Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ
статья по логопедии на тему
В статье представлен опыт работы по использованию приемов моделирования в формировании навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovoobrazovatelnyh_navykov_u_shkolnikov_s_ovz.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словообразовательных навыков
у школьников с ОВЗ
Основной целью обучения детей с умственной отсталостью является подготовка их к самостоятельной жизни и труду. «Полноценная речь ребёнка – средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации» [1].
Только речь, построенная в соответствии с действующими в языке грамматическими нормами, служит надежным средством общения и познания окружающей жизни. Выраженные проявления аграмматизма в устной речи затрудняют развитие у детей коммуникативных навыков, часто приводят к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Кроме того, несформированность грамматических представлений, являясь причиной возникновения аграмматической дисграфии и дислексии, препятствует формированию письменной речи. Важно своевременно восполнить пробелы в развитии словообразовательных функций у детей, устранить аграмматизмы в устной речи, обеспечить речевую базу для осознанного изучения в дальнейшем грамматического материала на уроках русского языка.
У многих учащихся 1-3 классов наряду с различными нарушениями грамматического строя речи наблюдается значительная ограниченность возможностей словообразования. Обследование речи выявило, что наименее сформированными являются навыки образования приставочных глаголов. 63% учащихся употребляют в спонтанной речи только бесприставочные глаголы, у 27% учащихся отмечаются многочисленные ошибки: замены приставки на семантически близкую, замены приставочного глагола развернутым ситуативным высказыванием.
Основой трудностей образования приставочных глаголов является нарушения выделения, обобщения и различения значений приставок, недоразвитие фонематического восприятия, несформированность словообразовательных моделей-типов. Таким образом, для учащихся с нарушением интеллекта характерно наличие сложного симптомокомплекса нарушений состояния функций словообразования, что обусловлено нарушением всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.
Условия эффективности логопедической работы по коррекции нарушений процессов словообразования у детей с интеллектуальной недостаточностью: учёт особенностей высшей нервной деятельности, направленность на развитие познавательной деятельности, опора на принцип поэтапности формирования умственных действий, постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, закрепление сформированных грамматических категорий в различных речевых ситуациях.
Работу по формированию навыков словообразования у детей осуществляю в тесной связи с развитием слухового восприятия. На занятиях постоянно учу детей вслушиваться в звучание слов. При формировании каждой грамматической категории делается произносительный акцент на элементах, являющихся носителем грамматического значения, чтобы усилить их восприятие учащимися. Путём сравнения слов, выделения общего и различного между ними, наблюдения за их изменениями у детей осуществляется развитие умения выделять значимые части слова и определять их функции. Таким образом создается база для конструирования слов самими учащимися.
При формировании навыков образования приставочных глаголов использую приёмы моделирования на основе «материализованных опор» [2].
Задачи: научить выделять в словах словообразовательные приставки, определять их местонахождение в слове, показать наглядно способы построения словообразовательных моделей, закрепить навыки составления слов по эти моделям, формировать обобщающее значение приставок.
Предлагаю детям две картинки: «Карлсон летает» и «Карлсон вылетает из окна».
- Скажите одним словом, что делает Карлсон на первой картинке? (Летает.) На второй? (Вылетает). Объясняю детям, что первую картинку я назову коротким словом: «летает», а вторую – длинным словом: «вылетает». Короткое слово «летает» обозначаем короткой полоской. Длинное слово «вылетает» обозначаем длинной полоской.
Затем сравниваем слова «летает – вылетает» по звучанию.
- Как вы думаете, эти слова совсем разные или похожи? (Похожи.)
Объясняю детям, что эти слова похожи, потому что в них есть одинаковый кусочек. Произнесем слова «летает - вылетает» все вместе.
- Где кусочек слова звучит одинаково – в начале или в конце слова? (В конце слова.) Закрасим на полосках этот одинаковый кусочек слова (короткую полоску заштриховываем полностью, длинную – часть полоски).
Что мы закрасили? (Мы закрасили кусочек слова, который звучит одинаково.)
- А теперь найдем ту часть слова, которая звучит не одинаково. Положим
короткую полоску на длинную, отрежем лишний кусочек полоски.
Демонстрирую: длинная полоска состоит из двух кусочков. Так же и длинное слово «подходит» состоит из двух кусочков. Первый кусочек – «вы» (соотносим с незаштрихованной частью полоски), второй кусочек – (соотносим с картинкой «летает»), получается слово «вылетает» (соотносим с картинкой «вылетает»).
Произношу интонировано: «летает – вылетает».
- Как звучит новый кусочек слова? Дети проговаривают слова, выделяют часть слова «вы», показывают на схеме место этой части. Обращаю внимание детей: было короткое слово «летает», мы добавили к нему кусочек «вы» и получилось новое слово (вылетает). На доске – схема:
- Какой кусочек слова помог правильно назвать действие? (Кусочек «вы».)
Объясняем значение приставки: в словах – действиях начало вы- говорит нам о движении изнутри наружу.
Вводится схематическое обозначение приставки вы-.
Закрепляем умение выделять приставки на материале слов «ходит - выходит».
Затем дети составляют слова по знакомой словообразовательной модели (сначала с опорой на схемы, затем – самостоятельно.
Для закрепления детям предлагаются задания:
- проговаривание предлагаемых схем (схема приставки + картинка с изображением исходного слова = картинка с изображением производного слова);
- восстановление нарушенного порядка частей слов в схемах;
- дифференциация слов с различными префиксами (подними руку, когда услышишь слово с кусочком вы: выбежал, улетел, выходит, прискакал);
- вставка в схему пропущенных производных слов (Угадайте, какое слово я задумала: схема приставки + картинка «прыгнул» = ?).
Рассматриваем образование слов с другими приставками пространственного значения в глаголах движения, вводятся схемы, объясняется значение приставок (в - движение внутрь, об – вокруг, под – приближение, от – отдаление).
Автоматизация навыков образования приставочных глаголов осуществляется с помощью различных упражнений и игр:
- На доске – схемы приставок в глаголах движения, картинка «ходит (мышонок)»; у детей – сюжетные картинки, по которой следует составить предложение с приставочными глаголами: выходит, входит, переходит, подходит.
Задание: составить предложения по своей картинке; найти слово-действие, определить начало этого слова, а затем поставить картинку рядом со схемой.
- Игра «Путешествие». На доске – карта с изображением гаража, дороги, деревьев, горы, реки, дома, рисунок с изображением Незнайки в машине. Сначала учащиеся слушают рассказ о путешествии Незнайки (с показом передвижений машины). Затем дети выходят к доске парами (по одному с каждого ряда), один учащийся показывает путь машины, другой – составляет предложения со словами – действиями.
Например: Незнайка выехал из гаража. Он поехал по дороге. При возникновении затруднений – помощь в виде вопросов, схемы соответствующей приставки. За каждый правильный ответ ряд получает маленькую машинку. Выигрывает ряд, получивший большее количество призов. Домашнее задание: поиграть с полученными призами в «Путешествие».
- Определение приставочных глаголов на слух. Чтение стихотворения с последующим называнием слов – действий, соотнесением со схемой. При возникновении затруднений – помощь в виде повторения строчки стихотворения, вопросов.
- Игра «Помоги Смешарикам». Обыгрывается ситуация: Смешарики подписывали свои рисунки и перепутали слова, необходимо им помочь. (Сюжетные картинки и предложения: Повар поливает суп. Маша наливает капусту. Катя поливает сок в стакан. Коля наливает воду из ведра.)
Данная система работы по формированию словообразовательных навыков имеет системный, комплексный, поэтапный характер, направлена на развитие мыслительных операций, взаимосвязана с лексикой, синтаксисом и фонетико-фонематическими компонентами речи.
Литература
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: «Владос», 1999
- Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. «Дефектология», №4, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ
исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...
Игры по русскому языку, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.
Вашему вниманию представлены игры, способствующие формированию у учащихся умения образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами....
"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...
Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...
Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ
В статье представлен опыт работы по использованию приемов моделирования в формировании навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта....
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...