Развитие фонематического анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)
Развитие фонематического анализа и синтеза
Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова).
Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).
I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.
Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.
III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.
При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза взрослый может использовать следующие игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_analiza_slov.pptx | 171.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический анализ и синтез- умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Подобрать слова на каждый звук слова Р у ч к а рак уха чай кит азу роза угол чаша крот арфа радио улица чехол карта арбуз
Составить новые слова из букв одного слова крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира) ствол (стол, вол)
Преобразовать слова д обавляя звук : рот- крот, мех- смех, осы-косы, луг-плуг п ереставляя звуки : пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак, волос-слово и зменяя один звук слова (цепочки слов) : сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон
Образовать цепочку слов Крот- танк- кнут- трос- снег- гимн- нога-арфа-азот-торт-тест -
Игра с кубиком Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
Разгадать ребус выделить первый звук в названиях картинок, записать буквы, прочитать слово
Составить графическую схему предложения _________________ предложение _________ _______ слова ___ ____ ___ ___ слоги ●● ●● ●● ●● звуки
Вписать буквы в кружки Вписать в данные кружки третью букву следующих слов : рак, брови, сумка, трава, сыр ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ К о м а р
Раскладывание картинок под графическими схемами ● ● │ ● ● ● ● │ ● ● ● ● ● │ ● ●
Подбери картинки к схемам ● ● ● │ ● ● ● ● │ ● ● ● ● │ ● ● ●
Задания 1) Придумать слова к графической схеме 2) Выбрать слова из предложения, которые соответсвуют данной графической схеме. 3) Назвать деревья, цветы, животных, посуду, одежду и т.д., слово-название которых соответствует данной схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе
Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Морское путешествие."
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...
Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".
Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....
Методическая разработка презентации: "Развитие фонематического анализа и синтеза"
Презентация по теме: "Развитие фонематического анализа и синтеза"...