Конспект занятия "Звуки М и Мь. Буква М.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Рудакова Анна Владимировна

Конспект группового занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи. Тема "Звуки М и Мь. Буква М. В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательность. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_m_i_m._bukva_m.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Конспект логопедического занятия

«Звуки М и М’. Буква М»

Подготовила:

Рудакова Анна Владимировна

Учитель-логопед

г. Усть-Кут

2021г.

Тема: Звуки М и Мь. Буква М.

Цель: Формирование представлений о звуках М и Мь и букве М.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звуков М, Мь изолированно, в слогах, словах.
  2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков М, Мь.
  3. Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.
  4. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
  5. Познакомить с графическим изображением звуков.
  6. Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.
  7. Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой М.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематические процессы.
  2. Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
  3. Развивать внимание память, мышление.
  4. Развивать графические навыки.
  5. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у обучающихся умение внимательно слушать учителя-логопеда, выполнять предложенные задания.

Оборудование: зеркала по количеству детей, магнитная доска, символы звуков, предметные картинки, буквы, карандаши, тетрадь, ручки, мячик, изображение двух девочек:  Маша и Мила.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Какие гласные звуки вы знаете?

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Введение в тему.

- Послушайте стихотворение:

   Мишке нравится малина,                       Но кусты те не просты,

   Ягода лесная.                                         Оказались злючки!

  Взял он две корзины,                              Две корзиночки пусты,

  Ходит, собирает.                                    И в носу колючки! (Т. Минченко)

- С какого звука начинается слово «малина»?

- С какого звука начинается слово «мишка»?

- Сегодня мы поговорим о звуках М и Мь.

3. Основная часть.

Артикуляция и характеристика звуков М и Мь.

- Когда мы произносим звук М, то губы сомкнуты и мешают воздуху выйти через рот, поэтому воздух проходит через нос.

- Звук М – согласный, т.к. воздух встречает преграду. Этот звук твердый, звонкий. Такой звук обозначается синим квадратом с колокольчиком.

- Звук Мь – согласный, мягкий, звонкий. Он обозначается зеленым квадратом с колокольчиком.

- Чем отличаются звуки М и Мь?

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

- Я буду кидать вам мячик говорить слог с мягким звуком, а вы превратите его в слог с твердым звуком. Например: мя – ма.

Материал: мя-ма, мю-му, ми-мы, ме-мэ, мё-мо, амь-ам, омь-ом, умь-ум, ымь-ым, имь-им.

Игра «Запомни и повтори»

- Повторите слоги так же.

ма - ма – мя?             мя-мя-ма!              мя-ма-мя.

му-му-мю!                мю-мю-му?           му-мю-мю.

мы-мы-ми.                ми-ми-мы!           ми-мы-ми?

Игра «Выбери картинку»

- Две девочки Маша и Мила просят им раздать картинки. Маше  - картинки со звуком М, Миле – картинки со звуком Мь (мишка, малина, машина, мышка, мешок, месяц, муравей, муха, миска).

- Назовите картинки, названия которых начинаются со звука М.

- Назовите картинки, которые начинаются со звука Мь.

Игра «Найди слова».

- Посмотрите внимательно на картинку, назовите слова в которых встречаются звуки М и Мь. Сколько слогов в слове? (машина, мышка, мешок, аквариум, моряк, лимон, замок, носорог, дом, стол, ручка, мост, мебель, хомяк). Какие картинки лишние? Почему?

- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в начале слова?

- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в середине  слова?

- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в конце слова?

Физминутка.

Мишка, лапки подними,                      А потом земли коснись

Мишка, лапки опусти                          И животик свой потри-

Мишка, мишка, покружись,                 Раз, два, три!

Знакомство с буквой М.

- Звуки М и Мь мы слышим и говорим, а читаем и пишем букву М.

Взявшись за руки, мы встали

И на М (эм) похожи стали.         (В Степанов)

- Найдите букву М среди других букв (работа с карточкой).

- Прочитайте слоги с буквой М (в столбик, в строчку, в разброс).

Ма                  Ам                   Ама

Мо                  Ом                   Омо

Му                  Ум                   Уму

Мы                  Ым                  Ымы

Ми                  Им                   Ими

- Напишите букву М в тетради (прописать заглавную и строчную букву).

Звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.

- Выложите под звуками буквы и прочитайте слог.

Материал: ам, ум, мы, ми.

4. Итог занятия

- О каких звуках мы говорили?

- Вспомните слова со звуком М.

- Вспомните слова со звуком Мь.

- Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Список литературы:

  1. Андржеевская И.Ю. Физминутки: 50 упражнений для начальной школы. – Вита-Пресс, 2012г.
  2. Виноградова Е. А. Конспекты логопедических занятий: обучение грамоте детей с недоразвитием речи. – Ростов н/Д.: - Феникс, 2020г.
  3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. От звука к букве. Коррекция звукопроизношения и обучение чтению детей 5-6 лет. – М.:, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...

Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...

Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].

Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....

Конспект урока по обучению грамоте "Буквы Б, б"

Конспект урока по обучению грамоте...

Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ш".

Урок отражает системно-деятельностный подход....

кОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ БУКВЫ Б

НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ НАВЫК СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ С ПЕРЕХОДОМ НА ЧТЕНИЕ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ, ВЕДЕТСЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКО- СЛОГОВОГО АНАЛИЗА, УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ, СРАВНИВА...

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...