«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя начальных классов».
презентация к уроку (4 класс)

Кириллина Ирина Венидиктовна

«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария» Моя презентация создана, чтобы обьяснить родителям детей для чего мы выполняем на уроках кинезиологические упражнения..

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                          Доклад на ГМО.

                                                                                  г.Фрязино МОУ СОШ №1

                                                                                            Кириллина И.В.

 «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя

                                          начальных классов».

Цель: 

  • познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение

                    которых возможно в образовательном процессе.

Задачи:

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
  • заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.                                 

     Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех   физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».      

      Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.

       Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Ведь каждый учитель должен решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

        В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

      Ежедневно я, как учитель,  ставлю перед собой вопрос: «Как помочь ребенку не уставать на уроках?» Если ученик устал, вся работа учителя сведена к нулю! На протяжении всей моей профессиональной деятельности здоровьесбережение было одной из важных задач. Я пробовала разные приемы, формы и методы работы. Какие -то мне походили больше , какие-то меньше.

           Однажды я увидела как дети моего класса, на занятии «Умники и умницы», вместе с психологом, выполняют комплекс упражнений. Эти упражнения меня заинтересовали, т.к. я заметила, что после них практически все дети включились в работу. Я тоже стала их иногда использовать на уроках, а спустя 2 месяца  они прочно обосновались в нашем классе.

 Начну с предыстории:

   В  каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе педагогам, потому что быстро утомляются, очень подвижны и  импульсивны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Но чтобы разобраться, как работать с такими детьми, нужно понять почему они себя так ведут.

        Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов:

 правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

       Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для

 координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

                 Одно из полушарий головного мозга является доминирующим. И от этого преобладания зависят особенности поведения ребенка. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей.

            Эффективной творческая работа мозга  становится тогда, когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс.Как же добиться межполушарного взаимодействия? 

       С этой целью более сорока лет назад американские психологи Пол Деннисон и Гейл Деннисон разработали программу «Гимнастика для мозга или если выражаться научным языком «Кинезиология» (от греческого «кинезис» - движение, «логос» - наука).

В основе кинезиологии лежит целостный подход к телу человека и его здоровью.    Физическое и душевное здоровье зависит от свободного протекания жизненной энергии по организму. Энергетические блокады могут вызывать нарушения работы органов, какие-либо расстройства здоровья (физического и эмоционального), страхи или неспособность сосредоточиться. С помощью специально подобранных упражнений организм балансирует процессы, происходящие в  нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

        Кинезиологические упражнения  служат для профилактики переутомления и перенапряжения умственного и физического, импульсивности, слабой воли , внимания, плохой координации крупных и мелких движений, стрессовых состояний, эмоциональных проблем (тревожность, страх, неуверенность), обострения хронических заболеваний.

        А главное - дети начинают получать удовольствие от процесса обучения! Даже после выполнения нескольких упражнений из комплекса школьники, которым прежде нелегко давалась учеба, начинают лучше усваивать учебный материал и добиваются значительных успехов. 
        Система движений на основе "Гимнастики мозга" была разработана для стимуляции индивидуального развития и помощи в усвоении знаний в различных областях жизни. Она состоит из несложных движений, которые подходят не только для маленьких детей и школьников, но и для взрослых и пожилых людей.

        Я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «Гимнастика для мозга».  Все эти упражнения дают высокую умственную энергию. Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

Познакомлю с теми упр., которыми я наиболее часто пользуюсь.

       Все упражнения данной системы — перекрестные. Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга - означает подключить оба полушария мозга, (правое отвечает за левое полушарие, и наоборот).

Кинезиологичесие упражнения:

Этот комлекс упражнений  мы выполняем утром перед занятиями. Они бодрят, тонизируют, снимают усталость,  помогают справиться  сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе. Комплекс состоит из 9 упр.Каждое выполняется 3 раза.

  1. Упражнение"Крюки"

1 часть: Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие .

Необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.

Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы  сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).

Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.
Данный прием (его можно выполнять также стоя ) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе  каждого полушария мозга . При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.
2 часть: Эта поза подойдет для расслабления . Сидя (можно стоя), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти п. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.
Упражнение
 успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы. Кинезиологи утверждают, что оно улучшает раздельную работу правого и левого полушарий головного мозга.


2. «Перекрестные шаги». 

Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.

  1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.
  2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям, дышите в обычном темпе.
  3. А сейчас стоя соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. (примерно 4-8 раз)

3.Упражнение "Кнопки мозга"

Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.

 1.Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.

2.Положите одну руку ладошкой на пупок.

3.Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.

4.Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.

5.Поменяйте руки и повторите упражнение.

6.После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной.

Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.

 Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым детям).

 4.Ленивые восьмерки.

Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (∞). Ее центр проходит на уровне переносицы.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх.Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр.Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

Развивает правое и левое полушария мозга, улучшает зрение, снимает мышечное напряжение шеи, улучшает концентрацию внимания, снимает стресс, гармонизирует общее состояние психики. 

  5. Дыхательная гимнастика.

"Надувание" цветных шаров в животе, "вдыхание" солнечного света и золотистой энергии. Ребенку предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз Активизируют работу стволовых отделов головного мозга, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

6.Упражнение «Слон»

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект—тело», улучшает концентрацию внимания. Также улучшается память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот.  Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаз следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.

Особенно интригует утверждение специалистов, что «Слон» позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга.

7. «Думающий колпак»

Упражнение можно выполнять стоя и сидя. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 3-4 раза. Полезно  перед началом уроков, так как оно помогает быстро сконцентрировать внимание, активнее усваивать новую информацию, улучшает память. Его полезно делать перед написанием контрольных работ. Кроме того это упражнение помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал.

        Применение данной технологии позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

               Уважаемые коллеги, используйте эти простые упражнения в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих учеников. Удачи Вам и здоровья!

                                           И в заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, эксперименти- руйте. Это не только полезно, но и весело!

                                                                                            «Чтобы сделать ребёнка

  умным и рассудительным,

                                                                                           сделайте его крепким

                                                                                            и здоровым».  

                                                                                            Ж.-Ж. Руссо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя начальных классов». Учитель начальных классов МОУ СОШ №1 Кириллина И.В . Август 2018 г.

Слайд 2

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества». Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 3

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей: за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6 % имеющих хронические заболевания – 15,9 до 17,3 %. около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным – с 3,9 % до 12,3 %. С нервно-психическими расстройствами - с 5,6 % до 16,4 %. С нарушениями осанки - с 1,9 % до 16,8 %.

Слайд 6

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения служат для: Профилактика переутомления и перенапряжения умственного и физического. Импульсивности, слабой воли, внимания. Плохой координации крупных и мелких движений. Стрессовых состояний,эмоциональных проблем (тревожность, страх, неуверенность) Обострения хронических заболеваний.

Слайд 7

«Гимнастика для мозга»

Слайд 8

Упражнение «Крюки Деннисона » 1-я часть упражнения : скрестите лодыжки, как вам удобно. Вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Скрестите руки, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Выверните их на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Дополнительно: язык прижимать к твердому нёбу, глаза вверх. 2-я часть упражнения : разомкнув ноги, прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук друг к другу, опустите руки ниже уровня пупка. Дополнительно: язык прижимать к твердому нёбу, глаза вниз. Для снятия напряжения, успокаивает нервную систему, помогает сосредоточиться.

Слайд 9

2 . Упражнение « Перекрестные шаги» Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. Выполнять упражнение в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице . Помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться.

Слайд 10

Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены. Положите одну руку ладошкой на пупок. Вторую руку разместите под ключицами. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной. Поменяйте руки и повторите упражнение. После того как движения станут привычными, дополните их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Для лучшего восприятия новой информации, снижения визуального напряжения. Работа глаз важна для быстрого чтения и письма. 3 . Упражнение «Кнопки мозга»

Слайд 11

Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево- вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо- вверх, возвращаясь в исходную точку. Движения плавные и непрерывные. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Снимает стресс и мышечное напряжение шеи. 4. Упражнение « Ленивые восьмерки»

Слайд 12

Применение данной технологии позволяет : улучшить у детей память, внимание, речь , пространственные представления, мелкую и крупную моторику , снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Слайд 13

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо

Слайд 14

Здоровья Вам и вашим воспитанникам !!!

Слайд 15

СПАСИБО за В НИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов».

В своём выступлении на педагогическом совете помимо теоретических основ , я делюсь практическими наработками о том как сохранить здоровье учащихся....

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)

Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям  было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каж...

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необход...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...

Статья на тему : "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"

Корреккионно-развивающая работа должна быть направлена снизу - вверх (от движения к мышлению). Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение, это универсальный метод развития умст...

Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное возд...

Применение игровой технологии в работе учителя начальных классов

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В...