыха.

Динамические и скоростные формы воспитания силы с малыми отягощениями у старших школьников заменяем или постепенно дополняем другими.

При подготовке юношей должны преобладать упражнения с отягощением, составляющим 60 - 70% максимальной силовой способности организма. Рекомендуется чередовать нагрузки с расслаблением тех групп мышц, на которые непосредственно давалась нагрузка [6].

В интересах гармоничного воспитания молодого организма тренировка силы должна быть как можно более разносторонней. Лишь постепенно она приобретает специальную направленность. Тренируя молодежь, следует избегать одностороннего воспитания силы, направленного на специфические требования игры (в противном случае могут деформироваться позвоночник, грудная клетка и кости, потеряют эластичность мышцы, может наступить снижение подвижности, нарушение деятельности сердца и истощение нервной системы) [5].

Для воспитания силы у хоккеистов старшего школьного возраста используются такие методы как: метод изометрических нагрузок, метод максимальных усилий, метод повторных нагрузок и метод динамических нагрузок.

Заключение

Высокий уровень физической подготовки спортсмена — основа для роста мастерства. Во многих видах спорта (в том числе и в хоккее) особого внимания требует развитие силовых способностей занимающихся.

Повышение силового потенциала наших ведущих хоккеистов и умение эффективно реализовать его в игре в настоящее время стало проблемой большой значимости. Составная часть этой проблемы — вопросы объективной оценки и контроля уровня специальной силовой подготовленности хоккеистов.

1.        Сила -  это  способность  человека  противодействовать  внешнему
сопротивлению и преодолевать его.

Мышечная сила зависит от центральной нервной системы, от физиологического поперечника и от эластичности мышц, от биомеханических процессов и от уровня техники движения, а так же и от фактора воли. С точки зрения физиологии определяющими факторами являются физиологический поперечник и морфологическая структура мышц.

Мышца состоит из волокон, соединение которых дает двигательную единицу.

2.        Тренировка силы - база для роста результативности спортсмена. На
практике подготовки хоккеистов чаще используют четыре метода воспитания
силы: метод максимальных усилий, метод динамических нагрузок, метод
повторных нагрузок и метод изометрических нагрузок.

В организации тренировки силы чаще используются такие формы тренировки как "упражнение на местах", круговая и игровая формы.

3.        Возрастная динамика силовых качеств неравномерная: как правило,
проявляются три пика ускоренного развития абсолютной силы:   с 9 до 11, с
13до14ис16до18 лет. Показатели относительной силы достигают своего
максимума уже в 13 - 14-летнем возрасте и окончательно устанавливаются на высшем уровне к 16 - 17 годам. Поэтому направленность силовой подготовки юных хоккеистов следующая: от 7 до 13 лет преобладает общесиловая подготовка, в 13 - 15 лет начинается целенаправленная тренировка тех мышечных групп, которые определяют функциональную топографию силы квалифицированных хоккеистов, в дальнейшем, с 16 - 17 лет, силовая подготовка становится все более специализированной.

Список используемой литературы

  1. Горский Л. Тренировка хоккеистов: Пер. со словацк./ Предписл. Г.
    Мкртычана. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 224 с.
  2. Козловский Г.Н. Средства и методы специальной скоростно-силовой
    подготовки юных хоккеистов //Хоккей: Ежегодник 1985. С. 52-54.
  3. Козловский Г.Н. Тренажер для развития скоростно-силовых качеств у
    юных хоккеистов //Хоккей: Ежегодник 1986. С.40-41.
  4. Колосков В.И., Климин В.И. Подготовка хоккеистов: техника, тактика.
    - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 200 с.
  5. Львов   B.C.,   Савин   В.П.   Специальная   силовая   подготовленность
    хоккеистов высокой квалификации // Хоккей: Ежегодник. 1981. С. 21-
    23.
  6. Львов   B.C.,   Савин   В.П.   Исследование   эффективности   некоторых
    средств   и   методов   специальной   силовой   подготовки   хоккеистов
    //Хоккей: Ежегодник 1982. С. 31-34.
  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для
    институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -
    543 с.
  8. Михайлов В.В. Восстановление после травм //Хоккей: Ежегодник 1988.
    С. 67-74.
  9. Савин В.П. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры. -
    М., 1980.-386 с.
  10.  Шабанов A.M. Хоккей с шайбой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -
    291.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития познавательной деятельности учащихся младшего, среднего и старшего возраста

В своем докладе я остановлюсь на развития речи и познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, подростков и учащихся старшего возраста. В школу интернат 5 вида принимаются дети с г...

Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.

Статья нацелена на формирование словесно-логического мышления в процессе использования загадок на логопедических занятиях.Содерание:1. История создания загадок.2. Предварительная работа над загадками....

Статья на тему: Особенности методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу.

Обьектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста...

Беседа на тему "Предметы, требующие осторожного обращения" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Формирование представлений об опасных для человека предметах  и способах обращения с  ними....

«Формирование учебной мотивации обучающихся среднего и старшего школьного возраста»

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса...