Интегрированное логопедическое занятие (коррекционное и технология) с использованием ИКТ (дисграфия и дислексия).
план-конспект по логопедии
Миру - мир. Синонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_slova_-sinonimy_3_klass_miru-mir.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ашурова Елена Васильевна, учитель-логопед I квалификационной категории, МБОУ "Школа №2", г.Муравленко.
Класс: 3
Интегрированное логопедическое занятие (коррекционное и технология) с использованием ИКТ (дисграфия и дислексия).
ТЕМА: Миру - мир. Синонимы.
ЦЕЛЬ:
- Уточнить и закрепить знания о синонимах.
- Учить понимать значение слова «мир».
- Учить правильно использовать синонимы в своей речи.
- Учить видеть красоту поэзии в стиле хокку.
ЗАДАЧИ:
- Образовательные:
- Закрепление практического навыка употребления в речи слова «МИР».
- Развитие умения подбирать синонимы слова «мир».
- Развитие умения подбирать однокоренные и родственные слова.
- Расширение и активизация словарного запаса по теме: «мир».
- Формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
- Формирование навыка адекватного применения интерактивной доски при выполнении логопедического задания;
- Коррекционные:
- Развитие наблюдательности к языковым явлениям, умения осмысливать материал, работать в определённом темпе.
- Воспитательные:
- Воспитание мотивации к учению.
- Воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству.
- Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, его богатству и красоте.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- интерактивная доска для слайдов,
- карточки со словами,
- карточки с заданиями,
- бумага для оригами
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята! Вспомните, над какой темой мы с вами работали на прошлом занятии? (ответы детей), (данное занятие входит в цикл занятий по теме «Синонимы», всего 5 занятий).
II. Основная часть.
Слайд №1
Слайд №2
Логопед: Сегодня мы продолжим говорить о синонимах. А о каких синонимах - для этого прочитаем небольшой рассказ.
(на интерактивной доске изображение журавля с хокку, читают «птичьим базаром», затем по одному выразительно читает каждый ученик)
С белого неба
Стая летит журавлей
Снежные крылья.
Лю Ко
Логопед: Что вы на доске прочитали и увидели?
(ответы учеников, в 3 классе они проходили тему: японская поэзия - хокку).
Почему вы считаете, что данное стихотворение - хокку? (ответы детей).
В какой стране пишут такие стихи в стиле хокку? (ответы детей)
О какой птице идет речь в хокку? (ответы детей)
Что вы можете рассказать о журавле? (ответы детей)
Логопед:
Да, журавль - перелётная птица, но ещё журавль в далекой стране Японии является символом чистоты, счастья, честности, готовности к бескорыстной помощи. В Японии существует примета — тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, тот гарантирует себе отменное здоровье. В 1955 году со смертью 12-летней японской девочки Садако Сасаки, погибшей от последствий ядерной бомбардировки Хиросимы, бумажные журавлики стали символом мира — дети со всего мира посылали в Японию журавлики, которые девочка не успела доделать. Каждый год в День памяти жертвам атомной бомбардировки все приносят бумажных журавликов к памятнику.
Вот сегодня и мы попробуем сделать оригами – журавля из бумаги.
Что такое оригами? (ответы детей).
Логопед дополняет, что это слово пришло также из Японии и означает искусство складывания фигурок из бумаги.
Слайд №3 и Слайд № 4
2. Оригами.
(дети складывают фигурки журавля по образу, логопед объясняет, как делать, помогает детям, по окончании работы все любуются журавликами и читают на слайдах № 3 и № 4 хокку).
Опустели поля -
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…
Сики
Лежу в траве без дум и без печали.
А высоко над головой —
Летит журавль в ясном небе…
Басё
3. Физкультминутка.
Подвижная игра «Журавли учатся летать».
Цель: Воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений.
(Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают на уровне плеч - вдох через нос. При опускании рук - выдох. Одновременно выполняют движение по кругу.)
4. Игра «Найди синонимы к слову «МИР».
Лексическое значение слова «МИР».
Логопед: Мы уже узнали, что журавлики стали символом мира.
Что такое мир? Как вы понимаете? (ответы детей)
(Логопед сообщает, что сегодня в кабине есть что-то необычное, посмотрите внимательно и скажите, что вы увидели необычное? В кабинете на стенах развешаны слова, которые являются или не являются синонимами. Каждое слово на отдельном листочке Дети ходят, собирают записи со словами.).
Примерные слова: дружба, война, счастье, ссора, Вселенная, космос, спокойствие, жизнь без войны, согласие, покой, планета.
1 группа - Вселенная, планета, космос, сообщество людей.
2 группа - дружба, спокойствие, согласие, покой, жизнь без войны.
Логопед: Дети! Какие слова вы собрали? Почему вы считаете данные слова синонимами? (ответы детей)
Логопед: Слово «мир» имеет два значения:
первое - это значение космоса, вселенной, планеты,
а второе - это спокойствие, жизнь без войны, тишина, согласие, перемирие, покой.
Слайд №5
5. Упражнение «Подчеркните пословицы со словами в значении мир - планета, сообщество людей, а второе- согласие, покой.
Логопед: Сейчас мы будем выполнять задание в группах. У детей карточки с пословицами и дублирует записи на интерактивной доске.
Первая группа - подчеркните из данных пословиц значение слова мир - планета, сообщество людей, а вторая группа - спокойствие, покой. Дети обсуждают, совещаются.
Слайд № 6 (мир- спокойствие). Слайд № 7 (мир-планета). Слайд № 8 (миру - мир)
Как еще называются слова, которые имеют много значений? (ответы детей)
Мир – дело великое. (спокойствие)
Красота спасет мир.(планета)
Мирская слава сильна. (спокойствие)
Мир за себя постоит. (планета)
Люби ссору, люби и мир.(спокойствие)
Худой мир лучше доброй ссоры. (спокойствие)
В мире жить — с миром жить.
Мир заревет, так лесы стонут. (спокойствие)
С людьми мирись, а с грехами бранись! (спокойствие)
Если мир не мирится с тобой – ты мирись с миром.
Что миром положено, тому быть так. (спокойствие)
Дружно за мир стоять – войне не бывать. (спокойствие)
Логопед: Почему данные пословицы мы соотносим со словами спокойствие и планета? Почему мы можем назвать их синонимами? (ответы детей)
Логопед: А почему никто не выбрали эти две пословицы?
(ответы детей)
Слайд № 9.
Логопед: Да, мы можем сказать, что данные пословицы одновременно говорят о мире как о сообществе людей и о мире, как о спокойствие. Одним из таких выражений можно сказать МИРУ - МИР! 6. Упражнение «Найди и запиши однокоренные и родственные слова к слову мир»
Логопед: Из данных слов выберите и напишите в своих тетрадях слова, которые вы можете назвать однокоренными и родственными.
Слайд №10. На слайде слова, которые будут однокоренными и родственными к слову МИР - мирный, мировой, примирение, перемирие, миротворец, мириться, мировоззрение, мироздание, миролюбие, мироощущение, мирно, всемирный и другие слова, которые не будут родственными: примерка, размер, кумир, смирно, замерзать, приморозить.
(Логопед объясняет лексическое значение слов, смысл которых дети не знают или встречаются впервые, или малознакомые слова)
Проверка задания. Дети читают свои записи и объясняют, как они понимают данные слова.
Логопед:
Как вы думаете, если слова синонимы, то они будут относиться к одной части речи? (ответы детей). К каким частям речи относятся данные слова? (устные ответы детей).
III Рефлексия
Логопед: Что интересного вы узнали?
Что особенно вам понравилось и запомнилось? (ответы детей).
Спасибо, занятие закончено.
Литература:
1.Волина В.В.Занимательное азбуковедение, М., «Просвещение», 1994.
2.Лопухина И.С. Логопедия 550, «Аквариум», М., 1996.
3.Городилова В.И, Кудрявцева М.З., Чтение и письмо. «Дельта», М., 1995.
4.Нищеева Н.В. Система коррекционной работы, «Детство-Пресс», С-П., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ) 3 КЛАСС
В данном коррекционном занятии задания и упражнения представлены в занимательной форме, создаются проблемные вопросы, на которые дети стараются найти и обосновать свои ответы. Вызыв...
Конспект занятия по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем - логопедом Александровой М.И.
Коррекция дисграфии и дислексии в работе школьного учителя – логопеда Тема:Народные посиделки Цель:Совершенствование анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры в письменной ре...
Рабочая коррекционная программа с 1- 4 класс: Преодоление дисграфии и дислексии
Рабочая программа включает в себя: - информационную карту программы;- пояснительную записку;- используемую литературу;- содержание коррекционно- логопедического сопровождения;- календарно-тематич...
Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии.
Методическая разработка логопедического занятия выполнена в форме технологической карты. При разработке логопедического занятия учтены все требования ФГОС и особенности учащихся с ОВЗ....
Коррекционная работа с детьми с дисграфией, дислексией, дизорфографией
Коллеги! Здесь вы найдете материалы для себя и своих учеников!...
«Современные коррекционно-развивающие технологии по устранению дислексии у детей с ОВЗ»
Дислексия-это избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Проявляется в специфических и стойких ошибках при чтении....
Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...