«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».
статья (4 класс) по теме
В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sokrashch.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления
на городском методическом объединении:
«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».
Подготовила: Короленко Л.П.
МОУ СОШ № 5
г. Ноябрьск
2007 г.
План выступления.
- Идея рефлексивного подхода. Раскрытие понятия «рефлексии».
- Типы учебных занятий и их структура.
- Образовательные задачи, его содержание, показатели и условия выполнения образовательных задач этапа рефлексии.
- Рефлексивное управление, его осуществление. Стадии рефлексивного управления.
- Примеры педагогических техник на уроке в системной рефлексии.
- Выводы.
1. Для своего выступления мною была выбрана тема «Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии» (слайд № 1). Выбор данной темы обуславливается тем, что, во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности, как самого учителя, так и ученика; во-вторых, делает человека субъектом своей деятельности. Поэтому, считаю, что без рефлексивной культуры невозможно решить проблему творческого долгожительства личности, формирования мотивации школьников к саморазвитию.
Отсюда следует, что рефлексивную культуру можно охарактеризовать (слайд № 2):
- готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
- умениями обретать новые смыслы и ценности;
- умениями адаптироваться в непривычных межличностных отношениях;
- умениями ставить и решать неординарные практические задачи.
Понятие «рефлексии» представлено следующими трактовками (слайд № 3):
По В.В. Давыдову, Г.А. Голицыну, Е.И. Машбицу означает «осознание субъектом средств и оснований деятельности, их изменение».
По Н.Г. Алексееву, В.К. Зарецкому, В.И. Слободчикову, Г.А. Цукерману - «процесс установления отношения между деятельностями или их структурными образованиями – действиями, средствами».
По О.С. Анисимову, А.А. Тюкову, Г.П. Щедровицкому - «выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта».
2. Введение рефлексии на различных типах учебных занятий (слайд № 4), считаю, обусловлено её важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного учебного занятия, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.
Проводимые мною различные типы учебных занятий в свою очередь имеют определённую структуру, которая обязательно включает этап рефлексии. Эта структура отражается в данных схемах типов учебных занятий:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала:
(слайд № 5)
мотивация------актуализация субъектного опыта учащихся --------- организация восприятия-----------организация осмысления----------первичная проверка понимания-------организация первичного закрепления --------- анализ---------рефлексия.
Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности:
(слайд № 6)
мотивация----------актуализация ведущих знаний и способов действий--------- конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях----------самостоятельное применение знаний----------контроль и самоконтроль-----------коррекция----------рефлексия.
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности:
(слайд № 7)
мотивация-------актуализация комплекса знаний и способов деятельности--------самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях----------самоконтроль и контроль---------коррекция--------рефлексия.
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности:
(слайд № 8)
мотивация---------анализ содержания учебного материала--------- выделение главного в учебном материале-----------обобщение и систематизация----------установление внутрипредметных и межпредметных связей-----------рефлексия.
Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности:
(слайд № 9)
мотивация------------самостоятельное выполнение заданий----------самоконтроль------------контроль-----------анализ оценки-------------коррекция --------------рефлексия.
3. Остановлюсь на этапе рефлексии. Характеристика этапа представлена мною в опорной таблице (слайд № 10), где отражаются образовательные задачи, содержание, показатели выполнения образовательных задач, условия выполнения образовательных задач и возможные методы, и приёмы обучения на этапе рефлексии.
Опорная таблица этапа рефлексии.
Образовательные задачи этапа рефлексии учебного занятия | Содержание этапа рефлексии учебного занятия | Показатели выполнения образовательных задач этапа рефлексии | Условия выполнения образовательных задач этапа рефлексии | Возможные методы и приёмы обучения на этапе рефлексии |
1.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. 2.Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Мобилиза- ция учащихся на рефлексию. | 1.Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния. 2.Прогнозирова- ние способов саморегуляции и сотрудничества. | 1.Развитие способности учащихся к рефлексии. 2.Стимулирова- ние учащихся к осмыслению того, как учителя и учащиеся знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и представления. 3.Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО». | 1.Незаконченные предложения. 2. «Разговор на бумаге». 3. «Солнышко». 4.«Письмо самому себе». 5. «Телеграмма». 6.«Барометр настроения». 7. «Пейзаж – зеркало настроения». |
Подробнее хочу ознакомить с алгоритмом системной рефлексии учебного занятия (слайд № 11):
- «Я» - как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой;
- «Мы» - насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам– они помогали мне – чего было больше; какие у меня были затруднения в общении с группой;
- «Дело» - я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы (для практики, просто интересно); в чём я затруднялся; как мне преодолеть свои проблемы.
4. Как осуществляется рефлексивное управление?
Рефлексивное управление осуществляется в соответствии с четырьмя стадиями, которые показывают взаимодействия управляющего и управляемого (учителя и ученика) (слайд № 12):
- стадия рефлексивного анализа;
- конструктивно-ориентационная стадия;
- стадия стабилизации;
- стадия системной рефлексии.
Считаю, что смысл рефлексивного управления состоит в педагогической поддержке учащихся. В качестве стабилизирующих приёмов использую:
- поощрение учащихся к самостоятельному поиску путей решения учебных заданий;
- создание условий для выбора школьниками учебных заданий и форм работы;
- оказание дозированной помощи учащимся;
- побуждение учащихся к самостоятельному оцениванию результатов своей работы и их коррекции.
Стадия системной рефлексии стала для меня неотъемлемым компонентом учебного занятия, например, уроков математики и русского языка.
5. Приведу примеры, используемые мною различных педагогических техник в учебной деятельности на уроке в системной рефлексии.
При этом на этапе рефлексии учебной деятельности ставлю следующие цели (слайд № 13):
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
При этом использую карточки с таблицами, как индивидуально, так и фронтально на этапе рефлексии:
Карточка 1 (слайд № 14).
Утверждения | З или Ж перечисление ошибок, темы для доработки |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я могу находить решения по построенному алгоритму. | |
4) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок. | |
5) Я допустил ошибки в самостоятельной работе. | |
6) Мне необходимо поработать над… |
Предлагаю учащимся оценить свою собственную работу на уроке. Для этого зелёным карандашом надо нарисовать кружки напротив утверждений, с которыми вы согласны, а если нет - желтые кружки. Можно предложить нескольким учащимся по желанию высказаться по плану, который предложен в таблице.
Карточка 2 (слайд № 15).
Утверждения | Без ошибок | С ошибками | Не умею |
Я умею читать двойное неравенство | |||
Я умею записывать … | |||
Я умею решать ... |
Оценивание своей собственной работы на уроке по данной таблице можно предложить учащимся заполните её, выбрав для этого любой символ.
Карточка 3.
Утверждения | Поставьте знаки «+» или «-», «?». |
1. Я понял как выполнить… | |
2. У меня сегодня всё получилось. | |
3. Работая в парах, я допустил ошибки (перечисли какие). | |
4. В самостоятельной работе я допустил ошибки (перечисли какие). |
Предлагаю отметить знаками «+» истинные утверждения, знаком «-» ложные.
Карточка 4 (слайд № 16).
1. Мне понятна новая тема_______________________________________________________ 2. Я хорошо понял алгоритм_____________________________________________________ 3. Я знаю, как пользоваться алгоритмом___________________________________________ 4. Я сумею найти_______________________________________________________________ 5. В самостоятельной работе у меня получилось____________________________________ 6. Я понял алгоритм______________________________, но в самостоятельной работе допустил ошибки в____________________________________________________________ 7. Я доволен своей работой на уроке_____________________________________________. |
Предлагаю проанализировать свою работу на уроке, ответив на вопросы карточки. При этом спрашиваю о том над, чем можно поработать дома.
Карточка 5.
Работа на уроке | Выполнил | Исправил |
Домашнее задание | ||
Устная работа | ||
Работа в группе | ||
Самостоятельная работа | ||
Работа на этапе повторения |
Заполните таблицу, выбрав любой символ, и оцените свою деятельность на уроке. Проанализируйте (по желанию) как каждый из вас лично разобрался в данной теме.
Карточка 6 (слайд № 17).
Я знаю, что такое доли | Я умею читать и записывать доли |
Предлагаю учащимся заполнить таблицу, помещённую на доске. Для этого каждому раздаю по два кружка, с помощью которых учащиеся прикрепляют первый кружок в первую колонку по своим знаниям, а если к тому же умеют читать и записывать по данной теме урока, то прикрепляют второй кружок во вторую колонку. Затем анализирую данные этой таблицы и все вместе намечаем дальнейшую работу.
Карточка 7.
(карточки красного, жёлтого, синего цвета с надписями на обороте карточек)
Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно. К | Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался. Ж | Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. С |
Предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке с помощью карточек трёх цветов, где дети выбирают цвет карточки по предложенным высказываниям:
красная – я работал на уроке с желанием, был уверен в себе, мне было интересно;
жёлтая – я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался;
синяя - я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.
6. Выводы:
1. Полученная информация позволяет мне осуществить рефлексию учебной деятельности школьников с их позиции и наметить работу, направленную на коррекцию ошибок.
2. Ученик оценивает успешность учебной деятельности по результату и процессу рефлексии, в котором он отыскивает причины, приведшие к успеху и неудачам.
3. Оценивая себя, ученик учитывает мнения своих одноклассников и учителя, где на этой основе выстраивает направление своей дальнейшей деятельности.
4. Педагог также осуществляет рефлексию своей педагогической деятельности на основе результатов деятельности учащихся.
5.Рефлексия обеспечивает повышение качества образовательного процесса за счёт того, что каждый участник, оценив достигнутый уровень, может определить сам дальнейшие движения к цели: ученик – к более высокому уровню усвоения знаний, учитель – к повышению своего профессионального мастерства.
6.Системная рефлексия позволяет мне совместно с учащимися определить новые направления в построении взаимодействия на учебных занятиях, а значит повысить их эффективность за счёт включения в активную деятельность самих учащихся. Тем самым ученики становятся и субъектами педагогической деятельности.
Литература:
- Кубышев М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005 г.
- Кулюткин Ю.Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1981.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Мурманск, 1997.
- Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии. Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.
- Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения. М., 1999.
- Современный образовательный процесс: содержание, технологии и организационные формы. Ростов-на-Дону, 1996.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. М., 1998.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для 1-2 класса к урокам на этапе рефлексии
Презентацию можно использовать на любом уроке после подведения итогов....
Применение информационно-коммуникационных технологий на этапе рефлексии на уроке в начальной школе
В статье излагаются применяемые учителем на уроке виды рефлексии. Особенностью данной работы является сопряжение этапа рефлексии с работой учителя в младших классах и с применением информационно-комму...
Показатели для анализа деятельности обучающихся на этапе рефлексии на уроках в начальной школе
Выступление на МО...
Показатели для анализа деятельности обучающихся на этапе рефлексии на уроках в начальной школе презентация
Заседание МО...
Таблички для этапа рефлексии на уроке
Таблички для этапа рефлексии на уроке - можно вешать на доску или распечататать детям как памятки....
Этап рефлексии
Данный материал может помочь учителю начальных классов провести этап рефлексии на любом уроке....
Принципы создания хора на начальном этапе
Принципы создания хора на начальном этапеХоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий г...