Использование логопедических приемов на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО
консультация по логопедии
В материале представлены методы и приемы способствующие речевому развитию детей, которые можно использовать педагогам начальных классов СКО на своих уроках русского языка и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_priemy.docx | 16.92 КБ |
000b186c-3ef8e264.ppt | 1.05 МБ |
seminar_po_ovz.pdf | 197.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логопедических
приемов
на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО
Рыбина Елена Васильевна
Учитель-логопед
МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»
Здравствуйте, коллеги! Сегодня я продемонстрирую вам методы и приемы способствующие речевому развитию детей, которые можно использовать педагогам начальных классов на своих уроках.
Слайд 1
Слайд 2
Цель устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности
и основными направлениями работы школьного логопеда является:
- развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики)
- коррекция нарушений письменной речи
Задача моего выступления познакомить Вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
О некоторых из них я сейчас расскажу и продемонстриру.
Слайд 3 Артикуляционная гимнастика
Основополагающей в работе является развитие артикуляционного аппарата при помощи артикуляционной гимнастики, которую дети очень любят. По новым стандартам образования ее рекомендуют включать в урок при обучении чтению.
. Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость)
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
Перед вами находится комплекс артикуляционных упражнений, который вы можете использовать на своих уроках( .некоторые упражнения выполняем вместе с педагогами)
Слайд 4 Речевое дыхание
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим, логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщение организма кислородом
- улучшение обменных процессов
- нормализация психо-эмоционального состояния
Некоторые упражнения из комплекса, мы вам продемонстрируем:
Демонстрируется упражнение: «Насос», «Сильный дровосек», «Гуси полетели», «Кипящая каша», «Ходьба».
Важно помнить правила речевого дыхания: воздух набираем через нос, плечи не поднимаем, щеки не надуваем, работает брюшная стенка и плавный длительный выдох.
Если ребенок не может освоить технику диафрагмального дыхания, то кладем его руки на живот и учим дышать, чтобы ребенок чувствовал, что руки на животе поднимаются (вдох-выдох).
Слайд 5 развитие мелкой моторики
На уроках можно использовать массажные мячики, прищепки ,игрушки с шипами, карандаши
Давайте вместе проделаем упражнение для развитие мелкой моторики:
Упражнение с прищепками в стихотворной форме демонстрируется совместно с педагогами
Слайд 6
Мы также включаем в работу кинезиологические упражнения
Демонстрируется совметное упражнение: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»
Чтобы разгружать зрение ребенка, используем различную зрительную гимнастику.
Слайд 8
В работе по коррекции чтения и письма мы можем посоветовать некоторые приемы, которые педагоги могут использовать на своих уроках и рекомендовать родителям
Слайд 9
«Создание ситуации успеха»
С ребенком-логопатом, у которого в тетради красный фон от ошибок посоветовать педагогу отказаться на некоторое время от красной пасты. А дать возможность ребенку написать в тетради простым карандашом, а учителю не исправлять ошибки, а делать пометки на полях. Ученик имеет возможность ее стереть и написать правильно. А также провести работу над ошибками.
В итоге цель достигнута, ошибки найдены самим ребенком, тетрадь в прекрасном состоянии, самооценка ребенка поднята и положительный эффект достигнута.
Слайд 10
«Корректурная проба»
Ежедневно в течении 5 минут в любом тексте (кроме газетного) зачеркнуть заданные буквы.
Например: начинаем с 1 гласного и переходим к согласным, можно давать парные согланые. Зачеркнуть определенную букву, другую обвести в овал и т.п по усмотрению педагога.
Специалисты применяющую эту методику гарантируют, что улучшается качество и грамотность письма.
Слайд 11
«Шкатулка ошибок»
В работе ученика видим написанное неправильное слово, выписываем эти слова с ошибками на бумажку и подчеркиваем ошибки, разбираем ошибки и кладем в шкатулку. В следующий раз если ребенок не допускает этой ошибки, то рвем бумажку на глазах у ребенка. Хвалим ребенка. А если ребенок опять делает в работе эти ошибки, то отрабатываем на следующих занятиях эти ошибки, и бумажка с ошибками находится в шкатулке. Она находится там, пока ребенок не запомнит правильное написание или правило на ошибку.
Примечание: чаще применяется в индивидуальной работе и работе со словарными словами.
Слайд 12
«Ассоциации»
применяется в работе со словарными словами
слайд 13
Советы по повышению показателей техники чтения (советы родителям)
Слайд 14
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы вы можете использовать в своей работе, и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание, а участников за работу.
Надеемся, что наши советы помогут вам в нашей работе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и направления работы логопеда в школе Цель устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности Направления работы развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) коррекция нарушений письменной речи
Артикуляционная гимнастика Регулярное выполнение позволяет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость) улучшить подвижность артикуляционных органов укрепить мышечную систему языка, губ, щёк уменьшить напряжённость артикуляционных органов
Дыхательные упражнения Развивают продолжительный, равномерный выдох формируют сильную воздушную струю тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора тренируют ситуативную фразовую речь Оздоравливают насыщая организм кислородом улучшая обменные процессы нормализуя психо-эмоциональное состояние
Правила речевого дыхания воздух набираем через нос плечи не поднимаем щеки не надуваем работает брюшная стенка выдох плавный и длительный
Мелкая моторика повышение тонуса коры головного мозга развитие речевых центров коры головного мозга стимулирование развития речи ребенка согласование работы понятийного и двигательного центров речи способствование улучшению артикуляционной моторики развитие чувства ритма и координаций движений подготовка руки к письму
Корректурные пробы
«Тайна пропавшего предложения»
«Ситуация успеха»
Словарная работа «Шкатулка ошибок» Ассоциации
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - классс "Устранение учебных проблем на уроках русского языка и чтения в начальной школе"
1. Как развивать мелкую моторику рук и навык фонематического анализа? 2. Как устранить бедность словарного запаса и неумение выразить свою мысль распространёнными предложениями? 3. В чём проблема уч...
Выступление "Использование инновационных технологий.на уроках русского языка и чтения"
Использование инновационных технологий в обучении способствует формированию социально значимых качеств личности учащихся, таких как: самостоятельность, работоспособность, целеустремлённость, способнос...
Методическая разработка урока к предметной неделе русского языка и чтения в начальных классах
Данный материал содержит план проведения недели русского языка и литературы в начальной школе....
: « О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся на уроках русского языка и чтения в начальной школе»
Речь в жизни человека выполняет три основные роли: во - первых, она служит средством оформления и выражения мысли, во - вторых – средством общения между людьми, в - третьих, в речи выражаются чув...
Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математики учителя начальных классов Токаревой Л.Н.
Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математикиучителя начальных классов Токаревой Л.Н. На уроках русского языка опираюсь на систему комплексного интеллектуального развития, которая ...
Использование логопедических минуток на уроках русского языка и литературного чтения.
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разр...
«Применение кейс - технологии на уроках русского и литературного чтения в начальных классах»
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Принцип технологии сост...