Формирование у детей с ТНР навыков использования описания предметов с использованием сенсорно-графических схем
презентация к уроку по логопедии
Использование в работе учителя-логопеда сенсорно-графических схем для развития у детей с ТНР связной речи и навыков описания предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отмечено, что описания более трудны для детей с ТНР , нежели повествовательные рассказы. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Дети затрудняются самостоятельно определить главные признаки и свойства изучаемого предмета установить последовательность их изложения удержать у памяти данную последовательность
Предлагается использовать для составления описательных рассказов сенсорно-графическую схему, которая включает три части : 1. В первой представлен перечень символов, которые обозначают способ выделения того или иного свойства предмета 2. Объединяет корпус выделенных признаков. 3. Представляет изображение самого предмета.
Как создается текст? Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Первую часть модели рассказа включает соответствующую символику: символы ГЛАЗ, УХО, РУКА, РОТ. Символ «ГЛАЗ» - определяем цвет, форму, величину предмета. Если предмет живой – добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения. Через символ «УХО» вычленяются способы обнаружения предмета (какие звуки издает?) Через символ «РУКА» устанавливаем фактурные признаки (твердый, шершавый, колючий и т.п.) Через символ «РОТ» - вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький)
На основе сенсорно-графической схемы разрабатываются схемы для составления рассказов по основным тематических блокам, таким как «Фрукты-овощи», «Посуда», «Игрушки», «Одежда », «Времена года» и т.д. В этих схемах представлены символы-заместители различных свойств изучаемого объекта: принадлежность к родовому понятию среда обитания или роста (для растений и животных) размер цвет форма строение тела или составные части качество поверхности материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов) способ применения или польза, которую он приносит Эти схемы мы активно используем при составлении не только описательных, но и сравнительных рассказов, для придумывания загадок-описаний, для обучения детей самостоятельной постановке вопросов.
Сравнительно-описательные рассказы неизменно вызывают у детей с ТНР затруднения. Даже научившись определять существенные свойства и качества предмета, дети не всегда могут выделить основания для сравнения, называя различия, забывают о сходствах и наоборот. Прежде чем приступать к сравнительному описанию двух предметов, проводим с детьми следующие игровые упражнения : «Подскажи слово»: ребенок дополняет предложение педагога, называя нужный признак («Яблоко круглое, а слива…») «Найди отличия»: в игре мы последовательно выделяем ряд признаков, отличающих между собой предметы одной тематической группы: лиса и волк, чашка и кружка и т.п. «Скажи наоборот»: дети упражняются в выделении и обозначении контрастных признаков двух предметов, связанных с пространственными характеристиками (дорога широкая, а тропинка узкая, мальчик низкий, а папа высокий) «Два предмета»: детям предлагается ответить на вопрос о двух предметах одним предложением. Например, «Каковы по величине яблоко и арбуз? - Арбуз большой, а яблоко маленькое»
Представленные приемы работы могут быть также использованы в работе с детьми, не имеющими недостатков речи. Они помогут создать необходимую мотивацию при обучении монологу, поддержать положительный эмоциональный настрой, интерес к совместной деятельности и в целом – оптимизировать процесс развития связной речи обучающихся.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи во 2 классе по теме: "Составление рассказа-описания животного с использованием графических (знаковых) схем"
Данный урок способствует формированию связной речи обучающихся 2-х классов коррекционной школы. Выбранные методы, игровые приемы, помогают ребенку связно и последовательно излагать су...
ДОКЛАД на тему : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
Рассматривается вопрос преимуществ и недостатков личностного контакта учитель-ученик, компьютер-ученик-учитель....
Использование ИКТ в формировании и развитии основных компонентов навыка чтения у детей с ОВЗ
В данной презентации я делюсь опытом использования приемов вырабатывания основных компонентов навыка чтения с использованием ИКТ. Следует учесть, что не все приемы нужно использовать сразу, критично п...
Формирование у детей культурно – гигиенических навыков, привычки поддержания чистоты и порядка в комнатах и общественных местах.
формирование у воспитанников детского дома навыков и умений здорового образа жизни....
Конспект урока по логопедии "Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана"
Конспект урока согласно ФГОС для детей первого класса коррекционной школы...
Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Овощи и фрукты
Цель: обучить составлению описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана...
Статья на тему : " Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания"
Материал содержит рекомендации родителям и педагогам по формированию у детей культурно-гигиенических навыков....