Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке.
методическая разработка по логопедии по теме
Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида.
В ходе общеобразовательных уроков и внеклассных занятий с помощью специальных приёмов ученики целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных умений, достаточно внятной, естественной и выразительной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekom_.k_fon.zaryadke._-_kopiya.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1вида №1»
Методические рекомендации
к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке
Выполнила: учитель-дефектолог
высшей квалификационной
категории
Луц Елена Викторовна
Хабаровск 2013г.
Фонетическая зарядка – это специальные упражнения, которые проводятся на общеобразовательных предметах и самоподготовке с целью коррекции и закрепления произносительных навыков учащихся и предупреждения их распада.
Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида.
В ходе общеобразовательных уроков и внеклассных занятий с помощью специальных приёмов ученики целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных умений, достаточно внятной, естественной и выразительной речи.
- Фонетическая зарядка на общеобразовательном уроке или самоподготовке занимает не менее 5 минут.
- Учащимся даётся определённая установка на последующее учебное и внеклассное время, закрепляются и совершенствуются вновь приобретённые произносительные навыки, предупреждается распад неустойчивых навыков.
- Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона произношения:
- работа над речевым дыханием («Будем говорить на одном выдохе»)
- работа над голосом («Будем говорить тихо (громко, нормально)»)
- работа над звуками в слогах, словах, фразах.
- В процессе проведения упражнений на фонетических зарядках используется речевой материал, необходимый для обогащения словаря на уроке или самоподготовке:
- основной терминологический словарь в соответствии с темой;
-словарь, связанный с организацией деятельности учащихся на уроке.
- Учитывается фонетический принцип: используется речевой материал, специально насыщенный закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.
- В настоящее время при проведении фонетической зарядки на общеобразовательных уроках и самоподготовке широко используется фонетическая ритмика, особенно в начальной школе.
- Фонетическая ритмика – это методический приём работы над произношением, базирующийся на взаимодействии речи, развивающегося слухового восприятия и движений тела. Фоноритмика способствует развитию речевого дыхания, слитности речи, способности изменять силу и высоту голося, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал слитно и в заданном темпе.
Коррекция произносительных навыков неслышащих учащихся в ходе общеобразовательного урока – непременное условие его проведения. От качества фонетического оформления речи неслышащего зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и станет ли базой владения языком, выполняет роль орудия мышления.
Задачи развития произносительной стороны устной речи у неслышащих школьников включают:
- Формирование фонетически внятного, членораздельного произношения;
- Достаточно естественного звучания речи, приближающего к речи слышащих людей.
В первую очередь уделяется внимание четкому произнесению звука, являющемся «дежурным» в данное время. В то же время не оставляются без внимания и звуки, произнесённые учащимися нечётко или совсем неправильно. Учитель должен обратить внимание учащегося на его ошибку в произношении и попросить повторить слово или фразу в целом. («Я не поняла, скажи правильно»).
Целесообразно при подведении итогов урока и выставлении оценок (или на самоподготовке) акцентировать внимание на речи учащихся ( «Сегодня хорошо говорил Ваня и Анжелика», « Не старались хорошо говорить Саша и Алёша»).
Развитие слухового восприятия на общеобразовательном уроке является обязательным в ходе всего учебного процесса.
Задачей РСВ является:
- Включение слухового восприятия в учебно – воспитательный процесс школы.
- Повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо – зрительном восприятии и продуцировании речи. Весь урок проводится с использованием звукоусиливающей аппаратуры как коллективного, так и индивидуального назначения (ИСА). Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.
- Упражнения по восприятию речевого материала только на слух в ходе урока носят непродолжительный характер.
- Эти упражнения ограниченно входят в учебный процесс и мотивированны ходом урока.
- РСВ на уроках проводится с использованием ЗУА и экрана на подготовленном материале, (который изучен в ходе урока) и предлагается к восприятию на слух. (Например, «Автор произведения», «Название произведения», «Главные герои», «Неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое» и т. д.).
- К восприятию на слух предлагаются фразы, повторяющиеся из урока в урок («Какой сейчас урок?», «Кого нет в классе?», «Какой был урок?»).
- Организационные фразы («Иди к доске, Саша. Читай задачу. Открой книгу на станице»).
- Сообщение целевых установок ( «Будем читать рассказ, отвечать на вопросы»).
- Приём работы с экраном (т.е. восприятие подготовленного материала на слух) целесообразно также использовать на уроках обобщения, контроля, повторения или закрепления пройденного материала в конце урока.
- На уроке речевой материал за экраном повторяется не более двух раз. Если материал учениками на слух не воспринят, то он предъявляется слухо-зрительно, а затем снова на слух.
Целесообразно использовать при восприятии слова или словосочетания слухо-зрительно опорные таблички или их написание на доске, картинки, разрезной текст.
Речь педагога на уроке должна быть образцом для учащихся:
- она должна быть эмоциональной,
- грамматически правильно оформленной,
- не загромождённой стилистически,
- не утрированной.
В процессе формирования устной речи учащихся и РСВ важная роль принадлежит педагогу, который, побуждая учеников к максимальной реализации слуховых и произносительных возможностей, должен сохранять тактичность, вселять уверенность в учеников в возможность овладения ими слухоречевых навыков, стремится сделать каждое занятие интересным и увлекательным, содействующим личностному развитию каждого неслышащего ребёнка.
Литература.
- Сурдопедагогика. Учебник для Вузов. Москва,изд.Владос,2004,стр.528-530,538-550.
- Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи. Учебное пособие для Вузов. Москва, изд. Владос, 2001,стр 126-136.
Комплексы фонетической гимнастики
Автоматизация звука С
Понедельник
С_____а са са-са-сад
С_____о со со-со-сок
С_____ы сы сы-сы-сын
Со-со-со
У Сони сок
Вторник
Ас____а аса-аса-аса-
колбаса
Ас____о асо-асо-асо-
Колесо
Ас____у асу-асу-асу-
Несу
Асу-асу-асу
Соня нарисовала осу
Среда
Ас____ас ас-ас-класс
Ос____ос ос-ос-нос
Ус____ус ус-ус-ус-автобус
Ас-ас-ас
У нас погас газ
Четверг
С____та ста-ста-стакан
С____то сто-сто-стол
С____ту сту-сту-стул
Ста-ста-ста
На окне стоит стакан
Пятница, суббота
Са оса ска-ска-ска-скакалка
Со ассо спа-спа-спа-спасибо
Су асу сту-сту-стук
Покажи большой стул
У дятла острый нос
Автоматизация зкука З
Понедельник
З____а за за-за-забор
З____о зо зо-зо-зонт
З____у зу зу-зу-зубы
Зоя забыла зонт
Вторник
Аз___а аза аза-аза-коза
Оз___а оза оза-оза-роза
Уз___а уза уза-уза-медуза
Аза-оза-оза
Я показала глаза
Среда
Аз___аз аз-аз-газ
Оз___оз оз-оз-паровоз
Уз___уз уз-уз-груз
Уз-уз-уз
Паровоз везёт груз
Четверг
З___да зда зда-зда-зда-
поезда
З___до здо здо-здо-гнездо
З___во зво зво-зво-звонок
Азу-азу-азу
Я разбила вазу
Пятница,суббота
За оза- оза-роза
Зо ози-ази-ази- магазин
Зу оза-аза-глаза
Зда-зда-звезда
Зву-зву-звук
Здо-здо-гнездо
Аза-аза-аза
У девочки круглые глаза
Я уже здоров
Автоматизация звука Ш
Понедельник
Ш___а ша ша-ша-шапка
Ш___и ши ши-ши-шина
Ш___у шу шу-шу-шуба
У Саши шапка
Вторник
Аш___а аша аша-аша-Маша
Аш___и аши аши-аши-аши-
машина
Аш___а аша аша-аша-наша
Аша-Аша
Наша Маша маленька
Среда
Аш___аш аш-аш-ваш
Уш___уш уш-уш-душ
Ыш___ыш ыш-ыш-малыш
Уш-уш-уш
А у нас в квартире душ
Четверг
Ш___та шта шта-шта-штаны
Ш___ка шка шка-шка-шкаф
Ш___ко шко шко-школа
Шки-шки-шки
У мишки сосновые шишки
Пятница, суббота
Ша шар
Шу шум
Ши шипы
Шка-бабушка
Шка-кашка
Шка- мышка
Аш-аш-наш
Аш-аш-ваш
Ыш-ыш-мышь
Мышка избушку метёт
Автоматизация звука Ж
Понедельник
Ж____а жа жа-жа-жаба
Ж____у ж ужу-жу-жук
Ж____и жи жи-жи-жить
Над кустом летает жук
Вторник
Ож___а ожа ожа-ожа-кожа
Уж___и ужи ужи-ужи-ужин
Уж___о ужо ужо-ужо-дружок
Ежи-ежи-ежи
Под кустом сидят ежи
Среда
Аж___аж аж-аж – этаж
Ож___ож ож-ож-нож
Уж___уж уж-уж-уж
Уж-уж-уж
По лесу ползёт уж
Четверг
Ж___да жда жда-жда-жда-
одежда
Ж___ди жди жди-жди-жди-
Подожди
Ж___ки жки жки-жки-жки-
сапожки
Жду-жду-жду
Я тебя подожду
Пятница, суббота
Жа-жар
Жи-жир
Жу-жук
Аж-аж-багаж
Ож-ож-похож
Ож-ож-ёж
Жду-между
Жда-каждый
Жда-одежда Жда-жда-жда У Жени мокрая одежда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 4 «В» класс
Рабочая программа предназначена для работы с учащимися, которые кроме сниженного слуха имеют умственную отсталость. Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности....
Учебно – методический комплект по формированию произношения и развитию слухового восприятия.
Учебно – методический комплект по формированию произношения и развитию слухового восприятия. Составлен в соответствии с рабочей программой по формированию речевого слуха и произносительной...
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки
В данном материале представлены рекомендации по использованию фонетической и речевой зарядки с детьми младшего школьного возраста в школах I и II вида....
Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке
Выступление на дефектологическом всеобуче по теме" Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке"...
Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.
Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки для обучающихся с нарушениями слуха...