Социальный проект «Ежели вы вежливы»
материал по логопедии

DanilovaMarinaEvgenevna

Социальный проект

 «Ежели вы вежливы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezheli_2.1_2.2.docx133.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3

Дорогобужского района Смоленской области

Социальный проект

 «Ежели вы вежливы»

Автор : учитель- логопед

Данилова Марина Евгеньевна

-2019-

Базовой потребностью человека является потребность в общении. Чтобы личность ребенка формировалась полноценно, необходимо с  раннего детства создавать условия для удовлетворения данной потребности. Однако далеко не всегда в общении детей все складывается благополучно. Причиной неудачной коммуникации становятся специфические личностные особенности, в частности, недостатки речевого развития. Так, как среди первоклассников наблюдается наибольшее  количество детей с проблемами  звукопроизношения, это сказывается и на процессе  внутригрупповых  отношений , для увеличения эффективности развития коммуникативных  навыков используется  проект «Ежели вы вежливы»

Цель проекта: Формирование нравственных качеств у детей. Создание условий для проявления дружбы, доброжелательности и стимулирование желания и умения самостоятельно проявлять данные качества личности на основе обогащения осознанного активного  словаря .

Задачи проекта: 

  • воспитывать желание говорить спокойно, вежливо, доброжелательно ;
  • развивать чувство доброты, сопереживания;
  • стимулировать желание и умение к взаимопомощи и  доброжелательности в различных ситуациях;
  • расширять активный словарь детей для построения доброжелательных отношений с окружающими ;
  • побуждать на знакомство со смыслом вежливых слов и четкое их произношение.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-х классов, посещающие группу продленного дня.

 

 Продолжительность участия в проекте, периодичность: проект рассчитан на 10 занятий с периодичностью 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат:  активное участие всех участников проекта в заключительной коммуникативной игре «Ежели вы вежливы».Повышение коммуникативных навыков у детей- участников проекта.

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. От вежливых слов язык не отсохнет.

Занятие №2. Слова обращения.

Занятие №3. Слова приветствия.

Занятие №4.Слова благодарности.

Занятие №5.Слова просьбы.

Занятие №6. Слова прощания.

Занятие №7. Слова извинения.

Занятие №8. Что значит быть вежливым.

Занятие №9. Вежливые слова – цветы души человеческой

Занятие №10.Коммуникативная игра «Ежели вы вежливы»

Девять занятий из десяти проводятся примерно по одному алгоритму:

  • игровая ситуация, подводящая к теме занятия;
  • ознакомление с многообразием слов по теме;
  • ознакомление с этимологией слов изучаемой группы;
  • работа над правильным произношением слов каждой группы;
  • игровые сиуации с применением изучаемой группы слов;
  • заключительное обсуждение: Я сегодня научился…

Заключительное занятие проводится в форме  коммуникативной игры, подводящей итог участия в «Проекте»

Конспект заключительного занятия

Занятие №10. Коммуникативная игра «Ежели вы вежливы» (заключительное занятие в проекте «Ежели вы вежливы»)

Перед игрой дети делятся на команды по 5-6 человек.

Ведущий. Ребята, мы с вами прошли большой путь: познакомились с многообразием вежливых слов в нашем языке, их происхождением, правильным использованием в повседневной жизни. Сегодня вы продемонстрируете свое искусство вежливости в нашей игровой программе.

Задание №1.Давайте вспомним, что обозначает слово «вежливость», каково его происхождение. (Команды могут дополнять ответы, прозвучавшие ранее)

Задание№2.Игра «Доскажи словечко». (Внимательно слушайте короткие стихотворения и дополняйте их необходимыми вежливыми словами)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Если встретился знакомый,

 Хоть на улице, хоть дома -

 Не стесняясь, не лукавствуй,

 А скажи погромче…

 (Здравствуй).

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Если встретилась компания,

 Не поспешно, не заранее,

 А в минуту расставания

 Всем скажите…(До свидания).

 Если просишь что-нибудь,

 То сначала не забудь

 Разомкнуть свои уста

 И сказать… (пожалуйста).

Если, словом или делом

 Вам помог кто-либо,

 Не стесняйтесь громко, смело

 Говорить … (спасибо)!

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»

(Благодарю!)

Когда я что-то подарю,

 Мне говорят: …(Благодарю).

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Порвал Воробей

 Паутинные нити.

 Чирикнул смущённо:

 Ну…(извините).

Задание №3.Молодцы! Вы показали , что хорошо усвоили вежливые слова и,не задумываясь, их применяете .А теперь давайте вспомним наши волшебные «мирилки»

Хватит ссориться и злиться!

Ну давай скорей мириться!

Прочь, обида, уходи!

Ждет нас дружба впереди!

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай.

Теперь по кругу ты шагай,

 С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Того, кто справа, обними,

Того, кто слева, обними.

Ну вот закончилась игра,

 И снова дружат все! Ура!(при чтении стихотворения выполняются действия, заложенные в тексте)

Задание№4.Все любят получать подарки. Сейчас поиграем в игру «Не подарок дорог, а внимание».Каждая команда разыграет сценку, в которой нужно сделать друг другу подарок. Сначала бросим жребий, кому вы будете делать подарок. Из предметов, которые вы видите на столе, нужно выбрать подарок, который, по вашему мнению, больше всего нужен человеку, которому вы собираетесь его подарить.

Задание №5.Давайте обсудим. Какие чувства у вас вызвала эта игра. Что больше понравилось: дарить или получать подарки? А как себя вести, если подарок вам не очень понравился.

Задание №6. А теперь поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста».

Игра не простая. Если я не назову волшебного слова, команду не выполняйте.

1.Встаньте,
пожалуйста.

2.Поднимите руки.

3.
Будьте добры, похлопайте!

4.Потопайте.

5.Попрыгайте на одной ножке, 
пожалуйста.

6.Присядьте, пожалуйста.

7.Будьте добры, погладьте соседа по голове!

8.Встаньте.

9.Встаньте, 
пожалуйста.

10.Тихо сядьте.

11
.Будьте любезны, займите свои места.

Задание №7. Этикетные задачи. Послушайте короткие рассказы и ответьте на вопросы.

Задача 1.В выходной день Юра встретил свою учительницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Юре женщиной.

—  Здравствуйте, Елена Леонидовна! — закричал Юра. Учительница ответила на приветствие Юры, но при этом строго посмотрела на него.

Как вы думаете, ребята, почему?

Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?

Задача 2.Юра стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.

— Витька, привет! — изо всех сил закричал Юра.— Где ты пропадал? Как дела?.. Пассажиры в недоумении пожимали плечами.

В чем ошибка Юры?

Разве он невежливо поприветствовал друга?

Задача 3.В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее базами - и представьте себе, она даже не сказала "привет". Всю ночь Димка  искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг Него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Ведущий.    А теперь я хочу прочитать стихотворение –наставление         С. Маршака «Ежели вы вежливы»

Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.

Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы
То есть сами.

И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!

Ведущий. А в заключение мы с вами создадим «Парк вежливости», в котором будут расти ваши «Деревья вежливости». Каждый будет на зеленых листочках писать вежливые слова, которые будет использовать в своей речи и прикреплять на свое дерево.

Работа над созданием «деревьев»

Ведущий. А теперь разместим наши деревья в «Парке вежливости» (специально отведенном для этого месте ) . Работу по посадке деревьев обычно выполняют в рукавицах. Прежде, чем сажать деревья, давайте подготовим рукавички.(Выполняются задания по методике Г.А. Цукерман «Рукавички»).

C:\Users\79156\Desktop\дерево.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о вежливости "Что такое вежливость?"

В данном мероприятии уточняется значение слов"вежливость","спасибо", "пожалуйста","здравствуйте", закрепляются правила вежливости; воспитываются уважение к старшим и сверстникам, детей учат осознавать...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"

Пояснительная записка.Цель и задачи программы.Планируемые результаты реализации программы.Содержание программы.Учебно-тематический план.Список литературы....

Авторская программа внеурочной деятельности для 2А класса «Азбука вежливости» социальное направление Веденеевой Светланы Анатольевны

Авторская программа внеурочной деятельности для 2 класса создана со всеми требования ФГОС НОО.Работа может быть использована в практической  профессиальной деятельности другими учителями начальны...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....

Диаграммы сравнительной диагностики процесса социализации по результатам социального проекта «Ежели вы вежливы»по методике «Рукавички»

Диаграммы сравнительной диагностикипроцесса социализации по результатам социальногопроекта «Ежели вы вежливы»по методике  «Рукавички»...