Коррекция произношения.Практические рекомендации.
консультация по логопедии (2 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

Материал предназначен для учителей-логопедов ОУ и ДОУ, а так же родителей,заинтересованных в  исправлении нарушенного произношения звуков  (С-З-Ц, Ж-Ш, Ч-Щ, Л-Р) у детей. Материал содержит описание основных видов дефектного произношения звуков и  основных способов их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_korrektsiii_proiznosheniya.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

     Нарушения произношения звуков  С и  З

               Виды и их особенности

       Исправление нарушений произношения звуков  С  и   З

               Рекомендации по коррекции на этапе постановки

1.

межзубное произношение — язык при артикуляции звука оказывается в положении между зубами, что придает звуку размытое, нечистое звучание, шепелявость;

При межзубном произношении необходимы упражнения артикуляционной гимнастики, в том числе с использованием конфет, крошек и прочих «приспособлений», упражнения для развития речевого дыхания. Помочь может артикуляция звука [и], а также сочетание ИЕ, при котором положение языка очень похоже на требующееся для [с] и [з]. Внимание ребенка нужно обратить на то, что язык не должен высовываться между зубами, то есть на первых порах нужно даже смыкать зубы, чтобы поставить на пути языка «заборчик».

2.

призубное произношение — язык при артикуляции располагается в районе щели между верхними и нижними центральными зубами, из-за чего выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствие — вместо свистящего получается шумный звук. Разновидностью этого нарушения является вариант замены звуков [с] и [з] соответственно на звуки [т] и [д] (санки — танки, зонтик — донтик). Такие замены говорят о нарушении не только произносительного процесса, но и процесса распознавания и различения звуков — фонематического восприятия.

При призубном произношении нужно попробовать черенком ложки или с помощью другого подходящего предмета опустить язык к
центральным нижним зубам. Пусть ребенок почувствует новое положение языка, почувствует ощущение прохождения по нему воздуха. Если же присутствуют замены на
[т] и [д], начинать нужно с
развития умения различать звуки
[с-т] и [з-д] на слух, а уже затем
переходить к работе над легким и длительным выдохом, затем развивать умение удерживать кончик языка у нижних центральных
зубов, а губы — в улыбке. Опираемся на звуки
[и], [ф]. Очень полезно дать ребенку почувствовать температуру выдыхаемого воздуха (для этого поднесите ладонь ребенка вначале к своему рту и
произнесите
[с] длительно — воздушный поток будет холодным).

3.

губно-зубное произношение — в артикуляции участвуют губы, язык либо сохраняет при этом положение для свистящих звуков, либо совсем не участвует в произношении звука, в результате получается звук, похожий на [в] и [ф] (санки — фанки, зонтик — вонтик);

При губно-зубном произношении перед постановкой звука развиваем умение различать и сравнивать звуки [с] и [ф], [з] и [в]. Используем упражнения для губ, полезна «улыбочка». Компенсаторное движение нижней губы вверх, которым пользовался ребенок,
нужно затормозить — для этого используем сочетание ИЕ и звук И. Одновременно учим удерживать язык у нижних центральных зубов. Иногда можно придерживать непослушную губу пальцем.

4.

боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

При боковом произношении разрабатываем язык, то распластывая
его, то заостряя, пытаемся удерживать широкий язык на нижней
губе. Обязательно нужно тренировать выдох, идущий по центру
языка. В качестве опоры можно использовать звуки
[ф] и [и], звук
[ф] пригодится для выработки необходимой воздушной струи, а [и]
поможет отработать правильную позицию языка. Иногда продольный желобок, нужный для произношения, можно создать при помощи палочки или спички, которую располагают по центру языка
и слегка надавливают. Когда желобок усвоен, потихонечку укладываем кончик языка у нижних зубов.

5.

шипящее произношение — язык опущен вниз, оттянут кзади, напряжен, выдыхаемый воздух проходит не по центру языка, а по всей его поверхности, звук напоминает мягкий [шь] (У Сони зонтик — У Шёни жёнтик);

При шипящем произношении вначале надо помочь ребенку различать и сопоставлять звуки [с] и [шь], [з] и [жь]. Когда это будет
сделано, используем межзубное произношение для того, чтобы об-
ратить внимание ребенка на язык. Важно вырабатывать умение
удерживать широкий язык у нижних зубов. Опорой могут служить
звуки
[ф] и [и], например, ребенок должен произносить [ф] с языком в положении между зубами и постепеннно заводить язык за
нижние зубы, пока не получится
[с] и [з].

6.

носовое произношение — язык оттянут кзади, корень напряжен, приподнят, выдыхаемый воздух проходит в нос и получается неопределенное фырканье. В последнее время это нарушение стало встречаться чаще. Обычно носовое произношение распространяется и на шипящие звуки, а иногда и на [в] и [ф].

 При носовом произношении учим ребенка удерживать язык широким на нижней губе, затем переходим к дутью на язык, зажатый между зубами. Постепенно отрабатываем положение губ в улыбке, а языка — у нижних зубов. Используем звуки [ф] и [и], обязательно сопоставляем [ф] и [х], так как артикуляция этих звуков позволяет ощутить разницу температуры и формы выдоха — при [ф] воздушная струя холодная, суженная, при [х] — теплая, расширенная. Обращаем внимание ребенка на то, что при носовом произношении выдоха изо рта вообще нет, только из носа. Для непосредственной постановки ребенок должен длительно произносить [ф], язык при этом будет в положении между зубами. Когда выдох получится достаточно длительным, медленно заводим язык за нижние центральные зубы.

При постановке звуков используйте зеркало — зрительный контроль за произношением очень важен, не стесняйтесь много раз показывать ребенку правильную артикуляцию.

При постановке мягкой пары — [с'], обратите внимание ребенка на большее, чем при [с], напряжение языка, его выгибание к нёбу, большую активность кончика языка.

№ п/п

     Нарушения произношения звука  Ц

               Виды и их особенности

       Исправление нарушений произношения звука   Ц

               Рекомендации по коррекции на этапе постановки

1.

межзубное произнесение — звук [ц] произносится с языком, высунутым между зубами, звучит шепеляво;

При межзубном нроизношении полезны будут артикуляционные упражнения, которые укрепляют язык, развивают точность
его движений, как для [с]. Можно предложить ребенку произносить друг за другом звуки
[т] и [с], постепенно ускоряя темп ([тс-
тс-тс]).

2.

призубное произношение — кончик языка прижимается к краям верхних и нижних центральных зубов, образуется смычка, через которую проходит выдыхаемый воздух, поэтому вместо звуков [т] и [с], которые входят в состав [ц], слышится только [т] или [ть] (царь — тарь, тярь);

При призубном произношении ставим [ц] по подражанию, со зрительным, тактильным и слуховым контролем. Можно также произносить та-та-та-та, одновременно с этим черенком ложки слегка
сдвигать язык назад. Можно попросить ребенка произносить звук
[т-т-т-т], в это время раздвинуть ему губы, как для звука [с], что
помогает получить щель вслед за смычкой. Иногда легче предложить ребенку высунуть распластанный язык между зубами, затем
сдвинуть язык за зубы.

3.

губно-зубное произношение — язык принимает положение, подходящее для артикуляции звука [с], нижняя губа поднимается к верхним зубам, между губой и зубами образуется щель, через которую проходит выдыхаемый воздух, слышится звук, похожий на [ф] и на [с] (цапля — фапля);

При губно-зубном произношении используем зрительный контроль,
поэтому ребенок должен перед зеркалом освоить правильный уклад звука
[ц], понять, что губа не участвует в произношении звука,
даже придержать губу, если сразу не удается затормозить ее движения. Звук
[ц] произносится перед зеркалом при широкой улыбке, вначале обычно получают [с], а потом и [ц].

4.

свистящее произношение — язык принимает положение для артикуляции звука [с], кончик языка упирается в нижние зубы, на спинке образуется желобок, по которому через щель проходит струя выдыхаемого воздуха, вместо [ц] слышится [с];

При свистящем произношении стараемся укрепить мышцы языка, научить ребенка поднимать и опускать язык, напрягать и
расслаблять кончик языка, потом переходим к произношению
звуков
[тс], повторяемых несколько раз, пока ребенок не почувствует в этом звуке и смычку, и щель, не ощутит разницу в
потоке выдыхаемого воздуха: толчок при
[т] и длительный по
ток при
[с].

5.

боковое произношение — кончик языка либо прижимается к альвеолам, сам же язык располагается боком, одна сторона его поднимается к верхним коренным зубам, либо воздух проходит как при звуке [л], с обеих сторон языка;

6.

носовое произношение — кончик языка оттянут назад, лежит на дне полости рта, корень приподнят, напряжен, приближается к мягкому нёбу, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, слышится гнусавый [х] (цокот — хнокот).

При носовом произношении отрабатываем вначале умение выдыхать через рот на различные предметы, дуем при межгубном и межзубном положении языка, переводим артикуляцию вперед и от межзубного  или по подражанию, с механической помощью (сдвигая язык назад в момент произнесения звука.

7.

Шипящее произношение -  кончик языка оттянут назад, лежит на дне полости рта, язык напряжен, спинка его выгнута к небу, выдыхаемый воздух проходит через щель между спинкой языка и небом, слышится звук шь (цыпки – шипки);

При шипящем произношении прежде всего учим ребенка расслаблять и распластывать язык, выводить его в передний отдел полости рта, затем язык можно установить в межзубное положение, получить межзубный звук [с], а после этого с механической помощью
или по подражанию сдвигать язык назад и ставить звук
[ц].

№ п/п

     Нарушения произношения звука  Ч

               Виды и их особенности

       Исправление нарушений произношения звука Ч

               Рекомендации по коррекции на этапе постановки

1.

межзубное произношение — язык высовывается между передними зубами, вместо звука [ч] слышится шепелявое, нечистое звучание;

При межзубном произношении учим ребенка поднимать язык к
верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык.
Звук
[ч] можно поставить от звука [т] или [ть], который произносится несколько раз с касанием кончиком языка альвеол и постепенным отведением языка кзади. При этом нужно стараться удлинять струю выдыхаемого воздуха, а касания альвеол заменять на
движение подъема к ним. Можно помочь ребенку механически —
когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки от
вести язык вверх, так, чтобы кончик языка сначала коснулся альвеол, образовав смычку
([т]), а потом отодвинулся, образовав щель
([ш]). Выдох не должен при этом прекращаться. Можно попросить
ребенка произносить сочетание ать, при этом вы стараетесь ложкой сдвинуть язык к верхним зубам, а губы ребенка выдвигаете
вперед, слегка округляя их. Тогда вместо
ать, оть, ить будет звучать ач, оч, ич.

2.

призубное произношение — язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [ч] на [т] или [ть] (чайка — тайка, тяйка). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно, так как артикуляторы образуют только смычку, а для [ч] нужно еще и чтобы воздух проходил через щель;

При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык вверх, за верхние центральные зубы. В случае замены [ч-т] перед началом работы надо научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а также сопоставлять их по
другим признакам — по длительности потока выдыхаемого воздуха. Можно попросить ребенка произносить
[ть-ть-ть] или [шь-шь-шь],
также выдвинув обе губы ребенка вперед.

3.

губно-зубное произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [ч] заменяется на [ф] (чайник — файник). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи;

При губно-зубном произношении вначале проводим различения и
сравнения на слух звуков
[ч] и [ф]. Используем упражнения для губ
для того, чтобы снять компенсаторное движение нижней губы.
Вырабатываем движения подъема языка вверх. Можно оставить
звук по подражанию, для этого лучше посадить ребенка перед зеркалом, тогда ему будет удобно следить за движениями нижней губы.

4.

боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при: этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать
язык вверх и удерживать его у нёба при полуоткрытом рте. Выдыхаемый воздух должен проходить по средней линии языка, поэтому используем упражнения по сдуванию и задуванию. Опорой могут быть звуки
[ш] и [т], при произношении которых можно отодвигать язык ввверх, поднимать его к верхним центральным зубам и
продлевать выдох. С помощью палочки или ложки удерживаем
язык у альвеол, а ложка зажата между зубами. Звук
[ч] хорошо
ставится и от сочетания
тш, повторяемого несколько раз.

5.

шипящее произношение — язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на смягченный [шь] (чудо — шюдо);

При шипящем произношении сначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ч] и [шь]. Затем используем упражнения для
языка — вырабатываем умение делать его широким и поднимать
за верхние зубы, а также удерживать там. При данном нарушении
тоже удобно ставить
[ч] от [ш] с механической помощью (как мы
уже описывали выше).

6.

свистящее произношение — язык прилегает к нижним центральным зубам, на спинке выделяется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом — в улыбке, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [ч] заменен на [с] или [сь] (чипсы — сипсы, сыпсы);

При свистящем произношении начинаем с различения и сравнения на слух звуков [ч] и [с]. Затем предлагаем ребенку сравнить
ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха — при
[с] — прохладная, при [ч] — теплая. Ребенок должен
научиться поднимать язык к верхним зубам и за них удерживать
язык в такой позиции и дуть на язык. Можно использовать подражание, обратив внимание ребенка на артикуляционные движения,
полезно делать это перед зеркалом.

7.

носовое произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х] с гнусавым оттенком (чёлка — хнёлка).

При носовом произношении прежде всего учим дифференцировать
выдох изо рта и из носа. Ребенок должен почувствовать разницу между ротовым и носовым выдохом. Затем нужно освоить движение подъема языка и дутье на него — тут подойдут всяческие упражнения со
сдуванием и задуванием. Опорой также служат звуки
[т] и [ш].

№ п/п

Нарушения произношения звуков  Ш и  Ж

               Виды и их особенности

     Исправление нарушений произношения звуков Ш и Ж     Рекомендации по коррекции на этапе постановки

1.

межзубное произношение — язык высовывается между передними зубами, вместо шипящего слышится шепелявое звучание;

 При межзубном произношении учим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. В качестве опоры можно использовать звук [т]. При это нужно ста- раться удлинять струю выдыхаемого воздуха, а касания альвеол заменять на движение подъема к ним. Можно помочь ребенку механически — когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки отвести язык вверх и приоткрывать при этом рот. Выдох не должен при этом прекращаться.

2.

призубное произношение — язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [ш] на [т] и [ж] на [д] (шайба — тайба, жук — дук). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно;

При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык при артикуляции вверх, за верхние центральные
зубы. В случае замен
[ш] [т], [ж] [д] перед началом работы надо
научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а также
сопоставлять их по другим признакам — по длительности потока
выдыхаемого воздуха. Опорой может служить звук
[с] — подъем
языка при его артикуляции приведет к получению звука
[ш].

3.

губно-зубное произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [ш] заменяется на [ф], а [ж] — на [в] (шуба — фуба, жаба — ваба). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи;

При губно-зубном произношении начинать нужно и различения и
сравнения на слух звуков
[ш] и [ф], [ж] и [в]. Затем снимаем компенсаторное движение нижней губы, вырабатываем движения
подъема языка вверх и его удержания там. Можно ставить
[ш] и от
[с], отводя язык к верхним зубам и за них, а можно поставить звук
по подражанию, тогда ребенок будет следить за движениями нижней губы в зеркале.

4.

 

боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать
язык вверх и удерживать его у неба при полуоткрытом рте. Выдыхаемый воздух должен проходить по средней линии языка, поэтому используем упражнения по сдуванию и задуванию, с предметами и приспособлениями. Опорой могут быть звуки
[с] и [т], при
произношении которых можно отодвигать язык ввверх, поднимать
его к верхним центральным зубам и продлевать выдох. С помощью
палочки или ложки удерживаем язык у альвеол, ребенок в это
время произносит звук
[с], а ложка зажата между зубами.

5.

шипящее произношение — язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, упорается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на смягченный [шь] (Маша ела кашу — Машя ела кашю);

При шипящем произношении сначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ш] и [шь]. Затем используем упражнения для
языка — вырабатываем умение делать его широким
и поднимать
за верхние зубы, а также удерживать там. При данном нарушении
тоже удобно ставить
[ш] от [с] с механической помощью (как мы
уже описывали выше).

6.

свистящее произношение — язык прилегает к нижним центральным зубам, на спинке выделяется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом — в улыбке, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [ш] заменен на [с], а [ж] — на [з] (шутка — сутка, живот — зывот);

При свистящем произношении — начинаем с различения и сравнения на слух звуков [с] [ш] и [з] [ж]. Затем сравниваем
ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха — при
[с] — прохладная, при [ш] — теплая. Ребенок должен научиться поднимать язык к верхним зубам и за них, удерживать и дуть на язык. Здесь полезно подражание перед зеркалом, так ребенку легче будет контролировать себя.

7.

носовое произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х] с гнусавым оттенком.

При носовом произношении прежде всего учим дифференцировать выдох изо рта и из носа, ребенок должен почувствовать разницу в ощущениях. Затем нужно освоить движение подъема языка и дутье на него в упражнениях со сдуванием и задуванием. Опорой также служат звуки [с] и [т].

№ п/п

Нарушения произношения звука Щ

               Виды и их особенности

     Исправление нарушений произношения звука Щ               Рекомендации по коррекции на этапе постановки

1.

       Межзубное произношение – язык высовывается между передними зубами, вместо шипящего слышится шепелявое звучание;

При межзубном произношении  учим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. Опора – звук С, который произносится длительно. При этом нужно стараться удлинять струю выдыхаемого воздуха и постепенно сдвигать язык назад. Можно помочь ребенку механически – когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки отвести язык вверх и приоткрывать при этом рот. Выдох не должен при этом прекращаться.

2.

призубное произношение — язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [щ] на [ть] (щука — тюка). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно, как это требуется для щелевого звука;

При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык при артикуляции вверх, за верхние центральные зубы, В случае замены [щ] на [ть] перед началом работы
надо научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а
также по длительности потока выдыхаемого воздуха. Опорой может служить звук
[с'] — подъем языка при его артикуляции приведет к получению звука [ш], поэтому просим ребенка повторять
сочетание
ся, механически отводя язык назад.

3.

губно-зубное произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [щ] заменяется на [фь] (щит — фит). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи;

При губно-зубном произношении начинать нужно и различения и
сравнения на слух звуков
[щ] и [ф']. Используем упражнения для
губ. Вырабатываем движения подъема языка вверх и его удержания там, а также поочередное напряжение и расслабление языка —
высовывание жалом и распластывание. Можно поставить звук по
подражанию, для этого лучше посадить ребенка перед зеркалом.

4.

боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам одним боком или обоими боками или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать язык
вверх и удерживать его у нёба при полуоткрытом рте, присасывать
его к нёбу и опускать. Выдыхаемый воздух должен проходить по
средней линии языка, поэтому используем упражнения по сдува-
нию и задуванию. Опорой могут быть звуки
[с] и [ш], при произношении которых можно отодвигать язык ввверх, поднимать его к
верхним центральным зубам и продлевать выдох. С помощью палочки или ложки удерживаем язык у альвеол, ребенок в это время
произносит звук
[сь].

5.

шипящее произношение — язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, язык менее напряжен, чем при [щ], упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на [ш] (щепка — шепка);

При шипящем произношении сначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ш] и [щ]. Затем используем упражнения для
языка — вырабатываем умение делать его широким и поднимать
за верхние зубы, а также удерживать там. При данном нарушении
тоже удобно ставить
[щ] от [сь] с механической помощью.

6.

свистящее произношение — язык прижимается к нижним центральным зубам, на спинке образуется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом сближены, округлены, напряжены, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [щ] заменен на [сь] (щупальце — сюпальце);

При свистящем произношении начинаем с различения и сравнения на слух звуков [сь-щ]. Затем предлагаем ребенку сравнить ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха —
при
[сь] — прохладная, при [щ] — теплая. Используем упражнения для губ и языка, учим ребенка поднимать язык к верхним
зубам и за них, сдвигать язык по твердому нёбу до границы с мягким, удерживать язык в позиции на губе и за зубами и дуть на
него. Рекомендуется и подражание, при этом внимание ребенка
привлекается к артикуляционным движениям, упражнения выполняются перед зеркалом.

7.

       носовое произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х] с гнусавым оттенком.

При носовом произношении прежде всего учим выдыхать изо рта на язык, ребенок должен почувствовать разницу в ощущениях, чем отличается носовое произношение от ротового. Затем нужно освоить  движение подъема языка и дутье на него – тут подойдут упражнения со сдуванием и задуванием. Опорой служат звуки Сь и Ш.

 

№ п/п

Нарушения произношения звука Л

               Виды и их особенности

     Исправление нарушений произношения звука Л               Рекомендации по коррекции на этапе постановки

1.

отсутствие звука [л], когда в речи он не слышится вообще или слышится как тянутый гласный звук (лопата — апата — аапата);

межзубное произношение — кончик языка при артикуляции высовывается между передними центральными зубами, язык несколько более расслаблен, чем при правильной артикуляции;

При отсутствии звука [л] в речи, его межзубном или носовом про
изношении прежде всего отрабатываем движение подъема языка
вверх, стараемся укрепить мышцы языка, активизировать его дви
жения.

Полезны будут упражнения для губ, дутье по сторонам прикушенного языка, чтобы воздух проходил по бокам, а кончик оставался закушенным. Ребенок должен научиться распластывать язык, закусывать его, не напрягая и не суживая. Это удобно делать перед зеркалом.

Когда межзубное положение языка будет усвоено, а в случае изначально межзубного произношения оно доступно, ребенку предлагаем закусить широкий язык зубами, улыбаться и «гудеть». Далее нужно тянуть гласные [а], [ы], [у] при закушенном языке. Затем, не переставая тянуть гласный, ребенок должен прикусывать и отпускать язык поочередно, получается сочетание ал-ал-ал. Не нужно произносить слишком быстро, а вот за языком надо следить, не позволять ему втягиваться в рот. Постепенно в результате повторения получатся слоги ла-ла-ла.

Усвоив межзубное произношение, ребенок может переходить к правильному, зазубному. Язык нужно поднять за верхние центральные зубы, прижать к альвеолам и произносить сочетание лы многократно. Очень полезно выполнять это перед зеркалом.

2.

произношение вместо [л] звука [в] — язык не участвует в артикуляции, в образовании звука принимает участие нижняя губа, которая поднимается к верхним центральным зубам и касается их (луна — вуна);

При произношении вместо [л] звука [в] используем упражнения
для языка, губ, упражнения на дутье. Нужно научить ребенка различать и сравнивать звуки
[л] и [в] на слух, дифференцировать их.
Затем перед зеркалом показываем ребенку правильное положение
артикуляторов для звука
[л], стараемся затормозить компенсатор-

ные движения нижней губы. Прежде всего надо научиться опускать губу и удерживать ее в положении, когда нижние зубы открыты. Затем чередуем подъемы и опускания губы. При необходимости нижнюю губу можно подержать пальцем.

3.

носовое произношение — кончик языка не участвует в артикуляции, но корень языка и задняя часть спинки напряжены, выгнуты и смыкаются с мягким небом, а выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, поэтому слышится звук, похожий на сочетание [нг] (ласка — нгаска);

В случае носового произношения нужно научить ребенка
выдыхать ртом и чувствовать разницу между ротовым и носовым
выдохом, что можно сделать, используя тактильный контроль, дуть
на бумажки, ватки, свечки и т, д.Далее отрабатываем межзубный вариант ит.п.

4.

произношение вместо [л] звука [у] — язык не участвует в артикуляции звука, он образуется благодаря движениям губ, которые быстро вытягиваются вперед и сближаются друг с другом (лампа — уампа);

При произношении вместо [л] звука [у] ребенку надо разъяснить разницу между звуками [а] и [у], научить распознавать и сопоставлять их на слух. Затем нужно объяснить, что для того, чтобы правильно произносить звук [л], не надо двигать губами — только языком. Здесь нужен зрительный контроль за артикуляцией. Ребенок будет анализировать свои движения при артикуляции [д] и сравнивать с правильной артикуляцией мамы с помощью зеркала. Губы придется удерживать в улыбке, а язык закусывать зубами, высовывать изо рта.

5.

произношение вместо [л] звука [ы] — кончик языка опущен книзу, пассивен, звук образуется за счет движения задней части спинки языка по направлению к нёбу (лавка — ыавка);

При произношении вместо [л] звука [ы] используем упражнения
на активизацию и расслабление мышц языка, губ, нижней челюс
ти. Затем учим распознавать и сопоставлять
[л] и [ы] на слух. Ра
бота будет проводиться перед зеркалом. Обратить внимание нужно
на правильное положение языка и необходимость его выведения и
подъема кверху, а также на движения нижней челюсти, открыва
ние рта. Некоторое время можно использовать межзубное положе
ние, чтобы затормозить напряжение и выгибание спинки языка.

6.

произношение вместо [л] звука [й] — кончик языка не поднимается. Поднимается, напрягается и выгибается средняя часть спинки по направлению к небу, губы напряжены, раздвинуты сильнее, чем при [л] (лупа — йупа);

При произношении вместо [л] звука [й] потребуется активизация
кончика языка — применяем вылизывание, слизывание, облизыва
ние, упражнения для языка, губ. Ребенок должен научиться распоз
навать и различать звуки
[л] и [й] на слух. Учим ребенка высовы
вать язык между зубами и удерживать его там перед зеркалом. По
лезно удерживать язык на нижних зубах при открытом рте, положить
на спинку языка пластмассовую трубочку (например, от чупа-чупс),
а кончик поднять за верхние зубы. Можно применить упражнение с
произнесением
[ы] при межзубном языке перед зеркалом.

7.

произнесение вместо [л] звука [л'] — язык распластан, расслаблен, более широкой поверхностью касается альвеол и верхних зубов, губы раздвинуты (лужайка — люжайка);

8.

      произношение вместо [л] звука [р] — кончик языка поднимается к твердому нёбу и под напором выдыхаемого воздуха вибрирует, в результате звучит [р] (лодка — родка);

9.

произношение вместо [л] звука [г] — кончик языка опущен книзу и оттянут кзади, поднимается, напрягается, выгибается задняя часть спинки языка и прижимается к мягкому нёбу (лук — гук ) или [г] украинского.

При произношении вместо [л] звука [г] нужны упражнения для
языка, с высовыванием, закусыванием, подъемом и опусканием,
облизыванием, присасыванием его. Нужно объяснить ребенку раз
ницу между звуками
[л] и [г] и научить различать и сравнивать эти
звуки на слух. Затем перед зеркалом ребенок сравнивает, как ве
дет себя язык. Можно попробовать получить правильную артику
ляцию по подражанию. Ребенок должен произнести звук
[ы], дер
жа при этом язык поднятым к верхним центральным зубам.

№ п/п

Нарушения произношения звука Р

               Виды и их особенности

     Исправление нарушений произношения звука Р               Рекомендации по коррекции на этапе постановки

1.

отсутствие в речи звука [р], когда он не слышится вообще или вместо него слышится тянутый гласный;

Опорными звуками для постановки [р] нам послужат несколько звуков, во-первых, [д] и [т]. Ребенка нужно положить на кровать или диван без подушки, попросить сильно подуть на кончик поднятого к альвеолам языка и произнести сочетание тр-р-р. Бывает так, что вибрация при этом получается сразу, и тогда ребенок выдает полноценное тр-р и даже др-р.

Еще один прием постановки предполагает произнесение перед зеркалом сочетания дн-дн-дн, в то время как вы пальцем (без маникюра!) быстро проводите под языком ребенка, стимулируя вибрацию. Проводить пальцем под языком можно и во время произнесения цепочки слогов да-да-да, до-до-до, та-та-та, то-то-то. Позиция лежа без подушки объясняется тем, что в такой позе легче поднимать язык, к тому же усиленное дутье при лежании меньше утомляет ребенка.

Есть еще опорные звуки — [з] и [ж]. Ребенку нужно длительно тянуть [жжжжжжж], а вы в это время легко нажимаете на кончик языка или водите под языком. Так же можно действовать и при произнесении цепочки слогов за-за-за или звука [зззззззз].

Следует обратить внимание и еще на один момент. Если у ребенка не получается сочетание тр-р, попробуйте подвести под боковые края языка большой и указательный пальцы и зафиксировать с их помощью края языка, кончик же остается свободным для вибрации. Это будет способствовать попаданию воздуха на кончик языка.

Эти же пальцы могут помочь и удерживать рот в полуоткрытом состоянии и улыбке, если вы расположите их между коренными зубами.

2.

горловое произношение [р] — картавость, при которой звук образуется в результате того, что вибрирует мягкое нёбо или язычок, на который попадает выдыхаемый воздух, а не кончик языка у твердого нёба;

При горловом произношении начинать нужно с опоры на глухой
[т], использовать сочетания этого звука и [р], чтобы на время выключить участие голоса и, следовательно, возможность возвращения к горловой артикуляции. Можно также использовать так называемый проторный звук — то есть звук, для которого не нужна
вибрация, этот звук получается, когда кончик языка поднимается
к верхним зубам, на него подается воздух, но вибрации нет, слышится звук, похожий на [жжжж] и [зззззз], нечто среднее между
ними, но кончик языка при этом широкий, совсем близко находится около верхних центральных зубов.

Можно закрепить этот проторный звук и затем использовать механическую помощь — то есть водить под языком пальцем или ложкой во время произношения [д-д-д], или [жжжж], или [ззззззз] или дн-дн-дн.

3.

боковое произношение звука [р] — при этом нарушении кончик языка также не вибрирует, зато вибрирует боковая часть языка, по которой проходит выдыхаемый воздух, другая же его часть прилегает к верхним зубам, слышится сочетание [рль], это придает речи хлюпающее, клокочущее звучание;

При боковом произношении можно начать с проторного [р] (без вибрации), поставить его, ввести в речь, а затем попробовать получить вибрацию с помощью указанных приемов с механической помощью.

4.

двугубное произношение [р] — звук образуется не за счет вибрации кончика языка, а за счет вибрации губ, через которые проходит выдыхаемый воздух;

При двугубном произношении нужно перед зеркалом показать ребенку разницу в артикуляции, затормозить движения губ и вырабатывать вибрацию кончика языка с помощью описанных приемов.

5.

носовое произношение [р] — звук образуется в результате сближения корня и задней части спинки языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух проходит через носовую полость, слышится сочетание [нг];

При носовом произношении начинаем с выработки ротового выдоха и дифференциации ротового и носового выдоха. Можно, приступая к постановке, закрыть нос ребенка ватными тампонами, чтобы максимально обеспечить выдыхание воздуха через рот на кончик языка. Этот прием хорош именно на начальном этапе. Иногда бывает достаточно попросить ребенка присосать язык к нёбу, а в момент отрыва его от нёба попросить подуть на язык. Можно получить таким образом вибрацию кончика языка.

6.

одноударное произношение [р] — звук образуется в результате одномоментного удара кончика языка по твердому нёбу, выдыхаемый воздух проходит толчком;

7.

произношение вместо [р] звука [д] — кончик поднятого к нёбу языка не вибрирует, выдыхаемый воздух прорывается сквозь смычку, образованную передней частью языка и верхними центральными зубами, при этом края языка прижимаются к верхним коренным зубам (раки — даки);

8.

произношение вместо [р] звука [л] — кончик поднятого к нёбу языка не вибрирует, он прижимается к альвеолам или верхним центральным зубам, выдыхаемый воздух проходит по сторонам языка, боковые края которого опущены и слегка расслаблены (рот — лот);

9.

произношение вместо [р] звука [г] — кончик языка не участвует в артикуляции, зато напрягается, поднимается задняя часть спинки языка, которая смыкается с мягким нёбом, а затем смычка размыкается, выдыхаемый воздух проходит сквозь смычку, затем через щель, слышится сочетание [гх] (розы — гхозы);

10.

произношение вместо [р] звука [й] — кончик языка не двигается, активно поднимается и напрягается средняя часть спинки языка, сближается с мягким нёбом, выдыхаемый воздух проходит через щель между ними (пар — пай);

11.

произношение вместо [р] звука [ы] — кончик языка опускается и втягивается в рот, а задняя часть спинки языка напрягается, поднимается и сдвигается к мягкому нёбу, выдыхаемый воздух проходит, не встречая преграды (гром — гыом);

12.

произношение вместо [р] звука [в] — язык не участвует в артикуляции, вместо него активно двигается нижняя губа, она поднимается к верхним центральным зубам, между ними образуется щель, выдыхаемый воздух проходит через эту щель (ромашка — вомашка).

Если звук [р] заменен другим, прежде всего надо научить ребенка различать и сопоставлять звук [р] и его заменитель. Затем используются артикуляционные упражнения для языка и губ. При замене на [г] надо проверять, не образуется ли звук [р] в результате вибрации язычка вместо кончика языка. Если звук [р] заменен на [в], не подойдет прием с проторным звуком, так как по способу образования [в] и [р] проторный похожи.

При коррекции в случаях замен постановка звука [р] проводится по вышеуказанным схемам.

Литература

1.Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство занятий с детьми 5-6 лет. М.:Айрис-пресс.,2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по коррекции нарушений звукопроизношения.

В статье содержатся советы логопеда родителям детей, имеющим речевые нарушения....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке.

Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида. В ходе общеобразовательных уроко...

Виды и рекомендации по коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)

В статье кратко описываются виды детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) и даны рекомендации родителям, как правильно подойти к коррекциии таких детей....

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...