Современные подходы при формировании орфографических навыков у младших школьников на примере Республики Саха (Якутия)
статья (4 класс)
Сегодня развитие грамотности, формирование орфографических навыков у младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов. Для этого каждый педагог старается использовать различные методы, подходы и средства. на примере опытов разных школ Республики Саха (Якутия) рассмотрим различный опыт работы в формировании орфографических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vak.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы при формировании орфографических навыков у младших школьников на примере Республики Саха (Якутия)
Сергеева Анна Анатольевна, преподаватель
ГБПОУ «Якутский медицинский колледж»
Аннотация
Сегодня развитие грамотности, формирование орфографических навыков у младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов. Для этого каждый педагог старается использовать различные методы, подходы и средства. на примере опытов разных школ Республики Саха (Якутия) рассмотрим различный опыт работы в формировании орфографических навыков.
Ключевые слова
Методы, средства, формирование орфографических навыков, младший школьный возраст, педагог, подходы, орфографические умения, образование.
Annotation
Todaythe formation of spelling skills in younger schoolchildren is one of the most important tasks of a primary school teacher. For this each teacher tries to use different methods, approaches and means. using the example of the experiences of different schools of the Republic of Sakha (Yakutia), we will consider different work experience in the formation of spelling skills.
Keywords
Methods, means, formation of spelling skills, primary school age, teacher, approaches, spelling skills, education.
Сегодня в эпоху глобализации и стремительного развития высоких технологий. Во всей сфере в общества происходит глобальные изменения. И сфера образования – одна из наиболее подверженного влияния глобальной парадигмы сфера общества. Государственная образовательная система приблизилась к европейской системе образования, что свидетельствует Болонское соглашение. Образование становится открытым, доступным и масштабным.
На основании статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 г. № 1170-XII «О языках в Республике Саха (Якутия)», в целях укрепления орфографического режима и унификации норм государственного языка саха Правительство Республики Саха (Якутия) постановил об утверждении правил орфографии и пунктуации языка саха согласно, признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2001 г. № 83 «Об орфографии языка Саха».
Рассмотрим несколько примеров на опыте нескольких школ региона. В начале анализа работы учителей начальных классов поставим гипотезу, о том, что в условиях сельских школ формирование орфографических навыков происходит намного удачливее, чем в городских школах.
1. Опыт учителей начальных классов МОБУ «Средняя общеобразовательная школа имени П.М.Васильева» села Мырыла Чурапчинского улуса. В образовательное учреждение обучаются 90 детей с 1-11 классы. Школа считается малокомплектной. Население села Мырыла 586 человек, включая детей. В школе воспитательная работа проводится, опираясь на окружающую среду, поскольку село находится в очень живописном месте. Деревня находится у живописной реки Амга горы Тэйэр. И это живописное место педагоги используют в образовательной и воспитательной работе своей деятельности. Так в начальных классах учителя работают по программе «Родной край», который предусматривает не только воспитательную работу, но имеет цель , способствующую формированию орфографических навыков путем развития литературной речи и развития навыков чтения и интерпретации художественной литературы. Результаты программы очень яркие и положительные. Обучающиеся начальных классов являются традиционными победителями устных выступлений республиканского и регионального уровней, а также являются победителями и призерами улусных и республиканских предметных олимпиад по якутскому языку и по всем основным предметам. Обучающиеся начальных классов являются победителями художественных смотров, фестивалей в направлении устное народной творчество, исполнение олоҥхо, исполнение народных песен, стихотворений и монологов. Здесь надо учитывать, что объединение учителей начальных классов работает в сельской местности.
2. Опыт учителей МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Якутска» с углубленным изучением отдельных предметов. В школе работает «Сайдыс» учителей начальных классов якутских классов. Цель: привить детям любовь к своему родному языку народа Саха.
Из проделанного анализа работ творческих учителей якутских школ разных улусов приходим к выводу, что каждая программа требует творческого креативного подхода к своей работе. Формирование орфографических навыков имеет результат, если вся работа учителя систематизирована и имеет единую цель, включающая не только образовательные цели, но воспитательное направление, воспитывающее глубокое уважение к своему народу, к своему языку, традициям и обычаям. Без знания языка и культуру своего народа не получается полная картина представления принадлежности к своему народу. Эта обширная работа требует системного подхода, охватывающая все направления воспитательной работы педагога, тесную работу с родителями обучающихся, конечным результатом является сплоченный коллектив класса, успешные результаты учащихся не только в учебе, но и в различных конкурсах, фестивалях. Но самым важным результатом становится грамотное владение родным якутским языком, знание традиций, обычаев своего народа, знание фольклор и традиционный уклад жизни своих предков, знание истории своей республики.
Опыт учителя начальных классов МОБУ «Средняя общеобразовательной школы № 17 г. Якутска» с углубленным изучением отдельных предметов Поповой Ольги Прокопьевны. Педагог работает по систематизированной программе, автором которой является сама учительница, тема программы «Развитие личности ученика через этнопедагогизацию учебно-воспитательной деятельности в условиях городской полиэтнической школы». Программа удовлетворяет по требованиям образовательного процесса по новым образовательным стандартам. Цель программы – создание оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся на основе этнокультуры, эстетического и духовного развития, сохранения психологического и физического здоровья учащихся. https://nsportal.ru/olgaprokopievna
В рамках этой программы создан проект «Дети земли Олонхо с солнечными поводьями за спиной» соавторами являются учителя начальных классов с родным языком обучения творческой группы «Сайдыс» Заровняева Л.С.,Гаврильева Г.С., Керемясова С.П., Петрова Г.М., Попова О.П.. Проект реализуется на основе этнопедагогики Олонхо, основанную на формирование личности, его нравственных качеств на основе связи поколений в семье, в привлечении воспитательных возможностей школы, округа, культурно-этнографических центров. Этнопедагогика Олонхо как способ создания комфортных и безопасных условий для сохранения нравственного и физического здоровья детей в условиях городской глобализации. Этот проект создан был для формирования духовно-нравственных ценностей через изучение самобытной культуры олонхо в вариативной части БУП, внедрение его компонентов в предметное содержание, применение обычаев, традиций в УВП, привлечение учащихся в фольклорные кружки. Смысл образующим ядром воспитания и образования является “педагогика олонхо”, нацеленная на развитие целостного человека, который является высшей ценностью и целью развития общества. Приобщение к своей культуре дает осознание своего “Я”. Ребенок, изучающий свою культуру, относится к своему народу с уважением, вырастает с чувством гордости и равноправия с другими народами и становится духовно-нравственной, всесторонне развитой Личностью. По словам авторов, программа настолько понравилась и начала давать хорошие результаты не только в воспитательной работе классного руководителя, но и стала важным опорным материалом в формировании орфографических навыков младших школьников. Положительные результаты появились не только в обучении родному якутскому языку, но и по всем остальным учебным предметам. Систематическая работа дала хорошие результаты в воспитании и обучении младших школьников, привлекла коллектив родителей в работе классного руководителя. Сплотила тандем ученики-родители-учитель, что привело к достижению отличных результатов в всех направлениях воспитательной работы и в образовательной деятельности. Опыт учителя начальных классов МОУ СОШ№17 г. Якутска Петровой Галины Михайловны. Образовательно-воспитательная программа, которая охватывает все направления воспитательной работы классного руководителя. Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Каждый год, каждый этап развития ребёнка в этом направлении связан с новыми отношениями к социальным ценностям, которые являются подготовкой к определенным действиям во взрослом мире. Этот процесс очень значим для ребёнка и очень важно его не упустить.
В классе создан фольклорный ансамбль «Унугэс», где участвуют все учащиеся класса. Совместно с родителями с 2015 года разработан проект « Детские экспедиции «Моя малая Родина». Цель: создание условия для получения практико-ориентированных знаний о родном крае, формирование духовно-нравственных качеств учащихся.
Пути реализации:
2015г. июнь – экспедиция в Таттинский улус;
2016г.- экспедиция в Амгинском улусе;
2017г. – экспедиция в Хангаласский улус, Якутск-Еланка-Якутск;
2018г.- экспедиция в Хангаласский улус, Якутск-Орто дойду-Покровск-Булуус-Туруук хайа-Якутск».
2019г.- экспедиция в Намский улус, Якутск-Модут- усадьба М.К.Аммосова- Хатырык- музей им.М.К.Аммосова- Якутский острог- Якутск;
2020г. – экспедиция в Уус-Алдансуий улус;
2021г.- экспедиция в Горный улус.
Ежегодно в начале нового учебного года на классном часе мы принимаем правила жизни в классе, в школе, в городе.
1) Люби свою большую и малую Родину.
2) Будь всегда добрым отзывчивым.
3) Учись дружить и быть дружбе верным.
4) Люби и береги природу.
5) Все мы равные – все мы разные.
6) Один за всех, все за одного.
Проводим классные часы: «С малой родины моей начинается Россия», «По страницам Красной книги республики», «Мои права и обязанности», “День Победы”, «Как научиться уважать друг друга», «1000 лет в семье единой», «Как помочь больным и беспомощным» и т.д. Экскурсии в музеи: краеведческий, картинная галерея, Хомуса и т.д. Посещение Русского театра, Оперы и балета, театр юного зрителя. Государственный цирк.
В своей работе классного руководителя Галина Михайловна старается пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Воспитывая детей, учитель получает право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный мной когда-то от своих уважаемых учителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование средств информационных технологий во время уроков и занятий в образовательных учреждениях дает положительные результаты не только в воспитательной работе, но и в познавательной. В современном мире, где различные гаджеты настолько внедрились в нашу привычную жизнь, информационные технологии стали неотъемлемой частью и младшего школьника. Из опыта работ учителей с различных регионов нашей республики, мы видим, что уроки, построенные при помощи информационных технологий, дают наиболее высокие результаты. Это объясняется тем, что младший школьник лучше усваивает материал, если там много различных интересных наглядностей.
Данные программа учителей МОБУ СОШ №17 г. Якутска дает нам убедиться, что работа, которая касается обучения орфографии, грамматики якутского языка должны быть охвачены и образовательная и воспитательная работа учителя в классе. Поскольку эта программа дает узнать много интересного о своей республике, о своем народе, о традициях, об истории. Как это связано с орфографией? Быт, культура, литература, история своего народа дает получше понимать лексику, стилистику и орфографические навыки на хорошем уровне. Самое главное условие в этом – это побудить интерес к изучаемому языку. И для этого необходима системная работа охватывающая учебный и воспитательный процесс в классе. Одним словом ребенок воспитывается в духе своего народа и впитывает родной язык. Это и есть важное условие формирования орфографических навыков. Таким образом, приходим к выводу, что, несмотря на месторасположение образовательных учреждений: в сельской или в городской среде, наиболее успешное формирование орфографических навыков встречается в работе учителя, который использует индивидуальный подход и новые методы работы с учащимися. Необходимо заметить результативность работы педагога в системности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников
Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....
Формирование информационных умений и навыков у младших школьников
В данной презентации я попытаюсь расскрыть этапы формирования информационных умений и навыков на примере проведения библиотечных уроков....
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....
формирование каллиграфических навыков у младших школьников
Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...