Логопедическое занятие "Путешествие по временам глагола"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Почтарева Алина Павловна

Конспект логопедического занятия в 3 классе с детьми с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pochtareva_puteshestvie_po_vremenam_glagola.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Путешествие по временам глагола»

Дата урока: 27 апреля 2022

Тип урока: урок-путешествие, урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления, обобщения и систематизации знаний)

Цели урока:

  • образовательные: закрепить знания и умения различать глаголы, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?; определять и изменять время глагола;
  • развивающие: развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • воспитывающие: воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, культуру речи.

Задачи урока:

  • постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, объяснять, рассуждать, делать выводы;
  • обогащать словарный запас, развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать осознанное отношение к учёбе; повышать мотивацию в процессе обучения;
  • поддерживать в классе доброжелательную обстановку.

Формируемые УУД:

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; формировать собственное мнение в высказываниях;
  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.  

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, канцелярские принадлежности, мешочки с монетками, раздаточный материал.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки).

  1. Организационно-мотивационный.  Постановка учебной задачи.

(Прикрыть экран)

- Ребята, сегодня вы почувствуете себя мореплавателями, так как мы отправимся в путешествие, посетим страну одной из частей речи. Нам предстоит долгий путь, богатый невероятными приключениями, а главной целью этого путешествия является остров, название которого мы узнаем в самом конце! По пути нам будут встречаться преграды, но мы обязательно их преодолеем! За все преодоленные нами преграды вы будете получать золотые монеты и складывать их в специально предназначенный для этого мешочек. Эти монеты можно будет потратить в конце нашего путешествия.

Сейчас попробуйте догадаться по стране какой части речи нам предстоит путешествовать.

Я живая и богатая часть речи. Ни у кого нет столько форм, сколько у меня. Да и работник я хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Вы узнали часть речи? (Если нет, то загадка:

Он предметы оживляет, всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, строго сам за тем следит.

Он три времени имеет и спрягаться он умеет.

Детям строят много школ, чтоб все знали про…(глагол))

СЛАЙД 1.

- Верно, а страна в которой эта часть речи живет во время нашего занятия - называется Глаголандия.

2. Минутка чистописания.

Чтобы зайти на борт парусного корабля, на котором мы отправимся в путешествие необходимо выполнить задание. Ведь на борту корабля моряки и морячки должны уметь правильно и красиво писать. СЛАЙД 2.  Поэтому, откройте свои тетради, запишите число, «Глаголандия» и выполните минутку чистописания, не забываем следить за своей посадкой.

Сядьте правильно. (Гвг, ВгГ).  Отложите тетради на край стола, они понадобятся нам позже.

3. Словарная работа.

СЛАЙД 3. Добро пожаловать на борт корабля! И вот, не успев толком отплыть от порта, мы сразу же сели на мель (неглубокое место в море). Чтобы с ней справиться и отправиться вперед, нам необходимо выполнить первое задание. 

Вам нужно превратить слова в неопределённую форму глагола.  Для начала ответим на вопросы: Что такое неопределенная форма глагола и почему так называется?  (Неопределённой формой глагола называется такая форма, у которой нельзя определить ни числа, ни рода, ни времени) Кто скажет, на какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?

Что делать? Что сделать?

1) прием пищи, обычно в середине дня       обед-обедать

2) цвет сажи, угля          черный - чернеть

3) успех в битве             победа - победить

4) день торжества          праздник – праздновать

СЛАЙД 4. Мы с вами отлично справились с заданием и это заметил проплывающий мимо нас кит и решил помочь нам выбраться с мели. Поздравляю вас, вы заработали первые золотые монеты.

Плывем мы в морских просторах, много уже проплыли, но почему-то скорость нашего корабля стала снижаться. Что же случилось? СЛАЙД 5. Впереди коралловый риф! Нам надо аккуратно обойти его, подвязать паруса, а для этого нужно быстро размять и сделать более ловкими пальцы рук. (Прикрыть экран)

4. Пальчиковая игра.

СУ ДЖОК

Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Я мячом круги катаю» У детей в руках Су-Джок шарики.

Я мячом круги катаю, (круговые вращения шариком по ладони)

Взад - вперед его гоняю. (катаем шарик вверх-вниз)

Им поглажу я ладошку. (гладим ладошку шариком правой руки)

Будто я сметаю крошку, (гладим ладошку шариком левой руки)

И сожму его немножко, (сжимаем шарик в правой руке)

Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой руке)

Каждым пальцем мяч прижму, (поочередно прижимаем пальчики правой руки к шарику)

И другой рукой начну. (поочередно прижимаем пальчики левой руки к шарику)

СЛАЙД 6. Мы отлично справились, получили по золотой монете и обошли риф стороной и вот я вижу, что мы приближаемся к острову.

5. Первичное закрепление. Настоящее время.

Наш корабль причалил к какому-то острову. Но как же он называется, если здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает?

- На какие вопросы отвечают эти глаголы? Можем ли мы определить время этих глаголов? Почему настоящее время? Потому что глаголы настоящего времени обозначают действие происходящее в данный момент.

Жители острова настоящего времени приготовили для нас задание. (Прикрыть экран) 

Задание. Измените по лицам глагол писать и поставьте его в форму настоящего времени.)

Ед.число

1л (я)

2л (ты)

3л (он/она/оно)

Мн.число

1л (мы)

2л (вы)

3л (они)

- Поздравляю вас, мы узнали о жителях этого острова, все получили по золотой монете, и мы можем отправляться дальше.

СЛАЙД 7. Целый день мы с вами в пути. Море тихое и спокойное. Ветер, который помогал нашему парусному кораблю плыть по морским просторам совсем заскучал и уснул. Наступил штиль. А для парусного корабля это не очень хорошо, ведь нам надо добраться до главного острова. Долго нам пришлось пережидать штиль.  Когда наконец задул ветер, мы с вами поняли, что провизия наша закончилась. Но вот в дали я вижу остров. Предлагаю вам пришвартоваться к нему и пополнить наши запасы.

Прошедшее время.

СЛАЙД 8. Следующий остров – остров прошедшего времени.

Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовала.

- На какие вопросы отвечают эти глаголы? Можем ли мы определить время этих глаголов? Почему прошедшее время? Потому что глаголы прошедшего времени обозначают действие, происходившее когда-то, уже произошедшее.

- Что общего есть в этих глаголах, как это называется? Суффикс Л.

- На что он указывает?

Жители этого острова приготовили для вас задание. Для выполнения этого задания нам понадобятся тетради.

СЛАЙД 9. Образуйте от глаголов в неопределенной форме глаголы в форме ед.числа, муж.р., жен.р., ср.р.

Например: блестеть – блестел, блестела, блестело.

1. Светить –

2. Плыть –

3. Цвести –

Нам удалось пополнить наши запасы – овощи, фрукты, мясо и самое главное – пресная вода теперь у нас. Предлагаю отпраздновать это прежде, чем отправиться дальше.

СЛАЙД 10.

6. Физкультминутка.

https://www.youtube.com/watch?v=fDE6it-Nexc

За активное празднование Капитан Краб наградил вас золотой монето        й. СЛАЙД 11. Мы отправились с вами дальше. Так как мы моряки и морячки внимательные и осторожные, мы с вами заметили странное поведение чаек и необычный цвет воды. Это предвестники урагана. Ветер усиливается, начинается ливень. Мы уже не можем с вами справиться с этими порывами ветра, но вот не далеко от нас виднеется остров. Впередсмотрящий заметил бухту, там мы сможем укрыться от урагана.  

Будущее время.

СЛАЙД 12. Но как же он называется, если здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть.

- На какие вопросы отвечают эти глаголы? Что сделаю, сделаем? Эти глаголы будущего времени, значит остров называется - будущее время. Его жители предложили нам сыграть в игру, чтобы скоротать время ожидания конца урагана.

 Можем ли мы определить время этих глаголов? Почему будущее время? Потому что глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет в будущем.

СЛАЙД 13. Задание. Как вы понимаете смысл этих пословиц? Запишите их в тетрадь. В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и НАЗОВИТЕ ИХ.

  1. Какую дружбу заведешь, такую и жизнь проведешь.

Нужно уметь выбирать друзей. Если найти хорошего друга и идти по жизни вместе, бок о бок, помогая друг другу, то жить станет намного легче и интереснее. Всегда проще решать проблемы вместе. Один человек может поменять всю твою жизнь.

  1. Дружба как стекло: расколешь – не соберешь.

Пословица "Дружба как стекло: расколешь — не соберешь", говорит нам о том, что дружба ценна и при этом очень хрупка. И действительно понимаешь, что это так. Дружба чаще всего основана на доверии и хорошем отношении. Если вы постоянно подводите и обманываете человека, который является вашим другом, он перестанет вам доверять. Его может очень расстроить такое поведение того, кого он считает другом. Даже если он сможет вас простить, это не значит, что по-прежнему станет вам доверять, если был обманут или разочарован. Поэтому, хорошее отношение и доверие, на которых основана дружба - вещи весьма хрупкие и очень часто не подлежат восстановлению. Поэтому цените ее.

Мы отлично справились с заданием жителей острова Будущее время. Они отблагодарили нас за хорошую компанию золотыми монетами. Ураган уже стих и мы можем отправляться дальше. Нам осталось совсем немного до главного острова страны Глаголандии. Ярко светит солнце, ветер помогает нам набирать скорость.  Смотрите! Мы добрались до цели! СЛАЙД 14. Остров Всёоглаголезнания уже виднеется!

Вроде бы и радостно наконец дойти до острова, впереди много дней на суше, но как настоящие моряки и морячки мы уже немного скучаем по нашему путешествию. Ой, я чуть не забыла про ваши золотые монетки. Сейчас настал тот час, когда их можно обменять.

7. Вторичное закрепление знаний.

Задание. Но для этого нам с вами необходимо доказать, что мы все знаем о временах глагола.  Вам нужно в стихотворении найти глаголы, подчеркнуть их соответствующим образом и определить их время. Кстати, а каким членом предложения является глагол? Верно, сказуемым. А как мы обозначаем сказуемое при письме /подчеркиваем сказуемое? Двумя чертами.

Т. Гетте

Море (что делает? Наст.вр) дремлет, в море штиль,

Тишина на сотни миль.

Море ласково и мило,

Успокоилось, застыло (Что сделало? Суффикс Л, прош.вр.).

Отдыхает (Что делает? Наст. Вр.) Море-

Шторм вернётся (Что сделает? Буд.вр.) вскоре.

 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Вы отлично справились со всеми заданиями, я поздравляю вас. На этом наше путешествие завершилось.

- Где мы сегодня побывали, на каких островах?

- Что повторили? (как назывались острова?)

- Какие трудности в нашем сегодняшнем путешествии у вас возникли?

- Что вам понравилось?

- Какое время вам было сложнее всего определять?

Подходите ко мне, я обменяю ваши золотые монетки на награды. Наградой будет являться карточка – памятка, к которой вы всегда сможете обратиться за помощью даже в самых трудных путешествиях в стране Глаголандии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в определении времени глагола

Данный урок - урок закрепления знаний по теме "Время глагола". Ярким был эмоциональный настрой урока. На уроке использованн игровой материал, который позволил более четко определять время глагола. Дом...

определение времени глагола

Тема: Упражнение в определении времени глагола.  Цель:способствовать формированию ценностного отношнния к совместной познавательной деятельности по определению и применению способа опр...

Закрепление о времени глагола

презентация выполнена к уроку расского языка по УМК "Гармония"...

«Упражнение в определении времени глагола "

Формирование  умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (по суффиксу – л – в прошедшем времени);Развитие умения употреблять в речи глаголы в переносном значении;Познакомит...

конспект урока "Образование глаголов будущего времени. Простая и сложная форма будущего времени глаголов."

УМК " Перспектива"  Л.Ф.Климанова,  Т.В.Бабушкина М:. 4 класс. Данный материал формирует  у учащихся умения образовывать формы глагола будущего времени. Тип урока: урок первичного ...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационн...

Презентация к логопедическому занятию "Путешествие по временам глагола"

Презентация к логопедическому занятию "Путешествие по временам глагола" в 3 классе с детьми с ОВЗ....