Доклад "Кинезиологические упражнения в работе логопеда с детьми младшего школьного возраста с ТНР"
презентация к уроку по логопедии
Кинезиологические упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskie_uprazhneniya.pdf | 854.77 КБ |
doklad_kineziologichsekie_uprazhneniya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения в работе с детьми младшего школьного возраста с ТНР
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с тяжёлыми нарушениями речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологический подход.
Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.
При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления и дефицит сукцессивных функций. Перечисленные расстройства чаще наблюдаются при поражениях у детей левого полушария. Задания же, наиболее трудные для детей с поражением правого полушария (конструктивные, ориентировка в схематическом изображении пространственных отношений, стереогнозис), выполняются большинством детей с дислексией на уровне здоровых сверстников. Левополушарная недостаточность, как на функциональном, так и на морфологическом уровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария, которое подавляет созревание и функциональную активность левого полушария.
Кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения я прорабатываю постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Что включает в себя развитие мелкой моторики пальцев рук в контексте “от простого к сложному”? Это:
– упражнения для пальчиков без предметов: одной рукой (ведущей), второй рукой;
– выполнение упражнения одновременно двумя руками;
– специальные навыки (лепим из пластилина, выстригаем из бумаги, клеим, перебираем фасоль, играем со шнуровками, с крупой и т.д.)
– упражнения для пальчиков с предметами (цветные фишки, бусоград, карандаши);
– пальчиковый театр;
– моторно-графические навыки работы в тетради (штриховки, игры с контурами и шаблонами, рисование по клеточкам, печатание).
Что включает в себя развитие артикуляционной моторики в контексте “от простого к сложному”? Это:
– упражнения, предшествующие постановке звука;
– формирование правильного артикуляционного уклада;
– многократное произнесение изолированного звука;
– произнесение поставленного звука в составе слога, слова;
– произнесение звука в составе предложения, чистоговорки.
В своей работе я последовательно соединяю приёмы коррекционного воздействия на артикуляционную и пальчиковую моторику в один игровой приём. Эффект кинезиологических упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе), с движением глаз.
Применение данного метода позволяет: улучшить мелкую моторику, память, внимание, речь, пространственные представления; снизить утомляемость; повысить способность к произвольному контролю; способствует профилактике дислексии и дисграфии; помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире; развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.
Кинезиологические упражнения (кинезиологический комплекс Сиротюк А. Л.)
Для решения задач развития интеллектуальных, познавательных способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи на занятиях и в дополнение к традиционным методам коррекции речевых нарушений использую кинезиологические упражнения. Это комплекс движений, который позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторику, снизить общую утомляемость и излишнее напряжение. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Несколько вариантов кинезиологических упражнений, которые я использую в своей работе:
- Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:
- Двуручное рисование.
- Межполушарная доска.
Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук (любой автоматизируемый звук).
- Упражнения на мышечную релаксацию и напряжение:
«Яблоки в саду». Ребёнок представляет, что находится в саду, и пытается сорвать яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, «срывает яблоко», делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, «кладёт яблоко в корзину». Руки следует использовать по очереди, затем вместе. Повторить 5—6 раз.
-«Лёд и огонь» - по команде ведущего «Огонь!» ребёнок выполняет произвольные движения. По команде «Лёд!» — замирает, напрягая мышцы всего тела. Повторить 5—6 раз.
- «Кулачки» - загнуть большие пальцы вовнутрь ладони, сжать кулак. Когда ребёнок делает вдох, кулачки следует постепенно сжимать до максимума, при выдохе постепенно разжимать. Повторить 5—6 раз.
-Дыхательные упражнения:
-«Пёрышко, лети!» - ребёнку предлагают глубоко вдохнуть, сильной струёй воздуха подуть на лежащее перед ним на столе пёрышко, чтобы оно взлетело. Затем глубоко вдохнуть и подуть на каждое из 5 лежащих перед ним пёрышек, чтобы полетели все одновременно.
- «Ныряй!» - ребёнок стоя делает глубокий вдох, закрывает нос пальцами и приседает. В таком положении он мысленно считает до 5—10, затем встаёт и выдыхает.
- «Удержи пёрышко» - маленькое пёрышко прикладывают к стене и отпускают. В это время ребёнку предлагают быстро и глубоко вдохнуть, направив струю выдыхаемого воздуха на пёрышко, чтобы оно не упало.
- «Качание головой» - сидя или стоя расправить плечи, голову опустить и закрыть глаза. Затем ребёнок начинает покачивать головой в разные стороны и дышать как можно глубже.
- «Кит» - упражнение заключается в том, что ребёнок глубоко и неторопливо дышит поочерёдно только одной ноздрёй, закрывая правую большим пальцем правой руки, левую — мизинцем левой, остальные пальцы всегда направлены вверх.
- Релаксационные упражнения:
- «Снежная баба» - ребёнку предлагают представить, что он — снежная баба, но вот солнце пригрело, припекло, и снежная баба начала таять. Далее ребёнок изображает, как постепенно тает: сначала голова, потом одна рука, другая, понемножку начало таять и туловище, и, наконец, снежная баба превратилась в лужицу, растёкшуюся по земле.
- «Травинка на ветру» - ребёнку предлагают изобразить всем телом травинку: сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2008.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.
3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006.
4. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Р-на-Д., 2003.
5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2010.
7. Цветкова Л.С., Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста
Выступление на МО...
Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...
Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.
Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...
Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Печатная работа , посвященная совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при взаимодействии педаго...
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста
Материал может быть полезен педагогам, родителям. Вы узнаете как в игровой, непринужденной форме можно организовать проектную деятельность в работе с детьми, научиться читать и открыть для себя увлека...