Развитие фонематического анализа и синтеза у учащихся младших классов
статья по логопедии (1 класс) по теме
До того, как ребенок начнет осваивать принципы русской грамоты, он должен понять разницу между буквой и, соответствующему ей звуком. В настоящее время каждый третий учащийся первых классов общеобразовательных школ имеет нарушения устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_grechishnikova.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического анализа и синтеза у учащихся младших классов
Трудности усвоения тех или иных учебных предметов ведут к появлению школьной дезадаптации, снижению учебной мотивации, проблемам в отношениях с учителем и родителями. Как правило, самыми сложными для усвоения являются письмо и чтение, которые «ведут» за собой сложности овладения другими предметами[1].
До того, как ребенок начнет осваивать принципы русской грамоты, он должен понять разницу между буквой и, соответствующему ей звуком. В настоящее время каждый третий учащийся первых классов общеобразовательных школ имеет нарушения устной речи. Наиболее распространенными ошибками при нарушениях письма и чтения являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность.
Под фонематическим анализом понимают умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение на последовательный ряд звуков, подсчет количества звуков в слове, классификация. Аналогично, под фонематическим синтезом понимают умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. Д. Б. Эльконин в книге «Как учить детей читать»( М., 1976) под звуковым анализом рассматривает: умение определять порядок звуков и слогов в слове, установление различительной роли звука, способность выделять основные качественные характеристики звука. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (узнавание звука на фоне слова), который формируется у ребенка в процессе онтогенеза спонтанно в раннем дошкольном возрасте, требует специального обучения. «...Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать. Тем самым выделяется особый этап в обучении, в задачу которого входит введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка»[2]. Наличие этих навыков у ребенка играет большую роль в овладении грамотой родного языка. Перед тем, как приступить к письму, ребёнку необходимо произвести анализ слова, затем в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое. По словам Т. А. Ткаченко, «прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово»[3]. Нарушенный или несформированный фонематический анализ и синтез проявляется на письме различными ошибками, такими как: замены, пропуски букв как при письме, так и при чтении; побуквенное чтение; раздельное или слитное написание частей слова, слов; перестановки слогов, наращивания; орфографические ошибки.
По результатам логопедического обследования первоклассников (Рис.1), проведенного в МОУ «Гимназия №89» г.Саратова в сентябре 2015г. несформированность форм звукового анализа и синтеза отмечается у 4 учащихся из 10. Все обследованные имеют нарушения устной речи.
Рис1.
Выделение первого звука | Выделение последнего звука | Определение места звука в слове | Определение послед-ти и кол-ва звуков в слове | Придумывание слова на заданный звук | |
Илья З. | + | + | - | - | - |
Александра А. | + | + | + | - | - |
Дарья Ф. | + | - | + | - | - |
Богдан Е. | + | + | + | + | + |
Милана С. | + | - | - | - | - |
Анна П. | + | + | + | - | - |
Софья С. | + | + | + | + | + |
Валерия Г. | + | + | + | - | + |
Алексей В. | + | + | + | + | + |
Как видно из таблицы, трудности в выделении первого и последнего звука в слове испытывают – 2 чел., определение позиции звука в слове (начало, середина, конец) – 2 чел., определение последовательности, количества и места звуков – 6 чел. Придумать слово на заданный звук затруднялись 5 человек. Помимо этого, наблюдались ошибки слогового анализа и нарушения слоговой структуры слова.
Результаты обследования и данные различных авторов указывают на необходимость и актуальность логопедической помощи по развитию звукового анализа и синтеза у учащихся первых классов.
Логопедическую работу по формированию навыков фонематического анализа и синтеза следует проводить в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.
3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам[4].
В зависимости от степени сформированности навыков фонематического анализа и синтеза, предлагаются следующие виды упражнений.
- Определить первый звук в словах.
Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около, овощи.
Объяснить выделенные слова.
Выбрать из рассказа слова со звуком О.
Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.
Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О.
Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет[5].
- Определить звук в середине слова
Подберите по три слова из трех звуков с одинаковой гласной в середине (сом, ток, лот). Попросите определить средний звук, а затем назвать эти слова.
- Подбор рифмы
Попросите ребенка поиграть со словами и подобрать рифму с использованием наглядности (трос – матрос, каток – моток).
- Отгадай картинку
Предложите ребенку пару картинок. Одна лежит вверх «рубашкой». Попросите ребенка назвать первую картинку. Затем спросите, что изменится, если убрать какой-то слог или звук. Например: дорога – рога, крот – рот. Ребенок должен таким образом отгадать, что нарисовано на второй картинке.
- Игра в лото
Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается (заканчивается) слово. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой о.
- Слоговое домино
Предлагаются карточки со слогами. Логопед просит составить слово. Задание можно усложнить введением «лишнего» слога[6].
- Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).
Использованная литература:
- Костенкова, Ю.А. Особенности формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. — М.; Воронеж, 2001.
- Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. — М.: Знание, 1991. - 64 с.
- Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. - М.: ГНОМ И Д, 2005. - 48 С.
- Лалаева, Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза // Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
- Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
- Phoneme Awareness [Электронный ресурс] http://www.phonologicalawareness.org/ - статья в интернете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе
Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".
Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....
Формирование слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов
Одной из причин дисграфических ошибок у учащихся начальных классов является несформированность слогового анализа и синтеза. Предлагается комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранени...
Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...
Развитие фонематического анализа и синтеза(1 класс)
Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Фонема — это минимальная единица языка, представленная в речи группой чередующихся звуков. Все программы графоорфограф...
Игры для развития фонематического анализа и синтеза у учащихся начальной школы
Почти все дети, имеющие нарушения письма или трудности освоения навыков письменной речи, совершают ошибки, связанные с недостаточным развитием процессов языкового анализа и синтеза. Например, пропуска...