Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.
план-конспект по логопедии
Учить детей дифференцировать гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать развитию познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_zanyatiya_oboznachenie_myagkosti_2_kalass11.02.15.docx.doc | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие - Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.
Тема:Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь знак.
Класс: 2
Общая цель: Учить детей дифференцировать гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать развитию познавательных процессов.
Тип занятия: закрепление пройдённого материала
Формы организации познавательной деятельности: групповое логопедическое занятие.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие: учащиеся владеют регулятивными УУД:
1.Определять тему и цель учебной деятельности с помощью учителя-логопеда .
2.Сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).
3.Владеть звуковым анализом и синтезом слов.
Коммуникативные УУД:
1.Оформлять свои мысли в устной форме только по алгоритму.
2.Отстаивать свою точку зрения только по инициативе учителя-логопеда.
3.Не всегда могут слышать ответы других.
Личностные УУД:
1.Радоваться своим успехам и успехам одноклассников.
2.Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия.
Задачи как планируемые результаты УУД
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | |
Предметные УУД(знать, уметь) |
| |
Метапредметные УУД | Познавательные УУД |
|
Регулятивные УУД |
| |
Коммуникативные УУД |
| |
Личностные УУД |
| |
Воспитательные УУД |
|
Оборудование: кассы букв и слогов на каждого ребёнка.гласные буквы на магнитах, карточки со словами, карточки звуковиков, картинки с предметами (мебель, короны), нет буки на количество учеников, мультимедийное оборудование, презентация. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты УУД |
1.Мотивация к деятельности. Организационный момент. | Психологический настрой на занятие, активизация внимания, создание атмосферы дружелюбия и условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Активное участие в диалоге, в действиях. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Слайд 1) Посмотрите на слайд, Что вы видите? (звуковиков) - Сейчас мы их тихо (громко) пропоём. Для этого положите правую руку на грудь, а левую на диафрагму, ниже груди. Сделаем правильно глубокий вдох и плавно пропоём. (учитель-логопед показывает на себе положение рук). -Что мы сейчас попевали, меняя рисунок губ, (Гласные звуки?) - Одинаково звуки произносились? (Нет. Одни звуки произносились твёрдо, другие звуки мягко.) -У вас в лотках лежат предметы. Назовите их (орех и ватка). -Можно ли их сравнить со звуками, докажите? (Гласные звуки 1 ряда твёрдые, как орех; гласные 2 ряда – мягкие, как вата). -У вас на столах кассы букв. -Выложите на верхней полоске гласные буквы 1 ряда. -На нижней полоске гласные буквы 2 ряда. -Кто готов, покажите готовность. (Учитель-логопед проходит и просматривает правильность выполнения задания.) (Слайд 2). -Давайте ещё раз пропоём их. Делаем глубокий вдох, на выдох пропеваем. Молодцы! | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу. Коммуникативные: Активно вступать в диалог, выполнять инструкцию учителя-логопеда |
2.Актуализация знаний целеполагание, озвучивание темы урока. | Обеспечить актуализацию имеющих знаний. Организовать самостоятельно или с помощью учителя-логопеда формулирование постановки цели. Ставит перед учениками проблему. Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока. | Формулируется цель деятельности на занятии. Выявляют трудности и ищут пути решения поставленной проблемы. | (Слайд 3) -Какие ещё есть звуки в алфавите? (Согласные) -Гласные звуки и буквы могут жить без согласных? (Нет.) -При слиянии согласных звуков и букв с гласными, что получается? (Слог) -Что такое слог? (Часть слова) -Одинаково слоги в словах произносятся? (Одни слоги звучат мягко, другие слоги звучат твёрдо) -За счёт чего происходит разное звучание слогов в словах. (За счёт гласных 1 и 2 ряда). - Я буду произносить слоги, а вы поднимете тот предмет (орех или ватку), который будет соответствовать звучанию слога. (БЬЮ, МА, БУ, ДЮ, ЛЬЁ, БО, ЗЕ, КА, ТО, ЛЁ, СЮ, ЗУ, РЫ, ФЮ, СЬЕ) -Обратите внимание на слоги, что вы заметили? ( В слогах есть буква ь знак) -Какую работу Ь знак выполняет? (Мягкий знак смягчает согласные звуки и буквы и разделяет согласную от гласной) -Значит, мягкий знак, чем является на письме? (Показателем мягкости впереди стоящего согласного) -Молодцы все старались быть внимательными. -Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (С гласными 1 ряда согласные читаются и произносятся твёрдо. С гласными 2 ряда согласные произносятся мягко. Гласные первого ряда показатель твёрдости, впереди стоящего согласного. Гласные 2 ряда – показатель мягкости, впереди стоящего согласного.) -Тема нашего занятия обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь знак. | Познавательные: Умение определять звуки, слоги по твёрдости – мягкости. Коммуникативные: Излагать свои мысли Регулятивные: Определять и осознавать цели учебной деятельности |
3.Работа над темой занятия. Сравнительная характеристика звуков в словах. | Организует работу по сравнительной характеристике звуков в словах. | Работают по карточкам. 1 группа выбирает слова с твёрдыми звуками, а 2 группа выбирает слова, в которых есть хоть один мягкий звук. | (Слайд 4) -Послушайте сказку. Жили-были два короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой – королевством мягких звуков. Первый король любил всё твёрдое, а второй всё мягкое. Во дворце твёрдого короля находились вещи – только твёрдые, а во дворце мягкого короля – только мягкие вещи. Не забудьте Твёрдому королю выбираем слова, только с твёрдыми звуками, а Мягкому – слова, в которых есть хотя бы один мягкий звук. А теперь поиграем в этих королей. Чтобы задание выполнить правильно, что мы должны помнить? - Алгоритм действий: читаем, произносим, слушаем, выделяем. (Дети находят слова и помещают их на доску, распределяя на две группы.) ТРОН, ШКАФ, ЛЕНЬ, СТОЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ЗЕЛЕНЬ, КНИГИ, ЛАМПА, ЛЕС, ЛОЖКА, ВИЛКА, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ, ФИЛИН, ЛЕБЕДЬ, СИРЕНЬ. -Объясните правильность выбора. (Потому что с гласными 1 ряда согласные читаются твёрдо, а с гласными 2 ряда и с буквой ь знак согласные в словах читаются мягко) | Познавательные: Умение сравнивать и анализировать. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: Высказывать своё мнение, свои предположения. |
4. Работа над темой занятия. Закрепление зрительного образа буквы Ь знак. | Организует работу со словами в нетбуках. Следит за правильностью выполнения задания. | Дети читают слова, потом к каждому слову добавляют Ь знак и зачитывают новые получившиеся слова. | (Слайд 5) У мягкого короля была дочка принцесса, посмотрите на слайд. Она лежит на нескольких предметах – словах с твёрдыми звуками. Ей жёстко спать и она попросила вас смягчить согласные так, чтобы получились новые слова. - Подумайте, каким способом? (Изменить гласные 1 ряда на гласные второго ряда или добавить Ь знак) - У вас на экране в нетбуках есть такой же слайд. Ваша задача правильно вставить в слова букву ь знак или гласную 2 ряда. Кто затрудняется, поднимет руку. -Оценка выполненной работы. -Прочитайте, какие новые слова получились? Дети зачитывают новые слова. (Люк, галька, мель, шесть, уголь, кладь, моль, банька) -Что произошло со словами? (Они изменили своё значение) -Каким способом вы это сделали? (Добавили Ь знак, и заменили гласную У на гласную Ю) -Молодцы, а теперь немного отдохнём! | Познавательные: Умение сравнивать и анализировать. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: Высказывать своё мнение, свои предположения. Регулятивные: Контролировать процесс выполнения задания и результаты деятельности. Внимательность. |
5.Физкультминутка | -Тик - так, тик – так, (Наклоны вправо-прямо-влево-прямо) -Тикают часы вот так. -Шаг влево, шаг вправо, шаг вперёд и шаг назад. -На часы мы поглядели (встают на носочки) -И тихонько сели. (Дети садятся на свои места) | |||
6.Закрепление полученных знаний. Развитие зрительного внимания и памяти. Работа с пословицей. | Организует работу учащихся, следит за правильностью выполнения задания. | Самостоятельно выполняют задание в карточках. | (Слайд 6) - Короли не оставили и вас без внимания, прислали вам свитки с зашифрованным на нём посланием. Используя первые буквы изображений, напечатайте ниже эти буквы под каждой картинкой. Покажите готовность. -Давайте прочитаем, что получилось. (Дети читают пословицу: УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА.) -Как Вы понимаете смысл пословицы? (Высказывания детей) - Ученье - это свет, потому что ученье - это знания, а знания - это сила! Если человек будет учиться, он узнает много нового, с ним интересно будет общаться. Умные люди добьются в своей жизни больше, они будут востребованы. Неученье - это тьма, потому что безграмотному человеку тяжело общаться с людьми, тяжело работу найти. | Предметные: Умение читать без ошибок, различать буквы, выделять звуки и буквы 2 ряда в названиях картинок. Познавательные: Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные Контролировать выполнение результат деятельности. Внимательность. |
7.Итог занятия. Рефлексия. | Обеспечить возможность осознания учащимися своей деятельности. | Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность. | -Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? -Что нового вы узнали? -Что на уроке было сложным? -Как Вы думаете, пригодятся ли Вам полученные на уроке знания? -Прошу оценить себя на листе оценивания. -Спасибо за урок. | Личностные: Способность к самооценке. Коммуникативные: Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать. Регулятивные: Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.
Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...
Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 - 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.
В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 - 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряд...
«Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»
Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я)....
Обозначение мягкости и твердости согласных на письме с помощью гласных О и Ё (для 2 класса)
Конспект подгруппового занятия для обучающихся 2го класса "Дифференциация мягких и твердых согласных на письме с использованием глассных О и Ё"...
Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Дифференциация гласных первого и второго ряда у-ю"
Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса...