Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 - 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 - 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_logopedii.odt19.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167                                                                            ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка                                                                           тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 — 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда.               

Подготовила: учитель-логопед высшей категории

                                                                                 Аксёнова Марина Марковна

  Для проверки умения учащимися 2 — 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда разработаны карточки разноуровневых тестовых заданий в двух вариантах на каждую пару гласных (а — я;            у — ю; о — ё; ы — и; е — э) .

  Карточки-задания относятся к числу наиболее эффективных средств и методов закрепления пройденного материала и проверки знаний по данной теме. Каждая карточка  содержит 4 — 5 тестовых заданий.

   Первые задания карточек проверяют умение дифференцировать гласные первого и второго ряда. Учащиеся вставляют в слова «пропущенные» гласные.

 Последующие задания содержат несколько инструкций, тем самым снижая контроль написания учащимися дифференцируемых гласных. Это поможет учителю-логопеду выявить более точную картину усвоения полученных умений дифференциации  гласных.

  Так же, разноуровневый характер тестовых заданий поможет оценить особенности усвоения материала как всей логопедической группы, так и отдельных учеников.

Дифференциация а — я.

Вариант №1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

Зо__, гр__ч, зме__, р__бчик, с__ни, с__д, белочк__, туч__, судь__, л__пы.

2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «а» и «я».

Образец: утенок — утята; перо — перья.

гусенок - ______________                                    звено - ________________

котенок - ______________                                     дерево - _______________

слоненок - _____________                                    колос - ________________

цыпленок - _____________                                      сук - ________________

жеребенок - _____________                                    стул - ________________

козленок - ______________                                      кол - _________________

 

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

Зима.

  Побелели пол__  и деревь__.  Тонким льдом покрыл__сь рек__.  Ходит зим__  по гор__м, по долин__м в больших  м__гких   в__ленк__х, по сторон__м  погл__дыв__т.

4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «а» и «я». Определи границы предложения.

  Была сильная жара поле и лес ждали дождя надвигалась туча грохнул гром застучали крупные капли дождя.

5. Закончи слова, добавив слог с буквой «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

Ва____,  Лю____,  со____,  ребя____,  Га____,  Ди____,  Со____,  лу____,  чай____.

Дифференциация а — я.

Вариант №2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

ч__с,  дом__,  нян__,  л__сточк__,  ух__,  б__к,  р__ды,  б__л,  з__л.

2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «а» и «я».

Образец: дом — дома.

море -     ______________                                 поле -    ________________

блюдце - ______________                                облако - _______________

блюдо -   _____________                                  сердце - ________________

ведро -    _____________                                   яйцо -    ________________

зерно -    _____________                                   тополь -  ________________

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

  Вс__    комп__ни__    получил__   бог__тые   под__рки.  Элли поднесли бр__слет   с    __лм__зом.  Железному  Дровосеку сдел__ли   кр__сивую  золотую  м__сленку.

   (А. Волков «Волшебник изумрудного города»)

4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «а» и «я». Определи границы предложения.

   Мама купила Яне румяное яблоко с «Азбуки» начинается школьная жизнь Митя катался на санках с ледяной горы около дома растут высокие тополя.

 

5. Закончи слова, добавив слог с буквой «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

Зи____,  зем____,  ка____,  Ко____,  Ка____, На____,  аст____,  ар____.

Дифференциация у — ю.

Вариант №1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю».

Пл__щ,   Л__ба,   пл__с,   кр__па,   р__ка,   р__банок,   __тка,   __ла.

2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «у» и «ю».

Образец: утюг — утюги.

муравей -  ______________                                 колючка -    ________________

учитель -  ______________                                 тюлень -      ________________

суслик -    ______________                                 циркуль -    ________________

лягушка -  ______________                                 радуга -      ________________

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Найди и подчеркни многозначные слова.

  У этой кастр__ли очень  __добные  р__чки. У ребенка маленькие р__чки.  Брат к__пил   автор__чку.  М__жчина взялся за дверн____    р__чк__.

4. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю». Определи границы предложения.

  Дятлы  жив__т   в   лес__   у   дятла  длинный  кл__в   дятел   достает   кл__вом из-под  коры   деревьев   ж__чков  и   па__чков   он  лечит  деревья.

5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни их.

Я   мо___     мо___    младш_____      _______________.

Я   уч___    ________________.

Я   реша___    __________________.  

Дифференциация у — ю.

Вариант №2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю».

Бр__ки,  р__кав,  р__кзак,  фр__кты,  кр__чок,  р__ки,  бор__сь.

2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «у» и «ю».

Образец: зуб — зубы.

клоун -  ______________                                 кактус -     ________________

груша -  ______________                                 зубр -        ________________

арбуз -   ______________                                 верблюд -  ________________

пруд -     ______________                                 салют -     ________________

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Найди и подчеркни многозначные слова.

  Из-под земли бьёт холодный кл__ч.   __ля   __чится писать скрипичный кл__ч.   Я открыва__   входн_____    дверь  кл__чом.

4. Спиши текст. Подчеркни буквы «у» и «ю». Определи границы предложения.

  В саду растет капуста на капустных листьях много гусениц гусеницы любят капусту они поедают листья капусты люди собирают гусениц с капустных листьев.

5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни их.

Осень___   ид__т   _________________.

Я поль___    ________________.

Заяц л__бит   _________________.

Дифференциация о — ё.

Вариант №1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё». Подчеркни буквы «о» и «ё».

Дел__,   бель__,   ведр__,   копь__,  с__стры,  т__тя,  Б__ря,  с__ла.

2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

Лёня, кормит, работа, гнёзда, рыбёшка, весло, свёкла, тепло, село.

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё».

  Гнезд__  дик__й   утки  пох__же  на  спл__шной   пир__г.  Др__зд  стр__ит   себе   из   травки   к__вшик.   А   вот   кукушка   гн__зд   не   вь__т.

4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «о» и «ё». Определи границы предложения.

 

Высоко над землёй дом у иволги скворцы живут в скворечниках ласточки делают гнезда под крышами домов кроты и мыши роют норки под землёй.

5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «о» или «ё». Подчеркни их.

  Наступила    з___л___тая   _________________.

  Бер___зки   надели   ж___лтые _________________.

  Покраснели  ________________  кл___на.

  Только   сосны   и   ___лки   стоят   ___________________.

Дифференциация о — ё.

Вариант №2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё». Подчеркни буквы «о» и «ё».

Ал__на,  п__ле,  х__лод,  т__плый,  раст__т,  зерн__,  пч__лка,  гн__зда.

2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

Льётся, берёзы, мороз, жёлтый, растёт, Тёма, пилот, ведёт, брёвна.

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё».

  Паучок плет__т  паутину. П__с   грыз__т   к__сть.  Бур__нка   жд__т   сен__.   Ал__на   по__т   песню.

4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «о» и «ё». Определи границы предложения.

  Во дворе под дождём жалобно скулил щенок девочка принесла его домой щенок был мокрый и голодный мама напоила щенка молоком.

5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «о» или «ё». Подчеркни их.

Появилась т__мная   ________________.

Загремел   ______________.

Сверкнула   ______________   м__олния.

Хлынул  т__плый   _______________.

Дифференциация ы — и.

Вариант №1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и». Подчеркни буквы «ы» и «и».

Цвет___,   голуб___,   кос___нка,   тетрад___,   с___р,   с___то,   куст___,   л___цо,   ул___ца,   д___рка.

2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

Щипцы, рынок, шнурки, лифты, улицы, павлины, ели, рыси.

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и».

  Ж___л___ -  б___л___    пёс   Туз___к   и   кот   Р___жик.  Ж___ л___   он___   дружно.   Туз___к   сторож___л   дом,   а   Р___ж___к    лов___л   м___шей.      

4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «ы» и «и». Определи границы предложения.

  У дома росли сливы они упали в траву Карина собрала целую корзину слив.

Дифференциация ы — и.

Вариант №2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и». Подчеркни буквы «ы» и «и».

Уж___н,   т___ква,   ул___тка,   р___ног,   кр___ло,   в___шня,   жук___,   стол___,   б___тва,   муз___ка.

2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

Улитка, крыса, дырка, косы, сила, филин, павлин, пружина.

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и».

Летом   я   ж___л    у   моря.   Утром   меня   буд___л    шум   волн.   С___льн___е   волн___   б___л___сь   о   скал___.   Бр___зг___   летел___   в   разн___е   сторон___.      

4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «ы» и «и». Определи границы предложения.

Закончился дождь на листьях сирени блестят капли под окном чирикают птицы.

Дифференциация э — е.

Вариант №1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «э» или «е». Подчеркни буквы «э» и «е».

Хл___б,   ст___на,   ___кран,   ___гор,   ц___пь,   ___тажи,   д___нь,   ___вг___ний,   т___ло,   ___кипаж,   ___жи.

2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

Метро, кафе, веник, ветер, сосед, деньги, свечи, енот, Емеля, ястреб, ошейник, это.

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «э» или «е».

  ___дик   живет   на пятом   ___таже.   Мы   с   Л___ной   по___дем   в   м___тро   к   ___дику   в   гости.   Я   подарю   ему   книгу   «____рмитаж».   Мы   будем   пить   чай   и   ___сть   торт.      

4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «э» и «е». Определи границы предложения.

Дедушка и внук пошли гулять в парк дедушка купил Егору эскимо день был жаркий Егор быстро съел эскимо.

 

Дифференциация э — е.

Вариант №2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «э» или «е». Подчеркни буквы «э» и «е».

___хо,   ди___та,   т___ннис,   каф___,   по___т,   щ___дрый,   ц___пи,   бо___ц,   уч___ник,   ___таж,   ___то.

2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

Четверг, стена, проект, дуэль, экран, сейфы, эти, Семён, деньки, небо, неделя, лебеди.

3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «э» или «е».

 Мы   пр___хали   в   л___с   на   ___л___ктричке.   Ласково   св___тит   л___тнее   солнц___.   Лёгкий   в___т___рок   гонит   облака.   В___с___ло   поют   птицы.        

4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «э» и «е». Определи границы предложения.

Степь весело пестрит цветами высоко в небе летают птицы это жаворонки всё радостно тянется к солнцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной  речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...

Разработка тестовых заданий по предмету Математика, 4 класс

В работе представлены тесты для 4 класс...

«Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»

Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...

Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2-4 классов дифференцировать парные согласные по глухости-звонкости.

Данная методическая разработка предназначена для определения усвоения учениками 2-4 классов дифференциации парных согласных по глухости-звонкости. Проверочные работы на каждую пару звуков предст...

Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.

Учить детей дифференцировать   гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать  развитию познавательных процессов....

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я)....