Использование логопедических минуток на уроках русского языка и литературного чтения.
консультация по логопедии
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.-ispolzovanie-logopedicheskih-minutok-na-urokah.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логопедических минуток на уроках русского языка и литературного чтения.
Рыбкина Я.В., учитель начальных классов МКОУ НОШ с. Ленинское.
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.
Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят выражение на письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций, то может возникнуть нарушения процессов овладения письмом – (Слайд 2) дисграфия, то есть неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта и чтением - (Слайд 3) дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Т.к. я являюсь учителем начальных классов и прохожу, обучение логопедии, то я вижу проявления дефектов письменной и устной речи учащихся в своем классе. В моем классе одна треть учащихся с дефектами речи являются слабоуспевающими по русскому языку. Поэтому на уроках русского языка я стараюсь направить свою работу на предупреждение возможного появления дефектов письменной речи и коррекцию негрубых проявлений дисграфии и дислексии.
Для этого на уроках русского языка я использую «логопедические минутки». Это непродолжительные по времени задания, направленные на совершенствование речевой деятельности, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, устранение пробелов в умении выстраивать определенные синтаксические конструкции. Названия этих логоминуток простые.
Показать минутки названия (Слайд №4,5)
Логоминутки проводятся мною на разных этапах уроках.
Проведенные в начале урока, они выступают в качестве задания, активизирующего зрительное и слуховое внимание учащихся.
Слайд 6
(Найди среди этих предметов только железные (острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие и т.п.)). И записывают названия 2-3 предметов в тетрадь.
Слайд 7-8
Проведенная в середине урока логоминутка, особенно оформленная в виде игры или конкурса, дает детям небольшую передышку, переключая их внимание с одного учебного материала на другой. Я использую игру «Запомни предмет».
Слайд 9.
С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ
При отработке парных согласных чаще всего я использую минутку под названием «Письмо»: в тексте письма, полученного, например, от сказочного героя допущены ошибки и задача учащихся их исправить.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Благодаря «логопедическим минуткам» у учащихся повышается учебная мотивация, развивается слуховая и зрительная память. Я считаю, что использование логоминуток, привело к снижению количества логопедических ошибок при письме у 4 из 7 учеников моего класса.
На уроках литературного чтения для автоматизации звуков, отработки техники чтения, развития дыхания, памяти мною используются скороговорки (лычащие, рычащие, шипящие).
(Слайд 10-12)
Популярные скороговорки, такие например, как «Мама мыла раму, раму мыла мама», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и др. замечательно устраняют дефекты речи, избавляют ребенка от косноязычия, способствуют развитию навыков и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков. Правильное произношение букв и слов, совершенствование навыка чтения отмечается также у 4 учащихся. Это результативность не высока в связи с групповым проведением логоминуток.
Мне, как молодому специалисту, интересна эта методика, возможно в дальнейшем я буду проводить и индивидуальные занятия с ребятами своего класса.
Для проведения логопедических минуток я использую материалы из методического комплекта по коррекции нарушения письма у младших школьников учителя – логопеда Борисовой Елены Альбертовны. Из данного комплекта можно подобрать материал на каждый урок, как для всего класса, так и для отдельного ученика в зависимости от вида нарушения письменной речи.
(Слайд 13) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....
Методическая тема.Использование элементов фольклора на уроках русского языка и литературного чтения.
Этот материал поможет разнообразить уроки русского языка и литературного чтения....
Рекомендации по проведению логопедических минуток на уроках русского языка.
Логопедические минутки – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи....
Использование логопедических приемов на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО
В материале представлены методы и приемы способствующие речевому развитию детей, которые можно использовать педагогам начальных классов СКО на своих уроках русского языка и чтения....
Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»
- «ИНСЕРТ» - технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе...