Рабочая коррекционная программа с 1- 4 класс: Преодоление дисграфии и дислексии
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Рабочая программа включает в себя:
- информационную карту программы;
- пояснительную записку;
- используемую литературу;
- содержание коррекционно- логопедического сопровождения;
- календарно-тематическое планирование с 1- 4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование с 1- 4 класс | 52.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
1-4 классы
«Преодоление дисграфии и дислексии»
Принята МО «Утверждаю»
учителей нач. классов и рекомендована к утверждению протокол № 1 от
Составитель:
Витушкина Ю.Ю.
Срок реализации – 4 года
Москва
2017-2018 уч. Год
Рабочая коррекционная программа
«Преодоление дисграфии и дислексии»
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Преодоление дисграфии и дислексии, 1-4 классы |
2 | Цель программы | Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими начальной общеобразовательной программы, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. |
3 | Направленность образовательной программы | Коррекционно-логопедическая |
4 | Краткое содержание программы | 1. Планируемые результаты 2. Содержание коррекционно-логопедической работы. 3. Тематическое планирование 1 класс. 4. Тематическое планирование 2 класс. 5. Тематическое планирование 3-4 классы. |
5 | Составитель программы | Учитель-логопед начальных классов |
6 | Образовательное учреждение | |
7 | Адрес, телефон | |
8 | Уровень реализации программы | начальная школа, 1-4 классы |
9 | Сроки реализации программы | С 16.09.2017 года по 27.05.2018 года |
10 | Количество часов в неделю | 2 часа в неделю |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисграфия — это специфическое нарушение письма, связанное с несформированностью или нарушением развития высших психических функций. Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, трудностях формирования орфографического навыка, заменах согласных букв, пропусках гласных букв и т.д. и является широко распространенным явлением среди учащихся начальной общеобразовательной школы. Как правило, дисграфия проявляется у детей на начальном этапе обучения. В группу риска попадают те дети, которые в дошкольном возрасте имеют те или иные нарушения устной речи (чаще всего, двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и фонетико-фонематических представлений). Таким образом, дисграфия является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дисграфии у школьников. СПб., 1995).
Кроме того, устная речь детей, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дисграфией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дисграфией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель - логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
Курс включает в себя занятия в течение учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.
Группы комплектуются в количестве 2—4 человека.
Контингент учеников в группах — учащиеся с 1 по 4 классы начальной общеобразовательной школы.
Сроки реализации - 4 учебных года.
Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими начальной общеобразовательной программы, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи:
- Развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
- Развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи.
- Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач при переходе из начальной школы в среднюю.
Литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 1. Дифференция гласных. – М.: Книголюб, 2003
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация согласных.– М.: Книголюб, 2003.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 3.Соноры, аффрикаты. – М.: Книголюб, 2003.
- Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
- Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
- Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Книга 1. Рабочие материалы. – М.: Генезис, 2009.
- Мисаренко Г. Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
- Мисаренко Г. Г. Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие.— М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
- Мисаренко Г. Г. Учимся определять части речи: Учебн. пособие.—М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс", 2005.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику - М., "Альфа", 1993.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
- Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
- Козырева Л.М. Как образуются слова. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
- Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
- Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
- Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.: Школьная Пресса Год: 2005.
- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 2007.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися с 1 по 4 классы, испытывающих трудности в формировании письменной речи. Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей учеников.
В 1 классе предусмотрено 68 часов. Всю коррекционную работу в 1 классе можно разбить на 3 раздела:
- в 1 раздел включены задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;
- во 2 раздел входят теоретические сведения по русскому языку, задания на развитие звукового восприятия, различения звуков и букв, работа над словом и предложением;
- в 3раздел включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка, а также упражнения, полагающие решать проблему пропуска букв. Длительность занятий 40 минут.
Во 2 классе коррекционная работа рассчитана на 68 часов. Работа проводится по закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова, часть занятий направлены на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Длительность занятий 40 минут.
В 3-4 классе коррекционная работа рассчитана на 68 часов и осуществляется с учетом закономерностей нормального речевого развития. Основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Коррекционная работа посвящена закреплению тем: «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударение», а также упражнения на различение гласных и согласных звуков (букв), которые могут смешиваться в устной и письменной речи ребёнка.
Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа:
- Этап:
- Формирование навыка построения связных высказываний.
- Закрепление навыков словообразования.
- Формирование продуктивных и простых по семантике форм.
- Этап:
- Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
- Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения.
- Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
- Этап:
- Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
- Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения.
- Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
Длительность занятия 40 минут.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
1 класс
Темы | Содержание | Часы 68 |
Звук. Слово. Предложение. | Знакомство с органами речи. Научить называть органы речи соответственно названиям с показом. Звук. Выделение предложения в потоке речи. Обобщение представлений о предложении как о единице высказывания. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 2 |
Слова-предметы | Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении. Предложения из двух слов. | 1 |
Слова - действия | Составление предложений из двух слов. Постановка вопроса «что делает?» | 1 |
Слова-признаки | Составление предложений из 3-х слов. Постановка вопросов «какой?» «какая?» «какое?» | 1 |
Слог | Практическое знакомство с термином «слог». Развитие умения произносить слова по слогам. | 1 |
Имена собственные | Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. Расширение круга имен собственных. | 1 |
Звук и буква | Различие звука и буквы. Гласные звуки и буквы. Выделение цветом. Согласные звуки и буквы. Обозначение цветом. Характеристика гласных звуков. | 4 |
Гласные звуки | Характеристика гласных звуков. Нахождение в односложных слова гласных звуков. Развитие умения слышать гласный звук. Нахождение и выделение гласного звука вначале слова. Гласный звук в конце слова. | 2 |
Звук [а] и буква А, а | Буква А, а. Звук [а]. Выделение звука из слова (начало, середина, конец). Лексическая тема «фрукты». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | 1 |
Звук [о] и буква О, о | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «овощи». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | 1 |
Звук [о] и буква О, о | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Дифференциация «фрукты» - «овощи». Закрепление, Повторение, расширение активного словаря. Предлоги НА, В, ПОД. | 1 |
Звук [э] и буква Э, э | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «деревья». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. | 1 |
Звук [у] и буква У, у | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. | 1 |
Звук [ы] и буква ы | Выделение звука из слова. Звукобуквенный анализ слова. Лексическая тема «цветы». Повторение, обобщение представлений. Расширение активного словаря. Развитие умения выбирать из текста слова со звуком [ы]. Множественное число существительных. | 1 |
Дифференциация гласных звуков [и] - [ы] | Различия в написании. Различие по произношению и на слух. Звукобуквенный анализ и синтез. Ударение. Развитие умения узнавать гласные в словах, определять количество гласных, их позицию, определение на слух ударной гласной. | 2 |
Звук и буква П | Закрепить звуки п, пь, формировать навыки письма букв, слогов со словами, уточнить употребление предлога ПО, обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. | 2 |
Дифференциация Б-П | Учить дифференцировать звуки п, пь,б,бь по звонкости-глухости на слух при чтении, на письме; познакомить с написанием парных звонких и глухих согласных п-б на конце слова. | 1 |
Звук и буква В | Закрепить звук в, познакомить с их графическим обозначением; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. | 2 |
Звук и буква Ф | Уточнить произношение звуков ф, фь; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов. | 2 |
Дифференциация В-Ф | Учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости в слогах, словах и предложениях. | 1 |
Звук и буква Г | Закрепить звуки г, гь; познакомить с их графическим изображением; обучать звуко-буквенному анализу трехсложных слов; формировать навык чтения слогов и слов с буквой Г. | 2 |
Звук и буква К | Уточнить произношение звуков к, кь; учить выделять звуки из состава слова; познакомить с их графическим обозначением; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. | 2 |
Дифференциация Г-К | Дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить с написанием парных звонких и глухих согласных г-к на конце слова. | 1 |
Звук и буква Д | Закреплять звуки д, дь; формировать навык письма буквы Д, д; слогов и слов с ними; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. | 1 |
Звук и буква Т | Закреплять звуки т, ть; формировать навык письма буквы Д, д; слогов и слов с ними; обучить звуко-буквенному анализу; чтение слогов, односложных и двусложных слов. Учить дифференцировать звуки д–т по звонкости-глухости на слух при чтении и на письме. | 1 |
Звук и буква З | Закрепить звуки з, зь; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу двусложных слов. | 2 |
Звук и буква С | Закрепить звуки с,сь; формировать навык письма бук С,с, слогов, двусложных слов. | 2 |
Дифференциация З-С | Учить дифференцировать звуки с-сь; з-зь; по звонкости-глухости и твердости-мягкости на слух. | 1 |
Звук и буква Ж | Закрепить звук ж, знакомить с его графическим изображением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов, слов и предложений с буквой Ж. | 2 |
Звук и буква Ш | Закрепить звук ш, знакомить с его графическим изображением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов, слов и предложений с буквой Ш. | 2 |
Дифференциация Ж-Ш | Учить дифференцировать звуки ш-ж по звонкости-глухости в слогах, словах и предложениях, и буквы Ш-Ж при чтении и письме. Развивать зрительное восприятие. | 1 |
Дифференциация Б-Д | Учить дифференцировать звуки б, бь,д,дь по звонкости-глухости на слух при чтении, на письме. | 4 |
Дифференциация С-Ш | Учить дифференцировать звуки с, сь,ш,шь по звонкости-глухости на слух при чтении, на письме; упражнять в согласовании числительного с существительным, отрабатывать дикцию, развивать зрительное восприятие. | 4 |
Дифференциация З-Ж | Учить дифференцировать звуки з-ж в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении, и буквы З-Ж при чтении и письме. Развивать мышление. | 2 |
Дифференциация С-Ц | Учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать воображение. | 2 |
Дифференциация Ч-Ш | Учить дифференцировать звуки ч-ш в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать внимание. | 2 |
Дифференциация Ч-Щ | Учить дифференцировать звуки ч-Щ в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении. Развивать слуховое восприятие. | 2 |
Звук и буква Л | Уточнить произношение звука л; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными. Развивать слуховую память. | 2 |
Звук и буква Р | Уточнить произношение звука р; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык письма слогов и слов с буквой Р, р. | 2 |
Дифференциация Р-Л | Учить дифференцировать звуки р,рь - л,ль на слух и в произношении и буквы Р-Л при чтении и на письме: развивать дикцию, учить передавать интонацию. | 2 |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
2 класс
Форма занятий | Этап. Тема | К-во часов 68 |
Подгрупповая, индивидуальная | Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти • артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка; • уточнение изолированной артикуляции гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и); • уточнение артикуляции согласных; • заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артиллерийская бригада и др.). • четкое послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста) • упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука — обозначение голосом, артикуляция и буквы — графическое изображение); • фонематический анализ слов различной звуконаполняемости; • упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков; • звуковой анализ слов, работа со схемами; | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Звук, слог. Ударение. Гласные и согласные звуки • упражнения в различении на слух слов с оппозиционным согласным, с разными ударениями; • упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины, • чтение слоговых таблиц | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и • фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; • упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью ; • фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными; • упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах; | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце; • упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука в середине слова • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине; • упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине; • упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине | 6 |
Подгрупповая индивидуальная | Языковой анализ и синтез. Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы. Развитие объема слухоречевой памяти составление предложений по схемам: по опорным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин; • зрительные, слуховые диктанты • повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие зрительного восприятия букв • реконструкции букв; • упражнения на реконструкцию букв, составление из элементов, дописывание строчных и прописных букв; • работа с зеркально-расположенными буквами; • нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Работа над праксисом кисти руки • тренировка в пробах на динамический праксис (кулак — ладонь — ребро); • прописывание букв в воздухе, на столе; • обведение букв по точкам; • штриховка контурно изображенных фигур; • использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина; • упражнения в прописях | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание чк, чн •характеристика звуков ж и ш; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи-ши; • характеристика звуков ч, щ; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний ча-ща, чу-щу; • упражнения на написание слов с сочетаниями чк,чн; • дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов • придумывание слов и предложении; • подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие морфологического анализа • анализ групп родственных, однокоренных слов; • упражнения в выделении единого корня в словах • подбор однокоренных слов; • разбор слов по составу; подбор однокоренных слов с корнями (вода, водяной, водопровод); | 6 |
Подгрупповая индивидуальная | Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова • упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой | 14 |
Подгрупповая индивидуальная | Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме • вписывание пропущенных ъ и ь; • написание коротких диктантов; • дидактические игры на различение ъ и ь; • перенос слов с разделительными а и ь | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие лексико-грамматических категорий • подбор синонимов; • подбор антонимов: • придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие лексико-семантических связей
| 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Согласование имен существительных с прилагательными. • тренировочные упражнения на согласование существительных с прилагательными. | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Беспредложное и предложное управление • упражнения в спряжении глаголов Правописание личных окончаний глаголов | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие синтаксического анализа • составление предложений с заданным словом; • работа с деформированными предложениями | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие связной устной и письменной речи • составление рассказа по серии сюжетных картин; • работа с деформированным текстом; | 2 |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
3-4 класс
Темы | Содержание | Часы 68 |
I. Слово. Словосочетание. Предложение. | 54 | |
1. Развитие навыков словообразования | 16 | |
1. Родственные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. | 3 |
2. Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов. | 2 |
3. Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами. | 3 |
4. Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса. | 3 |
5. Морфологический состав слова | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе, окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. | 2 |
6. Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. | 4 |
2. Развитие навыков словоизменения | 12 | |
7. Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. | 2 |
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного). | 2 |
9. Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления. | 2 |
10. Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи. | 6 |
3. Развитие навыков согласования слов | 26 | |
11. Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. | 2 |
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами. | 2 |
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи. | 9 |
14. Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета с графической схемой. | 1 |
15. Согласование глагола с существительным в числе | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия. | 2 |
16. Согласование глагола с существительным в роде | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами. | 2 |
17. Согласование глагола с существительным во времени | Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. | 4 |
18. Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи. | 4 |
II. Предложение. | 10 | |
1. Предложение | Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст. | 5 |
2. Состав предложения | Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями. | 5 |
III. Текст. | 3 | |
1. Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаки: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ) 3 КЛАСС
В данном коррекционном занятии задания и упражнения представлены в занимательной форме, создаются проблемные вопросы, на которые дети стараются найти и обосновать свои ответы. Вызыв...
Рекомендации по преодолению дисграфии и дислексии у учащихся.
Частичное расстройство процессов письма и чтения обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок (не связанные с применением орфографиче...
Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии
Что такое дисграфия и дислексия и как с этим бороться....
Интегрированное логопедическое занятие (коррекционное и технология) с использованием ИКТ (дисграфия и дислексия).
Миру - мир. Синонимы....
«Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников".
Дисграфия – стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложн...
Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии у младших школьников
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие дети вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-т...
«Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников".
laquo;Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников. В последнее время всѐ чаще и чаще учителя начальных классов и учителя-логопеды сталкиваются с такой...