Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» АООП обучающихся с УО (ИН), вариант 2
рабочая программа по логопедии
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (далее – Программа) разработана на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП обучающихся с УО (ИН)), вариант 2, и программы формирования базовых учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koroleva_e.yu_._programma_ni_2.docx | 58.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Программа коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
АООП обучающихся с УО (ИН), вариант 2
\
Калтан
2021
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………...….3
Общая характеристика коррекционного курса…………………………..…4
Описание места коррекционного курса в учебном плане…………………5
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса...5
Содержание коррекционного курса…………………………………………7
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся…………………………………………………….11
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности……………………………………………………………………..17
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (далее – Программа) разработана на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП обучающихся с УО (ИН)), вариант 2, и программы формирования базовых учебных действий.
Цели Программы:
- освоение обучающимися доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы;
- освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации;
- освоение коммуникативных таблиц, коммуникативных тетрадей, коммуникативных устройств для общения в школе, дома и в других местах.
Принципы реализации Программы:
- приоритетности интересов обучающегося – определяет подход к обучающемуся, основанном на учете его индивидуальных образовательных потребностей;
- системности – обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы;
- непрерывности – обеспечивает проведение коррекционной работы на протяжении всего периода обучения с учетом изменений личности обучающегося;
- вариативности – предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
- сотрудничества с семьей – основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика коррекционного курса определяется тем, что у обучающихся, не владеющих вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает их психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Общая характеристика коррекционного курса
Для реализации Программы с учетом рекомендаций ПМПК в зависимости от характерологических особенностей детей комплектуются группы.
Коррекционный курс предполагает проведение занятий (групповые и/или индивидуальные). Занятия проводятся в соответствии с расписанием.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач.
Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.
Коррекционный курс предусматривает освоение глобального чтения, формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму, начальных навыков чтения и письма.
Структура коррекционных занятий:
- Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.
- Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
- Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические игры, расширяются понятия.
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Основные направления коррекционной работы:
1. Диагностика и коррекция.
2. Консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающихся.
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами.
5. Коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение временных трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана АООП обучающихся с УО (ИН), вариант 2.
Сроки реализации программы: Программа реализуется в течение 9 учебных лет по два академических часа в неделю; всего – 610 часов:
Классы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 2 | 66 |
2-9 | 2 | 68 |
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты (возможные):
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты (возможные):
- умение использовать невербальные средства коммуникации:
- указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос;
- выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов;
- привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета, коммуникативной кнопки;
- выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа, графического изображения, карточек, таблиц букв, устройства, коммуникатора, компьютера;
- выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора;
- понимание и называние (составление) с помощью графического объекта, электронного устройства:
- простых по звуковому составу слов;
- собственного имени, имен членов семьи, педагогов;
- слов, обозначающих предмет;
- обобщающих понятий;
- слов, обозначающих действия предмета;
- слов, обозначающих признак предмета;
- слов, обозначающих признак действия, состояние;
- слов, указывающих на предмет, его признак;
- слов, обозначающих число, количество предметов;
- слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении;
- простых предложений, сложных предложений, содержания текста;
- владение глобальным чтением;
- узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Содержание коррекционного курса
Раздел «Коммуникация с использованием невербальных средств»
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства.
Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Раздел «Развитие речи средствами невербальной коммуникации»
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Раздел «Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации»
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Раздел «Чтение и письмо»
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема занятия Классы | Количество часов | Основной вид учебной деятельности обучающихся | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Коммуникация с использованием невербальных средств | 26 | 13 | 13 | 13 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику | ||||||
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику | ||||||
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует жесты | ||||||
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует предметы | ||||||
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует предметы Отвечает на вопросы | ||||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма) | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует изображения Отвечает на вопросы | ||||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует изображения Отвечает на вопросы | ||||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует таблицы Отвечает на вопросы | ||||||
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует устройство Отвечает на вопросы | ||||||
Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки | 2 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует устройство Отвечает на вопросы | ||||||
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует устройство Отвечает на вопросы Задает вопросы | |
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует устройство Отвечает на вопросы Рассказывает | |
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Наблюдает Использует мимику Использует компьютер Отвечает на вопросы Задает вопросы Рассказывает | |
Развитие речи средствами невербальной коммуникации | 14 | 28 | 28 | 28 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | ||
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | ||||||
Реагирование на собственное имя | 1 | 2 | 2 | 2 | Слушает Реагирует | ||||||
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов | 1 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | ||||||
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | |
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | |
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | |
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | |
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | |
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | |
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | |
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает изображение Соотносит изображение Выбирает изображение | |
Понимание простых предложений | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Называет слова Выбирает картинки Соотносит картинки | |
Понимание сложных предложений | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Называет слова Выбирает картинки Соотносит картинки | |
Понимание содержания текста | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Слушает текст Рассматривает картинки | |
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | ||
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Смотрит видеозапись Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает слова Выбирает слова Отвечает на вопросы символами | |
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинки | |
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Рассматривает картинки Выбирает картинку | |
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Слушает текст Рассматривает картинки Отвечает на вопросы | |
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Слушает текст Рассматривает картинки Отвечает на вопросы | |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Слушает текст Рассматривает картинки Отвечает на вопросы | |
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Слушает текст Рассматривает картинки Отвечает на вопросы | |
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Слушает текст Рассматривает картинки Отвечает на вопросы | |
Чтение и письмо | 10 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | ||
Глобальное чтение | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Выбирает карточки Соотносит слова и изображения Отвечает на вопросы | |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | Обводит контур буквы Пишет букву по точкам Пишет букву самостоятельно | |
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | Рассматривает картинки Отвечает на вопросы | |
Всего | 66 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение реализации Программы соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету учителя-логопеда.
Оборудование кабинета учителя-логопеда:
- рабочая зона учителя;
- шкафы для пособий;
- стол для индивидуальных занятий;
- учительский стол;
- стулья;
- тумбочки;
- магнитная доска;
- зона коррекции;
- диктофон;
- комплект зеркал для отработки звукопроизношения.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках коррекционного курса предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации, включая электронные, в т. ч. компьютерные устройства и соответствующее программное обеспечение.
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, системы символов; компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация»
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 1-4 класс...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)
Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация"
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся 1-4 классов школы 8 вида....
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...
Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...