Буклеты по развитию мелкой моторики
консультация по логопедии (1 класс)
Буклеты включают в себя различные упражнения для коррекции мелкой моторики: массаж ладошек с применением шипованных мячиков, массаж пальцев с проговариванием стихов, пальчиковые игры в стихотворной форме с описанием движений пальцев. В одном из буклетов даны тексты песенок Екатерины и Сергея Железновых, которые успешно применяются на коррекционных занятиях с учащимися с ограниченными возможностями. Материалы буклетов удобно расположены. Распечатав листы с двух сторон и сложив их в три раза, мы получаем буклет, который может служить полезным раздаточным материалом для родителей обучающихся и для педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие движений кисти и пальцев рук.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движении пальцев рук. Это объясняется тем, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Таким образом, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев. Сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
С десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение большой палец.
В любом возрасте хорошую тренировку движений для пальцев дают пальчиковые игры-потешки.
Представляем их Вашему вниманию!
Массаж ладошек мячиком с шипами:
(Прокатывание колючего мячика между ладошками, мячик катается сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.)
Здравствуй, мячик, ты, как ѐжик,
У тебя есть много ножек.
Поиграем мы с тобой
И пойдѐм скорей домой.
Вот колючий мячик – ѐжик.
Он без ручек и без ножек.
Мячик круглый и упругий,
Он катается по кругу.
Пальчиковые игры
«Дождик»
Дождик капал понемножку
(стучать пальчиками по столу).
Протяни – ка ты ладошки
( вытянуть ладошки).
Дождь пошѐл сильней, сильней,
Убегай-ка в дом скорей!
( пальчики «убегают»).
«Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так –
И головки убирали.
(ритмично сгибать и разгибать
пальцы)
«Разминаем пальчики»
Разминаем пальчики –
Раз, два, три!
Разминаем пальчики –
Ну-ка посмотри!
«Зайка»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
(указательный и средний пальчики
развести в стороны,
остальные сжать в кулачок)
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Шевелить выставленными пальцами
в стороны и вперѐд)
«Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибание пальчиков)
«Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел
(Поочередно загибаем пальчики)
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(Разгибать пальцы правой руки,
начиная с большого)
«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
(Загибать пальцы правой руки,
начиная с мизинца.)
«Ну-ка, братцы, за работу!»
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить,
Печи все – тебе топить,
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке – песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
(Поочередно загибать пальцы правой руки)
«Сорока-белобока»
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
(Указательный палец левой руки выполняет круговые движения по ладони правой руки, затем поочереди загибаются все пальцы, начиная с мизинца.)
«Пальчики здороваются»
(Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца)
Здравствуй, пальчик!
Массаж пальцев
Мы – красавицы Матрѐшки –
Разноцветные одѐжки.
(прижать ладони друг к другу и
делать ими вращательные движения)
Раз – Матрѐна, два – Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять.
(поочерѐдно массировать пальцы,
начиная с большого, сначала на одной руке,
при повторении – на другой)
Нас не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(сжимать и разжимать пальцы)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 9
Играем пальчиками -
Развиваем речь!
Учитель-логопед
Слепухина Г.Н.
г. Санкт-Петербург
2021
Предварительный просмотр:
Мышь полезла в первый раз.
(Садимся на коврик или подушку (на колени). перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" (Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
В ЛЕСУ
Есть в лесу из брёвен дом
Есть окошко в доме том
Посмотрите в то окно
В доме тихо и темно.
(Пальцы в замок, большие пальцы соединены - заглядываем в получившееся "окошко")
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом
(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"ГАВ " сказал и запер дверь. --- (Рукой, по которой стучали изображаем собачку, потом рука опять превращается в дверь)
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом
(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МЕ " сказал и запер дверь.
(делаем рукой "козу")
Громко, громко кулачком
Постучимся в этот дом
(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МУ "сказал и запер дверь.
(делаем рукой "корову")
Киска из окна глядит
"МЯУ-МЯУ", говорит.
Хватит в домик наш стучать
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
(Ладони сложены, кладем на них голову)
ЦВЕТОЧЕК
Цветочек на клумбе растет и цветет.
На солнышке греясь.
гостей к себе ждет.
(рука локтем стоит на столе.
Головка цветка (кисть руки) медленно поворачивается)
К нему прибежал покачаться жучок. (пальцы второй руки бегут по столу, "жучок" заползает в "чашечку" (ладонь))
Качает, качает его ветерок.
(рука -"цветочка" раскачивается, а рука - "жучок" сидит в "чашечке")
За соком к цветку прилетел мотылек (перебираем в воздухе пальцами второй руки, кладем в "чашечку")
Качает, качает его ветерок
За медом к цветку прилетела пчела (делаем тоже, что и с мотыльком)
Чуть-чуть покачалась и мёд собрала ("цветок" покачивается. Вторая рука пальчиками гладит ладошку руки - "цветка")
Но вот улетели пчела, мотылек,
Жучок убежал и остался цветок
На солнышке греясь он будет стоять.
(Медленно поворачиваем цветочек" вправо-влево)
А солнце зайдет, наш цветок будет спать.
(Медленно складываем пальцы в щепотку: "цветочек" закрылся)
ПОМОЩНИКИ
Маленькая Катя умницей была.
В комнате работу всем зверям нашла.
Чашечки собачка моет язычком. --- (Гладим тыльной стороной пальцев правой руки ладонь -левой.
Движение "от себя")
Мышка подбирает крошки под столом. (Пощипываем пальцами правой руки ладонь левой)
Кошка коготками лавочку скребет. (Скребем согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой)
Курочка рябая пол крылом метёт
(Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой)
Катя варит кашу для зверей своих. (Указательным пальцем делаем круговые движения по ладони другой руки)
За работу хвалит, с ложки кормит их. (Зачерпываем кашку из кастрюльки" рукой и протягиваем ее вперед)
ДОМ
Я хочу построить дом
(руки на головой "домиком")
Чтоб окошко было в нём
(кисти рук сомкнуты в кольцо, сквозь него смотрим - "окошко")
Чтоб у дома дверь была
(ладони повернуты тыльной стороной к себе)
Рядом чтоб сосна росла
(Руки тянем вверх. Пальцы широко раздвинуты)
Чтоб вокруг забор стоял
(Ручки "стоят" на ребре, смотрят друг на друга, кончики -пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой руки)
Пёс ворота охранял
(Кисть руки лежит на столе ("пёс"), пальцы согнуты, мизинец выпрямлен.)
Солнце было, дождик шёл
(Соединить кисти рук (касаются руки друг друга ребром и -большими пальчиками) пальцы раздвинуты.
Потом "стряхивающие движения")
И тюльпан в саду расцвел
(Запястья рук соединены, пальцы раздвинуты (будто держим
мяч))
ХЛОПАЮТ ЛАДОШКИ
Хлопают ладошки.
Хлопают ладошки,
Хлопают ладошки -
Берегитесь мошки.
Руками махали,
Как будто летали.
За спинку убрали.
ТУК-ТУКИ-ТОК
Тук-ток-туки-ток -
Бьет кулак,
Как молоток.
Тук-ток-туки-ток
Бьет кулак,
Как молоток.
Тук-тук-тук-туки -
Застучали две руки.
Тук-тук-тук-туки -
Застучали две руки.
Тук-ток-туки-ток
Застучал мой каблучок.
Тук-тук-тук-туки -
Застучали каблучки.
Тук-тук-тук-туки -
Две ноги и две руки.
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 9
Пальчиковая гимнастика
под музыку
Учитель-логопед
Слепухина Г.Н.
г. Санкт-Петербург
2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет. Развитие моторики при подготовке к школе.
Упражнения для развития моторики....
Буклет для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"
Буклет содержит в себе игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей. Является отличным дополнением к консультации для родителей теме "Развитие мелкой моторики рук у детей"....
Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка"
Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка". (распечатать и сложить буклетом)...
Буклет по мелкой моторике Хроменкова М. П.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепит...
Буклет "Развитие мелкой моторики рук"
Буклет предназначен для работы с родителями обучающихся, содержит краткую информацию по развитию мелкой моторики рук у детей....
Буклет для педагогов на МО на тему "Развитие мелкой моторики через использование кинезиологических упражнений"
Буклет по развитию мелкой моторики предсназначен как для родителей, так и для педагогов....
Буклет "Мелкая моторики"
Буклет на тему: "Развитие мелкой моторики рук": - Что такое пальчиковая гимнастика? - Зачем нужно выполнять упражнения? - Правила игры. - Пальчиковая гимнастика....