Развитие фонематического анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)

Бирюкова Наталья Александровна

         Развитие фонематического анализа и синтеза

 

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова).

Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

 

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

 

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

 

II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

 

III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

 

При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза взрослый  может использовать следующие игры и упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_analiza_slov.pptx171.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического анализа и синтеза слов Составитель учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Бирюкова Наталья Александровна

Слайд 2

Фонематический анализ и синтез- умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Слайд 3

Подобрать слова на каждый звук слова Р у ч к а рак уха чай кит азу роза угол чаша крот арфа радио улица чехол карта арбуз

Слайд 4

Составить новые слова из букв одного слова крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира) ствол (стол, вол)

Слайд 5

Преобразовать слова д обавляя звук : рот- крот, мех- смех, осы-косы, луг-плуг п ереставляя звуки : пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак, волос-слово и зменяя один звук слова (цепочки слов) : сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон

Слайд 6

Образовать цепочку слов Крот- танк- кнут- трос- снег- гимн- нога-арфа-азот-торт-тест -

Слайд 7

Игра с кубиком Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

Слайд 8

Разгадать ребус выделить первый звук в названиях картинок, записать буквы, прочитать слово

Слайд 9

Составить графическую схему предложения _________________ предложение _________ _______ слова ___ ____ ___ ___ слоги ●● ●● ●● ●● звуки

Слайд 10

Вписать буквы в кружки Вписать в данные кружки третью букву следующих слов : рак, брови, сумка, трава, сыр ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ К о м а р

Слайд 11

Раскладывание картинок под графическими схемами ● ● │ ● ● ● ● │ ● ● ● ● ● │ ● ●

Слайд 12

Подбери картинки к схемам ● ● ● │ ● ● ● ● │ ● ● ● ● │ ● ● ●

Слайд 13

Задания 1) Придумать слова к графической схеме 2) Выбрать слова из предложения, которые соответсвуют данной графической схеме. 3) Назвать деревья, цветы, животных, посуду, одежду и т.д., слово-название которых соответствует данной схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе

Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Методическая разработка презентации: "Развитие фонематического анализа и синтеза"

Презентация по теме: "Развитие фонематического анализа и синтеза"...