Урок развития речи во 2 классе по теме: "Составление рассказа-описания животного с использованием графических (знаковых) схем"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Данный урок способствует формированию связной речи обучающихся 2-х классов коррекционной школы. Выбранные методы, игровые приемы, помогают ребенку связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Савенкова Е.А.
Открытый урок по развитию речи.
Тема : Составление рассказа-описания дикого животного по схематическому плану. Медведь.
Цель:
- Расширение словаря по теме «Дикие животные»
- Обучение изменение существительных в ед. числе по падежам.
- Упражнение в практическом использовании притяжательных прилагательных.
- Упражнение в образовании сложных прилагательных.
- Развитие фразовой речи.
- Составление рассказа-описания по схематическому плану.
- Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти, мелкой моторики.
Ход урока.
- Орг. Момент.
Сядет тот, кто составит слово. (раздать цветные конверты с буквами по уровням. Красный конверт содержит сложное задание ( волчица, медвежонок, волчонок), синий конверт содержит задания средней сложности ( лисица, медведь) , зеленый конверт содержит задания легкого уровня ( волк, лиса, заяц) Дети сами выбирают уровень сложности)
- Повторить, какие слова получились.
Назовите одним словом, эту группу животных. (дикие животные)
Назовите ещё диких животных.
- Сегодня мы составляем рассказ-описание дикого животного по схематическому плану . А вот какого животного - сейчас выберем.
- Работа по карточкам. Я загадываю загадки, а вы закрываете отгадки
( раздаются карточки см. таблица №1)
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (белка)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)
Рыжая, пушистая
Бегает зимой,
Заметает след метлой. (лиса)
По полю скачет- уши прячет,
Встанет столбом – уши торчком. ( заяц)
Под соснами, под елками
Живет клубок с иголками. (еж)
Назовите животное, которого закрыли третьим. ( медведя)
- Тема нашего урока. Медведь.. ( выставляется первая картинка плана)
На доске записаны слова
Давайте подберем к слову медведь – родственников, однокоренные слова.
Медпункт
Медвежонок
Медведица
Медленно
Медвежий
Медуза
Медаль
Медведище
Медный
(дети называют слова, учитель их подчеркивает на доске.)
- Как вы думаете, почему медведя назвали так , а не иначе. (Варианты детей)
Медведь – большой лакомка. В малиннике он может сидеть весь день. А мед любит так, что даже имя свое получил из-за меда:
Мед-ведь
Мёд ведает
- Выставляется следующая картинка
Это дикое или домашнее животное?почему?
- это дикое животное, потому, что живет в лесу.
- Как называется его жилище? (выставляется следующая картинка)
- медведь живет в берлоге.
Текст читает учитель:
Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают медведи в берлоге.
Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают свое жилье.
Тепло и уютно в медвежьих берлогах.
- из чего делают медведи свою берлогу? ( из хвои, коры молодых елочек, лесного мха)
Как делают медведи берлогу? ( старательно, умело)
- Какого размера медведь? (выставляется следующая картика)
Я читаю слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слова, которое правильно описывает размеры медведя.
Крошечный
Огромный
Мощный
Мелкий
Крохотный
Малюсенький
Крупный
Громадный
Большущий
- сколько раз вы хлопнули?
- сколько слов вы подобрали?
Назовите эти слова (Крупный Громадный Большущий Огромный Мощный)
- Какого цвета медведь? (выставляется следующая картинка-схема)
Выбрать из предложенных цветов, цвет который больше всех подходит к медведю. (раздается карточка с цветами. См. таблица №2)
Работа по карточке
- Прочитайте первый столбик
- Прочитайте вторую строчку.
- Назовите цвет , который находится в правом нижнем углу (…)
- Назовите цвет , который находится в левом нижнем углу (…)
- Назовите цвет , который находится в правом верхнем углу (…)
- Назовите цвет , который находится по середине (…)
Выбрать из предложенных цветов, цвет который больше всех подходит к медведю
Черный
Бурый
Серый
Бордовый
Рыжий
Алый
Бежевый
-_ медведь бурого цвета. (Бурый цвет похож на коричневый)
- Чем покрыто его тело? (выставляется схема – карточка)
Его тело покрыто шерстью.
Какой шерстью?
- мохнатой, теплой, лохматой, бурой, густой, и т.д.
Его тело покрыто шерстью.
- Какие особенности его частей тела? (выставляется следующая картинка-схема)
- большая голова , значит медведь большеголовый
Лапы ставит косо , значит медведь косолапый.
Куцый хвост , значит он куцехвостый
Короткие лапы, значит он коротколапый
Острые зубы, значит он острозубый.
- Как называются детеныши медведя?( выставляется следующая картинка-схема)
У медведя медвежата.
- Какие звуки он издает? (выставляется следующая картинка-схема)
Медведь рычит , ревет.
- Чем питается медведь? (выставляется следующая картинка-схема)
Медведь питается медом, рыбой, малиной.
Читает учитель
Вечером вышла медведица с медвежонком на лесную полянку, увидела муравьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.
Подошла медведица к муравьиной куче, стала разгребать лапой кучу. Раскопала её и высунула длинный красный язык.
Облепят муравьи медвежий язык, а медведица – хоп! Хоп! – и проглотит муравьёв. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьев.
И.Соколов-Микитов.
Значит медведь, еще питается и муравьями.
- А теперь проговорим рассказ , который получился о медведе по опорным схемам.
Это медведь. Его так назвали, потому что он ведает где находится мёд. Он дикое животное, потому что живет в лесу. Медведь живет в берлоге.Он делает свою берлогу старательно и умело. Хозяин леса большущий и громадный. Его тело покрыто бурой , теплой, густой и лохматой шерстью. Лесной житель – большеголовый, куцехвостый , косолапый и острозубый. У медведя рождаются медвежата. Он громко рычит и грозно ревет. Медведь питается малиной, рыбой, медом и лакомится муравьями.
Сегодня мы составляли рассказ устно, а на следующем уроке мы его запишем.
- Повторим
Что нового узнали?
Что делали?
Спасибо всем за урок, работали все очень хорошо.
Таблица №1
заяц | ёж | медведь |
лиса | волк | Белка |
Таблица №2
Черный | Бирюзовый | Серый |
Бордовый | Белый | Алый |
Бежевый | Рыжий | Бурый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).
Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....
Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).
Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....
Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого
Разработка материала по картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...
УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку математики для 2 класса на тему "Составление задач по схеме и краткой записи"
Цели деятельности учителя: формирование и совершенствование умения составления задач по схеме и краткой записи, совершенствование вычислительного навыка.Планируемые результаты:-Предметные:знать: опред...
УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку математики для 2 класса на тему "Составление задач по схеме и краткой записи"
Цели деятельности учителя: формирование и совершенствование умения составления задач по схеме и краткой записи, совершенствование вычислительного навыка.Планируемые результаты:-Предметные:знать: опред...
Тематическое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление коллективного рассказа – описания
Задачи: учить детей составлять коллективный рассказ – описание; Учить детей дифференцировать на слух и в произношении звуки р и рь, чётко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять их го...