Интегрированное логопедическое занятие (коррекционное и технология) с использованием ИКТ (дисграфия и дислексия).
план-конспект по логопедии

Ашурова Елена Васильевна

Миру - мир. Синонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_slova_-sinonimy_3_klass_miru-mir.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Ашурова Елена Васильевна, учитель-логопед I квалификационной категории, МБОУ "Школа №2", г.Муравленко.

Класс: 3

Интегрированное  логопедическое занятие (коррекционное и технология) с использованием  ИКТ (дисграфия и дислексия).  

ТЕМА: Миру - мир. Синонимы.

ЦЕЛЬ:

  • Уточнить и закрепить знания  о синонимах.
  • Учить понимать значение  слова «мир».
  • Учить правильно  использовать синонимы в своей речи.
  • Учить видеть красоту поэзии в стиле хокку.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательные:
  • Закрепление практического навыка употребления в речи слова «МИР».
  • Развитие умения подбирать синонимы слова «мир».
  • Развитие умения подбирать однокоренные и родственные слова.
  • Расширение и активизация словарного запаса по теме: «мир».
  • Формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
  • Формирование навыка адекватного применения интерактивной доски  при выполнении логопедического задания;
  • Коррекционные: 
  • Развитие наблюдательности к языковым явлениям, умения осмысливать материал, работать в определённом темпе.
  • Воспитательные: 
  • Воспитание мотивации к учению.
  • Воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству.
  • Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, его богатству и красоте.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • интерактивная доска для слайдов,
  • карточки со словами,
  • карточки с заданиями,
  • бумага для оригами

 I. Организационный  момент.

Логопед: Ребята! Вспомните, над какой темой мы с вами работали на прошлом занятии? (ответы детей), (данное занятие входит в цикл занятий по теме «Синонимы», всего 5 занятий).

II. Основная часть.

Слайд №1

 

Слайд №2

Логопед: Сегодня мы продолжим говорить о синонимах. А о каких синонимах -  для этого прочитаем небольшой рассказ.

(на интерактивной доске изображение журавля с  хокку, читают «птичьим базаром», затем по одному выразительно читает каждый ученик)

 С белого неба
Стая летит журавлей
Снежные крылья.

                  Лю Ко

 Логопед: Что вы на доске прочитали и увидели?

(ответы учеников, в 3 классе они проходили тему:  японская поэзия  - хокку).

Почему вы считаете, что данное стихотворение - хокку? (ответы детей).

В какой стране пишут такие стихи в стиле хокку? (ответы детей)

О какой птице идет речь в хокку?  (ответы детей)

Что вы можете рассказать о журавле?  (ответы детей)

Логопед:

Да, журавль - перелётная птица, но ещё журавль в далекой стране Японии является символом чистоты, счастья, честности, готовности к бескорыстной помощи. В Японии существует примета — тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, тот гарантирует себе отменное здоровье. В 1955 году со смертью 12-летней японской девочки Садако Сасаки, погибшей от последствий ядерной бомбардировки Хиросимы, бумажные журавлики стали символом мира — дети со всего мира посылали в Японию журавлики, которые девочка  не успела доделать. Каждый год в День памяти жертвам атомной бомбардировки все приносят бумажных журавликов к памятнику.

Вот сегодня и мы попробуем сделать оригами – журавля из бумаги.

Что такое оригами? (ответы детей).

Логопед дополняет, что это слово пришло также из Японии и означает искусство складывания фигурок из бумаги.

Слайд №3 и Слайд № 4

2. Оригами.

(дети складывают фигурки журавля по образу, логопед объясняет, как делать, помогает детям, по окончании работы все любуются журавликами и читают на слайдах № 3 и № 4 хокку).

Опустели поля -
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…
             Сики

Лежу в траве без дум и без печали.
А высоко над головой —
Летит журавль в ясном небе…

            Басё

3. Физкультминутка.

Подвижная игра «Журавли учатся летать».

Цель: Воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений.

(Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают на уровне плеч - вдох через нос. При опускании рук - выдох. Одновременно выполняют  движение по кругу.)

4. Игра «Найди синонимы к слову «МИР».

  Лексическое значение слова «МИР».

Логопед: Мы уже узнали, что журавлики стали символом мира.

Что такое мир? Как вы понимаете? (ответы детей)

(Логопед сообщает, что сегодня в кабине есть что-то необычное, посмотрите внимательно и скажите, что вы увидели необычное? В кабинете на стенах развешаны слова, которые являются или не являются синонимами. Каждое слово на отдельном листочке  Дети ходят, собирают записи со словами.).

Примерные слова: дружба, война, счастье, ссора, Вселенная, космос, спокойствие, жизнь без войны, согласие, покой, планета.

1 группа - Вселенная, планета, космос, сообщество людей.

2 группа - дружба, спокойствие, согласие, покой, жизнь без войны.

  Логопед: Дети! Какие слова вы собрали? Почему вы считаете данные слова синонимами? (ответы детей)

Логопед: Слово «мир»  имеет два значения:

 первое - это значение космоса, вселенной, планеты,

 а второе - это спокойствие, жизнь без войны, тишина, согласие, перемирие, покой.

Слайд №5

5. Упражнение «Подчеркните   пословицы  со словами в значении  мир - планета, сообщество людей, а второе- согласие, покой.

Логопед: Сейчас мы будем выполнять задание в группах. У детей карточки с пословицами и дублирует записи на интерактивной доске.

Первая группа - подчеркните из данных пословиц значение слова мир - планета, сообщество людей, а вторая группа - спокойствие, покой. Дети обсуждают, совещаются.

 Слайд № 6 (мир- спокойствие). Слайд № 7 (мир-планета). Слайд № 8 (миру - мир)

Как еще называются слова, которые имеют много значений? (ответы детей)

Мир – дело великое. (спокойствие)

Красота спасет мир.(планета)

Мирская слава сильна. (спокойствие)

Мир за себя постоит. (планета)

Люби ссору, люби и мир.(спокойствие)

Худой мир лучше доброй ссоры.  (спокойствие)

В мире жить — с миром жить.

Мир заревет, так лесы стонут.  (спокойствие)

С людьми мирись, а с грехами бранись!  (спокойствие)

Если мир не мирится с тобой – ты мирись с миром.

Что миром положено, тому быть так.  (спокойствие)

Дружно за мир стоять – войне не бывать.  (спокойствие)

Логопед: Почему данные пословицы мы соотносим со словами спокойствие и планета? Почему мы можем назвать их синонимами? (ответы детей)

Логопед: А почему никто не выбрали эти две пословицы?

(ответы детей)

Слайд № 9.

Логопед: Да, мы можем сказать, что данные пословицы одновременно говорят о мире как о сообществе людей и о мире, как о спокойствие. Одним из таких выражений можно сказать МИРУ - МИР! 6. Упражнение «Найди и запиши однокоренные и родственные слова к слову мир»

Логопед: Из данных слов выберите и напишите в своих тетрадях слова, которые вы можете назвать однокоренными и родственными.

Слайд №10.  На слайде слова, которые будут однокоренными и родственными к слову МИР -  мирный, мировой, примирение, перемирие, миротворец, мириться, мировоззрение, мироздание, миролюбие, мироощущение, мирно, всемирный и  другие слова, которые не будут родственными: примерка, размер, кумир, смирно,  замерзать, приморозить.

(Логопед объясняет  лексическое значение слов, смысл которых дети не знают или встречаются впервые, или малознакомые слова)

Проверка задания. Дети читают свои записи и объясняют, как они понимают данные слова.

Логопед:

Как вы думаете, если слова синонимы, то они будут относиться к одной части речи? (ответы детей). К каким частям речи относятся данные слова? (устные ответы детей).

III Рефлексия

Логопед: Что интересного вы узнали?

                  Что особенно вам понравилось и запомнилось? (ответы детей).

                  Спасибо, занятие закончено.

               

Литература:

1.Волина В.В.Занимательное азбуковедение, М., «Просвещение», 1994.

2.Лопухина И.С. Логопедия 550, «Аквариум», М., 1996.

3.Городилова В.И, Кудрявцева М.З., Чтение и письмо. «Дельта», М., 1995.

4.Нищеева Н.В. Система коррекционной  работы,  «Детство-Пресс», С-П., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ) 3 КЛАСС

В данном коррекционном занятии задания и упражнения представлены в занимательной форме, создаются проблемные вопросы, на которые дети стараются найти и обосновать свои ответы. Вызыв...

Конспект занятия по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем - логопедом Александровой М.И.

Коррекция дисграфии и дислексии в работе школьного учителя – логопеда Тема:Народные посиделки Цель:Совершенствование анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры в письменной ре...

Рабочая коррекционная программа с 1- 4 класс: Преодоление дисграфии и дислексии

Рабочая программа включает в себя: - информационную карту программы;- пояснительную записку;- используемую литературу;- содержание коррекционно- логопедического сопровождения;- календарно-тематич...

Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии.

Методическая разработка логопедического занятия выполнена в форме технологической карты. При разработке логопедического занятия учтены все требования ФГОС и особенности учащихся с ОВЗ....

Коррекционная работа с детьми с дисграфией, дислексией, дизорфографией

Коллеги! Здесь вы найдете материалы для себя и своих учеников!...

«Современные коррекционно-развивающие технологии по устранению дислексии у детей с ОВЗ»

Дислексия-это избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Проявляется  в специфических и стойких ошибках при чтении....

Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...