Коррекция произношения.Практические рекомендации.
консультация по логопедии (2 класс)
Материал предназначен для учителей-логопедов ОУ и ДОУ, а так же родителей,заинтересованных в исправлении нарушенного произношения звуков (С-З-Ц, Ж-Ш, Ч-Щ, Л-Р) у детей. Материал содержит описание основных видов дефектного произношения звуков и основных способов их коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_korrektsiii_proiznosheniya.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Нарушения произношения звуков С и З Виды и их особенности | Исправление нарушений произношения звуков С и З Рекомендации по коррекции на этапе постановки |
1. | межзубное произношение — язык при артикуляции звука оказывается в положении между зубами, что придает звуку размытое, нечистое звучание, шепелявость; | При межзубном произношении необходимы упражнения артикуляционной гимнастики, в том числе с использованием конфет, крошек и прочих «приспособлений», упражнения для развития речевого дыхания. Помочь может артикуляция звука [и], а также сочетание ИЕ, при котором положение языка очень похоже на требующееся для [с] и [з]. Внимание ребенка нужно обратить на то, что язык не должен высовываться между зубами, то есть на первых порах нужно даже смыкать зубы, чтобы поставить на пути языка «заборчик». |
2. | призубное произношение — язык при артикуляции располагается в районе щели между верхними и нижними центральными зубами, из-за чего выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствие — вместо свистящего получается шумный звук. Разновидностью этого нарушения является вариант замены звуков [с] и [з] соответственно на звуки [т] и [д] (санки — танки, зонтик — донтик). Такие замены говорят о нарушении не только произносительного процесса, но и процесса распознавания и различения звуков — фонематического восприятия. | При призубном произношении нужно попробовать черенком ложки или с помощью другого подходящего предмета опустить язык к |
3. | губно-зубное произношение — в артикуляции участвуют губы, язык либо сохраняет при этом положение для свистящих звуков, либо совсем не участвует в произношении звука, в результате получается звук, похожий на [в] и [ф] (санки — фанки, зонтик — вонтик); | При губно-зубном произношении перед постановкой звука развиваем умение различать и сравнивать звуки [с] и [ф], [з] и [в]. Используем упражнения для губ, полезна «улыбочка». Компенсаторное движение нижней губы вверх, которым пользовался ребенок, |
4. | боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание; | При боковом произношении разрабатываем язык, то распластывая |
5. | шипящее произношение — язык опущен вниз, оттянут кзади, напряжен, выдыхаемый воздух проходит не по центру языка, а по всей его поверхности, звук напоминает мягкий [шь] (У Сони зонтик — У Шёни жёнтик); | При шипящем произношении вначале надо помочь ребенку различать и сопоставлять звуки [с] и [шь], [з] и [жь]. Когда это будет |
6. | носовое произношение — язык оттянут кзади, корень напряжен, приподнят, выдыхаемый воздух проходит в нос и получается неопределенное фырканье. В последнее время это нарушение стало встречаться чаще. Обычно носовое произношение распространяется и на шипящие звуки, а иногда и на [в] и [ф]. | При носовом произношении учим ребенка удерживать язык широким на нижней губе, затем переходим к дутью на язык, зажатый между зубами. Постепенно отрабатываем положение губ в улыбке, а языка — у нижних зубов. Используем звуки [ф] и [и], обязательно сопоставляем [ф] и [х], так как артикуляция этих звуков позволяет ощутить разницу температуры и формы выдоха — при [ф] воздушная струя холодная, суженная, при [х] — теплая, расширенная. Обращаем внимание ребенка на то, что при носовом произношении выдоха изо рта вообще нет, только из носа. Для непосредственной постановки ребенок должен длительно произносить [ф], язык при этом будет в положении между зубами. Когда выдох получится достаточно длительным, медленно заводим язык за нижние центральные зубы. При постановке звуков используйте зеркало — зрительный контроль за произношением очень важен, не стесняйтесь много раз показывать ребенку правильную артикуляцию. При постановке мягкой пары — [с'], обратите внимание ребенка на большее, чем при [с], напряжение языка, его выгибание к нёбу, большую активность кончика языка. |
№ п/п | Нарушения произношения звука Ц Виды и их особенности | Исправление нарушений произношения звука Ц Рекомендации по коррекции на этапе постановки |
1. | межзубное произнесение — звук [ц] произносится с языком, высунутым между зубами, звучит шепеляво; | При межзубном нроизношении полезны будут артикуляционные упражнения, которые укрепляют язык, развивают точность |
2. | призубное произношение — кончик языка прижимается к краям верхних и нижних центральных зубов, образуется смычка, через которую проходит выдыхаемый воздух, поэтому вместо звуков [т] и [с], которые входят в состав [ц], слышится только [т] или [ть] (царь — тарь, тярь); | При призубном произношении ставим [ц] по подражанию, со зрительным, тактильным и слуховым контролем. Можно также произносить та-та-та-та, одновременно с этим черенком ложки слегка |
3. | губно-зубное произношение — язык принимает положение, подходящее для артикуляции звука [с], нижняя губа поднимается к верхним зубам, между губой и зубами образуется щель, через которую проходит выдыхаемый воздух, слышится звук, похожий на [ф] и на [с] (цапля — фапля); | При губно-зубном произношении используем зрительный контроль, |
4. | свистящее произношение — язык принимает положение для артикуляции звука [с], кончик языка упирается в нижние зубы, на спинке образуется желобок, по которому через щель проходит струя выдыхаемого воздуха, вместо [ц] слышится [с]; | При свистящем произношении стараемся укрепить мышцы языка, научить ребенка поднимать и опускать язык, напрягать и |
5. | боковое произношение — кончик языка либо прижимается к альвеолам, сам же язык располагается боком, одна сторона его поднимается к верхним коренным зубам, либо воздух проходит как при звуке [л], с обеих сторон языка; | |
6. | носовое произношение — кончик языка оттянут назад, лежит на дне полости рта, корень приподнят, напряжен, приближается к мягкому нёбу, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, слышится гнусавый [х] (цокот — хнокот). | При носовом произношении отрабатываем вначале умение выдыхать через рот на различные предметы, дуем при межгубном и межзубном положении языка, переводим артикуляцию вперед и от межзубного или по подражанию, с механической помощью (сдвигая язык назад в момент произнесения звука. |
7. | Шипящее произношение - кончик языка оттянут назад, лежит на дне полости рта, язык напряжен, спинка его выгнута к небу, выдыхаемый воздух проходит через щель между спинкой языка и небом, слышится звук шь (цыпки – шипки); | При шипящем произношении прежде всего учим ребенка расслаблять и распластывать язык, выводить его в передний отдел полости рта, затем язык можно установить в межзубное положение, получить межзубный звук [с], а после этого с механической помощью |
№ п/п | Нарушения произношения звука Ч Виды и их особенности | Исправление нарушений произношения звука Ч Рекомендации по коррекции на этапе постановки |
1. | межзубное произношение — язык высовывается между передними зубами, вместо звука [ч] слышится шепелявое, нечистое звучание; | При межзубном произношении учим ребенка поднимать язык к |
2. | призубное произношение — язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [ч] на [т] или [ть] (чайка — тайка, тяйка). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно, так как артикуляторы образуют только смычку, а для [ч] нужно еще и чтобы воздух проходил через щель; | При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык вверх, за верхние центральные зубы. В случае замены [ч-т] перед началом работы надо научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а также сопоставлять их по |
3. | губно-зубное произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [ч] заменяется на [ф] (чайник — файник). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи; | При губно-зубном произношении вначале проводим различения и |
4. | боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при: этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание; | При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать |
5. | шипящее произношение — язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на смягченный [шь] (чудо — шюдо); | При шипящем произношении сначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ч] и [шь]. Затем используем упражнения для |
6. | свистящее произношение — язык прилегает к нижним центральным зубам, на спинке выделяется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом — в улыбке, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [ч] заменен на [с] или [сь] (чипсы — сипсы, сыпсы); | При свистящем произношении начинаем с различения и сравнения на слух звуков [ч] и [с]. Затем предлагаем ребенку сравнить |
7. | носовое произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х] с гнусавым оттенком (чёлка — хнёлка). | При носовом произношении прежде всего учим дифференцировать |
№ п/п | Нарушения произношения звуков Ш и Ж Виды и их особенности | Исправление нарушений произношения звуков Ш и Ж Рекомендации по коррекции на этапе постановки |
1. | межзубное произношение — язык высовывается между передними зубами, вместо шипящего слышится шепелявое звучание; | При межзубном произношении учим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. В качестве опоры можно использовать звук [т]. При это нужно ста- раться удлинять струю выдыхаемого воздуха, а касания альвеол заменять на движение подъема к ним. Можно помочь ребенку механически — когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки отвести язык вверх и приоткрывать при этом рот. Выдох не должен при этом прекращаться. |
2. | призубное произношение — язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [ш] на [т] и [ж] на [д] (шайба — тайба, жук — дук). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно; | При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык при артикуляции вверх, за верхние центральные |
3. | губно-зубное произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [ш] заменяется на [ф], а [ж] — на [в] (шуба — фуба, жаба — ваба). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи; | При губно-зубном произношении начинать нужно и различения и |
4. |
боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание; | При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать |
5. | шипящее произношение — язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, упорается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на смягченный [шь] (Маша ела кашу — Машя ела кашю); | При шипящем произношении сначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ш] и [шь]. Затем используем упражнения для |
6. | свистящее произношение — язык прилегает к нижним центральным зубам, на спинке выделяется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом — в улыбке, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [ш] заменен на [с], а [ж] — на [з] (шутка — сутка, живот — зывот); | При свистящем произношении — начинаем с различения и сравнения на слух звуков [с] — [ш] и [з] — [ж]. Затем сравниваем |
7. | носовое произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х] с гнусавым оттенком. | При носовом произношении прежде всего учим дифференцировать выдох изо рта и из носа, ребенок должен почувствовать разницу в ощущениях. Затем нужно освоить движение подъема языка и дутье на него в упражнениях со сдуванием и задуванием. Опорой также служат звуки [с] и [т]. |
№ п/п | Нарушения произношения звука Щ Виды и их особенности | Исправление нарушений произношения звука Щ Рекомендации по коррекции на этапе постановки |
1. | Межзубное произношение – язык высовывается между передними зубами, вместо шипящего слышится шепелявое звучание; | При межзубном произношении учим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. Опора – звук С, который произносится длительно. При этом нужно стараться удлинять струю выдыхаемого воздуха и постепенно сдвигать язык назад. Можно помочь ребенку механически – когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки отвести язык вверх и приоткрывать при этом рот. Выдох не должен при этом прекращаться. |
2. | призубное произношение — язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [щ] на [ть] (щука — тюка). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно, как это требуется для щелевого звука; | При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык при артикуляции вверх, за верхние центральные зубы, В случае замены [щ] на [ть] перед началом работы |
3. | губно-зубное произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [щ] заменяется на [фь] (щит — фит). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи; | При губно-зубном произношении начинать нужно и различения и |
4. | боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам одним боком или обоими боками или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание; | При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать язык |
5. | шипящее произношение — язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, язык менее напряжен, чем при [щ], упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на [ш] (щепка — шепка); | При шипящем произношении сначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ш] и [щ]. Затем используем упражнения для |
6. | свистящее произношение — язык прижимается к нижним центральным зубам, на спинке образуется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом сближены, округлены, напряжены, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [щ] заменен на [сь] (щупальце — сюпальце); | При свистящем произношении начинаем с различения и сравнения на слух звуков [сь-щ]. Затем предлагаем ребенку сравнить ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха — |
7. | носовое произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х] с гнусавым оттенком. | При носовом произношении прежде всего учим выдыхать изо рта на язык, ребенок должен почувствовать разницу в ощущениях, чем отличается носовое произношение от ротового. Затем нужно освоить движение подъема языка и дутье на него – тут подойдут упражнения со сдуванием и задуванием. Опорой служат звуки Сь и Ш. |
№ п/п | Нарушения произношения звука Л Виды и их особенности | Исправление нарушений произношения звука Л Рекомендации по коррекции на этапе постановки |
1. | отсутствие звука [л], когда в речи он не слышится вообще или слышится как тянутый гласный звук (лопата — апата — аапата); межзубное произношение — кончик языка при артикуляции высовывается между передними центральными зубами, язык несколько более расслаблен, чем при правильной артикуляции; | При отсутствии звука [л] в речи, его межзубном или носовом про Полезны будут упражнения для губ, дутье по сторонам прикушенного языка, чтобы воздух проходил по бокам, а кончик оставался закушенным. Ребенок должен научиться распластывать язык, закусывать его, не напрягая и не суживая. Это удобно делать перед зеркалом. Когда межзубное положение языка будет усвоено, а в случае изначально межзубного произношения оно доступно, ребенку предлагаем закусить широкий язык зубами, улыбаться и «гудеть». Далее нужно тянуть гласные [а], [ы], [у] при закушенном языке. Затем, не переставая тянуть гласный, ребенок должен прикусывать и отпускать язык поочередно, получается сочетание ал-ал-ал. Не нужно произносить слишком быстро, а вот за языком надо следить, не позволять ему втягиваться в рот. Постепенно в результате повторения получатся слоги ла-ла-ла. Усвоив межзубное произношение, ребенок может переходить к правильному, зазубному. Язык нужно поднять за верхние центральные зубы, прижать к альвеолам и произносить сочетание лы многократно. Очень полезно выполнять это перед зеркалом. |
2. | произношение вместо [л] звука [в] — язык не участвует в артикуляции, в образовании звука принимает участие нижняя губа, которая поднимается к верхним центральным зубам и касается их (луна — вуна); | При произношении вместо [л] звука [в] используем упражнения ные движения нижней губы. Прежде всего надо научиться опускать губу и удерживать ее в положении, когда нижние зубы открыты. Затем чередуем подъемы и опускания губы. При необходимости нижнюю губу можно подержать пальцем. |
3. | носовое произношение — кончик языка не участвует в артикуляции, но корень языка и задняя часть спинки напряжены, выгнуты и смыкаются с мягким небом, а выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, поэтому слышится звук, похожий на сочетание [нг] (ласка — нгаска); | В случае носового произношения нужно научить ребенка |
4. | произношение вместо [л] звука [у] — язык не участвует в артикуляции звука, он образуется благодаря движениям губ, которые быстро вытягиваются вперед и сближаются друг с другом (лампа — уампа); | При произношении вместо [л] звука [у] ребенку надо разъяснить разницу между звуками [а] и [у], научить распознавать и сопоставлять их на слух. Затем нужно объяснить, что для того, чтобы правильно произносить звук [л], не надо двигать губами — только языком. Здесь нужен зрительный контроль за артикуляцией. Ребенок будет анализировать свои движения при артикуляции [д] и сравнивать с правильной артикуляцией мамы с помощью зеркала. Губы придется удерживать в улыбке, а язык закусывать зубами, высовывать изо рта. |
5. | произношение вместо [л] звука [ы] — кончик языка опущен книзу, пассивен, звук образуется за счет движения задней части спинки языка по направлению к нёбу (лавка — ыавка); | При произношении вместо [л] звука [ы] используем упражнения |
6. | произношение вместо [л] звука [й] — кончик языка не поднимается. Поднимается, напрягается и выгибается средняя часть спинки по направлению к небу, губы напряжены, раздвинуты сильнее, чем при [л] (лупа — йупа); | При произношении вместо [л] звука [й] потребуется активизация |
7. | произнесение вместо [л] звука [л'] — язык распластан, расслаблен, более широкой поверхностью касается альвеол и верхних зубов, губы раздвинуты (лужайка — люжайка); | |
8. | произношение вместо [л] звука [р] — кончик языка поднимается к твердому нёбу и под напором выдыхаемого воздуха вибрирует, в результате звучит [р] (лодка — родка); | |
9. | произношение вместо [л] звука [г] — кончик языка опущен книзу и оттянут кзади, поднимается, напрягается, выгибается задняя часть спинки языка и прижимается к мягкому нёбу (лук — гук ) или [г] украинского. | При произношении вместо [л] звука [г] нужны упражнения для |
№ п/п | Нарушения произношения звука Р Виды и их особенности | Исправление нарушений произношения звука Р Рекомендации по коррекции на этапе постановки |
1. | отсутствие в речи звука [р], когда он не слышится вообще или вместо него слышится тянутый гласный; | Опорными звуками для постановки [р] нам послужат несколько звуков, во-первых, [д] и [т]. Ребенка нужно положить на кровать или диван без подушки, попросить сильно подуть на кончик поднятого к альвеолам языка и произнести сочетание тр-р-р. Бывает так, что вибрация при этом получается сразу, и тогда ребенок выдает полноценное тр-р и даже др-р. Еще один прием постановки предполагает произнесение перед зеркалом сочетания дн-дн-дн, в то время как вы пальцем (без маникюра!) быстро проводите под языком ребенка, стимулируя вибрацию. Проводить пальцем под языком можно и во время произнесения цепочки слогов да-да-да, до-до-до, та-та-та, то-то-то. Позиция лежа без подушки объясняется тем, что в такой позе легче поднимать язык, к тому же усиленное дутье при лежании меньше утомляет ребенка. Есть еще опорные звуки — [з] и [ж]. Ребенку нужно длительно тянуть [жжжжжжж], а вы в это время легко нажимаете на кончик языка или водите под языком. Так же можно действовать и при произнесении цепочки слогов за-за-за или звука [зззззззз]. Следует обратить внимание и еще на один момент. Если у ребенка не получается сочетание тр-р, попробуйте подвести под боковые края языка большой и указательный пальцы и зафиксировать с их помощью края языка, кончик же остается свободным для вибрации. Это будет способствовать попаданию воздуха на кончик языка. Эти же пальцы могут помочь и удерживать рот в полуоткрытом состоянии и улыбке, если вы расположите их между коренными зубами. |
2. | горловое произношение [р] — картавость, при которой звук образуется в результате того, что вибрирует мягкое нёбо или язычок, на который попадает выдыхаемый воздух, а не кончик языка у твердого нёба; | При горловом произношении начинать нужно с опоры на глухой Можно закрепить этот проторный звук и затем использовать механическую помощь — то есть водить под языком пальцем или ложкой во время произношения [д-д-д], или [жжжж], или [ззззззз] или дн-дн-дн. |
3. | боковое произношение звука [р] — при этом нарушении кончик языка также не вибрирует, зато вибрирует боковая часть языка, по которой проходит выдыхаемый воздух, другая же его часть прилегает к верхним зубам, слышится сочетание [рль], это придает речи хлюпающее, клокочущее звучание; | При боковом произношении можно начать с проторного [р] (без вибрации), поставить его, ввести в речь, а затем попробовать получить вибрацию с помощью указанных приемов с механической помощью. |
4. | двугубное произношение [р] — звук образуется не за счет вибрации кончика языка, а за счет вибрации губ, через которые проходит выдыхаемый воздух; | При двугубном произношении нужно перед зеркалом показать ребенку разницу в артикуляции, затормозить движения губ и вырабатывать вибрацию кончика языка с помощью описанных приемов. |
5. | носовое произношение [р] — звук образуется в результате сближения корня и задней части спинки языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух проходит через носовую полость, слышится сочетание [нг]; | При носовом произношении начинаем с выработки ротового выдоха и дифференциации ротового и носового выдоха. Можно, приступая к постановке, закрыть нос ребенка ватными тампонами, чтобы максимально обеспечить выдыхание воздуха через рот на кончик языка. Этот прием хорош именно на начальном этапе. Иногда бывает достаточно попросить ребенка присосать язык к нёбу, а в момент отрыва его от нёба попросить подуть на язык. Можно получить таким образом вибрацию кончика языка. |
6. | одноударное произношение [р] — звук образуется в результате одномоментного удара кончика языка по твердому нёбу, выдыхаемый воздух проходит толчком; | |
7. | произношение вместо [р] звука [д] — кончик поднятого к нёбу языка не вибрирует, выдыхаемый воздух прорывается сквозь смычку, образованную передней частью языка и верхними центральными зубами, при этом края языка прижимаются к верхним коренным зубам (раки — даки); | |
8. | произношение вместо [р] звука [л] — кончик поднятого к нёбу языка не вибрирует, он прижимается к альвеолам или верхним центральным зубам, выдыхаемый воздух проходит по сторонам языка, боковые края которого опущены и слегка расслаблены (рот — лот); | |
9. | произношение вместо [р] звука [г] — кончик языка не участвует в артикуляции, зато напрягается, поднимается задняя часть спинки языка, которая смыкается с мягким нёбом, а затем смычка размыкается, выдыхаемый воздух проходит сквозь смычку, затем через щель, слышится сочетание [гх] (розы — гхозы); | |
10. | произношение вместо [р] звука [й] — кончик языка не двигается, активно поднимается и напрягается средняя часть спинки языка, сближается с мягким нёбом, выдыхаемый воздух проходит через щель между ними (пар — пай); | |
11. | произношение вместо [р] звука [ы] — кончик языка опускается и втягивается в рот, а задняя часть спинки языка напрягается, поднимается и сдвигается к мягкому нёбу, выдыхаемый воздух проходит, не встречая преграды (гром — гыом); | |
12. | произношение вместо [р] звука [в] — язык не участвует в артикуляции, вместо него активно двигается нижняя губа, она поднимается к верхним центральным зубам, между ними образуется щель, выдыхаемый воздух проходит через эту щель (ромашка — вомашка). |
Если звук [р] заменен другим, прежде всего надо научить ребенка различать и сопоставлять звук [р] и его заменитель. Затем используются артикуляционные упражнения для языка и губ. При замене на [г] надо проверять, не образуется ли звук [р] в результате вибрации язычка вместо кончика языка. Если звук [р] заменен на [в], не подойдет прием с проторным звуком, так как по способу образования [в] и [р] проторный похожи.
При коррекции в случаях замен постановка звука [р] проводится по вышеуказанным схемам.
Литература
1.Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство занятий с детьми 5-6 лет. М.:Айрис-пресс.,2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по коррекции нарушений звукопроизношения.
В статье содержатся советы логопеда родителям детей, имеющим речевые нарушения....
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В помощь учителю начальных классов...
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке.
Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида. В ходе общеобразовательных уроко...
Виды и рекомендации по коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)
В статье кратко описываются виды детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) и даны рекомендации родителям, как правильно подойти к коррекциии таких детей....
Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы
Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание общения, орг...