Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с ОНР-III-IV уровня. Тема: "Звуки "т-ть". Буква Т"
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
В конспекте отражён комплексный подход к коррекции ОНР у первоклассников, опирающийся на все сохранные анализаторы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса с ОНР-III-IV уровня
Тема: Звуки Т-ТЬ. Буква Т.
Цель: знакомство со звуками Т-ТЬ и буквой Т.
Задачи:
- уточнить артикуляцию звуков Т-ТЬ, закрепить умение давать характеристику звукам; познакомить с графическим образом буквы;
- развивать фонематический слух на восприятие звуков Т-ТЬ в слогах, словах, предложениях;
- подвести к пониманию понятия «слова-родственники»;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
- улучшать технику чтения.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные и ситуационные картинки со звуками Т-ТЬ в начале, в середине и в конце слов; касса букв, слоговая таблица, цветные буквы и квадратики красного, синего и зелёного цветов.
- Организационный момент. На доске картинки с изображениями мальчика и девочки. Девочку зовут Тома, полное/взрослое имя - Тамара, а мальчика зовут Тима, полное/взрослое имя - Тимофей.
- Назовите первый звук в имени Тома? - Звук Т. Он согласный, глухой, твёрдый.
- Назовите первый звук в имени Тима? – Звук ТЬ – согласный, глухой, мягкий.
2. Уточнение артикуляции (перед зеркалом).
- Что участвует в образовании звуков Т-ТЬ? – Дети: «Язык и зубы. Язык быстро просовывается между верхними и нижними зубами и быстро прячется. Губы немного растянуты».
- Как произносятся эти звуки: с голосом или без голоса? – Без голоса.
- Как называется этот звук? – Глухой.
3. Работа с загадками, определение первого звука в словах-отгадках: твёрдый Т или мягкий ТЬ.
Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут. (Танк)
Я на «тракторе» служу:
Только так я вам скажу:
«Ведь прежде, чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню». (Танкист)
Логопед обращает внимание детей на слова-родственники: танк, танкист. Танк – боевая военная машина, а танкист управляет танком.
Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире. (Телевизор)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Из луковицы вырос, но в пищу негож.
На яркий стаканчик цветок тот похож. (Тюльпан)
4. Подбор картинок к слоговым схемам. На доске схемы 1-2-3-4-сложных слов. Под схемами дети прикрепляют соответствующие картинки.
____ ___-___ ___-___-___ ___-___-___-___
Танк тан-кист кар-ти- на те - ле – ви – зор
5. Знакомство с буквой. Показ буквы(картинки). Стихи о букве:
Буква Т тебя укроет Т в антенну превратилась
От дождя, от снега, зноя. И на доме очутилась.
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток? (Е.Тарлапан)
- Нахождение буквы в кассе.
- Выкладывание из счётных палочек. Сколько нужно палочек, чтобы сложить букву Т.
- «Написание» друг у друга на спине.
- Чтение слоговых таблиц и слов. Чтение по полбуковке (часть букв, слогов и слов написаны наполовину: скрыта или верхняя/нижняя часть, или правая/левая половина букв).
ТА АТ НА-ТА ВА-ТА КА-НАТ ТИ - ИТ
ТО ОТ НО-ТО НО-ТА ОК-НО КИТ КИ-ТЫ
ТУ УТ НУ-ТУ НУ-ГА ТУ-МАН НИ-ТИ
ТЫ ЫТ НЫ-ТЫ НО-ТЫ КА-НА-ТЫ
- Физминутка.
Мы топаем ногами, мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками, киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И вновь писать начнём.
- Звуко-буквенный анализ имён Тома, Тима.
- Сколько звуков в имени Тома? (Четыре).
- Назовите гласные звуки (о, а). Как вы обозначили гласные звуки? (красными квадратиками).
- Назовите согласные звуки (т, м). Как вы обозначили согласные звуки? (звуки Т и М – твёрдые, обозначили синим квадратиком квадратиком).
- Сколько слогов? (Два. Сколько в слове гласных, столько и слогов). А если ласково назовём Тому – Томочка, то сколько стало слогов?
В таком же порядке анализируется слово «Тима». Логопед обращает внимание детей на звук ТЬ: «Как звучит? Каким квадратиком обозначите?».
- Сортировка в 2 столбика (под синей и зелёной буками Т прикрепляются картинки). Картинки: телевизор, тарелка, тюлень, тыква, тигр, картина, стакан, туча, котёнок.
- «У кого кто?». Выделение из предложений слов со звуком Т-ТЬ (логопед голосом выделяет звуки Т-ТЬ, дети поднимают букву Т из кассы букв).
У кошки – котёнок.
У утки – утёнок.
У коровы – телёнок.
У тигрицы – тигрёнок.
- Подведение итога занятия:
- С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?
- Какие вы запомнили слова со звуками Т-ТЬ?
- Что можно сказать о звуке Т? Какой он? О звуке ТЬ? Какой он?
Резерв.
Чтение чистоговорок.
Та-та-та – мы везём кота.
Ту-ту-ту – молока нальём коту.
Ты-ты-ты – у нас умные коты.
Ат-ат-ат – вот идёт солдат.
Аты-аты-аты – шагают солдаты.
От-от-от – Тима строит плот.
- Списать предложения, вставить в словах пропущенную букву Т (подчеркнуть Т-ТЬ синим или зелёным карандашом).
.ома и .има уча. но.ы. .аня и .ина кормя. у.я. .
- Подведение итога занятия.
Учитель-логопед, дефектолог Инна Бадьминовна Мусова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100» Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».
Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».Цели урока:· Активизация знаний у...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ " Автоматизации звука [ р ] в слогах, словах и предложениях"
Занятие по автоматизации звука [р ] в слогах, словах, предложениях. Предлагаются задания на автоматизацию звука в слогах со стечением согласных, в словах (в начале слова, в середине слова и в конце сл...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»
Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...
Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему: «Звуки и буквы ш-ж».
Цель: -Совершенствовать навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж...
КОНСПЕКТ Логопедического занятия в 1 классе Тема:"Звуки и буквы Ш-Ж".
Цель: -Совершенствовать навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж...
Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.
Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
Преодоление нарушений грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...