Пишем грамотно, решая задачи.
материал по логопедии
В материале представлены: конспект и презентация мастер-класса для педагогов начальных классов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих в классах СКО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishem_gramotno_reshaya_zadachi.docx | 85.05 КБ |
na_forum.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Ахримова Елена Васильевна - учитель-логопед МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»
Тема: Пиши грамотно – решая задачи.
Оборудование: компьютер, проектор, листы ватмана формата А3, маркеры.
Педагогическая идея: используя технологии межпредметной интеграции и проблемного обучения для повышения уровня грамотности учащихся начальной школы.
Введение в тему.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Начав работать в общеобразовательной школе, я столкнулась с наличием огромного количества орфографических ошибок в письменных работах обучающихся. А еще часто учителя начальной школы отмечают, что по математике у большинства учеников проблем нет. Изучив методическую литературу и интернет-ресурсы, для решения данной проблемы я использую математическую технологию – аналитического решения задач, а так же технологии моделирования и алгоритмизации.
Для правильного написания слов с орфограммой необходимо выполнить несколько последовательных действий в определенном порядке, для получения результата, то есть решить задачу. Орфографическая задача сама по себе уже предоставляет данные, то есть, что известно, условия для ее решения и вопрос - что необходимо узнать. Условия - это сами слова для проверки в словосочетаниях и предложениях, состав которых подскажет, как правильно выполнить решение задачи. Данные - это те правилосообразные и другие языковые сведения, которые обучающийся может применять в поиске ответа. Решение - это возможность верного написания слов, словосочетаний и предложений.
Трудности при решении данной задачи (по сравнению с математической):
1.Ученик сам перед собою ставит эту задачу (при выполнения письменной работы, не отвлекаясь от того, что он пишет, от техники написания букв и соединений), обозначить в слове орфограмму и осознать ее как задачу.
2. В каждой строчке текста орфографических задач не менее 3, а время на решение каждой задачи очень ограниченно.
Школьник совершает действия из последовательных «шагов»:
- найти орфограмму в слове, в словосочетании;
- определить ее вид (проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится);
- вспомнить правило;
- определить способ решения задачи в зависимости от типа, вида орфограммы, от соответствующего правила: безударные гласные проверяются одним способом, слитные или раздельные написания - совсем другим способом;
- определить «шаги», ступени и их последовательности, то есть восстановить в памяти алгоритм решения орфографической задачи до начала ее решения, представить себе модель решения;
- решить задачу, выполнить ряд последовательных действий, не пропустив ни одного и не допустив ошибки ни на одной ступени, получить итог - выбрать правильное написание;
- написать слово, словосочетание в соответствии с решением задачи, осуществить самопроверку.
Такова в общих чертах структура действий учащегося, проверяющего орфограмму с помощью правил. На практике школьник далеко не всегда соблюдает все элементы этой модели, что и приводит к ошибкам.
Не только орфографические цели, но задачи умственного развития учащихся требуют систематического использования подобных моделей. Если обратиться к теории проблемного обучения (проблемное обучение – это модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность), то можно найти в решении орфографической задачи важнейшие признаки проблемности:
- учащийся, ориентируясь в создающихся при письме ситуациях, сам находит объект задачи (орфограмму), осознает его и задачу,
- сам находит способ решения этой задачи,
- сам решает и фиксирует результат, то есть пишет, претворяет мысленное действие в практику письма.
Трудно найти пример более полного применения принципа проблемного обучения, чем в решении орфографических задач в условиях свободного письма.
На практике, в помощь учащимся создаем с ними указания в виде плаката-инструкции, используя идеи моделирования и алгоритмизации, где даны 3-4 рекомендации в нужной последовательности:
1. Какую букву или какие буквы ты проверяешь?
2. На какое правило? Укажи способ, проверки: применить правило; проверить по словарю;
3. Назови ступени проверки; сделай вывод: как следует написать?
4. Напиши! Еще раз проверь!
Естественно, что эти указания для учащихся значительно сокращены по сравнению с той последовательностью, которая дана выше. Условием эффективности подобных инструкций для учащихся является глубокое понимание всей последовательности педагогом, понимание психологических механизмов решения задачи и способность оказывать направляющее воздействие на учащихся. Часто в своей работе, использую слово «алгоритм». Алгоритм в обучении - точное и легкое для понимания описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи определенного типа; при точном соблюдении всех шагов решения задачи алгоритм приведет к правильному результату. В практике, лучше применять последовательность из 3 максимум 4 «шагов».
Пример практического применения метода.
Для примера, выполним следующую работу. На листе ватмана А 3, прилепленном на доске, пишем слово «на берегу».
Проверяем орфограмму - слитное или раздельное написание «на берегу». Грамматическая основа решения задачи: выяснение, является ли «на» предлогом - в этом случае писать раздельно, или это приставка, и ее надо писать слитно. Правило построено на лингвистическом эксперименте: учащийся должен, попытаться расширить предложение, ввести между предполагаемым предлогом «на» и существительным «берегу» какое-либо прилагательное. Как видим, решение опирается на чувство языка. Следующий «шаг» - подстановка имени прилагательного: «На высоком берегу». Лингвистический эксперимент дает положительный результат: прилагательное можно вставить, смысл предложения и связь между словами при этом не теряются. Значит, «на» - предлог, и писать следует раздельно. Задача решена: следует написать и осуществить самопроверку.
Для автоматизации навыка решения орфографических задач, применяю пособие О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой
Эффективность данной методики подтверждается проведенной итоговой и промежуточной диагностикой. Количество ошибок в письменный работах у учащихся, получающих коррекционную помощь снизилось с 15-20 в 1 работе до 5-6.
Работа в группах.
Для работы предлагается разделиться на группы по 4-5 человек. Каждой группе будет предложено составить алгоритм решения 3 орфографических задач. Слова написаны на листах ватмана форматом А3. Под каждым словом необходимо написать алгоритм решения, но не более 3-4 пунктов.
1 группа – б.дноватый, суш., раз.единение
2 группа – обв.тшалый, усач., вз.ерошенный
3 группа – гр.циозность, мятеж., с.ёжился
4 группа – зав.хрение, бреш., об.едки
Обсуждение алгоритмов, созданных рабочими группами.
Свои алгоритмы решения данных задач.
А я Вам предложу свои алгоритмы действий.
Алгоритм проверки орфограммы «Безударный гласный в корне слова».
1-й шаг: Найди в корне гласный звук.
да нет: безударный ли он?
2-й шаг: Если безударный, то подбери проверочное слово.
да нет: этот гласный под ударением?
3-й шаг: проговори отчетливо, как следует написать. Напиши.
Алгоритм проверки написания «Ь» после шипящих на конце имен существительных.
1-й шаг: Это (проверяемое) слово- имя существительное?
да нет: проверь по словарю
2-й шаг: Оканчивается ли на шипящий «Ж», «Ч», «Ш», «Щ»?
да нет: проверь по словарю
3-й шаг: Определен род: мужской, женский
женский: «Ь» пишется мужской: «Ь» не пишется
Алгоритм проверки употребления «Ъ»:
1-й шаг: Есть ли в слове приставка?
да нет: «Ъ» не пишется
2-й шаг: Оканчивается ли она на согласный?
да нет: «Ъ» не пишется
3 -й шаг: Если ли после приставки «Е», «Ё», или «Я»?
да: «Ъ» пишется
нет: «Ъ» не пишется
Но, в заключение нашей работы, должна сказать, что далеко не все правила орфографии поддаются алгоритмизации. По некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым - всего один шаг, по иным - слишком сложным (например, правописание личных окончаний 1 го и 2-го спряжений) для младших школьников. В целом же алгоритмический подход обеспечивает эффективность обучения применению орфографических правил в начальной школе.
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая задача Условие - слова для проверки в словосочетаниях и предложениях Данные - правилосообразные и другие языковые сведения, которые обучающийся может применять в поиске ответа Решение - возможность верного написания слов, словосочетаний и предложений
Трудности при решении орфографической задачи Ученик сам перед собою ставит эту задачу - обозначить в слове орфограмму и осознать ее как задачу В каждой строчке текста орфографических задач не менее 3 , а время на решение каждой задачи очень ограниченно
«Шаги» найти орфограмму в слове, в словосочетании определить ее вид вспомнить правило определить способ решения задачи в зависимости от типа, вида орфограммы, от соответствующего правила определить «шаги», ступени и их последовательности, представить себе модель решения решить задачу - выбрать правильное написание написать слово, словосочетание, осуществить самопроверку
Признаки проблемного обучения Учащийся сам находит объект задачи (орфограмму), осознает его и задачу сам находит способ решения этой задачи, сам решает и фиксирует результат
Рекомендации для алгоритма Какую букву или какие буквы ты проверяешь? На какое правило? Укажи способ, проверки: применить правило; проверить по словарю; Назови ступени проверки; сделай вывод: как следует написать? Напиши! Еще раз проверь!
Пример алгоритма решения орфографической задачи На берегу реки ивы. «На ? берегу» Условие: «На» приставка или предлог? Шаг 1 : расширить предложение, путем подстановки прилагательного На обрывистом берегу Шаг 2 : предложение и связь между словами не теряется Ответ: на - предлог, пишется отдельно
Пособие для автоматизации
Алгоритм орфограммы «Безударный гласный в корне слова» 1-й шаг: Найди в корне гласный звук . Б езударный ли он? Нет: проверь по словарю Да 2-й шаг: Если безударный, то подбери проверочное слово . Э тот гласный под ударением ? Нет: проверь по словарю Да 3-й шаг: проговори отчетливо, как следует написать. Н апиши .
. Алгоритм проверки написания «Ь» после шипящих на конце имен существительных 1-й шаг: Это (проверяемое) слово- имя существительное? Н ет: проверь по словарю Да 2-й шаг: Оканчивается ли на шипящий «Ж», «Ч», «Ш», «Щ»? Н ет: проверь по словарю Да 3-й шаг: Определен род: мужской, женский женский: «Ь» пишется мужской: «Ь» не пишется
Алгоритм проверки употребления в словах «Ъ» 1-й шаг: Есть ли в слове приставка? Н ет: «Ъ» не пишется Да 2-й шаг: Оканчивается ли она на согласный? Н ет: «Ъ» не пишется Да 3-й шаг: Если ли после приставки «Е», «Ё», или «Я»? да: «Ъ» пишется Н ет: «Ъ» не пишется
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к логопедическому занятию "Говори и пиши грамотно"
Презентация на правила написания парных звонких и глухих согласных....
Сборник задач "Учимся решать задачи" ПНШ
Сборник задач №1, №2, №3 "Учимся решать задачи" (всего 24 задачи разного вида). Распечатать и раздать детям как дополнительное пособие по решению разных видов задач...
Пишем грамотно!
Рекомендации родителелям для формирования грамотного письма у учащихся младших классов....
ПИШЕМ ГРАМОТНО!
http://www.gramota.ru/ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ САЙТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ! ЕСТЬ ПОДРОБНЫЕ АННОТАЦИИ, ПОЯСНЕНИЯ, ПРИМЕРЫ!УДАЧИ И НОВЫХ СВЕРШЕНИЙ!...
Статья "Пишу грамотно"
На уроках русского языка очень часто используются различные памятки, алгоритмы, планы.Бесспорно, они приносят пользу. Я тоже составила свою памятку «Пишу грамотно» и применяю ее в своей работе....
Статья "Учить решать задачи – учить решать проблемы"
Выступление на конференции...
3 класс Реши задачи реши примеры
комплексная тренировка к контрольным работам по задачам и вычислениям...