Диагностический комплекс
методическая разработка по логопедии
Диагностика навыков словоизменения и словообразования у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический комплекс «Исследование особенностей словоизменения и словообразования у детей 6-7 лет с ОНР»
Тема: Формирование и развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях индивидуального обучения.
Объект исследования: развитие грамматического строя речи у детей в норме и с общим недоразвитием речи в условиях индивидуального обучения.
Предмет исследования: особенности развития навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях индивидуального обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать систему работы по формированию и развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях индивидуального обучения.
Задачи исследования:
- Анализ литературы по теме исследования.
- Изучение проблемы развития речи в онтогенезе.
- Теоретическое обоснование особенностей развития речи у детей дошкольного возраста и определение основных направлений логопедической работы по формированию и развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Разработка комплекса диагностических методик, направленных на изучение навыков словообразования и словоизменения у детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи.
- Изучение особенностей развития навыков словообразования и словоизменения у детей старших дошкольников с ОНР – III уровня.
- Разработка и апробация системы работы по формированию и развитию навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Диагностический комплекс
Модифицированные нами методики разработаны О.Б. Иншаковой, Т.А. Фотековой. Данные методики направлены на исследование навыков словоизменения (образование существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах, согласование существительных с числительными) и словообразования (образование существительных в уменьшительной форме, относительных, притяжательных прилагательных, а также приставочных глаголов) и предназначены для обследования дошкольников 6-7 лет с ОНР – III уровня.
Серия заданий 1 «Исследование навыков словоизменения»
Задание «Измени слова»
Инструкция: внимательно смотри на картинки и слушай, а затем продолжи также: «Одна – это бабочка, а много – это бабочки».
Слова: цветок, девочка, мальчик, кот, кровать, лампа, вагон, стол, гриб, гнездо, письмо, яйцо, ухо.
Бланк ответов
Вопрос | Ответ испытуемого | Количество баллов |
Одна – это бабочка | ||
Одна – это девочка | ||
Один – это мальчик | ||
Один – это кот | ||
Одна – это кровать | ||
Один – это вагон | ||
Один – это гриб | ||
Одно это - гнездо | ||
Одно – это яйцо | ||
Одно – это ухо |
Задание «Чего (кого) не стало?»
Инструкция: внимательно посмотри на картинки, подумай, чего не стало:
« Нет бабочек» (педагог прячет картинку).
Слова: цветок, девочка, мальчик, кот, кровать, лампа, вагон, стол, гриб, гнездо, письмо, яйцо, ухо.
Бланк ответов
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? |
Задание «Сосчитай предметы»
Инструкция: сосчитай предметы, называя число.
Слова: гриб, яйцо.
Бланк ответов
Правильный ответ | Ответ испытуемого | Количество баллов |
Один гриб | ||
Два гриба | ||
Три гриба | ||
Четыре гриба | ||
Пять грибов | ||
Одно яйцо | ||
Два яйца | ||
Три яйца | ||
Четыре яйца | ||
Пять яиц |
Обработка: 1 балл – правильный ответ, 0,5 – правильный ответ после повторного предъявления образца, 0 – форма образована неверно. Максимальное количество баллов - 30.
0-10 - низкий уровень
10,5 – 20 – средний уровень
20,5 – 25 – выше среднего
25,5 – 30 – высокий уровень
Серия заданий 2 «Исследование словообразовательных процессов»
Задание «Большой - маленький»
Инструкция: большой – это мяч, а маленький – это мячик, продолжи по образцу.
Слова: стол, стул, дом, снег, пуговица, звезда, шапка, кровать, дерево, яблоко.
Бланк ответов
Педагог | Испытуемый | Количество баллов |
Большой – это стол | ||
Большой – это стул | ||
Большой – это дом | ||
Большой – это снег | ||
Большая– это пуговица | ||
Большая – это звезда | ||
Большая – это шапка | ||
Большая – это кровать | ||
Большое – это дерево | ||
Большая – это яблоко |
Задание «Что из чего?»
Инструкция: послушай внимательно и подумай, как ответить на вопрос:
« Варенье из сливы – сливовое, а варенье из малины какое?».
Бланк ответов
Вопрос педагога | Ответ испытуемого | Количество баллов |
Варенье из клубники какое? | ||
Варенье из черники какое? | ||
Варенье из груши какое? | ||
Суп из гороха какой? | ||
Суп из грибов какой? | ||
Шишка ели какая? | ||
Лист дуба какой? | ||
Лист клёна какой? | ||
Шапка из шерсти какая? | ||
Сумка из кожи какая? |
Задание «Чья? Чей?»
Инструкция: у волка голова волчья, а хвост волчий.
Картины: медведь, заяц, лиса, птица, белка, кошка, собака, лошадь, корова, мышь.
Бланк ответов
Педагог | Испытуемый | Количество баллов |
У медведя | ||
У зайца | ||
У лисы | ||
У птицы | ||
У белки | ||
У кошки | ||
У собаки | ||
У лошади | ||
У коровы | ||
У мыши |
Задание «Добавь словечко!»
Инструкция: жили – была маленькая легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу грузовичку. Давай вместе расскажем, как машинка ехала в гости. Добавь словечко!
Бланк ответов
Педагог | Испытуемый | Количество баллов |
Машинка из гаража | ||
Машинка по дороге | ||
Машинка вокруг ямы | ||
Машинка к реке | ||
Машинка на мост | ||
По мосту через реку | ||
Машинка с моста | ||
Машинка от моста | ||
Ехала – ехала и в гости | ||
Вечером домой |
Обработка: 1 балл – правильный ответ, 0,5 – правильный ответ после повторного предъявления образца, 0 – форма образована неверно. Максимальное количество баллов - 40.
0-10 - низкий уровень
10,5 – 20 – средний уровень
20,5 - 30 - выше среднего
30,5 - 40 – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс диагностического материала по изучению развития уровня внимания младшего школьного возраста
комплекс методик по развитию и коррекции внимания младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-864751-1482235708.jpg)
Комплекс диагностических методик по изучению познавательной сферы младших школьников
КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк...
"Комплекс адаптированных диагностических материалов для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой"
Методическая разработка предназначена для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой. Представлен комплекс заданий с учетом психофизическ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270561-1372296321.jpg)
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270561-1372296321.jpg)
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 2 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270561-1372296321.jpg)
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270561-1372296321.jpg)
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 4 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....