Рабочая коррекционная программа с 1- 4 класс: Преодоление дисграфии и дислексии
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Рабочая программа включает в себя: 

- информационную карту программы;

- пояснительную записку;

- используемую литературу;

- содержание коррекционно- логопедического сопровождения;

- календарно-тематическое планирование с 1- 4 классы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  

1-4 классы

«Преодоление дисграфии и дислексии»

Принята МО                                                                            «Утверждаю»

учителей нач. классов  и   рекомендована  к утверждению                                                                                                                                                                                       протокол № 1 от

                                                                                                                Составитель:

Витушкина Ю.Ю.

Срок реализации – 4 года

Москва

2017-2018 уч. Год

Рабочая коррекционная  программа

 «Преодоление дисграфии и дислексии»

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Преодоление дисграфии и дислексии, 1-4 классы

2

Цель программы

Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими начальной общеобразовательной программы, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

3

Направленность

образовательной программы 

 Коррекционно-логопедическая

4

Краткое содержание программы

1. Планируемые результаты

2. Содержание коррекционно-логопедической работы.

3. Тематическое планирование 1 класс.

4. Тематическое планирование 2 класс.

5. Тематическое планирование 3-4  классы.

5

Составитель программы

Учитель-логопед начальных классов

6

Образовательное  учреждение

7

Адрес, телефон

8

Уровень реализации программы

начальная школа, 1-4 классы

9

Сроки реализации программы 

С 16.09.2017 года по 27.05.2018 года

10

Количество часов в неделю

2 часа в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисграфия —  это специфическое нарушение письма, связанное с несформированностью или нарушением развития высших психических функций. Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, трудностях формирования орфографического навыка, заменах согласных букв, пропусках гласных букв и т.д. и является широко распространенным явлением среди учащихся начальной общеобразовательной школы. Как правило, дисграфия проявляется у детей на начальном этапе обучения. В группу риска попадают те дети, которые в  дошкольном возрасте имеют те или иные нарушения устной речи (чаще всего, двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и фонетико-фонематических представлений). Таким образом, дисграфия является определенным этапом в развитии детей,  имеющих речевые нарушения  (Э. Г.  Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дисграфии у школьников. СПб., 1995).

Кроме того, устная речь детей, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).

Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дисграфией бедна интонационно, маловыразительна.

Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дисграфией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель - логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.

Курс включает в себя занятия в течение учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

Группы комплектуются в количестве 2—4 человека.

Контингент учеников в группах — учащиеся  с 1  по 4 классы  начальной общеобразовательной школы.

Сроки реализации - 4 учебных года.

Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими начальной общеобразовательной программы, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи:

  1. Развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
  2. Развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи.
  3. Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач при переходе из начальной школы в среднюю.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 1. Дифференция гласных. – М.: Книголюб, 2003
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация согласных.– М.: Книголюб, 2003.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 3.Соноры, аффрикаты. – М.: Книголюб, 2003.
  4. Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
  5. Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
  6. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Книга 1. Рабочие материалы. – М.: Генезис, 2009.
  7. Мисаренко Г. Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
  8. Мисаренко Г. Г. Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие.— М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова:   Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
  9. Мисаренко Г. Г. Учимся определять части речи: Учебн. пособие.—М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс", 2005.
  10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику - М., "Альфа", 1993.
  11. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  12. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
  13. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
  14. Козырева Л.М. Как образуются слова. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
  15. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
  16. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
  17. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
  18. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.: Школьная Пресса Год: 2005.
  19. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 2007.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

             Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися с 1 по 4 классы, испытывающих трудности в формировании письменной речи. Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей учеников.

             В 1 классе предусмотрено 68 часов. Всю коррекционную работу в  1 классе можно разбить на 3 раздела:

- в 1 раздел включены задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;

- во 2 раздел входят теоретические сведения по русскому языку, задания на развитие звукового восприятия, различения звуков и букв, работа над словом и предложением;

- в 3раздел включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка, а также упражнения, полагающие решать проблему пропуска букв.  Длительность занятий 40 минут.

Во 2 классе коррекционная работа рассчитана на  68 часов. Работа проводится по закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова, часть занятий направлены на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Длительность занятий 40 минут.

            В 3-4 классе коррекционная работа рассчитана на 68 часов и осуществляется с учетом закономерностей нормального речевого развития. Основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Коррекционная работа посвящена  закреплению тем: «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударение», а также упражнения на различение гласных и согласных звуков (букв), которые могут смешиваться в устной и письменной речи ребёнка.

Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа:

  1. Этап:
  • Формирование навыка построения связных высказываний.
  • Закрепление навыков словообразования.
  • Формирование продуктивных и простых по семантике форм.
  1. Этап:
  • Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения.
  • Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
  1. Этап:
  • Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения.
  • Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.

Длительность занятия 40 минут.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

1 класс

Темы

Содержание

Часы

68

Звук. Слово. Предложение.

Знакомство с органами речи. Научить называть органы речи соответственно названиям с показом. Звук. Выделение предложения в потоке речи. Обобщение представлений о предложении как о единице высказывания. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

2

Слова-предметы

Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении. Предложения из двух слов.

1

Слова - действия

Составление предложений из двух слов. Постановка вопроса «что делает?»

1

Слова-признаки

Составление предложений из 3-х слов. Постановка вопросов «какой?» «какая?» «какое?»

1

Слог

Практическое знакомство с термином «слог». Развитие умения произносить слова по слогам.

1

Имена собственные

Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. Расширение круга имен собственных.

1

Звук и буква

Различие звука и буквы. Гласные звуки и буквы. Выделение цветом. Согласные звуки и буквы. Обозначение цветом. Характеристика гласных звуков.

4

Гласные звуки

Характеристика гласных звуков. Нахождение в односложных слова гласных звуков. Развитие умения слышать гласный звук. Нахождение и выделение гласного звука вначале слова. Гласный звук в конце слова.

2

Звук [а] и буква А, а

Буква А, а. Звук [а]. Выделение звука  из слова (начало, середина, конец). Лексическая тема «фрукты». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

1

Звук [о] и буква О, о

Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «овощи». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

1

Звук [о] и буква О, о

Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Дифференциация «фрукты» - «овощи». Закрепление, Повторение, расширение активного словаря. Предлоги НА, В, ПОД.

1

Звук [э] и буква Э, э

Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «деревья». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря.

1

Звук [у] и буква У, у

Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова.

1

Звук [ы] и буква ы

Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «цветы». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Развитие умения выбирать из текста слова со звуком [ы]. Множественное число существительных.

1

Дифференциация гласных звуков [и] - [ы]

Различия в написании. Различие по произношению и на слух. Звукобуквенный анализ и синтез. Ударение. Развитие умения узнавать гласные в словах, определять количество гласных, их позицию, определение на слух ударной гласной.

2

Звук и буква П

Закрепить звуки п, пь, формировать навыки письма букв, слогов со словами, уточнить употребление предлога ПО, обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения.

2

Дифференциация Б-П

Учить дифференцировать звуки п, пь,б,бь по звонкости-глухости на слух при чтении, на письме; познакомить с написанием парных звонких и глухих согласных п-б на конце слова.

1

Звук и буква В

Закрепить звук в, познакомить с их графическим обозначением; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов.

2

Звук и буква Ф

Уточнить произношение звуков ф, фь; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов.

2

Дифференциация В-Ф

Учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости в слогах, словах и предложениях.

1

Звук и буква Г

Закрепить звуки г, гь; познакомить с их графическим изображением; обучать звуко-буквенному анализу трехсложных слов; формировать навык чтения слогов и слов с буквой Г.

2

Звук и буква К

Уточнить произношение звуков к, кь; учить выделять звуки из состава слова; познакомить с их графическим обозначением; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов.

2

Дифференциация Г-К

Дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить с написанием парных звонких и глухих согласных г-к на конце слова.

1

Звук и буква Д

Закреплять звуки д, дь; формировать навык письма буквы Д, д; слогов и слов с ними; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов.

1

Звук и буква Т

Закреплять звуки т, ть; формировать навык письма буквы Д, д; слогов и слов с ними; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. Учить дифференцировать звуки д–т по звонкости-глухости на слух при чтении и на письме.

1

Звук и буква З

Закрепить звуки з, зь; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу двусложных слов.

2

Звук и буква С

Закрепить звуки с,сь; формировать навык письма бук С,с, слогов, двусложных слов.

2

Дифференциация З-С

Учить дифференцировать звуки с-сь; з-зь; по звонкости-глухости и твердости-мягкости на слух.

1

Звук и буква Ж

Закрепить звук ж, знакомить с его графическим изображением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов, слов и предложений с буквой Ж.

2

Звук и буква Ш

Закрепить звук ш, знакомить с его графическим изображением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов, слов и предложений с буквой Ш.

2

Дифференциация Ж-Ш

Учить дифференцировать звуки ш-ж по звонкости-глухости в слогах, словах и предложениях, и буквы Ш-Ж при чтении и письме. Развивать зрительное восприятие.

1

Дифференциация Б-Д

Учить дифференцировать звуки б, бь,д,дь по звонкости-глухости на слух при чтении, на письме.

4

Дифференциация С-Ш

Учить дифференцировать звуки с, сь,ш,шь по звонкости-глухости на слух при чтении, на письме; упражнять в согласовании числительного с существительным, отрабатывать дикцию, развивать зрительное восприятие.

4

Дифференциация З-Ж

Учить дифференцировать звуки з-ж в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении, и буквы З-Ж при чтении и письме. Развивать мышление.

2

Дифференциация С-Ц

Учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать воображение.

2

Дифференциация Ч-Ш

Учить дифференцировать звуки ч-ш в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать внимание.

2

Дифференциация Ч-Щ

Учить дифференцировать звуки ч-Щ в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать слуховое восприятие.

2

Звук и буква Л

Уточнить произношение звука л; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными. Развивать слуховую память.

2

Звук и буква Р

Уточнить произношение звука р; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов и слов с буквой Р, р.

2

Дифференциация Р-Л

Учить дифференцировать звуки р,рь - л,ль на слух и в произношении и буквы Р-Л при чтении и на письме: развивать дикцию, учить передавать интонацию.

2

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

2 класс

Форма занятий

Этап. Тема

К-во часов

68

Подгрупповая, индивидуальная

Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти

• артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка;

• уточнение изолированной артикуляции гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и);

• уточнение артикуляции согласных;

• заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артиллерийская бригада и др.).

 • четкое послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста)

• упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука — обозначение голосом, артикуляция и буквы — графическое изображение);

• фонематический анализ слов различной звуконаполняемости;

 • упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков;

• звуковой анализ слов, работа со схемами;

4

Подгрупповая индивидуальная

Звук, слог. Ударение. Гласные и согласные звуки

• упражнения в различении на слух слов с оппозиционным согласным,

 с разными ударениями;

• упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины,

 • чтение слоговых таблиц

4

Подгрупповая индивидуальная

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и

• фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; • упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью

; • фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными;

• упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах;

4

Подгрупповая индивидуальная

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

• звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце;

• упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце

Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука в середине слова

• звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине;

• упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине;

• упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине

6

Подгрупповая индивидуальная

Языковой анализ и синтез.

Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы.

Развитие объема слухоречевой памяти

составление предложений по схемам: по опорным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин;

• зрительные, слуховые диктанты

• повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц

4

Подгрупповая индивидуальная

Развитие зрительного восприятия букв

 реконструкции букв;

• упражнения на реконструкцию букв, составление из элементов, дописывание строчных и прописных букв;

• работа с зеркально-расположенными буквами;

 • нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте

2

Подгрупповая индивидуальная

Работа над праксисом кисти руки

• тренировка в пробах на динамический праксис (кулак — ладонь — ребро);

 • прописывание букв в воздухе, на столе;

• обведение букв по точкам;

• штриховка контурно изображенных фигур;

 • использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина;

• упражнения в прописях

2

Подгрупповая индивидуальная

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 Сочетание чк, чн

•характеристика звуков ж и ш;

• упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи-ши;

• характеристика звуков ч, щ; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний ча-ща, чу-щу;

• упражнения на написание слов с сочетаниями чк,чн;

• дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов

• придумывание слов и предложении;

• подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером

4

Подгрупповая индивидуальная

Развитие морфологического анализа

• анализ групп родственных, однокоренных слов; • упражнения в выделении единого корня в словах

 подбор однокоренных слов;

 • разбор слов по составу;

 подбор однокоренных слов с корнями (вода, водяной, водопровод);

6

Подгрупповая индивидуальная

Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова

• упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов;

• упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой

14

Подгрупповая индивидуальная

Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме

• вписывание пропущенных ъ и ь;

 • написание коротких диктантов;

 • дидактические игры на различение ъ и ь;

 • перенос слов с разделительными а и ь

4

Подгрупповая индивидуальная

Развитие лексико-грамматических категорий

 подбор синонимов;

 подбор антонимов:

 придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами

2

Подгрупповая индивидуальная

Развитие лексико-семантических связей

  • объяснение многозначных слов;

2

Подгрупповая индивидуальная

Согласование имен существительных с прилагательными.

• тренировочные упражнения на согласование существительных с прилагательными.

4

Подгрупповая индивидуальная

Беспредложное и предложное управление

• упражнения в спряжении глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

2

Подгрупповая индивидуальная

Развитие синтаксического анализа

• составление предложений с заданным словом;

• работа с деформированными предложениями

2

Подгрупповая индивидуальная

Развитие связной устной и письменной речи

• составление рассказа по серии сюжетных картин;

• работа с деформированным текстом;

2


Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

3-4 класс

Темы

Содержание

Часы

68

I. Слово. Словосочетание. Предложение.

54

1. Развитие навыков словообразования

16

1. Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

3

2. Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов.

2

3. Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами.

3

4. Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса.

3

5. Морфологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе, окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов.

2

6. Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.

4

2. Развитие навыков словоизменения

12

7. Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.

2

8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).

2

9. Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления.

2

10. Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи.

6

3. Развитие навыков согласования слов

26

11. Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой.

2

12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами.

2

13. Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи.

9

14. Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета с графической схемой.

1

15. Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.

2

16. Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами.

2

17. Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений.

4

18. Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи.

4

II. Предложение.

10

1. Предложение

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст.

5

2. Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями.

5

III. Текст.

3

1. Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаки: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ) 3 КЛАСС

В данном коррекционном занятии задания и упражнения представлены в занимательной форме, создаются проблемные вопросы, на которые дети стараются найти и обосновать свои ответы. Вызыв...

Рекомендации по преодолению дисграфии и дислексии у учащихся.

Частичное расстройство процессов письма и чтения обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок (не связанные с применением орфографиче...

Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии

Что такое дисграфия и дислексия и как с этим бороться....

«Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников".

Дисграфия – стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложн...

Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии у младших школьников

Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие дети вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-т...

«Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников".

laquo;Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников. В последнее время всѐ чаще и чаще учителя начальных классов и учителя-логопеды сталкиваются с такой...