Конспект занятия Тема: Предложение
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Ярославцева Галина Ивановна

Цель: закрепление знаний по теме «Предложение».

Задачи

Коррекционно-образовательная:

-совершенствование грамматического строя речи;

-совершенствование умения поддерживать беседу и отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающая:

-развитие речевого дыхания и длительного выдоха;

-развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекционно-воспитательная: воспитание ответственности, внимательности и самоконтроля при выполнении заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1_avtosohranennyy.docx213.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предложение

Цель: закрепление знаний по теме «Предложение».

Задачи

Коррекционно-образовательная:

-совершенствование грамматического строя речи;

-совершенствование умения поддерживать беседу и отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающая:

-развитие речевого дыхания и длительного выдоха;

-развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекционно-воспитательная: воспитание ответственности, внимательности и самоконтроля при выполнении заданий.

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята,

А теперь поздоровайтесь друг с другом

  •   желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

у нас на занятии гости, поздоровайтесь с гостями. Здравствуйте!

Настрой

Ребята послушайте загадку и скажите кто к нам пришел в гости

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я … (осень) к нам пришла в гости осень

А почему вы так решили?

правильно

На занятии мы будим читать, составлять схему предложения, вспоминать правила русского языка и играть

Логопед:

А сейчас ребята ответьте на вопрос. Зачем вы приходите на логопедическое занятие?

Дети:

-Для того чтобы научиться правильно и красиво говорить.(хорошо)

Назовите правила речи.

  • Говори четко громко и выразительно. Все слова в речи проговаривай ясно и правильно.
  • Строго выдерживай паузы между предложениями.
  • Прежде чем начать говорить подумай о том, что хочешь сказать, не спеши с ответом.
  • Всегда и везде нужно говорить плавно, неторопливо, спокойно.

Чтобы соблюдать правила необходимо в начале занятия выполнить артикуляционную и речевую разминку

Артикуляционную  гимнастику будем выполнять  с опорой на схему.

Разминка нужна не только для губ и языка, но и для речи.

Прочитаем хором слоги и слова.

О-хо-холод-холодный

О-ос-осень-осенний

О-до-дождь-дождливый

А-па-пасмурно-пасмурный

У-улетают

У-угощают

У-убирают

Ребята так кто же пришла к нам в гости?

-В гости к нам пришла осень

Ребята осень пришла к нам в гости не с пустыми руками

Осень в гости к вам спешила
И котомку прихватила. 
А в котомке той, игры упражнения и задания

Для нашего занятия

Ребята вот задание (раздаю рассказ)

1 Я читаю а вы следите

Быстро пробежало жаркое лето. По утрам уже прохладно. Часто на небе появляются серые тучки. Моросит нескончаемый дождик. Высоко в небе на прощание кружат журавли. Они направляются в теплые края.

2 О каком времени года мы прочитали

-мы прочитали об осени

3 А почему вы так думаете

-Потому что солнце греет слабо, дует ветер и т д

4 Что я прочитала

прочитали рассказ

5 Как вы догадались, что это рассказ?

- потому что рассказ состоит из предложений, связанных по смыслу.

6 как предложения выделяем при чтении

-начало предложения читаем громко в середине голос понижаем в конце делаем паузу

7как предложения выделяем при письме

- Предложение начинаем писать с большой буквы и в конце предложения ставиться точка, восклицательный знак или вопросительный знак.

8 Читаем по цепочке

9 Давайте придумаем название этому рассказу одним словом 

- осень

10 Из чего состоит рассказ

 – рассказ состоит из предложений

11 Из чего состоят предложения?

– предложения состоят из слов

Прочитайте первое предложение.

Сколько слов в этом предложении

Назовите первое слово, второе третье четвертое

С какой буквы начинаем писать начало предложения, что ставим в конце предложения.

Прочитайте третье предложение.

 Сколько слов в этом предложении

Назовите первое слово, второе третье четвертое

С какой буквы начинаем писать начало предложения, что ставим в конце предложения.

У вас на партах лежит схема предложения

Из рассказа подберите предложение к данной схеме

прочитайте это предложение

сколько слов в этом предложении

Каждый ребенок читает, читаю я. Итог: все согласны.

Вспомним правило написания предложения.

Предложение начинаем писать с большой буквы и в конце предложения ставиться точка, восклицательный знак или вопросительный знак.

А сейчас мы с вами поиграем с мячом

Игра с мячом «Подбери действие».

 -Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

-Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос,

 а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) —

Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Пальчиковая гимнастика

Итак, урожай осенью убирают. А что же у нас выросло в огороде?

Вырос у нас чеснок,                    указательный  п.л.р.

Перец томат, кабачок,                 средний  п.л.р

Тыква, капуста, картошка,          безымянный  п.л.р.

Лук и немножко горошка.          мизинец   п.л.р.

Овощи мы собирали,                   мизинец  п.п.р.

Ими друзей угощали,                  безымянный  п.п.р.

квасили, ели, солили,                  средний  п.п.р.

сдачи домой увозили.                  указательный  п.п.р.

Прощай же на год,            большой палец левой руки

Наш друг-огород!              большой палец правой руки

Дыхательная гимнастика

Листья что делают? Листья падают и кружатся.

Давайте подуем на листочки и  покажем как ветер кружит листья.

Ветер дует тихий, спокойный. Ветер усиливается.

(Дети дуют на осенний листочек, с разной силой).

Игра. Дифференциация эмоций.

Ребята осенью погода переменчива.

 От погоды у нас может меняться и настроение, эмоции.

Если на улице пасмурно и нам грустно.

Выглянуло солнышко, на лице появилась улыбка.

С помощью эмоций и мимики лица покажите ваше настроение, а в этом вам поможет смайлик.

 Вам необходимо подбросить кубик. Какой из смайликов к вам на верхней грани, эту эмоцию вы должны изобразить на лице.

Задание. Поставь знак в конце предложения.

Настроение мы можем передавать не только с помощь лица, но и с помощью голоса. Мы произносим предложения с разной интонацией. Как различают предложения по интонации. Повествовательные. Восклицательные. Вопросительные.

Если в предложении о чём-либо сообщается?

Что ставится в конце предложения?

-в конце предложения ставится точка.

Какое это предложение?

- это предложение повествовательное

 Если предложение произносится с сильным чувством

Что ставится в конце предложения?

-в конце предложения ставим восклицательный знак .

Какое это предложение?

- это восклицательное предложение

 Если в предложении содержится вопрос

Что ставится в конце предложения?

- в конце предложения ставится вопросительный знак.

Какое это предложение?

- это вопросительное предложение

Сейчас мы убедимся в том, что вы умеете различать предложения по интонации.

Посмотрите на доску. Прослушайте задание.  

 Какие  знаки препинания нужно поставить в конце предложений.

Читаю предложение

Поднимают руку и выходят выбирают правильный ответ

Прочитывает предложение и садится и т.д

Открыли тетради и записали число

Работа в тетради. Составление схем.

1. - Прочитайте и отгадайте загадку.

Листья яркие летят.

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? /Осенью/

2. прочитайте первое предложение.

/Листья яркие летят/.

- Да, запишем это предложение

и ниже начертим схему к этому предложению.

Дети чертят схему в тетрадях, Один из  учеников на доске.

Вызываю к доске чертит и проговаривает Листья желтые летят .

А в тетради:. И пишут предложение. чертят  схему

Физминутка

- А теперь немножко отдохнем. Встали все.

- Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.

День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.

- Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.

Продолжение

- Молодцы.  ещё раз читаем загадку,

а  теперь прочитаем второе предложение.

Под ногами шелестят/.

- Хорошо, а теперь самостоятельно  запишите это предложение

А ниже начертите схему этого предложения.

Дети выполняют задание.

4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.

- Что происходит с моим голосом? /Голос повышается/.

- Я спрашиваю? /Да/.

- Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.

- Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.

- Начертите схему этого предложения.

Дети чертят схему самостоятельно.

- А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.

- Хорошо. А теперь чтобы голос повысился, скажем радостно. /Когда всё это бывает

дом. задание.

Логопед раздает детям картинки

- Ребята, вам нужно составить предложение по картинке, записать это предложение и  ниже начертить схему этого предложения.

- Как мы обозначаем начало предложения? /Начало обозначаем уголочком/.

- А что ставим в конце предложения? /В конце предложения ставим точку/.

Это задание вы выполните дома.

Релаксационная минутка

- А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке»

Звучит спокойная музыка.

9. Итог занятия.

- Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии?  Что бывает только осенью?

Скажите какие задания мы сегодня выполняли?

Повторить правило (хором).

Похвалить учеников: кто как работал? Отметить тех кто будет лучше работать на след занятии и т. д.

 Рефлексия.

Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой. Скажем друг другу «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия. Тема: Знакомство с пермогорской росписью.

План-конспект  занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема:   Знакомство с пермогорской росписью.Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться со...

Конспект занятия Тема: пластилинография « Петушок с семьёй». класс «Особый ребёнок»

Задачи:1. Закрепить знания детей о домашних птицах ( петух, курица, цыплята ), их внешнем облике ,отработать технические приёмы изображения птиц способом пластилинографии.2. Продолжать формировать у д...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема «Рисуем букет цветов в технике A la Prima».

Цели занятия: - научить рисовать, по представленному образцу, правильно подбирая цвета, оттенки цвета, акцентировать внимание на расположение композиции на листе;- научить технике рисования по с...

Конспект занятия Тема: Слова с суффиксом -ость.

Конспект логопедического занятия. Закрепление правописания слов с суффиксом -ость....

Конспект занятия. Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

Цель:   автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в   предложениях....

Конспект логопедического занятия. Тема: Предложение.

Цель:  Обобщение  знаний  учащихся о предложении, расширение   представлений о профессиях.Задачи занятия:Коррекционно-образовательная:&mdash...

Конспект занятия Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».

Конспект урока  Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».  Цель урока: формирование понятия об определении как о второстепенном члене предложен...