Развитие фонематического восприятия у школьников с нарушением интеллекта.
материал по логопедии (4 класс)

Ольга Александровна Сканченкова

Развитие фонематического восприятия у  школьников с нарушением интеллекта. Мастер-класс для педагогов начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematich._vospriyatie.pptx2.01 МБ
Файл metodoch._soprovozhdenie_prezentatsii.docx1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для учителей начальных классов: Развитие фонематического восприятия у школьников с нарушением интеллекта Учитель-логопед Сканченкова О.А

Слайд 2

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки , и обеднеет для нас мир.

Слайд 3

Непременным условием для развития речи является способность слышать. Однако, в процессе развития речи важен не только сохранный физиологический слух, но и фонематический слух, благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Слайд 4

Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов, правильным произнесением звуков. Фонематический и фонетический слух составляют речевой слух, который выполняет приём и оценку чужой речи , контроль за собственной речью. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем , по определению звукового состава слова : 1)определение наличия или отсутствия звуков в слове; 2)местоположение звуков в слове; 3)определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Следовательно, развитие фонематического восприятия – одно из направлений работы с обучающимися с системным недоразвитием речи .

Слайд 5

Слуховое внимание детей с нарушением интеллекта преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев – трудной переключаемостью. В работе по коррекции фонематических нарушений используются самые различные средства для того, чтобы привлечь и удержать внимание. Разнообразные речевые приемы в сочетании с яркими предметами и их изображениями, краткие эмоционально – выразительные пояснения или вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек, ярких картинок и т.п. Содержание коррекционного процесса основывается на коррекции ведущих нарушений в структуре дефекта.

Слайд 6

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. 1. Смешение звуков: звонкие- глухие ( блакала – плакала); свистящие – шипящие (чаши – часы); твердые – мягкие ( ягоди – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты ( чветы – цветы). 2. Перестановка и включение отдельных звуков ( наушинки – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 4. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт). 5. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; « застревание » на какой-либо букве, слоге, слове

Слайд 7

Фонематическая дислексия и дисграфия Наиболее часто у детей с нарушением интеллекта встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии – акустическая). Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах, и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается.

Слайд 9

Развитие речевого слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы школьника с интеллектуальными нарушениями.

Слайд 10

Игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов Упражнения на развитие слухового внимания: «Слушай и повторяй» (повторение ритмического рисунка ! , !!, !, !! ...); «Кто это?» (ребенок с закрытыми глазами должен узнать по голосу одноклассников); «Длинный звук – короткий звук» (определение короткого (барабан) и длинного(дудочка)звука); «Что пропущено?» (называние элемента автоматизированного речевого ряда(проводится на материале цифр, дней недели, месяцев и времен года).

Слайд 11

2. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха: «Черный - белый» (нахождение звука в словах, воспринятых на слух); «Хлопни в ладоши» (выделение заданного звука из цепочки звуков, слогов, слов); «Собери картинки» (выбор картинок на заданный звук в начале, середине, конце слова)

Слайд 12

Повтори слоговые дорожки:

Слайд 13

Хлопни, когда услышишь правильное слово:

Слайд 14

Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается от остальных:

Слайд 15

Договори подходящее слово:

Слайд 16

Игры и упражнения, направленные на развитие звукового анализа и синтеза

Слайд 17

Игра « Найди первый звук»

Слайд 18

Где находится гласный звук?

Слайд 19

Произнеси по порядку все звуки в словах

Слайд 20

Скажи правильное слово: Скажи правильное слово: --- мотолок – …(молоток) --- пинанино - …(пианино) --- коринчевый - ….(коричневый) --- барелина - …(балерина) --- гебемот - …(бегемот) --- ахтобус - …(автобус) --- пугивица - …(пуговица) --- ракивина - …(раковина) --- палесос - …(пылесос)

Слайд 21

Составь слова из букв

Слайд 22

Разнообразить работу по развитию фонематических процессов можно, используя на занятиях мячи, су-джок , кинезиологические упражнения.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия

В работе озвучены этапы формирования фонематьического восприятия, раскрыты упражнения , способствующие формированию фонематического восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта, в качестве ...

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...

Презентация на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Презентация на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью"...

Игры на развитие фонематического восприятия

Материал пособия предназначен для занятий родителей с детьми.Чаще всего низкие оценки по родному языку родители объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка,либо недобросовестным отношением к уч...

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта

Система работы по развитию фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта...