Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
статья по логопедии
Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_4.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время одной из актуальных задач является необходимость проведения комплексной психокоррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, затруднения в обучении, трудности в адаптации. Как один из способов решения этой задачи мы рассмотрим кинезиологическую коррекцию.
Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Дисграфией и дислексия это серьёзные проблемы, которые часто связаны с неравномерным развитием отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. В связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия в обучении таких детей возникают сложности.
Причины дисграфии кроются в недоразвитии зон коры головного мозга, отвечающих за анализ и синтез речи. Часто нарушения письменной речи проявляются в комплексе с когнитивной незрелостью, фрустрационными нарушениями, соответствующими поведенческими реакциями.
При дислексии у детей часто наблюдаются нарушения пространственных представлений, незрелость изобразительно-графических навыков, им присуща недостаточная сформированность вербально-логического мышления и дефицит сукцессивных функций.
Давно доказано что речь человека непосредственно связана с сенсомоторными навыками, которые, как правило, страдают у детей с нарушениями речи, но воздействие именно на двигательные способности и тактильные ощущения способствует развитию речи.
Современные специалисты коррекционной педагогики ищут всё новые способы предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи детей. Одним из интересных способов решения данной задачи является применение кинезеологических упражнений на занятиях логопеда.
Кинезиологические тренировки положительно влияют на структурные изменения. Но для значительных изменений важна интенсивность и регулярность нагрузки (с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей). Соблюдении этих требований способствует совершенствованию регулирующей и координирующей роли нервной системы. Данная методика позволяет активизировать компенсаторные возможности человека и раскрыть новые возможностей деятельности его мозга. Не маловажно и то, что данный вид упражнений не требует материальных вложений, удобен в применении, можно применять во время занятий, привлекает учащиеся и стимулирует рост мотивации в обучении.
Кинезиологические упражнения можно проводить в качестве режимных моментов и в качестве динамических пауз, на проведение которых отводится от3 до 5 минут.
При проведении подобных упражнений необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Этот вид деятельности применим во время стандартной работы в учебной деятельности, но в творческом процессе его лучше не использовать.
- При интенсивной умственной нагрузке, кинезеологические упражнения включаются в начало урока.
- Эффект от данного вида упражнений может быть, как накопительным, так и немедленным.
- Наиболее эффективно применение кинезеологических упражнений буде с детьми в возрасте до 12 лет, так как у этой категории детей еще не закончились процессы формирования коры больших полушарий и активно развиваются интеллектуальные возможности.
- Кинезиологические тренировки положительно влияют на структурные изменения в организме.
Регулярное и интенсивное применение кинезеологических упражнений способствует достижению следующих целей:
- У учащихся формируется уверенность в себе, они становятся спокойнее, преодолевается страх публичных выступлений.
- У детей повышается уровень любознательности и мотивации к школьному обучению.
- Кинезеологические упражнения способствуют развитию связной речи, построению логико-грамматических конструкций.
- Кинезеологические упражнения способствуют формированию таких необходимых навыков, как классификации, обобщения, систематизации материала.
- У детей развиваются диалоговые, коммуникативные и социальные навыки.
Условия наибольшей результативности применения занятий:
- Утренние часы выполнения.
- Регулярность выполнения.
- Доброжелательная атмосфера.
- Четкая инструкция и точность выполнения упражнений.
- Выполнять упражнения следует стоя или сидя за партами..
Комплексы упражнений:
- Растяжки - упражнения направленные на нормализацию гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию тела.
- Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, снимают гиперкинезы и спазмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...
Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...
Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...
Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».
Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в да...