Рефлексия
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Рганизация педагогической рефлексии на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.pptx631.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация педагогической Рефл е ксии на уроке Выполнил: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 276 Байболотова Юлия Александровна

Слайд 2

Рефлексия Рефлексия – процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития и причин В педагогике выделяется: Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия результатов учебной деятельности Рефлексия содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного) Рефлексия содержания д еятельности (выявляет осознание способов работы с учебным материалом, наиболее рациональные способы)

Слайд 3

Функции педагогической рефлексии является средством реализации регулятивных УУД: контроля, коррекции, оценки ; создаёт мотивацию достижения успеха; учит сравнивать полученный результат с запланированным; учит определять место в общем способе выполнения учебного действия, вызвавшее затруднение; учит планировать дальнейшие шаги (действия) для ликвидации возникающих трудностей; реализует обратную связь; формирует адекватную оценку собственных результатов

Слайд 4

Регулятивные учебные действия Номенклатура регулятивных действий Контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения действия и результата Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Слайд 5

Требования к формированию контрольно- оценочной деятельности школьников Контроль и оценка должны: соответствовать целям и задачам обучения, этапам обучения; быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников; стать для школьника осмысленным действием; быть предельно индивидуализированным; процессуальный контроль должен преобладать над результативным; проводиться исключительно в целях диагностики, установления трудностей, коррекции педагогических мероприятий

Слайд 6

Рефлексия проводится на каждом этапе урока, в конце урока

Слайд 7

Приёмы организации педагогической рефлексии

Слайд 8

Работа с эталонами Работа с эталонами – это основа содержательной оценки учащегося. Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия (например, работа по написанию букв). Учитель даёт задание: «Подчеркнуть буквы или элементы, которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям и вынести количество подчёркнутых букв на поля.» Затем учитель подчёркивает буквы или элементы, соответствующие эталону, исправляет ошибки в написании и выносит на поля своё число верно написанных букв.

Слайд 9

Приём «Волшебные линеечки» На вертикальной линеечке-отрезке, разделённой пополам горизонтальной чертой, предлагается отметить крестиком оценку выполнения работы по предъявленным критериям (аккуратность, правильность, другое). После оценки работы учеником учитель оценивает работу и сравнивает оценивание (совпало, завышено учеником, занижено), и ставит свой крестик красной пастой. Если он согласен с мнением ученика, то обводит крестик ученика в красный кружок. Затем в беседе с учеником выясняются причины расхождения оценок. Оценивание учеником проговаривается: почему свой крестик поставил так, а не иначе.

Слайд 10

Приём «Цветочная поляна» Цветок символизирует вид деятельности на уроке. К концу урока появляется цветочная поляна. Предлагается поместить свою бабочку над тем цветочком, какая работа наиболее понравилась (удалась).

Слайд 11

Приём «Лесенка успеха» У меня ничего не получилось У меня были затруднения Мне всё удалось сделать правильно

Слайд 12

Приём «Дерево успеха» нет ошибок 1 ошибка 3-4 ошибки

Слайд 13

Приём знаковой рефлексии Приём позволяет оценить свою активность на уроке и правильность ответов + - 0 Ответил по своей инициативе, ответ правильный Ответил по своей инициативе, ответ был неверным Не отвечал Ответил по просьбе учителя, ответ правильный Ответил по просьбе учителя, ответ неверный

Слайд 14

Приём прогностической оценки После объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает, всё ли было понятно и поставить на полях знаки: «+» всё знаю , «-» не знаю , «?» сомневаюсь . Тестом для выбранного утверждения является прогностическая оценка. Ученикам даётся небольшое задание на только что изученную тему. После выполнения предлагается сравнить свою работу с образцом: если работа выполнена без ошибок и предварительно оценена знаком «+», то «+» обводится кружком – его оценка адекватная, если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

Слайд 15

Приём «Незаконченное предложение» Предлагается выбрать любое предложение и закончить его (устно или письменно): Я не знал …., теперь я знаю ….. Было трудно … Я научился ….. Я понял, что ….. Меня удивило … Мне захотелось …. Я запомнил…. Я разобрался …

Слайд 16

Приём резюмирования Проводится в конце урока в вопросно-ответной форме: Что нового узнали? Что теперь умеете делать? Каким образом будете проверять правописание безударной гласной в корне слова?

Слайд 17

Приём «Перепутанные логические цепочки» Развивает внимание и логическое мышление . Учащимся демонстрируется заведомо нарушенная последовательность. Предлагается восстановить правильный порядок причинно-следственных связей или хронологическую последовательность. Затем идёт сличение с образцом, подтверждается правильность .

Слайд 18

Приём маркировки Маркировка может осуществляться: маркировка по одному или нескольким условиям маркировка с предъявлением задания в устной форме маркировка с самостоятельным формулированием задания по данным условиям

Слайд 19

Ромашка Блума На лепестках ромашки из 6 лепестков написаны названия разных типов вопросов, которые должны сформулировать ученики: 1-й лепесток: Простой вопрос (Что? Когда? Где? Кто? Как?) 2-й лепесток: Уточняющий вопрос (направлен на воспроизведение той информации, которая была услышана Если я правильно понял, то …) 3-й лепесток: вопрос-интерпретация (направлен на установление причинно-следственных связей: Почему …?) 4-й лепесток: практический вопрос (на установление связи между теорией и практикой: Где в обычной жизни ….? Как бы вы поступили на месте героя ….?) 5-й лепесток: оценочный вопрос (направлен на выявление критериев оценки событий, фактов: Почему ….. хорошо, а ….. плохо? 6-й вопрос: творческий вопрос (имеет в своём составе частицу «бы» и содержит элемент условности: Что изменилось бы, если бы …)

Слайд 20

кубик Блума На гранях кубика написаны начала вопросов: Почему … Объясни … Назови … Предложи … Придумай … Поделись … Назови

Слайд 21

кубик Блума Учитель или ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадает кубик. Вопрос со словом «Назови» соответствует уровню репродукции учебного материала, порядка выполнения учебных действий. Вопрос со словом «Объясни» направлен на демонстрацию правильного применения законов (правил), теории в конкретной практической ситуации. Вопрос со словом «Почему» соответствует процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать их.

Слайд 22

Приём «Знаю – хочу узнать- узнал» Работа с таблицей Заполнение графы «Знаю» предлагается перед изучением темы (активизация знаний, использование личного опыта, уточнение источника получения информации) После изучения темы заполняется графа «Узнал» (рефлексия знаний, способов действий) и «Хочу узнать» (демонстрация широты познавательного интереса) Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 23

Интеллект-карта Назначение метода: визуализация мышления; учит систематизировать информацию; позволяет видеть всю информацию на одном листе; развивает практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.

Слайд 24

Алгоритм самооценки в 1 классЕ 1. КАКОЕ БЫЛО ЗАДАНИЕ? ( УЧИМ ВСПОМИНАТЬ ЦЕЛЬ РАБОТЫ, УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ ) 2. УДАЛОСЬ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ? ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ (УЧИМ СРАВНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ С ЦЕЛЬЮ ) 3. ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ВЕРНО ИЛИ НЕ СОВСЕМ? ( УЧИМ НАХОДИТЬ И ПРИЗНАВАТЬ ОШИБКИ) 4. ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИЛ САМ ИЛИ С ЧЬЕЙ-ТО ПОМОЩЬЮ? ( УЧИМ ОЦЕНИВАТЬ ПРОЦЕСС)

Слайд 25

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ ВО 2-4 КЛАССАХ 1. КАКОЕ УМЕНИЕ РАЗВИВАЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ? 2. КАКОВ БЫЛ УРОВЕНЬ ЗАДАЧИ? (ТАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЛИ МНОГО РАЗ, В ЭТОЙ ЗАДАЧЕ СТОЛКНУЛИСЬ С НЕОБЫЧНОЙ СИТУАЦИЕЙ, ТАКИЕ МЫ НИКОГДА НЕ РАШАЛИ, НАМ НУЖНЫ НОВЫЕ ЗНАНИЯ) 3. ОПРЕДЕЛИ УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ, НА КОТОРОМ ТЫ РЕШИЛ ЗАДАЧУ (УЧИМ АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ, ОБОСНОВЫВАТЬ ОЦЕНКУ) 4. ИСХОДЯ ИЗ УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ, ОПРЕДЕЛИ ОТМЕТКУ, КОТОРУЮ ТЫ МОЖЕШЬ СЕБЕ ПОСТАВИТЬ ( УЧИМ ПЕРЕВОДИТЬ ОЦЕНКУ В ОТМЕТКУ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»

Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн...

Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии в начальной школе.

Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, дет...