Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 - 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 - 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_logopedii.odt | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 — 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда.
Подготовила: учитель-логопед высшей категории
Аксёнова Марина Марковна
Для проверки умения учащимися 2 — 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда разработаны карточки разноуровневых тестовых заданий в двух вариантах на каждую пару гласных (а — я; у — ю; о — ё; ы — и; е — э) .
Карточки-задания относятся к числу наиболее эффективных средств и методов закрепления пройденного материала и проверки знаний по данной теме. Каждая карточка содержит 4 — 5 тестовых заданий.
Первые задания карточек проверяют умение дифференцировать гласные первого и второго ряда. Учащиеся вставляют в слова «пропущенные» гласные.
Последующие задания содержат несколько инструкций, тем самым снижая контроль написания учащимися дифференцируемых гласных. Это поможет учителю-логопеду выявить более точную картину усвоения полученных умений дифференциации гласных.
Так же, разноуровневый характер тестовых заданий поможет оценить особенности усвоения материала как всей логопедической группы, так и отдельных учеников.
Дифференциация а — я.
Вариант №1
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».
Зо__, гр__ч, зме__, р__бчик, с__ни, с__д, белочк__, туч__, судь__, л__пы.
2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «а» и «я».
Образец: утенок — утята; перо — перья.
гусенок - ______________ звено - ________________
котенок - ______________ дерево - _______________
слоненок - _____________ колос - ________________
цыпленок - _____________ сук - ________________
жеребенок - _____________ стул - ________________
козленок - ______________ кол - _________________
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».
Зима.
Побелели пол__ и деревь__. Тонким льдом покрыл__сь рек__. Ходит зим__ по гор__м, по долин__м в больших м__гких в__ленк__х, по сторон__м погл__дыв__т.
4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «а» и «я». Определи границы предложения.
Была сильная жара поле и лес ждали дождя надвигалась туча грохнул гром застучали крупные капли дождя.
5. Закончи слова, добавив слог с буквой «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».
Ва____, Лю____, со____, ребя____, Га____, Ди____, Со____, лу____, чай____.
Дифференциация а — я.
Вариант №2
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».
ч__с, дом__, нян__, л__сточк__, ух__, б__к, р__ды, б__л, з__л.
2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «а» и «я».
Образец: дом — дома.
море - ______________ поле - ________________
блюдце - ______________ облако - _______________
блюдо - _____________ сердце - ________________
ведро - _____________ яйцо - ________________
зерно - _____________ тополь - ________________
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».
Вс__ комп__ни__ получил__ бог__тые под__рки. Элли поднесли бр__слет с __лм__зом. Железному Дровосеку сдел__ли кр__сивую золотую м__сленку.
(А. Волков «Волшебник изумрудного города»)
4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «а» и «я». Определи границы предложения.
Мама купила Яне румяное яблоко с «Азбуки» начинается школьная жизнь Митя катался на санках с ледяной горы около дома растут высокие тополя.
5. Закончи слова, добавив слог с буквой «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».
Зи____, зем____, ка____, Ко____, Ка____, На____, аст____, ар____.
Дифференциация у — ю.
Вариант №1
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю».
Пл__щ, Л__ба, пл__с, кр__па, р__ка, р__банок, __тка, __ла.
2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «у» и «ю».
Образец: утюг — утюги.
муравей - ______________ колючка - ________________
учитель - ______________ тюлень - ________________
суслик - ______________ циркуль - ________________
лягушка - ______________ радуга - ________________
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Найди и подчеркни многозначные слова.
У этой кастр__ли очень __добные р__чки. У ребенка маленькие р__чки. Брат к__пил автор__чку. М__жчина взялся за дверн____ р__чк__.
4. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю». Определи границы предложения.
Дятлы жив__т в лес__ у дятла длинный кл__в дятел достает кл__вом из-под коры деревьев ж__чков и па__чков он лечит деревья.
5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни их.
Я мо___ мо___ младш_____ _______________.
Я уч___ ________________.
Я реша___ __________________.
Дифференциация у — ю.
Вариант №2
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю».
Бр__ки, р__кав, р__кзак, фр__кты, кр__чок, р__ки, бор__сь.
2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «у» и «ю».
Образец: зуб — зубы.
клоун - ______________ кактус - ________________
груша - ______________ зубр - ________________
арбуз - ______________ верблюд - ________________
пруд - ______________ салют - ________________
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Найди и подчеркни многозначные слова.
Из-под земли бьёт холодный кл__ч. __ля __чится писать скрипичный кл__ч. Я открыва__ входн_____ дверь кл__чом.
4. Спиши текст. Подчеркни буквы «у» и «ю». Определи границы предложения.
В саду растет капуста на капустных листьях много гусениц гусеницы любят капусту они поедают листья капусты люди собирают гусениц с капустных листьев.
5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни их.
Осень___ ид__т _________________.
Я поль___ ________________.
Заяц л__бит _________________.
Дифференциация о — ё.
Вариант №1
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё». Подчеркни буквы «о» и «ё».
Дел__, бель__, ведр__, копь__, с__стры, т__тя, Б__ря, с__ла.
2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.
Лёня, кормит, работа, гнёзда, рыбёшка, весло, свёкла, тепло, село.
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё».
Гнезд__ дик__й утки пох__же на спл__шной пир__г. Др__зд стр__ит себе из травки к__вшик. А вот кукушка гн__зд не вь__т.
4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «о» и «ё». Определи границы предложения.
Высоко над землёй дом у иволги скворцы живут в скворечниках ласточки делают гнезда под крышами домов кроты и мыши роют норки под землёй.
5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «о» или «ё». Подчеркни их.
Наступила з___л___тая _________________.
Бер___зки надели ж___лтые _________________.
Покраснели ________________ кл___на.
Только сосны и ___лки стоят ___________________.
Дифференциация о — ё.
Вариант №2
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё». Подчеркни буквы «о» и «ё».
Ал__на, п__ле, х__лод, т__плый, раст__т, зерн__, пч__лка, гн__зда.
2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.
Льётся, берёзы, мороз, жёлтый, растёт, Тёма, пилот, ведёт, брёвна.
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё».
Паучок плет__т паутину. П__с грыз__т к__сть. Бур__нка жд__т сен__. Ал__на по__т песню.
4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «о» и «ё». Определи границы предложения.
Во дворе под дождём жалобно скулил щенок девочка принесла его домой щенок был мокрый и голодный мама напоила щенка молоком.
5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «о» или «ё». Подчеркни их.
Появилась т__мная ________________.
Загремел ______________.
Сверкнула ______________ м__олния.
Хлынул т__плый _______________.
Дифференциация ы — и.
Вариант №1
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и». Подчеркни буквы «ы» и «и».
Цвет___, голуб___, кос___нка, тетрад___, с___р, с___то, куст___, л___цо, ул___ца, д___рка.
2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.
Щипцы, рынок, шнурки, лифты, улицы, павлины, ели, рыси.
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и».
Ж___л___ - б___л___ пёс Туз___к и кот Р___жик. Ж___ л___ он___ дружно. Туз___к сторож___л дом, а Р___ж___к лов___л м___шей.
4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «ы» и «и». Определи границы предложения.
У дома росли сливы они упали в траву Карина собрала целую корзину слив.
Дифференциация ы — и.
Вариант №2
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и». Подчеркни буквы «ы» и «и».
Уж___н, т___ква, ул___тка, р___ног, кр___ло, в___шня, жук___, стол___, б___тва, муз___ка.
2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.
Улитка, крыса, дырка, косы, сила, филин, павлин, пружина.
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и».
Летом я ж___л у моря. Утром меня буд___л шум волн. С___льн___е волн___ б___л___сь о скал___. Бр___зг___ летел___ в разн___е сторон___.
4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «ы» и «и». Определи границы предложения.
Закончился дождь на листьях сирени блестят капли под окном чирикают птицы.
Дифференциация э — е.
Вариант №1
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «э» или «е». Подчеркни буквы «э» и «е».
Хл___б, ст___на, ___кран, ___гор, ц___пь, ___тажи, д___нь, ___вг___ний, т___ло, ___кипаж, ___жи.
2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.
Метро, кафе, веник, ветер, сосед, деньги, свечи, енот, Емеля, ястреб, ошейник, это.
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «э» или «е».
___дик живет на пятом ___таже. Мы с Л___ной по___дем в м___тро к ___дику в гости. Я подарю ему книгу «____рмитаж». Мы будем пить чай и ___сть торт.
4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «э» и «е». Определи границы предложения.
Дедушка и внук пошли гулять в парк дедушка купил Егору эскимо день был жаркий Егор быстро съел эскимо.
Дифференциация э — е.
Вариант №2
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «э» или «е». Подчеркни буквы «э» и «е».
___хо, ди___та, т___ннис, каф___, по___т, щ___дрый, ц___пи, бо___ц, уч___ник, ___таж, ___то.
2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.
Четверг, стена, проект, дуэль, экран, сейфы, эти, Семён, деньки, небо, неделя, лебеди.
3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «э» или «е».
Мы пр___хали в л___с на ___л___ктричке. Ласково св___тит л___тнее солнц___. Лёгкий в___т___рок гонит облака. В___с___ло поют птицы.
4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «э» и «е». Определи границы предложения.
Степь весело пестрит цветами высоко в небе летают птицы это жаворонки всё радостно тянется к солнцу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.
Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...
Разработка тестовых заданий по предмету Математика, 4 класс
В работе представлены тесты для 4 класс...
«Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»
Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...
Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2-4 классов дифференцировать парные согласные по глухости-звонкости.
Данная методическая разработка предназначена для определения усвоения учениками 2-4 классов дифференциации парных согласных по глухости-звонкости. Проверочные работы на каждую пару звуков предст...
Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.
Учить детей дифференцировать гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать развитию познавательных процессов....
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я)....
Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Дифференциация гласных первого и второго ряда у-ю"
Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса...