Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР
презентация к уроку по логопедии
Презентация содержит краткую характеристику структуры дефекта при общем недоразвитии речи, описание видов нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР и этапы коррекционной работы по устранению данных нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_zvukoslogovoy_struktury_slova_u_detey_s_onr.pptx | 100.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звукослоговая структура слова – это чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Лепет – это начало процесса выстраивания линейной структуры звуковых комплексов. В этот период у ребенка формируется процесс слогообразования . Дети не сразу овладевают правильной речью : одни явления языка усваиваются раньше, чем другие – это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. Раннее речевое развитие ребенка характеризуется неравномерностью и скачкообразностью. Для ребенка до трехлетнего возраста нормативным считается сокращение числа слогов, замена труднопроизносимого слова другим словом или паузой для сохранения общего ритма предложения. В незнакомых словах и словах сложной звукослоговой структуры пропуск, перестановки звуков и слогов также являются нормативной особенностью. Звукослоговая структура слова
ОНР - форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Общее недоразвитие речи может выступать как самостоятельная патология или являться следствием других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и др . Основные причины ОНР : генетическая предрасположенность, неблагоприятные условия окружения и воспитания, органическая недостаточность центральной нервной системы. Общее недоразвитие речи
полное или почти полное отсутствие словесных средств общения ; крайне ограниченный словарный запас, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов; п роизношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции, что затрудняет возможность передачи точного звучания слов; неустойчивое структурное оформление одних и тех же слов и сокращение количества слогов в слове до минимального количества. Уровни речевого развития (Р.Е. Левина) I уровень.
многочисленны е ошибки в произношении слов; н арушение звукослоговой структуры слов; аграмматизмы ; незнание лексических значений слов; к оличество неправильно произносимых звуков достигает 16-20; м ногосложные структуры произносятся крайне искаженно, происходит усечение слов; с лова , которые изолированно ребенок произносит правильно, в минимальном контексте изменяются до неузнаваемости. Уровни речевого развития (Р.Е. Левина) II уровень.
отдельные аграмматизмы ; негрубые фонетические недостатки; трудности дифференциации звуков; трудности воспроизведения ряда слов, близких по звучанию, некоторых звуковых и слоговых сочетаний; наблюдается тенденция к увеличению числа слогов и к пропуску согласного в стечении. Уровни речевого развития (Р.Е. Левина) II I уровень.
отдельные нарушения смысловой стороны речи; ошибки в словообразовании и словоизменении; искажение звуконаполняемости слов в разных вариантах в связи с трудностями ребенка удержать в памяти его фонематический образ. Уровни речевого развития (Т.Б. Филичева) IV уровень.
Нарушение количества слогов элизия – сокращение (пропуск) слогов: молоток – «моток*», кошка – «ко*»; при сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале, в середине и в конце слова; опускание слогообразующей гласной: пианино – « пинино *», колесо – « клесо *»; итерации – увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: трава – « тарава *», Слава – « Салава *»; Нарушения последовательности слогов в слове перестановка слогов в слове: дерево – « деворе *»; кашалот – « шакалот *»; перестановка звуков соседних слогов: бегемот – « гебемот *»; пуговица – « гупавица *»; Искажения структуры отдельного слога сокращение стечения согласных (морковка – «маковка*», конфеты – « кафеты *», стул – « тул *»); вставки согласных в слог: лимон – « лимонт *»; Виды нарушений звукослоговой структуры слова
Антиципации уподобления одного слога другому: капитан – « пипитан *», ананасы – « нананасы *»; Персеверации инертное « застревание » на одном слоге слова: панама – « пананама *»; Контаминации соединения частей двух слов: красная смородина – « крародина *». Виды нарушений звукослоговой структуры слова
Наибольшее количество ошибок в звукослоговом оформлении относится к прилагательным и существительным, обозначающим абстрактные, незнакомые детям понятия; Характер ошибок в звукослоговом составе слова объясняется состоянием сенсорных или моторных возможностей детей. Звукослоговая структура слова, правильно передаваемая в изолированном произношении, часто искажается при включении этого слова в минимальный контекст или в самостоятельную речь. Нарушения звукослоговой структуры слова
Успешность употребления слов со стечениями согласных детьми с общим недоразвитием речи зависит от артикуляторной близости согласных звуков: чем ближе их место образования, тем неустойчивей их стечения. Большую роль для правильной передачи звукослоговой структуры слова имеет степень знакомства со словом. Малоизвестные для ребенка слова искажаются чаще, чем знакомые. Неречевые процессы, а именно: оптико-пространственная организация, ритмическая организация движений и действий являются базовыми предпосылками усвоения слогового оформления слова. Недостаточность пространственных представлений непосредственно влияет на восприятие и воспроизведение звукослоговой структуры слова. Нарушения звукослоговой структуры слова
Принципы Работу по формированию звукослоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности и характер нарушения звукослоговой структуры слова. В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые ребенком звуки. Характерная особенность коррекционной работы – многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале. В случае возникновения у ребенка затруднений, слово произносится ребенком медленно, раздельно по слогам, с одновременным « отхлопыванием » слогового контура. Коррекционная работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова
Этапы подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы); этап формирования звукослоговой структуры слова; этап закрепления навыков точного воспроизведения звукослоговой структуры слова; заключительный этап (использование полученных навыков в самостоятельной речи). Коррекционная работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова
Создание фонетической базы овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза, исправление имеющихся нарушений голоса, темпа и тембра речи и т.д . Создание фонематической базы Развитие способности к воспроизведению: Сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и пр.); Слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА); Слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО); Слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости/глухости (ДА-ТА, ПА-БА); Слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости/мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); Слов , близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК) Подготовительный этап (I)
наращивание слогового ряда, у меньшение слогового ряда, образование обратных слогов, повторение слоговых рядов вслед за логопедом; о траженное повторение слов (двусложных, со стечениями) за логопедом; н аращивание слога до слова, изменение структуры слова; м етаграммы , анаграммы, увеличение количества звуков в слове, увеличение количества слогов в слове; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных от существительных с иным значением, названий детенышей животных, названий профессий женского рода; о бразование притяжательных прилагательных, относительных прилагательных от существительных; отраженное повторение словосочетаний со стечениями согласных звуков, отраженное повторение существительных с числительными со стечениями согласных звуков; Этап формирования звукослоговой структуры (II)
Узнай, кто это? Цель: учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами; учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки; развивать слуховое внимание и память. Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним: Мама купает Вову. Папа играет с сыном. Дядя идет домой. Во дворе стоит баба из снега. Няня гуляет с детьми. А затем предлагает ребенку ответить на вопросы: Логопед: Ребенок : Кто купает Вову? Мама . Кто играет с сыном? Папа . Кто стоит во дворе? Баба . Кто гуляет с детьми? Няня . Кто идет домой? Дядя . Примерные задания II этапа (Н.С. Четверушкина )
Найди и назови Цель: учить произносить слова двусложной слоговой структуры при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа, учить соотносить слова и картинки, развивать слуховое и зрительное внимание. Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их». а ) с окончанием -И б ) с окончанием -Ы Логопед: Ребенок : Логопед : Ребенок : муха мухи дуб дубы нога ноги кот коты дыня дыни нота ноты конь кони кит киты мак маки ива ивы тень тени липа липы ель ели хата хаты Примерные задания II этапа (Н.С. Четверушкина )
Один-Пять Цель: учить четко произносить двухсложные слова из закрытых слогов при согласовании числительного «пять» с именами существительными, расширять и активизировать словарный запас, развивать слуховое внимание. Логопед говорит ребенку: « Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов». а) с нулевым окончанием. Логопед: Ребенок : Логопед : Ребенок : Одна комната – пять комнат Одна яблоня – пять яблонь Одна конфета – пять конфет Одна котлета – пять котлет Одни колготы – пять колгот Одно яблоко – пять яблок б) с окончанием «ЕЙ» Логопед: Ребенок : Логопед : Ребенок : Один огонь – пять огней Один бивень – пять бивней Один уголь – пять углей Один парень – пять парней Один камень – пять камней Один корень – пять корней Один ливень – пять ливней Примерные задания II этапа (Н.С. Четверушкина )
Кто это? Цель: учить четко произносить о дносложные слова со стечением согласных в начале или середине слова, развивать пространственные представления, логическое мышление. Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия животных, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать и сказать, о каком животном идет речь. Логопед: Ребенок : Кто между волком и слоном? Зубр . Кто слева от волка? Львы . Кто справа от зубра? Слон . Кто между слоном и моржом? Крот . Кто справа от крота? Морж . Кто справа от зубра? Волк . Примерные задания II этапа (Н.С. Четверушкина )
Профессии Цель: закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования названий профессий женского рода с суффиксами -их-, -ниц-, - иц -, -к- ). Логопед показывает детям картинки с изображением муж-чины и женщины одной профессии и называет их: мужчина — портной, а женщина — портниха. Затем педагог предлагает детям назвать профессии женщин (профессии мужчин логопед называет сам). Речевой материал : а) певец — певица, летчик — летчица, переводчик — переводчица , танцовщик — танцовщица ; б) повар — повариха, ткач — ткачиха ; в) пианист — пианистка, тракторист — трактористка, машинист — машинистка, спортсмен — спортсменка ; г) учитель — учительница, художник — художница, писатель — писательница. Пары слов повторяются с целью закрепления правильной звукослоговой структуры. Примерные задания II этапа (Г.Г. Голубева)
Кто у кого? Цель: закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования названий детенышей животных. Предварительно логопед проводит беседу по тексту стихотворения А. Екимцева «Лесные звери», в которой выясняется, что у каждого зверя есть свой детеныш. Затем логопед читает текст, дети дополняют строчки стихотворения: Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-слонихой Топал... (слоненок), За мамой-лисицей Крался... (лисенок ), За мамой-ежихой Катился... (ежонок), За мамой-медведицей Шел... (медвежонок). После этого дети сами называют животных и их детенышей с опорой на картинки. Речевой материал: Тигр — тигренок, слон — слоненок, медведь — медвежонок, лев — львенок, лиса — лисенок, волк — волчонок, кошка — котенок Пары слов повторяются с целью закрепления правильной звукослоговой структуры. Примерные задания II этапа (Г.Г. Голубева)
Варенье Цель: закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования относительных прилагательных. Логопед предлагает детям вспомнить и сказать, как называется варенье, сваренное из той или иной ягоды (выполнение упражнения может сопровождаться показом соответствующих предметных картинок). Речевой материал: Брусника — брусничное, абрикос — абрикосовое, ежевика — ежевичное, калина — калиновое, земляника — земляничное, малина — малиновое, клубника — клубничное, персик — персиковое, черника — черничное, рябина — рябиновое, яблоко — яблочное. Примерные задания II этапа (Г.Г. Голубева)
о траженное повторение за логопедом предложений; договаривание предложений с опорой на картинки; з аучивание чистоговорок (с повторяющейся серией слогов и с одинаковым согласным звуком, с разными типами слогов и различными составляющими их звуками); з аучивание стихов; з аучивание скороговорок Этап закрепления навыков точного воспроизведения звукослоговой структуры слова ( II I )
Цель : закрепление звукослоговой структуры слова в процессе воспроизведения предложений с труднопроизносимыми звуками. Логопед предлагает детям повторить предложения. Речевой материал : На сковородке разогревается завтрак. На табуретке стоит соковыжималка. Воспитательница прочитала сказку про Бармалея . Первоклассники выстроились на школьном дворе. У учительницы на столе стоит магнитофон. В автомастерской ремонтируют разнообразный транспорт. Охотники выследили лису. Я покупаю мороженое из шоколада. Пассажиры выходили из самолета по трапу . Мальчики положили велосипеды у обочины. Кукурузу и чечевицу посадили на огороде. Примерные задания III этапа (Т.А. Ткаченко)
Заучивание скороговорок Цель: закрепление звукослоговой структуры слова в процессе заучивания скороговорок. Логопед предлагает детям повторить скороговорки. Речевой материал: Дед Данила делил дыню: Дольку — Дине, дольку — Диме. У Бори винт, у Вити бинт. У ежа — ежата, у ужа — ужата. Волк рыщет, пищу ищет. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Таня опять нашла пять опят. Проворонила ворона вороненка. Примерные задания III этапа (Г.Г. Голубева)
У Антошки Цель: закрепление звукослоговой структуры слова в процессе договаривания предложений. Логопед предлагает детям рассмотреть изображение Антошки и ряд из четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: книжки, газеты, открытки, журналы. Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все предложение». Речевой и картинный материал: У Антошки на полках ... (книжки, газеты, открытки, журналы). У Антошки в кармашках ... (печенье, баранки, пряники, конфетки). У Антошки есть игрушки ... (самокат, самолет, велосипед, вертолет). Антошке снится вкусный сон ... (апельсин, мандарин, банан, лимон). Антошка посадил на клумбе ... (ландыши, ромашки, лютики и кашку). Антошка увидел ... (муравья, стрекозу, кузнечика, гусеницу). Примерные задания III этапа (Г.В. Бабина)
Кто кем был? Цель: закрепление звукослоговой структуры слова в процессе воспроизведения предложений с названиями детенышей животных. Логопед предлагает детям составить предложение без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Скажите, кем была корова? А лошадь?» Речевой материал: Корова была теленком. Лошадь была жеребенком. Кошка была котенком. Свинья была поросенком. Лиса была лисенком. Волк был волчонком. Зайчиха была зайчонком. Бельчиха была бельчонком. Лось был лосенком. Олень был олененком. Утка была утенком. Гусыня была гусенком. Индюшка была индюшонком. Курица была цыпленком. Примерные задания III этапа (Г.В. Бабина)
Заучивание чистоговорок Цель: закрепление звукослоговой структуры слова в процессе заучивания чистоговорок . Логопед предлагает детям заучить чистоговорки . Речевой материал: Ша-ша-ша — у меня лапша. Шо-шо-шо — летом хорошо . За-за-за — вот идет коза. Зу-зу-зу — мы ведем козу . Ка-ка-ка — белая мука. Ко-ко-ко — парное молоко . Ма-ма-ма — кирпичные дома. Да-да-да — чистая вода. Ды-ды-ды — дайте мне воды . Жи-жи-жи — ползают ужи. Сы-сы-сы — у папы выросли усы. Примерные задания III этапа (Г.Г. Голубева)
с оставление рассказов по опорным словам; с оставление описательных рассказов предметов; п ридумывание начала/конца рассказа; р азыгрывание диалогов на заданную тему; п ридумывание сказок. Заключительный этап ( IV )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".
Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....
Консультация для родителей. Звукослоговая структура слова.
Информация представлена ввиде красочных картинок с информацией для родителей как помочь ребёнку с наушение слоговой структуры слова....
Методика исследования особенностей овладения звукослоговой структурой слова детьми с ОНР
Методика исследования особенностей овладения звукослоговой структурой слова детьми с ОНР При создании методики были использованы в модифицированном виде существующие методические разработки...
Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.
Статья на тему " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе школьного учителя-логопеда ....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....
Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи...
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...