Конспект занятия "Звуки М и Мь. Буква М.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект группового занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи. Тема "Звуки М и Мь. Буква М. В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательность. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_m_i_m._bukva_m.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Конспект логопедического занятия
«Звуки М и М’. Буква М»
Подготовила:
Рудакова Анна Владимировна
Учитель-логопед
г. Усть-Кут
2021г.
Тема: Звуки М и Мь. Буква М.
Цель: Формирование представлений о звуках М и Мь и букве М.
Образовательные задачи:
- Закрепить навыки различения и произношения звуков М, Мь изолированно, в слогах, словах.
- Уточнить артикуляцию и характеристику звуков М, Мь.
- Формировать умение воспроизводить слоговые ряды с различной интонацией.
- Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
- Познакомить с графическим изображением звуков.
- Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.
- Формировать умение читать обратные и прямые слоги с буквой М.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
- Развивать внимание память, мышление.
- Развивать графические навыки.
- Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у обучающихся умение внимательно слушать учителя-логопеда, выполнять предложенные задания.
Оборудование: зеркала по количеству детей, магнитная доска, символы звуков, предметные картинки, буквы, карандаши, тетрадь, ручки, мячик, изображение двух девочек: Маша и Мила.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Какие гласные звуки вы знаете?
-Чем отличаются гласные звуки от согласных?
2. Введение в тему.
- Послушайте стихотворение:
Мишке нравится малина, Но кусты те не просты,
Ягода лесная. Оказались злючки!
Взял он две корзины, Две корзиночки пусты,
Ходит, собирает. И в носу колючки! (Т. Минченко)
- С какого звука начинается слово «малина»?
- С какого звука начинается слово «мишка»?
- Сегодня мы поговорим о звуках М и Мь.
3. Основная часть.
Артикуляция и характеристика звуков М и Мь.
- Когда мы произносим звук М, то губы сомкнуты и мешают воздуху выйти через рот, поэтому воздух проходит через нос.
- Звук М – согласный, т.к. воздух встречает преграду. Этот звук твердый, звонкий. Такой звук обозначается синим квадратом с колокольчиком.
- Звук Мь – согласный, мягкий, звонкий. Он обозначается зеленым квадратом с колокольчиком.
- Чем отличаются звуки М и Мь?
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
- Я буду кидать вам мячик говорить слог с мягким звуком, а вы превратите его в слог с твердым звуком. Например: мя – ма.
Материал: мя-ма, мю-му, ми-мы, ме-мэ, мё-мо, амь-ам, омь-ом, умь-ум, ымь-ым, имь-им.
Игра «Запомни и повтори»
- Повторите слоги так же.
ма - ма – мя? мя-мя-ма! мя-ма-мя.
му-му-мю! мю-мю-му? му-мю-мю.
мы-мы-ми. ми-ми-мы! ми-мы-ми?
Игра «Выбери картинку»
- Две девочки Маша и Мила просят им раздать картинки. Маше - картинки со звуком М, Миле – картинки со звуком Мь (мишка, малина, машина, мышка, мешок, месяц, муравей, муха, миска).
- Назовите картинки, названия которых начинаются со звука М.
- Назовите картинки, которые начинаются со звука Мь.
Игра «Найди слова».
- Посмотрите внимательно на картинку, назовите слова в которых встречаются звуки М и Мь. Сколько слогов в слове? (машина, мышка, мешок, аквариум, моряк, лимон, замок, носорог, дом, стол, ручка, мост, мебель, хомяк). Какие картинки лишние? Почему?
- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в начале слова?
- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в середине слова?
- Назовите картинки, в названии которых звуки М и Мь стоят в конце слова?
Физминутка.
Мишка, лапки подними, А потом земли коснись
Мишка, лапки опусти И животик свой потри-
Мишка, мишка, покружись, Раз, два, три!
Знакомство с буквой М.
- Звуки М и Мь мы слышим и говорим, а читаем и пишем букву М.
Взявшись за руки, мы встали
И на М (эм) похожи стали. (В Степанов)
- Найдите букву М среди других букв (работа с карточкой).
- Прочитайте слоги с буквой М (в столбик, в строчку, в разброс).
Ма Ам Ама
Мо Ом Омо
Му Ум Уму
Мы Ым Ымы
Ми Им Ими
- Напишите букву М в тетради (прописать заглавную и строчную букву).
Звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов.
- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.
- Назовите второй звук. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ.
- Выложите под звуками буквы и прочитайте слог.
Материал: ам, ум, мы, ми.
4. Итог занятия
- О каких звуках мы говорили?
- Вспомните слова со звуком М.
- Вспомните слова со звуком Мь.
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?
Список литературы:
- Андржеевская И.Ю. Физминутки: 50 упражнений для начальной школы. – Вита-Пресс, 2012г.
- Виноградова Е. А. Конспекты логопедических занятий: обучение грамоте детей с недоразвитием речи. – Ростов н/Д.: - Феникс, 2020г.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. От звука к букве. Коррекция звукопроизношения и обучение чтению детей 5-6 лет. – М.:, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100
Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...
Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100
Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...
Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].
Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....
Конспект урока по обучению грамоте "Буквы Б, б"
Конспект урока по обучению грамоте...
Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ш".
Урок отражает системно-деятельностный подход....
кОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ БУКВЫ Б
НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ НАВЫК СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ С ПЕРЕХОДОМ НА ЧТЕНИЕ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ, ВЕДЕТСЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКО- СЛОГОВОГО АНАЛИЗА, УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ, СРАВНИВА...
Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Цель: Повторить звуки [т] [т’], и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...