Статья "Пишу грамотно"
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Холошенко Оксана Андреевна

На уроках русского языка очень часто используются различные памятки, алгоритмы, планы.
Бесспорно, они приносят пользу. Я тоже составила свою памятку «Пишу грамотно» и применяю ее в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishu_gramotno.docx13.74 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с памяткой на уроках русского языка «Пишу грамотно».

Я хотела бы поделиться своими наблюдениями о повышении грамотности учащихся.

На уроках русского языка очень часто используются различные памятки, алгоритмы, планы. Бесспорно, они приносят пользу. Я тоже составила свою памятку «Пишу грамотно» и применяю ее в своей работе. Эту памятку можно использовать не только при письме под диктовку, но и на каждом этапе работы, на уроке и в любом виде работы.

Построена памятка на детальном анализе слова, которое надо написать и притом без ошибок. Если работать по этой памятке постоянно, каждодневно, то у детей вырабатывается как бы «условный рефлекс» на слышимое или видимое слово, и они автоматически, неосознанно действуют согласно установленному плану этой памятки.

С I класса я повторяю детям: «Чтобы писать грамотно, нужно, прежде всего, думать над каждым словом, независимо от того, в сильной или слабой позиции находятся орфограммы». Применение данной памятки можно начинать уже с четвертой четверти в I классе, когда дети приступают к изучению частей речи. Учитель, работая в традиционной школе по системе I–III с опережением, дает детям четкое различение частей речи, их название, лексическое значение, чем отличаются, похожи и т.д.

Работа с памяткой «Пишу грамотно»

1. Определить, к какой части речи относится слово.

Иногда бывает достаточно определить часть речи, и все орфограммы сами по себе становятся на свои места. Например, пишем предложение: На дереве сидела рыжая белочка. Ученик рассуждает: «На - это предлог, пишу отдельно с буквой а». И все. Дальше по памятке с этим, словом работать не нужно. Ученик продолжает: «Дереве -существительное». Ученик знает, что существительное имеет целую сеть орфограмм, начиная с основной: безударной гласной в корне. Поэтому вступает в действие второй пункт памятки и сразу третий.

2. Поставить ударение.

Ученик рассуждает: «Де’ реве - ударение падает на первый слог».

3. Определить, в какой части слова находится сомнительная орфограмма, гласная или согласная буква.

Слово требуется разобрать по составу. Для I класса это пока деление на слоги. Иногда бывает достаточно выделить только окончание и основу, чтобы найти сомнительные орфограммы. Ученик продолжает: «Де’ реве - окончание -е (-и) - сомнительная гласная в окончании; -е (-и) - сомнительная гласная в корне (во 2-м слоге)».

4. Применить правило.

Это означает, что ученик использует алгоритм работы над самой орфограммой. Например: «Де’ реве – существительное, окончание -е(-и), безударная. Алгоритм такой - определить склонение, падеж, окончание. Де’ реве -де’ рево - 2-е склонение; на чем? - предложный падеж, окончание -е, пишу -е. Де’ реве - безударная гласная в корне. Алгоритм - подбираю проверочное однокоренное слово – дере’вья, слышу под ударением -е, пишу -е».

Над следующим словом выполняется такая же работа по памятке.

Работа по такой схеме приучает детей писать не бездумно, а думая и анализируя каждое слово; у ребенка укрепляются и углубляются умения и навыки разбора слова по частям речи и по составу, применяются правила на изученные орфограммы. Одним словом, совершенствуются знания, умения и навыки по русскому языку и другим предметам. И уже к концу II класса можно добиться 100% успеваемости.

Эту памятку можно применять и использовать не только на всех этапах урока, но и при выполнении различных видов работы, начиная со списывания и заканчивая письмом под диктовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...