Конспект индивидуального занятия на тему "Дифференциация букв А-Я"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект индивидуального занятия на тему "Дифференциация букв А-Я".
Цель занятия: научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a-ya_konspekt_individualnogo_zanyatiya_na_temu.docx | 165.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия на тему "Дифференциация букв А-Я"
Цель занятия: научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;
- формирование понятия различия букв "а" и "я";
- закрепление и уточнение словаря;
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
- развитие пространственных представлений;
- развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
- закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";
- закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
- закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
- развитие лексики.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.
Оборудование: таблица с гласными I и II ряда, картинки с буквами "А" и "Я", раздаточный материал.
Ход занятия
1. Организационный момент. Постановка учебной цели.
Логопед. Вспомни, как образуется гласная II ряда Я.
2. Повторение пройденного материала.
Работа с индивидуальными зеркалами.
Логопед. Возьми зеркало и произнеси четко и ясно звук [а], обрати внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).
Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:
— губы в спокойном положении;
— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;
— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;
— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;
— голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
А теперь, произнеси звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й,а], и также обрати внимание на положение губ, язычка. Что наблюдал и отметил?
- Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.
- Какой можно сделать вывод по артикуляции этих звуков?
- Артикуляция звуков [а] и [й,а] похожа.
2. Игра «Какое имя?»
- Вспомни и назовите детские имена, имеющие вторую гласную «а», четвёртую - «я»? (Ученик называет: Валя, Галя, Таня, Надя, Катя, Варя, Даня, Саня, Вася.)
- Как звучат согласные перед «А»: ва, га, та, на, ка, да, са? (Твёрдо.)
- Как звучат согласные перед «Я»: ля, ня, дя, тя, ря, ся? (Мягко.)
- Впиши в таблицу эти имена мальчиков и девочек. (Ученик вписывает)
3.УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ ГЛАСНЫХ «А» - «Я»
- Игра «Контролёры»
- Покажите, букву «А» или «Я» в ответ на слоги и слова. (Читаю: ма, мя, на, ка, ня, ля, фа, пя, ла, ра, пя, па, фя; парус, рядом, тряпки, садик, лапка, тянет, тащит, лямка, яблоня, ярмарка.
4. Диктант слогов.
– Запишите слоги в столбик: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я», (Диктую: ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя.)
- Проверим первую строчку. (Ученик читает: ла, та, са, па, ра, ба, да, ва.)
– Вторую строчку. (Ученик читает: ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя.).
5. ФИЗМИНУТКА.
- Игра «Доскажи словечко» с перекидыванием мяча. (Выставляю слоги -НА, -НЯ.)
- Закончи слово слогом: -НА или -НЯ. (Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня), коро…(на), бас…(ня), воро…(на), бары…(ня), пес…(ня), сторо…(на), Украи…(на).
6. Вставь пропущенные буквы «а», «я», подчеркните их: «А» - одной чёрточкой, «Я» - двумя чертами. (Ученик выполняет задание.)
– Проверим по столбикам:
ящик грачи ворота маляр
арбуз мягкий пустыня пляска
август прятки поля артерия (кровеносный сосуд)
ястреб правило доброта пятница
Андрей слякоть капля атака
7. Итог занятия.
Обобщающая беседа.
Логопед. Скажи, над чем мы сегодня работали? Какие звуки и буквы учились различать?
- Учился различать гласные А и Я, подчеркивал их карандашом разного цвета, объяснял происхождение мягкости и твердости в произношении согласных звуков: если после согласного стоит буква А – согласный твердый, а если стоит буква Я – мягкий.
Различение а - я в слогах и словах
1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.
а | я | ||
а | я | ||
| а | я | |
а | я |
А
Я
4. Вставь пропущенные буквы а, я, подчеркни их красным карандашом.
____щик ____рбуз ____стреб | ____ндрей ____вгуст п____тниц____
| капл____ пр____тки м____гкий | пустын____ ворот_____ м____л____р |
А | Я |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".
В конспекте представлены задания для постановки звука...
Презентация "Признаки весны" к конспекту индивидуального занятия .
Предназначена для развития речи дошкольников с нарушениями слуха....
Конспект индивидуального занятия Дифференциация С-Ш
Занятие по дифференциации звуков C-Ш...
Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"
Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....
Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения
Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...
Конспект индивидуального занятия.
Конспет по автоматизации звука в в словах, состоящих из 2-3 слогов....
Конспект индивидуального занятия Тема занятия: «Представление о времени».
Цель занятия: сформировать представление о времени (час, минута, секунда), познакомить с разными видами часов, сформировать чувство времени, развивать навык определения времени и закрепить умение...