Рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии
В данной статье даны рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_otsenke_znaniy_uchashchihsya_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi.docx | 13.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Нужно внимательно и осторожно оценивать работу учащихся с тяжелыми нарушениями речи. При всем своем желании и старании дети с ТНР не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с
нормами, принятыми в школе. Каждый ответ учащегося (устный или письменный) должен оцениваться дифференцировано с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, навыков, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам учебной программы за определенный промежуток обучения.
Текст диктанта должен состоять из слов и предложений, неоднократно проанализированных на уроках обучения грамоте и русского языка.
Детям, страдающим алалией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.
При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать
специфические (дисграфические) ошибки и рассматривать их в индивидуальном плане для каждого учащегося.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:
1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой папа повар. Работа повара трудная повару надо хорошо. знать рецепты после школы я тоже. Буду поваром»;
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:
• смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
• аграмматизмы – «Саша и Лена собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».
Учащимся, имеющим нарушение моторики, не следует снижать оценку за почерк.
Для учащихся с ТНР необходима особая организация проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственному воспитанию учащихся с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молод...
Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...
Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.В детском возрасте отмечается своя специфика психических нарушений.С.Ю. Горбунова отмечает, что особенности мнестических процес...
Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....
Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.
Актуальность. В последнее время учителя-логопеды все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...
Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"
В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые сло...