Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"
статья по чтению на тему
Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход
к совершенствованию навыков чтения
у младших школьников
Чтение занимает особое место в жизни каждого культурного человека. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать.
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста – одна из самых важных проблем школьного обучения. Изменившиеся за последние годы социальные условия предъявляют количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Наконец, как сделать уроки чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить.
Анализ существующей в настоящее практики обучения чтению в начальной школе свидетельствует о том, что учителя не всегда уделяют достаточно внимания формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения.
Это приводит к тому, что дети так и не овладевают в должной степени навыком самостоятельной работы с текстом.
Формирование читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием навыков чтения в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Однако успешное поэтапное формирование этих умений возможно лишь на базе правильно организованной учебной деятельности в целом.
В основе теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, т.е. постепенного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план.
Согласно вышеуказанной теории, последовательность обучения на основе деятельностного подхода слагается из отдельных этапов. В соответствии с классификацией упражнений, предложенной М.И. Омороковой , представим эти этапы в следующем порядке:
I. Развитие речевого аппарата.
II. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
III. Расширение оперативного поля чтения.
IV. Развитие смысловой догадки (антиципации).
V. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.
VI. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.
Для каждого из этапов были подобраны определенные группы упражнений и заданий, которые помогают детям отработать произнесение гласных и согласных звуков и их сочетаний, усвоить некоторые нормы литературного произношения, расширить поле чтения, безошибочно воспринимать смысл слов и предложений, сократить интервал между восприятием и пониманием текста, развить способность предугадывать последующие слова и предложения. Подбор упражнений осуществлялся в соответствии с методикой профессора И.П.Федоренко, что способствовало достижению результативности в совершенствовании навыков чтения: «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, так как запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает (то нет, то есть). Именно это создает раздражение и запоминается» .
Таким образом, если мы хотим, чтобы наши ученики освоили какие-то умения, доведя их до автоматизма, до уровня навыка, вовсе не обязательно предлагать им длительные по времени упражнения, эффективнее давать упражнения короткими порциями, но с большей частотой.
Одним из способов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению с помощью системы специальных упражнений и заданий, активно влияющих на основные параметры понимания текста.
В соответствии с этапами деятельностного подхода к совершенствованию
навыков чтения предлагаются упражнения следующего вида.
I этап.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) произнесение гласных по образцу: Г, ГГ, ГГГ (до пяти составляющих);
б) произнесение согласных в сочетании с гласными по образцу: СГ, ГС,
ГСГ, ССГ и т.п.
2. Упражнения для развития четкости произношения:
а) предложения со звукопроизносительным продолжением гласных (стихотворная форма);
б) слоговое произношение с последующим проговариванием предложения
(стихотворная форма);
в) чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями звуков типа
орка – орца
орта – орга и т.п.;
г) чтение слов с разным начальным содержанием;
д) чтение труднопроизносимых слов;
е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.
Все вышеприведенные упражнения выполняются в различных вариантах
произношения: шепотом и медленно, тихо и в умеренном темпе, громко и быстро и т.п.
II этап.
1. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:
а, у, р, о, ы;
ма, ра, ла, ны, са;
речка, река, ручей, ручка, ручеек.
2. Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:
мел – мель,
мал – мял,
чистота – частота,
девушка – дедушка.
3. Какие слова спрятались?
а) «Обратное» чтение: ецнлос, ансев, цясем.
б) «Три в одном»:
бродия, мешоколад, сарайон.
4. Чтение согласных (гласных) по таблицам:
а) Учащиеся делают глубокий вдох на выдохе читают 15 согласных одного ряда;
б) используя данные таблицы согласных, учащиеся читают первый ряд с одним гласным, второй – с другим и т.д.
III этап.
1. Чтение слогов по треугольнику.
2. Чтение букв (слов) по квадрату. Учащиеся фиксируют внимание на заштрихованном квадрате и назывют буквы, не отводя взгляда от центра.
IV этап.
1. Антиципация частей поговорок.
2. Антиципация частей диалога.
3. Антиципация связных текстов с использованием решеток с разной шириной «перекладин» и затушеванных частей слов, частей текста, отдельных букв.
V этап.
Упражнения в определении лексического значения слов, объяснении их смысла и употреблении в связных текстах (предложениях). Использование разнообразных графических моделей, чтение с пометками.
VI этап.
Эффективны упражнения, предложенные М.О. Омороковой: «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир», «Молния» .
Названные упражнения – только первая ступень в работе по совершенствованию навыков синтетического чтения.
Заметим, что в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное и многоплановое развитие: вначале ребенок овладевает знаковый системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение синтагмами. Слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс. Учащиеся начальных классов осваивают изучающее чтение, а систематическое использование предложенных упражнений приближает детей к пониманию изучаемого текста.
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл», – говорил великий педагог К.Д. Ушинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: "Совершенствование навыков чтения у младших школьников "
В этом реферате редставлены упражнения, которые помогут формировать навык чтения у младших школьников....
Совершенствование навыка чтения у младших школьников
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру....
Совершенствование навыка чтения у младших школьников
В системе современного школьного образования проблема возможной неуспешности ребенка, приступающего к обучению, в данное время выходит на первый план. Не секрет, что вопреки ожиданиям родителям у мног...
Дидактический материал по совершенствованию навыков чтения у младших школьников с ЗПР
Несформированность навыка чтения у младших школьников формирует тенденцию к неуспеваемости, поэтому я разработала и широко применяю дидактический материал по совершенствованию навыка чтени...
Презентация. Пути совершенствования навыков чтения у младших школьников.
Пути совершенствования навыков чтения у младших школьников....