Закрепление словообразовательных навыков у школьников с ОНР. Упражнения 1 этапа.
консультация по логопедии (1 класс)
С точки зрения уровня несформированности словообразования категория детей с ОНР характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования словообразовательной системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности словообразования у детей с ОНР является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения словообразовательных форм из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слов. В статье приведены примеры упражнений 1 этапа формирования и закрепления словообразовательных моделей существительных и прилагательных у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_u_shkolnikov_s_onr.uprazhn.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Закрепление навыков словообразования у школьников с ОНР. Упражнения 1 этапа
Полноценное овладение словообразованием родного языка основывается на усвоении исторически сложившихся в нём моделей. Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в целом. В онтогенезе происходит активное достижение способов словообразования и практическое их применение. При нормальном речевом развитии такой скачок в когнитивном развитии происходит у детей на 3-4 году жизни. Способность к пониманию производных слов в онтогенезе формируется раньше, чем способность к созданию производных слов. Отмечается вторичность недоразвития словообразования у детей с ОНР. С точки зрения уровня несформированности словообразования категория детей с ОНР характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования словообразовательной системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности словообразования у детей с ОНР является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения словообразовательных форм из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слов.
В процессе формирования словообразования основное внимание уделяется организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой формы осуществляется на основе определения слов с общей морфемой, выделение этой общей морфемы, уточнения её значения.
Специальная работа включает словообразование существительных и прилагательных.
Формирование словообразование осуществляется в три этапа.
Работа над словообразовательными аффиксами(частями) осуществляется следующим образом:
- образование слов с заданным значением с помощью педагога (взрослого). При этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);
- выделение общей морфемы;
- закрепление значение аффикса;
- анализ звукового состава морфемы;
- самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процесс лексико-семантических упражнений, т.е. в экспрессивной речи ребёнка, закрепление словообразовательных моделей, их генерализация.
В нашем материале рассмотрим I этап коррекционной работы по усвоению и закреплению словообразовательных моделей.
Цель: закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей.
Задачи:
- Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам («Осень. Признаки осени», «Овощи», «Огород», «Фрукты», «Сад», «Ягоды», «Грибы», «Лес», «Игрушки», «Деревья осенью», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Зима»).
- Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.
С целью развития словообразования на первом этапе используются следующие приёмы работы:
«Покажи, что я назову».
Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, чётко выделяя суффикс -ИК-, объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где – обычные.
Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -ЧИК-, — ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-.
Материал:
- куст – кустик, сад – садик, стол – столик, корабль – кораблик, мяч – мячик, арбуз – арбузик;
- шкаф – шкафчик, стул – стульчик, помидор – помидорчик, карман – карманчик, банан – бананчик;
- лента – ленточка, юбка – юбочка, вилка – вилочка, тарелка – тарелочка, яблоко – яблочко, ёлка – ёлочка, снежинка – снежиночка;
- чашка – чашечка, ложка – ложечка, кружка – кружечка, подушка – подушечка, игрушка – игрушечка;
- зеркало – зеркальце, дерево – деревцо.
«Угадай»
Логопед раздаёт детям картинки-символы с изображением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлагает определить, о каком предмете он говорит: о большом или маленьком. Дети выбирают соответствующую картинку-символ.
«Услышь ласковое слово»
Логопед произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс -ОК- (-ЁК-) и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, ели они услышат «ласковое» слово.
Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -К-, -ОНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-.
Материал:
- лес – лесок, снег – снежок, гриб – грибок, сапог – сапожок, огонь — огонёк;
- берёза- берёзка, шуба – шубка, капля – капелька, ягода – ягодка, машина – машинка, туфля – туфелька;
- берёза – берёзонька;
- лиса – лисичка, вода – водичка;
- зима – зимушка, зерно – зёрнышко, перо – пёрышко, крыло – крылышко, гнездо – гнёздышко, бревно – брёвнышко, солнце – солнышко;
- вода – водица, каша – кашица, кожа – кожица, масло – маслице, кресло – креслице, платье – платьице;
- пальто – пальтецо.
«Ласково – неласково».
Логопед бросает ребёнку мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает определить, как звучит слово: ласково или нет.
Игра «Назови ласково».
Детям предлагается пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и поэтому её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т.д.)
«Волшебник».
Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.
Картинки с изображением объектов: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, диван, помидор, карман, лента, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, дерево, зеркало.
«Дюймовочка».
На наборном полотне расположены картинки с изображением Дюймовочки и предметов, которые её окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка – маленькая девочка, все её вещи тоже очень маленькие.
Материал: столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.
«Два медведя».
Детям демонстрируются два медведя – большой и маленький – и набор предметных картинок с изображением больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, корзины, дома, гриба, пирога. Логопед рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение.
Образец ответа: Большой медведь живёт в доме. Маленький медведь живёт в домике.
Материал:
- У большого медведя … У маленького медведя …
- Большой медведь надел … Маленький медведь надел …
- Большой медведь взял … Маленький медведь взял …
- Большой медведь собрал … Маленький медведь собрал …
- Большой медведь испёк … Маленький медведь испёк …
«Доскажи слово».
Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.
Образец ответа: Заяц белый, а зайчонок беленький.
- Платок синий, и шарфик … (синенький)
- Цветок красный, и цветочек … (красненький)
- Яблоко сладкое, и яблочко … (сладенькое)
- Груша жёлтая, и грушка … (жёлтенькая)
- Солнце тёплое, и солнышко … (тёпленькое)
- Кот пушистый, и котёнок (пушистенький)
- Дом низкий, и избушка… (низенькая)
- Морковь вкусная, и морковочка … (вкусненькая)
- Пояс короткий, и ленточка … (коротенькая)
- Берёза тонкая, и берёзка … (тоненькая)
- Девочка красивая, и куколка … (красивенькая)
«Назови ласково».
Логопед называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Образец ответа: умный – умненький.
Материал: белый, рыжий, пушистый, красивый, сладкий, хороший, синий, старый, добрый, тёплый.
«Подумай и назови».
Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.
При затруднении задаётся вопрос «какая?» («какой?»)
Материал:
- Если на улице холод, то день …
- Если на улице шум, то улица …
- Если человеку сопутствует удача, то человек …
- Если у человека талант, то человек …
- Если весь день идёт дождь, то день …
- Если корова приносит людям пользу, то корова …
«Назови правильно».
Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос.
Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.
Материал:
- Как назвать борца за силу? …
- Как назвать песню, если она вызывает тоску? …
- Как назвать ворону за крик? …
- Как назвать клоуна, если он вызывает смех? …
- Как назвать фильм, если он вызывает скуку? …
- Как назвать мальчика за драку? …
- Как сказать про носок, если он с дыркой? …
- Как назвать девочку, если у неё кудри? …
- Как назвать человека, если он делает людям добро? …
- Как назвать человека, если он делает людям зло? …
- Как назвать лежебоку за лень? …
- Как назвать книгу, если она вызывает печаль? …
Игровые ситуации являются частью занятий или домашних заданий для детей с ОНР. Игры стимулируют эмоциональную включенность детей, благодаря этому дети могут быстрее вникать в суть происходящих изменений со словами и запоминать новые словообразовательные модели.
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"
Инновационный педагогический опыт Уваровой В. Н. "Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"...
«Формирование словообразовательных навыков у младших школьников с ОВЗ».
У ряда детей с ОВЗ процессы словотворчества протекают не столь активно, а в тяжёлых случаях отсутствуют вовсе. В результате у детей сдерживаются процессы развития словарного запаса. Это приводит не то...
Урок по математике в 1 классе по теме «Обобщение и закрепление вычислительных навыков и навыка решения задач»
Урок по математике в 1 классе по теме «Обобщение и закрепление вычислительных навыков и навыка решения задач» Цель урока: Закрепить ранее полученные вычислительные навыки и навыки решения за...
Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ
В статье представлен опыт работы по использованию приемов моделирования в формировании навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта....
Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ
В статье представлен опыт работы по использованию приемов моделирования в формировании навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта....
Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников
Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников...
Сборник игр и упражнений «Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»
Комплекс упражнений, направленных на формирование графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ...