Диагностический комплекс
методическая разработка по логопедии
Диагностика навыков словоизменения и словообразования у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_kompleks.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический комплекс «Исследование особенностей словоизменения и словообразования у детей 6-7 лет с ОНР»
Тема: Формирование и развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях индивидуального обучения.
Объект исследования: развитие грамматического строя речи у детей в норме и с общим недоразвитием речи в условиях индивидуального обучения.
Предмет исследования: особенности развития навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях индивидуального обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать систему работы по формированию и развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях индивидуального обучения.
Задачи исследования:
- Анализ литературы по теме исследования.
- Изучение проблемы развития речи в онтогенезе.
- Теоретическое обоснование особенностей развития речи у детей дошкольного возраста и определение основных направлений логопедической работы по формированию и развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Разработка комплекса диагностических методик, направленных на изучение навыков словообразования и словоизменения у детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи.
- Изучение особенностей развития навыков словообразования и словоизменения у детей старших дошкольников с ОНР – III уровня.
- Разработка и апробация системы работы по формированию и развитию навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Диагностический комплекс
Модифицированные нами методики разработаны О.Б. Иншаковой, Т.А. Фотековой. Данные методики направлены на исследование навыков словоизменения (образование существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах, согласование существительных с числительными) и словообразования (образование существительных в уменьшительной форме, относительных, притяжательных прилагательных, а также приставочных глаголов) и предназначены для обследования дошкольников 6-7 лет с ОНР – III уровня.
Серия заданий 1 «Исследование навыков словоизменения»
Задание «Измени слова»
Инструкция: внимательно смотри на картинки и слушай, а затем продолжи также: «Одна – это бабочка, а много – это бабочки».
Слова: цветок, девочка, мальчик, кот, кровать, лампа, вагон, стол, гриб, гнездо, письмо, яйцо, ухо.
Бланк ответов
Вопрос | Ответ испытуемого | Количество баллов |
Одна – это бабочка | ||
Одна – это девочка | ||
Один – это мальчик | ||
Один – это кот | ||
Одна – это кровать | ||
Один – это вагон | ||
Один – это гриб | ||
Одно это - гнездо | ||
Одно – это яйцо | ||
Одно – это ухо |
Задание «Чего (кого) не стало?»
Инструкция: внимательно посмотри на картинки, подумай, чего не стало:
« Нет бабочек» (педагог прячет картинку).
Слова: цветок, девочка, мальчик, кот, кровать, лампа, вагон, стол, гриб, гнездо, письмо, яйцо, ухо.
Бланк ответов
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? | ||
Нет чего (кого)? |
Задание «Сосчитай предметы»
Инструкция: сосчитай предметы, называя число.
Слова: гриб, яйцо.
Бланк ответов
Правильный ответ | Ответ испытуемого | Количество баллов |
Один гриб | ||
Два гриба | ||
Три гриба | ||
Четыре гриба | ||
Пять грибов | ||
Одно яйцо | ||
Два яйца | ||
Три яйца | ||
Четыре яйца | ||
Пять яиц |
Обработка: 1 балл – правильный ответ, 0,5 – правильный ответ после повторного предъявления образца, 0 – форма образована неверно. Максимальное количество баллов - 30.
0-10 - низкий уровень
10,5 – 20 – средний уровень
20,5 – 25 – выше среднего
25,5 – 30 – высокий уровень
Серия заданий 2 «Исследование словообразовательных процессов»
Задание «Большой - маленький»
Инструкция: большой – это мяч, а маленький – это мячик, продолжи по образцу.
Слова: стол, стул, дом, снег, пуговица, звезда, шапка, кровать, дерево, яблоко.
Бланк ответов
Педагог | Испытуемый | Количество баллов |
Большой – это стол | ||
Большой – это стул | ||
Большой – это дом | ||
Большой – это снег | ||
Большая– это пуговица | ||
Большая – это звезда | ||
Большая – это шапка | ||
Большая – это кровать | ||
Большое – это дерево | ||
Большая – это яблоко |
Задание «Что из чего?»
Инструкция: послушай внимательно и подумай, как ответить на вопрос:
« Варенье из сливы – сливовое, а варенье из малины какое?».
Бланк ответов
Вопрос педагога | Ответ испытуемого | Количество баллов |
Варенье из клубники какое? | ||
Варенье из черники какое? | ||
Варенье из груши какое? | ||
Суп из гороха какой? | ||
Суп из грибов какой? | ||
Шишка ели какая? | ||
Лист дуба какой? | ||
Лист клёна какой? | ||
Шапка из шерсти какая? | ||
Сумка из кожи какая? |
Задание «Чья? Чей?»
Инструкция: у волка голова волчья, а хвост волчий.
Картины: медведь, заяц, лиса, птица, белка, кошка, собака, лошадь, корова, мышь.
Бланк ответов
Педагог | Испытуемый | Количество баллов |
У медведя | ||
У зайца | ||
У лисы | ||
У птицы | ||
У белки | ||
У кошки | ||
У собаки | ||
У лошади | ||
У коровы | ||
У мыши |
Задание «Добавь словечко!»
Инструкция: жили – была маленькая легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу грузовичку. Давай вместе расскажем, как машинка ехала в гости. Добавь словечко!
Бланк ответов
Педагог | Испытуемый | Количество баллов |
Машинка из гаража | ||
Машинка по дороге | ||
Машинка вокруг ямы | ||
Машинка к реке | ||
Машинка на мост | ||
По мосту через реку | ||
Машинка с моста | ||
Машинка от моста | ||
Ехала – ехала и в гости | ||
Вечером домой |
Обработка: 1 балл – правильный ответ, 0,5 – правильный ответ после повторного предъявления образца, 0 – форма образована неверно. Максимальное количество баллов - 40.
0-10 - низкий уровень
10,5 – 20 – средний уровень
20,5 - 30 - выше среднего
30,5 - 40 – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс диагностического материала по изучению развития уровня внимания младшего школьного возраста
комплекс методик по развитию и коррекции внимания младших школьников...
Комплекс диагностических методик по изучению познавательной сферы младших школьников
КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк...
"Комплекс адаптированных диагностических материалов для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой"
Методическая разработка предназначена для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой. Представлен комплекс заданий с учетом психофизическ...
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 2 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 4 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....