Современные подходы к совершенствованию фонематических процессов у младших школьников
презентация к уроку по логопедии
Цель работы- совершенствовать фонематические процессы у младших школьников с ОНР и НВОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков.
В русском языке этими признаками являются твёрдость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески.
С учётом несформированности основных функций фонематической системы нарушения чтения и письма можно подразделить на 2 группы: 1 группа – дислексия, дисграфия, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем). Данные нарушения проявляются в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных. Чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – ть, ч – щ, ц – т, ц – с, с – ш, з – ж, б – п, д – т, г – к и др.), а также гласные о – у, е – и и др.
2 группа – дислексия, дисграфия, обусловленные недоразвитием функций слогового и фонематического анализа и синтеза. У детей отмечаются затруднения при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, определении последовательности звуков в слове, их количества и места.
Цель работы - совершенствовать фонематические процессы у младших школьников с ОНР, НВОНР.
Задачи. развивать слуховое восприятие на основе дифференциации звуков речи (умение сосредотачиваться на звуковой стороне слова); формировать навыки языкового анализа и синтеза, закреплять звуко – буквенные связи; развивать познавательные процессы, их произвольность (слуховое внимание и память, зрительную память, мыслительные операции); совершенствовать эмоционально – волевую сферу на основе речи как регулирующей функции, осуществлять самостоятельную учебную деятельность, контроль, самоконтроль; пропагандировать знания по данной теме среди всех участников образовательного процесса.
Данная работа проводится в следующих направлениях: - развитие слогового анализа и синтеза; - формирование фонематического анализа и синтеза; - формирование фонематического восприятия.
Работа в любом из этих направлений проводится в 3 этапа: 1этап работы осуществляется с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия; 2 этап работы протекает в плане громкой речи; 3 этап работы осуществляется в умственном плане.
Развитие слогового анализа и синтеза. I этап. Выделение гласных звуков из слога. II этап. Выделение гласных звуков из слова. Определение ударного слога в слове.
Развитие фонематического анализа и синтеза. простые формы Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Вычленение звука из начала и конца слова. сложные формы Определение последовательности звуков в слове. Определение количества звуков в слове. Определение места звуков по отношению к другим звукам.
Вычленение первого и последнего звука из слова. Вычленение первого ударного гласного звука из слова. Вычленение первого согласного звука из слова. Определение конечного согласного звука в слове. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) I этап. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков. II этап. Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и в слуховом плане. уточнение артикуляции звука выделение звука на фоне слога выделение звука на фоне слова определение места звука в слове выделение слова с данным звуком из предложения
Развитие слогового анализа и синтеза. I этап. Выделение гласных звуков из слога. Виды заданий: Назовите только гласный звук слога. Поднимите букву, соответствующую гласному звуку слога. Запишите только гласные звуки слогов. Придумайте слог с соответствующей гласной. Определите место гласного звука в слоге, покажите соответствующую букву. Придумайте слог, в котором гласный звук на 1-м, 2-м, 3-м месте.
II этап. Выделение гласных звуков из слова. Виды заданий: Запишите на схеме только гласные данного слова. Выделите гласные звуки из слова, подберите соответствующие буквы из разрезной азбуки. Игра. Ученик раскладывает картинки под соответствующими гласными буквами (односложные слова). Предварительно ребёнок называет картинки. Игра. Ребёнок раскладывает картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы. Виды заданий: Определите количество слогов в названных словах, поднимите соответствующую цифру. Игра. Дети раскладывают картинки в три столбика в зависимости от количества слогов в их названии. Игра «Поезд». Выделите первый слог из названий картинок, запишите его. Объедините слоги в слово, слова - в предложение. Игра. Логопед показывает полоску со словом, в котором нет слога. Дети должны догадаться, какое это слово, и записать пропущенный слог в тетрадь. Игра. Дети должны составить слова из слогов, данных в беспорядке. Назовите слово, предложение, произнесённое по слогам. Найдите в предложении слова, состоящие из 2-х, 3-х слогов. Виды заданий: Придумайте слова с двумя, тремя слогами. Придумайте слово с определённым слогом в начале (конце). Определите количество слогов в названии картинки. Поднимите цифру, соответствующую количеству слогов в названии картинки. Игра. Ученик рассматривает сюжетную картинку (без предварительного называния предметов), называет слова из одного, двух или трёх слогов.
Определение ударного слога в слове. Виды заданий: Игра. Дети подбирают слова к схемам трехсложных слов с различным местом ударения (сначала – по образцу, затем придумывают свои слова). Запишите слово по слогам, подчеркните ударный слог. Придумайте слова (двухсложные) с ударение на первом, втором слоге (аналогично – с трёхсложными словами). Отберите картинки на двухсложные (трёхсложные) слова с ударением на разные слоги. Игра. Ученик раскладывает картинки на двухсложные (трёхсложные) слова под цифрами 1, 2, (3) в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
Выделение звука на фоне слова. Виды заданий: Поднимите карточку с буквой … , если в слове есть данный звук. Отберите предметные картинки, в названии которых есть звук … . Назовите животных, овощи, фрукты и т. д., в названиях которых есть звук … . Добавьте недостающий слог со звуком … , чтобы получилось слово. Запишите букву … в тетради, если в слове слышится данный звук (если в слове данного звука нет, то дети ставят прочерк). Игра. Логопед называет часть предложения. Ученик выбирает картинку, в названии которой есть данный звук, и дополняет предложение соответствующим словом. Игра в лото. Логопед называет слово. Ребёнок находит среди множества карточек нужную картинку, определяет, есть ли в её названии заданный звук. Он закрывает картинку квадратиком с соответствующей буквой, если в слове такой звук есть, или цветным квадратиком – если в слове нет данного звука и т. д.
Вычленение звука из начала и конца слова. Виды заданий (по вычленению первого ударного гласного): Отберите картинки, названия которых начинаются на ударные гласные А, О и т. д. К картинке подберите букву, соответствующую первому звуку слова. Игра в лото. Логопед называет слово. Ребёнок среди множества картинок находит нужную и закрывает её той буквой, которая будет первой при написании этого слова. Виды заданий (по вычленению первого согласного из слова): Выберите только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Игра. Логопед называет слово, дети определяют его первый звук. Затем предлагается заменить первый звук слова на другой. После показывается карточка с данной парой слов (дети удостоверяются в правильности ответа). Лото «Необычные цветы». Ребёнку предлагается собрать ромашку. У ученика – лепестки с изображениями различных предметов. Школьник выбирает только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука. Выбранный лепесток прикладывается к центру цветка. Впишите первую букву в схему слова под картинкой. Лото «Какой первый звук?» Ученику предлагаются карточки лото со звуками …, …, …, и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Ребёнок находит картинку, называет её, определяет первый звук и закрывает картинку буквой, соответствующей первому звуку слова. Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке. Игра «Найди картинку». Ребёнку предлагается карточка из двух квадратов. На одном из них нарисован предмет. Ученик называет предмет, определяет первый звук в его названии, находит соответствующую букву и кладёт её между квадратами. Затем он подбирает картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладёт её на второй квадрат. При определении конечного согласного используются те же виды заданий, что и при определении в слове первого гласного и согласного звуков.
Вычленение звука из начала и конца слова. Виды заданий (по определению места звука в слове): Разложите в 3 столбика картинки, в названии которых есть звук…: 1 столбик – картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; 2 столбик – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; 3 столбик – картинки на слова, в которых звук в конце слова. Подберите слова, в которых звук … в начале (конце; середине) слова. Назовите животных, овощи, игрушки, транспорт и т. д., в названии которых звук … в начале (конце; середине) слова. По сюжетной картинке подберите слова, которые начинаются со звука … (оканчиваются данным звуком). Игра «Светофор». Используется полоска, разделённая на 3 части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина, зелёная правая – конец. Логопед называет слово. Ученик ставит фишку на одну из данных частей полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на определенный звук и полоски, разделённые на 3 части. В одной из частей полоски (в начале, середине или конце) написана соответствующая буква. Логопед называет слово. Ребёнок определяет в нём место звука … и закрывает картинку соответствующей полоской.
Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает 2 этапа: 1 этап – работа над каждым из смешиваемых звуков; 2 этап – слуховая и произносительная дифференциация звуков.
Памятка «Последовательность работы по дифференциации звуков» (1 класс I полугодие). Дифференциация изолированных звуков … и … . Дифференциация звуков … и … в слогах: - повтори слоги со звуками … и …; - подними соответствующую букву после произнесения слогов со звуками … и …; - придумай слоги со звуками … и …; - измени слоги, заменяя звук … звуком …, и наоборот. Дифференциация звуков … и … в словах: - определи, какой звук в словах … или …; - определи место звуков (начало, середина, конец) … или … в словах; - подбери слова со звуком … или … (в начале, середине, конце слова); - работа со словами – квазиомонимами; - разложи картинки со звуками … и … под соответствующими буквами. Дифференциация звуков … и … в предложениях: - повтори предложения со словами, включающими звуки … и …, назови эти слова; - придумай предложения по предметным картинкам на слова со звуками … и …; - дополни предложение словом (работа над словами – квазиомонимами), определи какой звук в слове. Дифференциация звуков … и … в связной речи. - составь рассказ по серии сюжетных картинок (сюжетной картине) с использованием слов, включающих звуки … и ….
Настольные логопедические игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Звуки Р, Л.
Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове). На первом этапе предлагаются задания с опорой на вспомогательные средства, внешние действия. Виды заданий: Ученику предлагается картинка, слово – название которой надо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. На втором этапе действия осуществляются в речевом плане (действия с предметами не производим). Виды заданий: Дети называют слово (сначала с опорой на картинку, затем без неё), определяют первый, второй, третий и т. д. звук, уточняют количество звуков. На третьем этапе действия осуществляются в умственном плане. Виды заданий: Отберите картинки, в названии которых … звуков (при этом картинки не называются).
Виды заданий по закреплению функций фонематического анализа. Вставьте пропущенные буквы в данные слова (перфокарты). Составьте слова (различной звуко – слоговой структуры) из букв разрезной азбуки. Подберите слова, где заданный звук был бы на 1 – м, 2 – м, 3 – м месте. Выберите из предложения слова с определённым количеством звуков, назовите эти слова, запишите их в тетрадь. Добавьте различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова: па - пар па - - пары па - - парад па - - - паруса Подберите слова с определённым количеством звуков. Выберите картинки, в названиях которых должно быть определённое количество звуков. По сюжетной картинке подберите слова с определённым количеством звуков. Подберите слова на каждый звук предложенного слова. Преобразуйте слова: а) добавляя звук в начале слова; б) добавляя звук в конце слова; в) изменяя один звук слова; г) переставляя звуки. Игра«Узнай названия диких животных». Ученик должен по буквам, данным в произвольном порядке определить и назвать загаданное животное. Составьте из букв следующих слов слова: ствол (стол, вол). От записанного на доске слова образуйте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего. Слово – загадка. На доске записана первая буква слова, вместо остальных букв стоят точки. Ученики отгадывают написанное слово. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика. Игра. Ученик расставляет картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Определите, какой звук выпал из слова: лампа – лапа и т.д. Назовите общий звук в словах, запишите соответствующую букву: луна – стол, кино – игла и т.д. Придумайте слова к графической схеме. Игра «Ромашка». На доске – контуры ромашки с прорезями для лепестков. Дети выбирают лепестки с изображёнными на них предметами, названия которых состоят из 5 звуков, и вставляют их в прорези. Ребусы, кроссворды, чайнворды.
При специально организованном коррекционном обучении возможно добиться значительной положительной динамики в развитии фонематических функций.
Список литературы: Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно – методическое пособие. – СПб.: Образование, 1997. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. – М.: Издательство «Флинта», 1997. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий №4. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий №3. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР.
Особенности нарушения речи у детей младшего школьного возраста обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обуч...
Развитие фонематических процессов у младших школьников.
Презентации по развитию фонематических процессов: восприятия, представления, анализа и синтеза слов....
Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .
Работая классным руководителем в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...
Развитие фонематических процессов у младших школьников, как залог успешного обучению чтению и письму
Методическое пособие для учителей начальных классов, в котором даны понятия о фонематических процессах, о их базовом значении для успешного обучения грамоте. Представлены этапы развития фонематических...
Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"
Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....
Современные подходы при формировании орфографических навыков у младших школьников на примере Республики Саха (Якутия)
Сегодня развитие грамотности, формирование орфографических навыков у младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов. Для этого каждый педагог старается использовать раз...
Современные подходы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развити...