Конспект логопедического занятия на тему "Звуки [с] [с′]. Буквы Сс"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Цели занятия:
-закрепить правильную артикуляцию согласных звуков [с] [с′];
-учить различать звучание звуков [с] и [с′] изолированно, в слоге, в слове:
-совершенствовать умение соотносить произносительный и слуховой образ звуков [с] [с′];
-совершенствовать связи между звуками [с] [с′] и буквой С;
- актуализировать словарный запас по теме «Посуда»;
- совершенствовать фонематические представления, развивать навыки звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Танцева Наталья Анатольевна
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №76»
Технологическая карта
логопедического занятия
Танцева Наталья Анатольевна,
учитель – логопед
Ф.И.О учителя-логопеда | Танцева Наталья Анатольевна | ||
Группа (класс, логопедическое заключение) | 1 класс. Логопедическое заключение: НВ ОНР | ||
Тема занятия | Звуки [с] [с′]. Буквы Сс | ||
Тип занятия | Актуализации знаний и умений | ||
Цель занятия | Повторение и закрепление изученного материала, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности | ||
Задачи | Общеобразовательные -закрепить правильную артикуляцию согласных звуков [с] [с′]; -учить различать звучание звуков [с] и [с′] изолированно, в слоге, в слове: -совершенствовать умение соотносить произносительный и слуховой образ звуков [с] [с′]; -совершенствовать связи между звуками [с] [с′] и буквой С; -учить дифференцировать печатные и рукописные, строчные и заглавные буквы; -закреплять знания о словообразующей роли гласного звука; -отрабатывать навык чтения слогов, слов | Коррекционно-развивающие - актуализировать словарный запас по теме «Посуда»; - совершенствовать фонематические представления, развивать навыки звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры; - развивать психические процессы, составляющие базу формирования процессов письма и чтения; - развивать общую и мелкую моторику; -развивать самостоятельность, самоконтроль; -формировать коммуникативные умения и навыки; | Воспитательные - создать условия, обеспечивающие положительный интерес к занятию. - способствовать созданию условий, обеспечивающих воспитание усидчивости, работоспособности; |
Технологическая карта логопедического занятия
Тема «Звуки [с] [с′]. Буквы Сс»
Оборудование: Зеркала, тетради, ручки, карандаши, смайлики, картинки с изображением посуды..
Этап занятия | Результаты этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | ||
I.Самоопределение к деятельности. 1. Организационный момент. 2.Дыхательная гимнастика 3. «Открытие» новых знаний. Постановка новой темы. Целеполагание. 4.Артикуляционная гимнастика с применением элементов технологии биоэнергопластики II. Организация познавательной деятельности обучающихся. 1. Уточнение артикуляции, характеристика звуков [с] и [с']. 2. Актуализация знаний САМООЦЕНКА 3.Уточнение связи звука и буквы 4.Д|/И «Раскрасить кастрюли с правильно написанными буквами» САМООЦЕНКА 5. Лексическая тема «Посуда», 6.Динамическая пауза «Стань буквой» (А, И, О, С, Э) 7. Письмо рукописных букв Сс в тетради. Тренировочные упражнения. 8. Гимнастика для пальцев. «Стол», «Стул», «Дом» 9. Чтение слогов. Составление слов из слогов. 10. Итог занятия. 11. Оценка. Рефлексия деятельности. | Формальная готовность к занятию. Контроль, самоконтроль. Самооценка готовности к занятию. Включение в деловой ритм. Подготовка органов речи к работе. Уточнение артикуляционных характеристик звуков. Развитие фонематического слуха. Дифференциация печатных и рукописных букв. Развитие воображения. Предупреждение оптической дисграфии. Актуализация словарного запаса по теме «Посуда» Создание условий, обеспечивающих положительный интерес к занятию. Снятие усталости. Создание устойчивой связи между звуком и буквой с привлечение моторной памяти. Умение определять уровень овладения новым знанием, способом деятельности. Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | - Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к занятию? (Тетрадь, ручка, зеркала, смайлики) Показ образца выполнения дыхательной гимнастики А теперь внимательно послушайте стихотворение: Слонёнок удивил слонят. Слонёнок встал на самокат. Немножко покатался и Самокат сломался. -Какой звук в этом стихотворении повторялся очень часто? Назовите слова с этими звуками. -Правильно. -Как вы считаете, чему мы сегодня должны научиться? Зачем? Но чтобы достичь нашей цели, нужно уметь красиво и чётко произносить звуки. Что нам в этом поможет? -Да, конечно, зарядка, артикуляционная гимнастика. Сейчас мы её сделаем под музыку, а руки нам помогут. Итак, вы готовы? - Давайте рассмотрим, как образуются звуки [с] и [с'] и дадим им характеристику. Давайте понаблюдаем перед зеркалом, как работают наши губы, зубы, язык. [с] и [с']. -Что мы можем сказать про губы? По зубы? Про язык? Они мешают воздуху свободно проходить? - Да, зубы смыкаются, а язык опущен вниз. Образуется преграда на пути у воздуха. Если есть преграда, у выдыхаемого воздуха, то как называется такой звук? Правильно, согласный. Возьмите карточки-помощницы. Найдите на карточке значок, который обозначает согласный звук и закройте его фишкой. -Ребята, вы помните о том, что одни согласные произносятся с голосом и шумом, они громко звучат. А другие тихие, горлышко не работает. Они глухие. Давайте проверим, звонкий или глухой звук [с]. Приложим пальчики к горлу и произнесём звук [с]. Дрожит горлышко? А если голосовые связки не работают, то какой это звук? Найдите на карточке значок, который обозначает глухой согласный звук и закройте его фишкой. -Давайте теперь подуем, как дует сильный ветер: - сссссс.. А теперь, как лёгкий ласковый ветерок: сь, сь, сь.. -Одинаково мы произносили? Правильно, нет. Произнесём ещё раз звук [с]и [с']. Найдите на карточке значки, которые обозначают твёрдый и мягкий согласные звуки и закройте их фишками. Теперь расскажем, что мы знаем о звуках [с] и [с']. Ваши помощницы-карточки вам помогут. Делаем вывод: Звуки [с] и [с'] - согласные; - глухие; - [с]- твёрдый;[с']- мягкий -Ребята, а если не подуем на язык, будет слышен звук? -Это значит, что для того, чтобы получился звук [с] о послышался свист, нужно сильно подуть. Ведь недаром звуки [с] и [с'] называют свистящими. А чтобы раздался свист, необходимо сильно подуть на язык. Я буду называть звуки, слоги или слова, а вы хлопните, если услышите звук [с]. - с, п, с, , р, т, с, т, л - пу, со, те, си, ку, ту, са, со, ши, ты, ос - туфли, сани, пальто, сарафан, свет, корова, яблоко, светлый, хвост, кот, работа, песня, мел, лист -Оцените, как вы выполнили это задание. Перед вами смайлики. Если вы ни разу не ошиблись, то покажите зелёный смайлик. Очень хорошо! Если допустили немного ошибок, то выберите жёлтый смайлик. Ну если задание вызвало большие трудности и сделали много ошибок, то смайлик красный, а это значит нужно ещё поработать и тогда всё получится. Какие звуки у нас сегодня на занятии? Ребята, звуки мы произносим и слышим. А что мы видим и пишем? Звуки [с] и [с'] на письме обозначаются одной буквой- буквой С. Буква С бывает печатная, а бывает рукописная или письменная. Представьте, что буква С села на велосипед и поехала. Как вы думаете, ребята, в какую сторону едет буква С -влево или вправо? Давайте, рассмотрим печатную букву с и подумаем, на что она похожа. Например, на месяц.. МЕСЯЦ Месяц ночью тёмной Буквой С повис над дом Вы видите на картинке изображены кастрюли и сейчас будете раскрашивать те кастрюли, на которых правильно написана буква С. Какого цвета карандаши лежат у вас на столе? (красный, синий,оранжевый). Но раскрашивать будете тем карандашом, в названии которого есть звук [с']. -Ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Для этого сравните буквы на раскрашенных вами кастрюлях с образцом. Оцените свою работу с помощью смайликов. Как одним словом можно назвать кастрюлю, сковороду, чайник? Вспомните, какую вы знаете посуду. Подумайте и назовите посуду, в названии которой есть звуки [с] или [с'] «Письмо» букв С и с в воздухе «Носом комарика». Письмо заглавной и строчной рукописных букв в тетради. -Ребята, вы пальца устали от письма. Давайте сделаем зарядку для пальцев. Будем не только делать, но рассказывать все вместе стихотворение. СА СО СУ СЫ СЭ АС ОС УС ЫС ЭС Вспомните слова, начинающиеся с этих слогов. -Ребята, какие звуки у нас сегодня на занятии? Кто может рассказать, что сегодня узнали об этих звуках? Организует ситуацию оценки знаний и способов действий. -Чему учились? Что получилось? Что показалось трудным? Организует диалог, позволяющий ученика | Проверяют готовность к занятию. Делают дыхательную гимнастику. Слушают стихотворение. -Звук [с]. -Правильно произносить звук [с]; -писать красиво букву С; -читать. Дети смотрят на экран монитора и повторят артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями рук под музыку. Дети наблюдают с помощью настольных зеркал за работой органов артикуляции. -Да, мешают. -Согласный. Закрывают. -Нет. -Глухой. -Нет, ничего не слышно. -Хлопают -Выбирают и показывают смайлики. -[с] и [с'] -Буквы. -Вправо. -Находят изображения кастрюль с правильно написанной буквой С и раскрашивают их в синий цвет. -Посуда. -Показывают смайлики. -Называют. -Изображают буквы с помощью телодвижений. -Делают упражнения. -Пишут букву в тетради. -Читают слоги
-[с] и [с'] Оценивают результаты своей деятельности. Участвуют в диалоге с учителем. |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Танцева Наталья Анатольевна
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №76»
Технологическая карта
логопедического занятия
Танцева Наталья Анатольевна,
учитель – логопед
Ф.И.О учителя-логопеда | Танцева Наталья Анатольевна | ||
Группа (класс, логопедическое заключение) | 1 класс. Логопедическое заключение: НВ ОНР | ||
Тема занятия | Звуки [с] [с′]. Буквы Сс | ||
Тип занятия | Актуализации знаний и умений | ||
Цель занятия | Повторение и закрепление изученного материала, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности | ||
Задачи | Общеобразовательные -закрепить правильную артикуляцию согласных звуков [с] [с′]; -учить различать звучание звуков [с] и [с′] изолированно, в слоге, в слове: -совершенствовать умение соотносить произносительный и слуховой образ звуков [с] [с′]; -совершенствовать связи между звуками [с] [с′] и буквой С; -учить дифференцировать печатные и рукописные, строчные и заглавные буквы; -закреплять знания о словообразующей роли гласного звука; -отрабатывать навык чтения слогов, слов | Коррекционно-развивающие - актуализировать словарный запас по теме «Посуда»; - совершенствовать фонематические представления, развивать навыки звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры; - развивать психические процессы, составляющие базу формирования процессов письма и чтения; - развивать общую и мелкую моторику; -развивать самостоятельность, самоконтроль; -формировать коммуникативные умения и навыки; | Воспитательные - создать условия, обеспечивающие положительный интерес к занятию. - способствовать созданию условий, обеспечивающих воспитание усидчивости, работоспособности; |
Технологическая карта логопедического занятия
Тема «Звуки [с] [с′]. Буквы Сс»
Оборудование: Зеркала, тетради, ручки, карандаши, смайлики, картинки с изображением посуды..
Этап занятия | Результаты этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | ||
I.Самоопределение к деятельности. 1. Организационный момент. 2.Дыхательная гимнастика 3. «Открытие» новых знаний. Постановка новой темы. Целеполагание. 4.Артикуляционная гимнастика с применением элементов технологии биоэнергопластики II. Организация познавательной деятельности обучающихся. 1. Уточнение артикуляции, характеристика звуков [с] и [с']. 2. Актуализация знаний САМООЦЕНКА 3.Уточнение связи звука и буквы 4.Д|/И «Раскрасить кастрюли с правильно написанными буквами» САМООЦЕНКА 5. Лексическая тема «Посуда», 6.Динамическая пауза «Стань буквой» (А, И, О, С, Э) 7. Письмо рукописных букв Сс в тетради. Тренировочные упражнения. 8. Гимнастика для пальцев. «Стол», «Стул», «Дом» 9. Чтение слогов. Составление слов из слогов. 10. Итог занятия. 11. Оценка. Рефлексия деятельности. | Формальная готовность к занятию. Контроль, самоконтроль. Самооценка готовности к занятию. Включение в деловой ритм. Подготовка органов речи к работе. Уточнение артикуляционных характеристик звуков. Развитие фонематического слуха. Дифференциация печатных и рукописных букв. Развитие воображения. Предупреждение оптической дисграфии. Актуализация словарного запаса по теме «Посуда» Создание условий, обеспечивающих положительный интерес к занятию. Снятие усталости. Создание устойчивой связи между звуком и буквой с привлечение моторной памяти. Умение определять уровень овладения новым знанием, способом деятельности. Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | - Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к занятию? (Тетрадь, ручка, зеркала, смайлики) Показ образца выполнения дыхательной гимнастики А теперь внимательно послушайте стихотворение: Слонёнок удивил слонят. Слонёнок встал на самокат. Немножко покатался и Самокат сломался. -Какой звук в этом стихотворении повторялся очень часто? Назовите слова с этими звуками. -Правильно. -Как вы считаете, чему мы сегодня должны научиться? Зачем? Но чтобы достичь нашей цели, нужно уметь красиво и чётко произносить звуки. Что нам в этом поможет? -Да, конечно, зарядка, артикуляционная гимнастика. Сейчас мы её сделаем под музыку, а руки нам помогут. Итак, вы готовы? - Давайте рассмотрим, как образуются звуки [с] и [с'] и дадим им характеристику. Давайте понаблюдаем перед зеркалом, как работают наши губы, зубы, язык. [с] и [с']. -Что мы можем сказать про губы? По зубы? Про язык? Они мешают воздуху свободно проходить? - Да, зубы смыкаются, а язык опущен вниз. Образуется преграда на пути у воздуха. Если есть преграда, у выдыхаемого воздуха, то как называется такой звук? Правильно, согласный. Возьмите карточки-помощницы. Найдите на карточке значок, который обозначает согласный звук и закройте его фишкой. -Ребята, вы помните о том, что одни согласные произносятся с голосом и шумом, они громко звучат. А другие тихие, горлышко не работает. Они глухие. Давайте проверим, звонкий или глухой звук [с]. Приложим пальчики к горлу и произнесём звук [с]. Дрожит горлышко? А если голосовые связки не работают, то какой это звук? Найдите на карточке значок, который обозначает глухой согласный звук и закройте его фишкой. -Давайте теперь подуем, как дует сильный ветер: - сссссс.. А теперь, как лёгкий ласковый ветерок: сь, сь, сь.. -Одинаково мы произносили? Правильно, нет. Произнесём ещё раз звук [с]и [с']. Найдите на карточке значки, которые обозначают твёрдый и мягкий согласные звуки и закройте их фишками. Теперь расскажем, что мы знаем о звуках [с] и [с']. Ваши помощницы-карточки вам помогут. Делаем вывод: Звуки [с] и [с'] - согласные; - глухие; - [с]- твёрдый;[с']- мягкий -Ребята, а если не подуем на язык, будет слышен звук? -Это значит, что для того, чтобы получился звук [с] о послышался свист, нужно сильно подуть. Ведь недаром звуки [с] и [с'] называют свистящими. А чтобы раздался свист, необходимо сильно подуть на язык. Я буду называть звуки, слоги или слова, а вы хлопните, если услышите звук [с]. - с, п, с, , р, т, с, т, л - пу, со, те, си, ку, ту, са, со, ши, ты, ос - туфли, сани, пальто, сарафан, свет, корова, яблоко, светлый, хвост, кот, работа, песня, мел, лист -Оцените, как вы выполнили это задание. Перед вами смайлики. Если вы ни разу не ошиблись, то покажите зелёный смайлик. Очень хорошо! Если допустили немного ошибок, то выберите жёлтый смайлик. Ну если задание вызвало большие трудности и сделали много ошибок, то смайлик красный, а это значит нужно ещё поработать и тогда всё получится. Какие звуки у нас сегодня на занятии? Ребята, звуки мы произносим и слышим. А что мы видим и пишем? Звуки [с] и [с'] на письме обозначаются одной буквой- буквой С. Буква С бывает печатная, а бывает рукописная или письменная. Представьте, что буква С села на велосипед и поехала. Как вы думаете, ребята, в какую сторону едет буква С -влево или вправо? Давайте, рассмотрим печатную букву с и подумаем, на что она похожа. Например, на месяц.. МЕСЯЦ Месяц ночью тёмной Буквой С повис над дом Вы видите на картинке изображены кастрюли и сейчас будете раскрашивать те кастрюли, на которых правильно написана буква С. Какого цвета карандаши лежат у вас на столе? (красный, синий,оранжевый). Но раскрашивать будете тем карандашом, в названии которого есть звук [с']. -Ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Для этого сравните буквы на раскрашенных вами кастрюлях с образцом. Оцените свою работу с помощью смайликов. Как одним словом можно назвать кастрюлю, сковороду, чайник? Вспомните, какую вы знаете посуду. Подумайте и назовите посуду, в названии которой есть звуки [с] или [с'] «Письмо» букв С и с в воздухе «Носом комарика». Письмо заглавной и строчной рукописных букв в тетради. -Ребята, вы пальца устали от письма. Давайте сделаем зарядку для пальцев. Будем не только делать, но рассказывать все вместе стихотворение. СА СО СУ СЫ СЭ АС ОС УС ЫС ЭС Вспомните слова, начинающиеся с этих слогов. -Ребята, какие звуки у нас сегодня на занятии? Кто может рассказать, что сегодня узнали об этих звуках? Организует ситуацию оценки знаний и способов действий. -Чему учились? Что получилось? Что показалось трудным? Организует диалог, позволяющий ученика | Проверяют готовность к занятию. Делают дыхательную гимнастику. Слушают стихотворение. -Звук [с]. -Правильно произносить звук [с]; -писать красиво букву С; -читать. Дети смотрят на экран монитора и повторят артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями рук под музыку. Дети наблюдают с помощью настольных зеркал за работой органов артикуляции. -Да, мешают. -Согласный. Закрывают. -Нет. -Глухой. -Нет, ничего не слышно. -Хлопают -Выбирают и показывают смайлики. -[с] и [с'] -Буквы. -Вправо. -Находят изображения кастрюль с правильно написанной буквой С и раскрашивают их в синий цвет. -Посуда. -Показывают смайлики. -Называют. -Изображают буквы с помощью телодвижений. -Делают упражнения. -Пишут букву в тетради. -Читают слоги
-[с] и [с'] Оценивают результаты своей деятельности. Участвуют в диалоге с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"
Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически схожих строчных букв и - у".
Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии ( смешиваемых на письме оптически сходных строчных букв и - у). Задания предполагают развитие внимания к элементам смешиваемых букв, нахож...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
конспект логопедического занятия по теме" Звуки и буквы. Гласные и согласные", 1класс
конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс...
Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»
Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"...