Урок развития речи во 2 классе по теме: "Составление рассказа-описания животного с использованием графических (знаковых) схем"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Данный урок  способствует  формированию связной речи обучающихся 2-х классов коррекционной школы. Выбранные методы, игровые приемы, помогают ребенку связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савенкова Е.А.

Открытый урок по развитию речи.

Тема : Составление рассказа-описания дикого животного по схематическому плану. Медведь.

Цель:

  1. Расширение словаря по теме «Дикие животные»
  2. Обучение изменение существительных в ед. числе по падежам.
  3. Упражнение в практическом использовании притяжательных прилагательных.
  4. Упражнение в образовании сложных прилагательных.
  5. Развитие фразовой речи.
  6. Составление рассказа-описания по схематическому плану.
  7. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти, мелкой моторики.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.  

Сядет тот, кто составит слово. (раздать цветные конверты с буквами по уровням. Красный конверт содержит сложное задание ( волчица, медвежонок, волчонок), синий конверт содержит задания средней сложности ( лисица, медведь) , зеленый конверт содержит задания легкого уровня ( волк, лиса, заяц) Дети сами выбирают уровень сложности)

  1. Повторить, какие слова получились.

Назовите одним словом, эту группу животных. (дикие животные)

Назовите ещё диких животных.

  1.  Сегодня мы составляем рассказ-описание дикого животного по схематическому плану . А вот какого животного - сейчас выберем.

  1. Работа по карточкам. Я загадываю загадки, а вы закрываете  отгадки

( раздаются карточки  см. таблица №1)

Быстрый маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (белка)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный.  (волк)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)

Рыжая, пушистая

Бегает зимой,

Заметает след метлой. (лиса)

По полю скачет- уши прячет,

Встанет столбом – уши торчком. ( заяц)

Под соснами, под елками

Живет клубок с иголками. (еж)

Назовите животное, которого  закрыли третьим. ( медведя)

  1. Тема нашего урока. Медведь.. ( выставляется первая картинка  плана)

На доске записаны слова

Давайте подберем к слову медведь – родственников, однокоренные слова.

Медпункт

Медвежонок

Медведица

Медленно

Медвежий

Медуза

Медаль

Медведище

Медный

(дети называют слова, учитель их подчеркивает на доске.)

  1. Как вы думаете, почему медведя назвали так , а не иначе. (Варианты детей)

Медведь – большой лакомка. В малиннике он может сидеть весь день. А мед любит так, что даже имя свое получил из-за меда:

Мед-ведь

Мёд   ведает

  1. Выставляется следующая картинка  

Это дикое или домашнее животное?почему?

- это дикое животное, потому, что живет в лесу.

  1. Как называется его жилище? (выставляется следующая  картинка)

- медведь живет в берлоге.

Текст читает учитель:

Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают медведи в берлоге.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают свое жилье.

Тепло и уютно в медвежьих берлогах.

- из чего делают медведи свою берлогу? ( из хвои, коры молодых елочек, лесного мха)

Как делают медведи берлогу? ( старательно, умело)

  1. Какого размера медведь? (выставляется следующая картика)

Я читаю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слова, которое правильно описывает размеры медведя.

Крошечный

Огромный

Мощный

Мелкий

Крохотный

Малюсенький

Крупный

Громадный

Большущий

- сколько раз вы хлопнули?

- сколько слов вы подобрали?

Назовите эти слова  (Крупный Громадный Большущий  Огромный Мощный)

  1. Какого цвета медведь? (выставляется следующая картинка-схема)

Выбрать из предложенных цветов, цвет который больше всех подходит к медведю. (раздается карточка с цветами. См. таблица №2)

Работа по карточке

  1. Прочитайте первый столбик
  2. Прочитайте вторую строчку.
  3. Назовите цвет , который находится в правом нижнем углу (…)
  4. Назовите цвет , который находится в левом нижнем углу (…)
  5. Назовите цвет , который находится в правом верхнем  углу (…)
  6. Назовите цвет , который находится по середине (…)

Выбрать из предложенных цветов, цвет который больше всех подходит к медведю

Черный 

Бурый

Серый

Бордовый

Рыжий

Алый

Бежевый

-_ медведь бурого цвета.  (Бурый цвет похож на коричневый)

  1. Чем покрыто его тело? (выставляется схема – карточка)

Его тело покрыто шерстью.

Какой шерстью?

- мохнатой, теплой, лохматой, бурой, густой, и т.д.

  Его тело покрыто                      шерстью.

  1. Какие особенности его частей тела? (выставляется следующая картинка-схема)

- большая голова   , значит медведь  большеголовый

Лапы ставит косо , значит медведь косолапый.

Куцый хвост , значит он куцехвостый

Короткие лапы, значит он коротколапый

Острые зубы, значит он острозубый.

  1. Как называются детеныши медведя?( выставляется следующая картинка-схема)

У медведя медвежата. 

  1. Какие звуки он издает? (выставляется следующая картинка-схема)

 Медведь рычит , ревет.

  1. Чем питается медведь? (выставляется следующая картинка-схема)

Медведь питается  медом, рыбой, малиной.

Читает учитель

Вечером вышла медведица с медвежонком на лесную полянку, увидела муравьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала разгребать лапой кучу. Раскопала её и высунула длинный красный язык.

Облепят муравьи медвежий язык, а медведица – хоп! Хоп! – и проглотит муравьёв. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьев.

                                                                                                     И.Соколов-Микитов.

Значит медведь, еще питается и муравьями.

  1. А теперь проговорим  рассказ , который получился о медведе по опорным схемам.

Это медведь. Его так назвали, потому что он ведает где находится мёд.  Он дикое животное, потому что живет в лесу. Медведь живет в берлоге.Он делает свою берлогу старательно и умело. Хозяин леса большущий и громадный. Его тело покрыто бурой , теплой, густой и лохматой шерстью. Лесной житель – большеголовый, куцехвостый , косолапый и острозубый. У медведя рождаются медвежата. Он громко рычит и грозно ревет. Медведь питается малиной, рыбой, медом и лакомится муравьями.

Сегодня мы составляли рассказ устно, а на следующем уроке мы его запишем.

 

  1. Повторим

Что нового узнали?

       Что делали?

Спасибо всем за урок, работали все очень хорошо.

Таблица №1


заяц


ёж


медведь


лиса


волк


Белка

Таблица №2

Черный

Бирюзовый

Серый

Бордовый

Белый

Алый

Бежевый

Рыжий

Бурый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).

Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....

Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).

Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....

Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого

Разработка материала по  картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку математики для 2 класса на тему "Составление задач по схеме и краткой записи"

Цели деятельности учителя: формирование и совершенствование умения составления задач по схеме и краткой записи, совершенствование вычислительного навыка.Планируемые результаты:-Предметные:знать: опред...

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку математики для 2 класса на тему "Составление задач по схеме и краткой записи"

Цели деятельности учителя: формирование и совершенствование умения составления задач по схеме и краткой записи, совершенствование вычислительного навыка.Планируемые результаты:-Предметные:знать: опред...

Тематическое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление коллективного рассказа – описания

Задачи: учить детей составлять коллективный рассказ – описание; Учить детей дифференцировать на слух и в произношении звуки р и рь, чётко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять их го...