Формирование у детей культурно – гигиенических навыков, привычки поддержания чистоты и порядка в комнатах и общественных местах.
материал на тему
формирование у воспитанников детского дома навыков и умений здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kulturno_-_gigienicheskih_navykov.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей культурно – гигиенических навыков, привычки поддержания чистоты и порядка в комнатах и общественных местах.
Цели: формирование у воспитанников детского дома навыков и умений здорового образа жизни.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата в условиях детского дома является необходимым условием для эффективного развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Особенно это необходимо для детей, поступивших в учреждение государственного воспитания из неблагополучных семей, где взрослые не придавали значения чистоте, гигиене и самостоятельному уходу.
Развитие навыков и привычек у детей должно осуществляться под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий своевременности начала этой работы, эмоционального отношения воспитанника к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Развитие культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от воспитанников точного и чёткого выполнения действий из правильной последовательности:
- ухаживать за телом (гигиена юноши, гигиена девушки)
создавать индивидуальный стиль в одежде, учатся быть опрятными
пользоваться различными косметическими средствами.
Необходимо добиваться того, чтобы воспитанники детского дома соблюдали все гигиенические нормы и правила, с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. Поэтому значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья необходимо разъяснять детям в доступной форме.
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности окружающих людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения воспитанника, упражнений в определенных действиях.
Для достижения высоких результатов работы, в ходе реализации данных мероприятий в семье №5 использовались различные формы работы: беседы, викторины, час общения, игры, конкурсы, чтение художественной литературы и фольклора, упражнения в действиях.
- Беседа: «Для чего моем руки?
- Беседа «Если хочешь быть здоров» (о закаливании организма)
- Игра – беседа «Здоровье погубишь – новое не купишь»
- Викторина «Здоровье – главное богатство»
- Беседа «Ваши волосы – ваше богатство»
- Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»
- Конкурс чтецов на тему «Здоровье»
- Час общения «В здоровом теле - здоровый дух» (за здоровьем в баню)
- Практическое занятие «Моем уши чисто»
- Игра – путешествие « Откуда берутся грязнули ?
-Практическое занятие: «Учимся стирать носки»
- Беседа «Соблюдение режима дня – залог здоровья»
- Круглый стол «Воспитай себя!»
- Беседа «Глаза – главные помощники человека»
- Час общения «В гармонии с самим собой и миром»
- Беседа «Доброе утро, расчёска!»
- Беседа «Умывание каждый день»
- Беседа « Каждой вещи – своё место»
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучаем правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Использование в профессионально-педагогической деятельности различных форм, приемов и методов работы, применение средств поощрения и наглядных средств оказало существенное влияние на повышение заинтересованности воспитанников к формированию культурно-гигиенических навыков и побудило к активному участию детей на занятиях. В результате реализации занятий, наметилась положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков у детей.
Анализ результатов показал, что 100% детей умеют быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользоваться индивидуальным полотенцем, развешивать одежду в определенном порядке и месте, пользоваться расческой, умеют полоскать рот утром и после приема пищи, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом., быстро одеваться и раздеваться, чистить зубы, следить за чистотой своей одежды и обуви.
В связи с тем, что культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, профессионально-педагогическая деятельность должна быть направлена на приучение воспитанниками выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. К основным культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослым.
В семье №5 организовано дежурство среди воспитанников по уборке в комнатах и в общественных местах.
Развитие социально-бытовых умений.
Дети учатся:
ухаживать за жилищем, создавать интерьер комнаты
ухаживать за одеждой и обувью (правила чистки, хранения, ремонта)
сервировать стол, пользоваться столовыми приборами (техникой)
умение вести домашнее хозяйство
готовить ежедневный и праздничный обед
убираться в своих комнатах и в общественных местах.
раз в неделю производить генеральную уборку в комнатах.
Целенаправленная работа по развитию навыков личной гигиены позволяет воспитанникам детского дома быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде и самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Очень важно, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.
Реализация профессионально-педагогической деятельности по развитию культурно-гигиенических навыков способствует положительной динамике в своем развитии, а именно: овладению детьми правилами личной, общественной гигиены, умению детей вести себя в разных местах, усвоению информации о том, что нельзя сорить не только в групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Хочется, чтобы наши дети росли активными, любознательными, выносливыми, побольше уделяли внимание своему здоровью, здоровью окружающих людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.
Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий. Проект по формированию культурно – ги...
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....
Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...
“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”
В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....
Воспитательный час на тему Формирование культурно-гигиенических навыков с помощью методов мнемотехники у детей с ОВЗ
Привитые в детстве культурно-гигиенические навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведе...
Статья на тему : " Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания"
Материал содержит рекомендации родителям и педагогам по формированию у детей культурно-гигиенических навыков....
"Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Максимальное овладение навыками самообслуживания, умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно, -...